Тема. «Красивые рыбы. Монотипия.»
Цель урока: Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы.
Задачи:
Образовательная: научить видеть красоту формы, окраски, узоров разнообразных видов рыб; научить рисовать рыбок в технике монотипия; закрепить навыки и умения выполнения узоров; ознакомить со способом последовательного изображения рыбы
Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического вкуса при украшении узорами рыб; умения понимать и ценить прекрасное; развивать логическое мышление учащихся.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость
Планируемые результаты для ученика:
Предметные:
Научатся работать с красками в новой технике рисования.
Метапредметные:
Личностные:
Адекватная мотивация. Внутренняя позиция, самооценка. Смело работать красками.
Регулятивные:
работать с инструментами и материалами ИЗО.
Познавательные:
наблюдать и познавать окружающий мир.
Использовать технику рисования "Монотипия"; умение анализировать, сравнивать, находить отличия.
Коммуникативные:
Умение рассуждать, задавать вопросы.
Понятийный аппарат: техника "Монотипия".
Оборудование: Для учителя: ИКТ и средства обучения: Презентация. Имитированные элементы морского дна для коллективного панно. Набор для игры «Собери рыбку» (туловище, хвост, плавник).
Зрительный ряд:
Рисунки учащихся по теме. Музыкальный ряд: музыкальная композиция «Шум моря»
Литературный ряд: загадки.
Рекомендуемые художественные материалы: Материалы для учащихся: стаканчик для воды, кисть №4, №1, гуашевые краски, файл с белым листом, отдельно белый лист.
Планируемая творческая деятельность обучающихся.
Изображение рыбки в технике монотипия.
Создание коллективного панно «На дне морском».
Ход урока
I. Организационный момент и введение в урок.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверить, как учащиеся организовали порядок на рабочем месте.
II. Актуализация знаний.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вильнет хвостом
Туда-сюда – и нет ее,
И нет следа.
III. Обобщение и формулировка цели учителем.
- О ком идет речь?
- Кого будем рисовать на уроке?
-А кто такие рыбы? (Водные животные, покрытые чешуёй)
- Верно. Как вы уже сказали, изображать мы сегодня будем рыбок и тема нашего урока «Красивые рыбки».
- Как вы думаете, что нового мы узнаем, чему мы сегодня научимся?
Ответы детей.
- (обобщая ответы детей) Увидим различных красивых рыбок, узнаем о них много нового, научимся изображать рыбок, познакомимся с новой техникой изображения "Монотипия", а помогать нам будет как и на предыдущих уроках Мастер Украшения. Он напоминает нам, что мир вокруг наполнен неброскими узорами разных поверхностей, и их надо уметь замечать.
IV. Сообщение новых знаний ( Словесно-наглядный метод. Игровая форма – заочная экскурсия)
1. Виртуальное путешествие.
- Ребята, к нам в гости сегодня приплыла золотая рыбка. И она приглашает вас в удивительное путешествие в свое царство.
- Ребята, а вы знаете в каком царстве живет Золотая рыбка? (Подводное царство)
- Где могут жить рыбы? ( Рыбы живут в реке, море, океане, озере.)
- Что же, давайте отправимся в увлекательное путешествие посмотреть на морские владения рыбки.
- Итак, закройте все глазки, поднимем руки вверх, изобразим покачивание волн. (Звучит шум волн)
-Море волнуется раз,
-Море волнуется два,
-Море волнуется три
-Морская фигура проснись.
- Открыли все глазки.
Итак, мы на дне морском.
-Что мы слышим? (Шум волн)
1слайд.
-Посмотрите, какая здесь красота, лучи солнца пробиваются сквозь воду к морским жителям.
-Кого мы здесь видим? (рыбы, морская звезда, морской конёк)
- Что ещё есть на дне морском? (Водоросли, кораллы, камни)
2-3 слайд.
- Какими красками украшено дно моря? (Синие, зеленые, красные, желтые)
- Какими узорами украшены рыбки?
4 слайд.
-Посмотрите, какие маленькие красивые золотые рыбки плавают. Это подружки нашей гостьи - золотой рыбки.
-Но кто это пробирается сквозь волны?
1(Загадка)
В океане хоть не часто
Всё ж совсем небезопасно!
Посмотри, вон там нырнула
Острозубая... (Акула)
5 слайд.
-Что вы о ней слышали?
Матвей
- Акула опасный хищник. Она очень быстро плавает, у нее много зубов. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Нужно быть очень осторожными. Средняя продолжительность жизни акулы не больше 30 лет, но некоторые акулы могут прожить больше 100 лет. Акулы обитают во всех морях и океанах.
2. Вновь играя и шаля
Перед носом корабля.
Над водой мелькают спины, -
Мчатся шустрые…
(Дельфин)
6 слайд.
-Посмотрите, кто это? (Дельфины)
-Что вы о них знаете?
(Копал Дима)
-Да это дельфины. Они любят плавать возле кораблей, и они часто помогают людям. Дельфины считаются самыми умными животными, они даже умеют общаться друг с другом, используя в разговоре различные звуки: щелканье и свист.
3. Вроде рыба,
вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-…. (кит).
-Посмотрите, а это кто?
7 слайд.
- (КИТ) Что вы о нем знаете?
Ванесса
-Да это кит, самый огромный обитатель моря. Это самое большое животное в мире. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. Они очень добрые и не причиняют нам никакого вреда.
8 слайд.
- Смотрите, смотрите, кого мы видим? Это загадочные и невероятно красивые обитатели морей и океанов - медузы. Что слышали о них?
ГУТЕРА
-Среди медуз есть очень опасные, они могут нанести болезненный ожог. Но на самом деле медузы приносят пользу, они фильтруют, очищают морскую воду
- А это морские звезды.
9 слайд.
Алена.
-Морские
звезды – самые загадочные существа подводного мира.
Они появились на планете давно. Ярко окрашенные звезды имеют 5 лучиков. Живут
они около 35 лет.
10 слайд.
-.А это морские ежи. Для чего им иглы, как думаете?
Виталя
-С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну.
-Давайте посмотрим, какие ещё есть обитатели в морских глубинах.
слайд. 11-17
17 слайд.
- Посмотрите, какие красивые рыбки, какого цвета они? какие узоры есть на рыбках? (ответы детей)
-Итак, мы посмотрели с вами царство рыбки и её друзей. Каких вы увидели рыбок? какие они бывают по размеру, по цвету? (Большие и маленькие, яркие и неприметные)
- В настоящее время в морях и океанах обитает около 20 тысяч различных видов рыб.
Рыбы – одни из самых древних животных на нашей планете. Они появились много миллионов лет назад. Воды на Земле больше чем суши, поэтому самые разные рыбы живут в холодных океанах, теплых морях, озерах и реках.
Ну что же, мы узнали много интересного, но пришла пора нам возвратиться в класс. У нас ещё много дел.
- Итак, закройте все глазки, поднимем руки вверх, изобразим покачивание волн. (Звучит шум волн)
-Море волнуется раз,
-Море волнуется два,
-Море волнуется три
-Морская фигура проснись.
- Открыли все глазки.
2. Групповая работа. Игра «Рыбы из сказок».
- А где мы еще встречаемся с рыбками? Откуда приплыла к нам золотая рыбка? В сказке. Ребята, которые сидят за первыми партами, повернулись к ребятам, сидящим за второй партой.
Поработаем в группах.
- У вас на столах лежат конвертики. достаньте пазлы из конверта. Перед вами стоит задача, сложить правильно пазл, и подобрать к собранному правильное название. Выбрать одно из трёх. (Сказка о рыбаке и рыбке, По щучьему велению, Конёк - Горбунок -Чудо-юдо рыба -кит.) Так в каких сказках мы встречаемся с рыбами? Молодцы, вы справились с заданием.
3. Физминутка.
Рыбки весело резвятся
В синей солнечной воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
4. Строение рыбы.
Из каких частей состоит рыба? (Голова, туловище, хвост, плавники, жаберная крышка).
Игра «Собери рыбку».
Давайте соберем нашу рыбку. Предлагается собрать вырезанную из картона рыбку. К туловищу приставляем голову, хвост и плавники.
Выполняется упражнение учащимися по очереди.
- Чем же похожи все рыбы? ( У них есть туловище, хвост, плавники, глаза, рот и т.д.)
- Чем отличаются друг от друга рыбы? ( Дети отвечают ).
-формой тела (Круглое, овальное, вытянутое, короткое);
-плавниками ( длинные, короткие, похожие на веер, на парус, треугольники и т.д.)
- хвостами (серповидные, вильчатые, закругленные и т.д.)
- А еще рыбки отличаются цветом. Назови цвета рыбок.
5. Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. Педагогический рисунок.
- Ребята, а теперь нашей рыбке очень хочется чтобы вы нарисовали ей друзей, которых она показала вам.
- Сегодня мы с вами, используя различные цвета , нарисуем наших красивых рыбок необычным способом, который называется монотипия.
-Повторите хором.
-Монотипия обозначает - моно- один, типия- отпечаток. Отпечаток мы будем делать с файлов, значит и рисовать мы будем не на листочках, как привыкли, а на файлах, а листочек будем прикладывать к файлу. Приступим к работе.
Этапы выполнения работы показываются учителем.
Вопросы для учащихся:
- Как расположим файл? Почему?
- С чего начнем работать?
- Большой кисточкой сделаем овальное пятно в середине файла. Использовать можно разные краски, ведь рыбки у нас разноцветные. Дорисуем к пятну хвост, плавники вверху, внизу. Краской нужно работать быстро, чтобы она не высохла. Рыбка где живет? (В воде) Вокруг рыбки нарисуем воду , какой краской? Можно использовать разные краски, синие, белые, зеленые, и даже красные, желтые, так как морское дно разноцветное, песок , водоросли, кораллы.
- А теперь возьмем белый лист и приложим его к файлу, прижмем, разгладим. После этого лист нужно будет снять движением сверху вниз, чередуя движение : немного оторвали - приложили, оторвали-приложили. Так несколько раз. У нас получится изображение похожее на рябь воды. Затем работа подсыхает, мы прорисовываем детали тонкой кисточкой: голова, чешуйки, плавники, хвост. Если время осталось, можно нарисовать водоросли, камни.
6. Реализация творческой деятельности./Практическая работа учащихся. Самоконтроль. Коррекция.
Приступаем к работе.
Вопросы во время работы:
- Какие бывают рыбки?
- Почему они похожи?
Создание коллективного панно на доске "На дне морском". (Помещаем рисунки на доску ,украшаем низ доски водорослями, камнями (вырезанными из цветного картона)
- Ребята, вам удалось нарисовать красивых рыбок. У нас получилось сказочное подводное царство.
У нашей гостьи - рыбки теперь здесь появилось много друзей.
7.Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились? (Рисовать рыб и украшать их узорами.)
- Кто запомнил, как назывался необычный способ, которым мы рисовали? (Монотипия)
- С каким настроением наша рыбка отправится к себе домой? Каких рыбок она с собой заберёт? Это сейчас решите вы.
-У вас на столах у каждого по три рыбки, красная, желтая и зеленая.
Если вы считаете, что урок вам понравился, у вас всё получилось, поднимите зеленую рыбку.
- Если вы решили, что у вас что-то не получилось - поднимите желтую рыбку.
- Если вдруг вы совсем ничего не сделали - поднимите красную рыбку.
Итак, ребята, рыбке очень понравилось с вами работать, благодаря вам, у неё хорошее настроение, но ей пора возвращаться домой вместе со своими друзьями, а вам нужно убрать рабочие места. Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.