Конспект
Оценка 4.9

Конспект

Оценка 4.9
doc
24.01.2020
Конспект
lisa_i_teterev.doc

25.04.16. Литературное чтение урок № 11. Тема: «Лиса и тетерев"

Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения.

 

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"

 

Задачи:

1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами

 2. Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

 3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

 

                                                     Планируемые результаты:

Предметные:  Совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям  устного народного творчества

Метапредметные:                                 

 

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

 

  • Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

 

  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

 

Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.

 

Межпредметные связи: окружающий мир.

 

Оборудование: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки с характеристиками героев, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки, презентация, мультимедийный проектор.

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки в классе. Учитель встречается глазами с каждым ребёнком.

2. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Открытие детьми нового знания.

Цель: знакомство с произведением, первичное осмысление на личностном уровне.

 

 

 

 

 5. Физкультминутка

 

 

 

 

 

6. Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Физминутка

 

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 

 

 

8. IX Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

 

 

 

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.               

- Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю Вам всем хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Садитесь.

Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает.

……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. 

- Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить.

- Когда возникли сказки?

- А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь их создавались очень давно?

-  Чему учат сказки?

-  А кто же их сочинял?

- Узнаем, кто сегодня на уроке будет нашим первым гостем?

Отгадаем загадку: «Рыжая плутовка бежит по лесу ловко, следы заметает хвостом, ищет зайца под кустом». Кто это? 

На доску вывешивается карточка со словом «лиса»

- Лисица снова героиня нашего урока. Давайте вспомним, какая она бывает в русских народных сказках?

Дети нарисовали иллюстрации к сказкам « Заюшкина избушка»,        «Колобок», « Кот, дрозд и лиса», « Лисичка со скалочкой». Они выходят к доске со своими рисунками и прикрепляют их к доске. Учитель просит вспомнить название сказки, показывая на иллюстрацию указкой.

- Какая была лиса в этой сказке? Как она обманула зайца?  (петушка, Колобка, мужика) Зачем она это делала? Какие слова при этом говорила? Какую песенку пела? Каким голосом?

На доске появляются карточки со словами «хитрая», «злая», «обманщица», «плутовка», «жадная», «коварная». Они располагаются в столбик под словом «лиса».

- А бывает, что лису кто-нибудь проучит, перехитрит? Кто?

В какой сказке? Почему петушку это удалось? А какая ещё лиса?

Добавляется слово «трусливая».

- Давайте прочитаем слова, характеризующие лису, хором.

- Хорошие ли это качества характера? Испытываете ли вы радость, читая сказку, когда лиса бывает наказана за своё коварство? Сегодня мы познакомимся ещё с одним новым героем сказки, который проучит хитрую лису. Хотите узнать, как это произошло?

- Встречаем героя сказки. Это тетерев. ( На доску  помещается изображение птицы и карточка со словом «тетерев»)

Объявляется тема урока « Русская народная сказка « Лиса и тетерев». Цель нашего урока - выяснить, изменится ли в лучшую сторону характер лисы и  какой характер у  тетерева в этой сказке?  Как вы думаете, может ли эта сказка вас чему-нибудь научить? Ваша задача - активно работать: слушать, наблюдать, читать, искать ответы в тексте.

Работа у нас будет идти по плану: (план записывается на доске)

1.      Словарная разминка.           

2.      Поиск незнакомых слов.

3.      Слушаем учителя.

4.      Читаем сами.

5.      Отвечаем на вопросы.

6.      Читаем по ролям.

Итак, начинаем. Откроем учебник стр.62.

Словарная разминка:

Чтение слов шепотом, вполголоса, хором.

- Прочитайте эти слова ещё раз про себя, «молчаливое чтение». Покажите «светофориком», как вы оцениваете себя, кто затрудняется - показывает красный цвет. Прочитает слова классу Шамрат, Рамзан, Даяна, Джафар. Молодцы!

- А сейчас прочитайте самостоятельно, какие слова нужно найти в словаре и выполните задание. Кто справится - покажет зелёный цвет. Прочитайте вслух значение слова «указ». Что же за указ появится в сказке, узнаем, прослушав сказку.

Учитель даёт образец чтения. Интонация лисы меняется от лицемерно-ласковой в начале до испуганной в конце. Интонация тетерева задумчивая, спокойная. Объясняется значение словосочетания «навострить уши».                                     Насторожить слух (о животных).

Вот мы сказку прочитали

А теперь тихонько встали

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно – одной, другой – это кроль.

Раз, два – это брасс.

Беседа по вопросам:

- О чём думала лиса, когда начинала говорить с тетеревом? Какой у неё был голос? Что за история с указом?  Действительно ли бежали собаки, о которых сказал тетерев?                                                             

- Прочитаем сказку ещё раз, «жужжащее чтение», кто прочитает, покажет «светофориком».

- Приготовились читать по предложениям, соблюдаем интонацию. Оцените себя

- Какой была лиса в начале сказки? Что она чувствовала?

- Догадался ли тетерев о её намерениях? Действительно ли бежали собаки? Каков характер лисы в этой сказке? Сделаем вывод: лиса  в русских народных сказках обладает устойчивым характером, то есть она отрицательный персонаж – хитрая, злая, жадная, льстивая, обманщица, лгунья, плутовка, при этом трусливая.

- Какой же тетерев в этой сказке? О чём говорят его поступки? На доске появляются карточки со словами «умный», «догадливый», «спокойный», «вежливый», «сообразительный». Они расположены под словом «тетерев».

- Сделаем вывод: тетерев – положительный персонаж, он спокойный, вежливый, умный, сообразительный.

1. Как приветствовала лиса тетерева? (выборочное чтение)

2. Что ответил на ее приветствие тетерев?

3. Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глухой, придумала историю с указом)

4. А что говорилось в указе? (выборочное чтение)

5. Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? (тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)

6. Зачем он сказал лисе о собаках?

7. Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего» (тетерев иронизирует над лисой,  выявляет её лживость)

 

- Что у нас по плану? Ролевое чтение. А сколько в этой сказке ролей?                                 Чтение сказки по ролям.

- Поработайте в парах – определите, где слова лисы, где слова тетерева, а где слова автора. Готовность покажите зелёным светом.

К доске выходят трое учеников читать по ролям.

- Первый ряд оценивает правильность чтения (нет ли ошибок в словах) и выразительность, второй ряд оценивает громкость чтения и правильно выбранную интонацию.

 

1. Работа в парах.

Какой была лиса, каким был тетерев?

Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

 На слайде появляется правильный ответ.

 

2. (У каждого ученика на столе  карточки. Он работает по той, героя которого он выбрал)

Как говорит лиса и как говорит тетерев?

Работа по карточкам индивидуально (согласно выбранного персонажа)

Соотнесите:

Лиса            ласково

Тетерев       спокойно

                     грубо

                     нежно

                     тихо

                     громко

                     медленно

                     торопливо На слайде появляется правильный ответ.

1. Прочитайте и подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? Что волшебного в этой сказке?

 

2. Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?

 

1. Зачем народ  создал эту сказку?

2. Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки?

 

Оцените свою работу. Закончите предложение.

Мне было…..

Я сегодня узнал….

Я захотел…..

Вспоминают, систематизируют, осмысляют назначение народных сказок.

 

Сказка

 

 

 

 

 

называют лису

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети хором читают по слогам сложные слова из сказки. Они напечатаны в учебнике перед сказкой.

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

 

 

Чтение сказки учениками. «Жужжащее» чтение способствует увеличению скорости чтения.

(дети показывают красный или зелёный свет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают слова для характеристики героев.

 

Проверяют правильность по эталону (образцу)

 

 

 

Соотносят  манеру говорения с героями сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают результат своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить)

 

 

 

 

 

 

Какой была лиса, каким был тетерев?

 

Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

 

Какой была лиса, каким был тетерев?

 

Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

 

Какой была лиса, каким был тетерев?

 

Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

 

Какой была лиса, каким был тетерев?

 

Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

 

Какой была лиса, каким был тетерев?

 

Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

 

Какой была лиса, каким был тетерев?

 

Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект

Конспект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020