МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
Русский язык 3 класс
Тема урока:
«Значение и употребление глаголов в речи»
УМК «Школа России»
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
г. ВИДНОЕ
2016
Тема: Значение и употребление глаголов в речи.
Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
Задачи:
1.Образовательные:
1. Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
2. Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
3. Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
2. Развивающие:
1. Развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
3. Развивать интерес у детей к предмету.
4. Развитие общеучебных навыков.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, ответственность,
2. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Планируемые результаты: обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы –синонимы и антонимы в речи .
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями, конторка
Этапы урока |
Деятельность учителя |
||||||||||||
I.Оргмомент Мотивация познавательной деятельности |
-Прочитайте девиз урока: -У нас у каждого свое мнение и его нужно
озвучить. -Начинаем работать |
||||||||||||
II.Актуализация знаний 1.Словарная работа
|
Работа в парах
Игра «Разбей на группы». -Я буду говорить задание, а вы будете выписывать те слова, о которых идет речь. - Выпишите все слова, которые называют предметы одежды. - Выпишите все географические названия. - Выпишите все слова, которые называют овощи. - Прочитайте слова, которые остались невыписанными? (плавает, бегают, прыгает) - Что объединяет эти слова? (они глаголы) - Докажите это. Что такое глагол? - А какой темой они объединены? (Спорт. А спорт – это здоровье)
|
||||||||||||
2.Минутка чистописания
|
-Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь Письменными буквами в соединении 1 вариант: гсгигнгогнгигмгы 2 вариант: гагнгтгогнгигмгы
- Возьмите карандаш и вычеркните букву г. - Что интересного заметили? - Какое слово получилось? Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы». |
||||||||||||
III.Самоопределение к деятельности Формулирование темы урока, постановка учебных задач. |
- Опираясь на оставшиеся слова в карточке « Разбей на группы » и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока. Тема урока. Какова цель нашего урока? -Чему мы научимся, ответив на эти вопросы? -Какие учебные задачи мы должны решить на уроке? -Я предлагаю вам выбрать из списка те вопросы, на которые мы должны будем ответить. Назовите их - Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? - Какие глаголы называются синонимами? - Какие сказки сочинил А.С.Пушкин? - Какие глаголы называются антонимами? - Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?
- Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз. - В каких литературных произведениях мы можем встретить глаголы-антонимы и глаголы-синонимы? (Синонимы и антонимы часто используют в своих произведениях писатели и поэты, их примеры можно встретить в пословицах, поговорках, загадках.)
|
||||||||||||
IV.Формирование новых знаний
1. а) Редактирование предложения, устранение повторов. |
-Давайте проведем небольшое исследование Учитель читает запись на доске. По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. - Понравилось ли вам предложение по конструкции? - Как можно избежать повторения слов в предложении? Подберите синонимы к глаголу проходят -Отредактируйте предложение, используя слова для справок (Слова для справок: величаво проплывают, едут, проносятся) - Для чего используют синонимы в речи? Точнее выражается мысль. Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. |
||||||||||||
б) упр175 (второе предложение) |
-Назовите сказку -Спишите второе предложение, подчеркните глаголы-синонимы Взаимопроверка Оцените работу |
||||||||||||
Физминутка |
Вы хорошо потрудились. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в нескольких словах. Покачайтесь,
покружитесь,
|
||||||||||||
в) работа со стихотворением
2.Работа над понятием антонимы а)Письмо по памяти |
Спорт-жизнь!
Продолжите пословицу (на доске): - Ласточка день начинает, а соловей… (кончает). Объясните смысл. - Да, соловей – известный ночной певец. Пение соловья все знают и любят. Но поют только самцы и очень короткое время, после появления птенцов, песен соловья почти не слышно. Зато в конце мая – в июне его можно слушать всю ночь. -Давайте и мы немного послушаем пение соловья. (пение соловья) -Объясните орфограммы, которые встречаются в этой пословице. -Запишите пословицу по памяти. Проверка. Сверка с доской - Подчеркните в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать? (Начинает – кончает, это антонимы). - Какие слова называются антонимами? Антонимы – слова, противоположные по смыслу |
||||||||||||
б) Игра «Перестрой фразы наоборот» |
У: Я буду говорить У: Я буду работать. |
||||||||||||
в)Работа в группе Творческая работа с пословицами:
|
- Собери пословицы Мир строит, а ….. война разрушает Добро помни, а ….. зло забывай Любишь брать, ….люби и отдавать.
- Для чего нам необходимы антонимы? - Речь становится красивой, выразительной, точной. |
||||||||||||
Физминутка для глаз |
Слайд |
||||||||||||
Закрепление новых знаний Подбор синонимов и антонимов. |
- Подберите синонимы и антонимы к глаголам Заступиться – Бранить- |
||||||||||||
Знакомство со словарём синонимов и антонимов.
|
- Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к словарю.) - Откройте учебники на стр.154-155 1вариант-выписать две пары глаголов-синонимов 2вариант-выписать две пары глаголов-антонимов Дети находят примеры слов в словаре синонимов и антонимов. Проверка Оцените свою работу |
||||||||||||
Дифференцированная работа |
1карточка 1.Подчеркните глаголы – синонимы. Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало. 2.Подбери к существительным пары глаголов с антонимами Дом- (строить-разрушать) , телевизор- (включить-выключить),
|
||||||||||||
2 карточка 1. Замените синонимами глаголы: Солнце село - (зашло, закатилось) Самолёт сел – (приземлился) 2. Запиши антонимы: Ходить - ….. летать -…. Засыпать -… - Какие слова-глаголы отвечают за здоровье? |
|||||||||||||
3карточка 1. Найти синонимы и подчеркнуть их. Зябнет
осинка,
2.Допиши глаголы с противоположным значением Солнце всходит и _________(заходит) Как аукнется, так и ________(откликнется) Смелые побеждают, а трусливые ___( погибают).
|
|||||||||||||
Проверь себя! |
Оцените свою работу. |
||||||||||||
Рефлексия |
Соотнеси определение с парами глаголов Ссориться- мириться Грустить- печалиться Танцевать-плясать
- Какова была тема урока? - Соответствовала ли наша работа теме урока?
Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале урока? Слайд (вопросы на слайде) - Какие глаголы называются синонимами? Какие глаголы называются - антонимами? - Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? (речь должна быть яркой, точной, более выразительной) - Чему мы должны были научиться на уроке? - Достигли ли мы своей цели? Выразите свое отношение к уроку |
||||||||||||
Домашнее задание |
1. Написать мини-текст о спорте, используя слова-глаголы. 2.Подобрать 3 пословицы с глаголами- антонимами. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.