Конспект
Оценка 4.9

Конспект

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
25.04.2020
Конспект
Конспект урока по русскому языку для 3 класса
урок 14.04.2014.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык 3  класс

Тема урока:

«Значение  и  употребление  глаголов  в  речи»

УМК «Школа России»

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

 

 

 

 

 

г. ВИДНОЕ

2016

Тема: Значение  и  употребление  глаголов  в  речи.

Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи:

1.Образовательные:

1.     Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.

2.     Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.

3.     Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

2. Развивающие:

1.     Развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность.

2.     Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.

3.     Развивать интерес у детей к предмету.

4.     Развитие общеучебных навыков.

 

3. Воспитательные:

1.     Воспитывать самостоятельность, ответственность,

2.     Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

 

 

Планируемые  результаты: обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся  распознавать глаголы  среди  других  частей  речи,  употреблять  глаголы –синонимы  и  антонимы  в  речи  .

Тип  урока:  урок изучения нового материала.

Оборудование:  проектор, компьютер,  интерактивная   доска,  презентация,  карточки для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями, конторка 

 

 

Этапы  урока

Деятельность  учителя

I.Оргмомент

Мотивация  познавательной  деятельности

-Прочитайте девиз урока:

-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.
- Мы имеем право на ошибку.
«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»

-Начинаем работать

II.Актуализация  знаний

1.Словарная  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  в  парах

Москва

бегают

капуста

пальто

платок

огурец

Россия

прыгают

плавает

сапоги

помидор

Волга

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Разбей на группы».

-Я буду говорить задание, а вы будете выписывать те слова, о которых идет речь.

- Выпишите все слова, которые называют предметы одежды.

-  Выпишите  все географические названия.

- Выпишите  все слова, которые называют овощи.

- Прочитайте слова, которые остались невыписанными?

(плавает, бегают, прыгает)

- Что объединяет эти слова? (они  глаголы)                 - Докажите это. Что  такое  глагол?

- А какой темой они объединены? (Спорт. А спорт – это здоровье)

 

2.Минутка  чистописания

 

-Перед  вами  лежат  листочки. Вам  нужно  напечатанную  цепочку  букв правильно, аккуратно  переписать  в  тетрадь

Письменными  буквами  в  соединении

1 вариант: гсгигнгогнгигмгы

2 вариант: гагнгтгогнгигмгы

 

- Возьмите карандаш и вычеркните букву г.

- Что интересного заметили?

- Какое слово получилось?

Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».

III.Самоопределение  к  деятельности

Формулирование темы урока, постановка учебных задач.

- Опираясь на оставшиеся слова в карточке « Разбей на группы » и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока.

Тема  урока.

Какова  цель  нашего  урока?

-Чему мы научимся, ответив  на  эти  вопросы?

-Какие  учебные  задачи  мы  должны  решить  на  уроке?

-Я  предлагаю  вам  выбрать   из  списка  те  вопросы,  на  которые  мы  должны  будем  ответить. Назовите их

- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

- Какие глаголы называются синонимами?

- Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?

- Какие глаголы называются антонимами?

- Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?

 

- Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы.

Учитель зачитывает вопросы еще раз.

- В каких литературных произведениях мы можем встретить глаголы-антонимы и глаголы-синонимы? (Синонимы и антонимы часто используют в своих произведениях писатели и поэты, их примеры можно встретить в пословицах, поговорках, загадках.)

 

IV.Формирование  новых  знаний

 

1. а) Редактирование предложения, устранение  повторов.

-Давайте  проведем  небольшое  исследование

Учитель читает запись на доске.

По нашей  улице  проходят  троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

- Понравилось ли вам предложение по конструкции?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

Подберите  синонимы  к  глаголу  проходят

-Отредактируйте  предложение,  используя  слова  для  справок

(Слова для справок: величаво проплывают, едут, проносятся)

- Для чего используют синонимы в речи?

Точнее выражается мысль. Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

б) упр175  (второе предложение)

-Назовите  сказку

-Спишите  второе  предложение,  подчеркните  глаголы-синонимы

Взаимопроверка

Оцените работу

Физминутка

Вы  хорошо  потрудились. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в нескольких словах.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И  трудиться  вновь  начните.

 

в) работа со стихотворением

 

 

 

 

 

 

2.Работа  над  понятием  антонимы

а)Письмо  по памяти

Спорт-жизнь!
Надо заниматься спортом, чтобы здорово жить!
Дети любят спорт!
А депутаты поддерживают их!
Для занятий серьезным спортом, надо много времени, а для пробежек всего 20 минут в день!

 

 

Продолжите пословицу (на доске):

- Ласточка день начинает, а соловей… (кончает). Объясните смысл.

- Да, соловей – известный ночной певец. Пение соловья все знают и любят. Но  поют только  самцы и очень короткое время,  после появления птенцов, песен соловья почти не слышно. Зато в  конце мая – в июне его можно слушать всю ночь.

-Давайте  и  мы  немного  послушаем  пение  соловья.

(пение  соловья)

-Объясните  орфограммы,  которые  встречаются  в  этой  пословице.

-Запишите  пословицу  по  памяти.

Проверка. Сверка  с  доской

- Подчеркните   в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать? (Начинает – кончает, это антонимы).

- Какие слова называются антонимами?

Антонимы – слова, противоположные по смыслу

б) Игра  «Перестрой  фразы  наоборот»

У: Я буду говорить
Дети: Мы будем молчать.
У: Я буду стоять.
Дети: Мы будем сидеть.
У: Я буду открывать.
Дети: Мы будем закрывать.

У: Я буду работать.
Дети: Мы будем отдыхать.

в)Работа  в  группе

Творческая работа с пословицами:

 

- Собери  пословицы

Мир строит, а ….. война разрушает

Добро помни, а ….. зло забывай

Любишь  брать, ….люби  и  отдавать.

 

- Для  чего нам необходимы антонимы?

- Речь становится красивой, выразительной, точной.

Физминутка  для  глаз

Слайд

Закрепление  новых  знаний

Подбор  синонимов  и  антонимов.

- Подберите  синонимы  и  антонимы  к  глаголам

Заступиться –

Бранить-

Знакомство со словарём синонимов и антонимов.

 

 

Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к  словарю.)

- Откройте  учебники  на  стр.154-155

1вариант-выписать  две  пары  глаголов-синонимов

2вариант-выписать  две  пары  глаголов-антонимов

Дети находят примеры слов в словаре синонимов и антонимов.

Проверка

Оцените  свою  работу

Дифференцированная  работа

1карточка

1.Подчеркните глаголы – синонимы.   

   Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

2.Подбери к  существительным  пары  глаголов  с  антонимами

Дом- (строить-разрушать) ,                                                 телевизор- (включить-выключить),            

               

2 карточка

1. Замените синонимами глаголы:

Солнце село -  (зашло, закатилось)

Самолёт сел – (приземлился)

2. Запиши антонимы:    

Ходить -  …..                                                                         летать -….                                                                   Засыпать -…

- Какие слова-глаголы отвечают за здоровье?                                                

3карточка

1. Найти синонимы и подчеркнуть их.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

 

2.Допиши  глаголы  с  противоположным  значением

Солнце  всходит  и  _________(заходит)

Как  аукнется,  так и ________(откликнется)

Смелые  побеждают,  а  трусливые ___( погибают).

 

Проверь  себя!

Оцените  свою  работу.

Рефлексия

Соотнеси  определение  с  парами  глаголов

Ссориться- мириться

Грустить- печалиться

Танцевать-плясать

 

- Какова  была  тема  урока?

- Соответствовала  ли  наша  работа  теме  урока?

 

Давайте проверим, нашли  мы ответы на вопросы, которые поставили в начале урока?

 Слайд (вопросы на слайде)

-  Какие глаголы называются синонимами?

  Какие глаголы  называются - антонимами?

-  Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

(речь должна быть яркой, точной, более

выразительной)

- Чему  мы должны  были  научиться  на  уроке?

- Достигли  ли  мы  своей  цели?

Выразите  свое  отношение  к  уроку

Домашнее  задание

1. Написать мини-текст о спорте, используя слова-глаголы.

2.Подобрать  3  пословицы  с  глаголами- антонимами.

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема : Значение и употребление глаголов в речи

Тема : Значение и употребление глаголов в речи

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Минутка чистописания -Перед вами лежат листочки

Минутка чистописания -Перед вами лежат листочки

IV .Формирование новых знаний 1

IV .Формирование новых знаний 1

Работа над понятием антонимы а)Письмо по памяти

Работа над понятием антонимы а)Письмо по памяти

Дети находят примеры слов в словаре синонимов и антонимов

Дети находят примеры слов в словаре синонимов и антонимов

Грустить- печалиться Танцевать-плясать -

Грустить- печалиться Танцевать-плясать -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020