Конспект - беседы «Нецензурная лексика. Виды наказаний.»
Цель: воспитание у детей негативное отношение к нецензурной лексике.
Задачи:
Воспитательно-реабилитационные:
· воспитывать любовь и уважение к родному языку;
· воспитывать культуру общения;
· воспитывать неприязнь к нецензурной лексике;
· воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Развивающие:
· развивать познавательный интерес, любознательность;
· развивать культуру речи.
Информирующие:
· познакомить с основными требованиями к культуре речи;
· познакомить воспитанников с понятиями «нецензурная лексика», «сквернословие»;
· расширить знания воспитанников о виде наказаний за нецензурную лексику.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуй, ребята!
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
1 сл.
Воспитатель: Начать наше занятие я хотела бы словами великого русского ученого, этнографа Владимира Ивановича Даля:
«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя»
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете этого высказывания, что автор хочет сказать этими словами? (ответ детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим на нашем занятии? (ответы детей).
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о культуре нашей речи.
В отличии от выражения «культура речи» существует выражение «нецензурная брань».
2 сл.
- Как вы понимаете выражение «нецензурная брань»?
- Сегодня на нашем занятии я предлагаю разобраться с актуальными вопросами современности:
3 сл.
- Откуда появилась нецензурная брань?
- Почему мы употребляем ее в своей речи?
- Как с этим бороться?
3. Основная часть.
В последнее время все чаще на улице, во дворах, в других общественных местах можно услышать нецензурную брань. Скверные слова мы читаем на сайтах Интернета, слышим с экранов телевизоров. И как бы печально это не звучало, нецензурную брань можно услышать в стенах нашего учреждения.
- Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. Но к глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих людей зачастую вставляют в свою речь скверные слова.
4 сл.
- Что же такое сквернословие?
Нецензурная лексика – это лексика, не нормированная в литературном языке. В неё входят о такие слова как мат, сквернословие.
Воспитатель: в словаре В. Даля сказано: матерщина в русском народе именуется сквернословием от слова «скверна».
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
5 сл.
- Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
6 сл.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
7 сл.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется тем, что по Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
8 сл.
Однако,
· Все знали, что нельзя бранить детей матом, они будут мучимы бесами.
· Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
· Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Сквернословие – порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу.
«Скверное слово - гнилое слово», - писал святой апостол Павел.
9 сл.
Воспитатель: В настоящее время нецензурная речь не допустима и её использование запрещено даже законом. КоАП РФ Статья 20.1. «Мелкое хулиганство». Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Воспитатель: среди нас, к сожалению, тоже есть те ребята, которые употребляют в своей речи нецензурные слова. Как вы думаете для чего подростки употребляют нецензурные слова? (ответ детей).
Воспитатель: подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того, чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.
- А что вам говорят родители, бабушки/дедушки, брать/сестры по этому поводу? Они поддерживают вас? (ответ детей).
Воспитатель: А, что вы чувства, когда к вам обращается нецензурными словами? (ответ детей).
Воспитатель: Ребята предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциация»
10 сл.
Игра «Ассоциация».
Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д. Я буду называть вам слова, а вы называть, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.
(МАМА, КОНФЕТА, СКВЕРНА, ДРУЖБА, НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ.)
МАМА – добрая, красивая, голубые глаза, морковные пироги, пуховые варежки и т. д.
КОНФЕТА – сладкая, шоколад, ореховая начинка, яркая обертка и т. д.
СКВЕРНА – злоба, гадость, ненависть и т.д.
ДРУЖБА – прогулки, лето, секреты (тайны), игры и т. д.
НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ – ссора, драка, злость, обида и т. Д.
Воспитатель: ребята, а теперь скажите мне, вам приятней слышать слова любви, слова ласки, слова доброты или же ругань, брань? Как это влияет на ваше настроение?
Воспитатель: употребление нецензурной речи может привести к отрицательным для личности последствиям: замедляется развитие интеллекта (зачем думать, подбирать слова), нарушаются отношения с окружающими людьми.
Наука предупреждает.
Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат – бранные слова, несущие разрушительный заряд, - его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причём до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, - отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.
11 сл.
Упражнение «Собери последовательность слов»
Воспитатель: ребята, перед вами лежат слова, ваша задача составить их в алгоритм последовательности. И объяснить почему.
(Мысль – слово – действие – привычка – характер – судьба.)
Воспитатель: вы правы, некоторые люди нарушают эту последовательность. И в этом их ошибка. Человек должен обдумать значение тех слов, которые собирается сказать в адрес своего собеседника, а потом уже их произносить.
12 сл.
Воспитатель: - Сегодня я подготовила пословицы о вреде сквернословия. Давайте их обсудим.
С матом дружен – никому не нужен.
От мата уши вянут и коробит душу.
С матерком, что с ветерком - от здоровья ты бегом!
Мат – смертельный яд.
Если матом ругаешься, в глазах людей опускаешься.
Мат уродует девчат.
Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом.
Сквернословить позабудешь – умён, любим и нужен будешь!
Воспитатель: молодцы ребята!
4. Рефлексия.
Воспитатель: наше сегодняшнее занятие подходит к завершению, давайте подведём его итоги. У вас на партах лежат зелёная и красная карточка в виде круга. Я буду называть утверждения, а ваша задача - поднимать зелёную карточку, если вы согласны, и красную, если не согласны.
1.Язык мой – друг мой,
2.Язык мой – враг мой.
3.Можно научиться совладанию со своими отрицательными переживаниями без мата.
4.Речевая культура многим не по плечу.
5.Скверные слова мне лично неприятны.
6.Мату много лет, спасения от него – нет.
7.Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.
8.Можно матом покрывать и при этом уважать.
9.Я голосую за красивую, добрую и понятную речь без мата.
10.Лучше материться, чем молча злиться.
11.Сквернословие можно потерпеть, не замечать.
Воспитатель: молодцы ребята! Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути:
первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.
Наше занятие подходит к концу. Вы сами можете сделать вывод, как относиться к постыдным явлениям в языке и как сделать язык чистым и красивым!
10 сл.
Речь – это показатель ума.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.