Конспект - беседы «Нецензурная лексика. Виды наказаний.»
Оценка 4.7

Конспект - беседы «Нецензурная лексика. Виды наказаний.»

Оценка 4.7
docx
26.12.2022
Конспект - беседы «Нецензурная лексика. Виды наказаний.»
нецензурная лексика.docx

Конспект - беседы «Нецензурная лексика. Виды наказаний.»

Цель: воспитание у детей негативное отношение к нецензурной лексике.

Задачи:

Воспитательно-реабилитационные:

·        воспитывать любовь и уважение к родному языку;

·        воспитывать культуру общения;

·        воспитывать неприязнь к нецензурной лексике;

·        воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Развивающие:

·        развивать познавательный интерес, любознательность;

·        развивать культуру речи.

Информирующие:

·        познакомить с основными требованиями к культуре речи;

·        познакомить воспитанников с понятиями «нецензурная лексика», «сквернословие»;

·        расширить знания воспитанников о виде наказаний за нецензурную лексику.

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуй, ребята!

2.     Мотивационно-ориентировочный этап.

1 сл.

Воспитатель: Начать наше занятие я хотела бы словами великого русского ученого, этнографа Владимира Ивановича Даля:

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя»

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете этого высказывания, что автор хочет сказать этими словами? (ответ детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим на нашем занятии? (ответы детей).

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о культуре нашей речи.

В отличии от выражения «культура речи» существует выражение «нецензурная брань».

2 сл.

- Как вы понимаете выражение «нецензурная брань»?

- Сегодня на нашем занятии я предлагаю разобраться с актуальными вопросами современности:

3 сл.

- Откуда появилась нецензурная брань?

- Почему мы употребляем ее в своей речи?

- Как с этим бороться?

3.     Основная часть.

В последнее время все чаще на улице, во дворах, в других общественных местах можно услышать нецензурную брань. Скверные слова мы читаем на сайтах Интернета, слышим с экранов телевизоров. И как бы печально это не звучало, нецензурную брань можно услышать в стенах нашего учреждения.

- Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. Но к глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих людей зачастую вставляют в свою речь скверные слова.

4 сл.

- Что же такое сквернословие?

Нецензурная лексика это лексика, не нормированная в литературном языке. В неё входят о такие слова как мат, сквернословие.

Воспитатель: в словаре В. Даля сказано: матерщина в русском народе именуется сквернословием от слова «скверна».

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

5 сл.

- Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

6 сл.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

7 сл.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется тем, что по Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

8 сл.

Однако,

·       Все знали, что нельзя бранить детей матом, они будут мучимы бесами.

·       Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

·       Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

         Сквернословие – порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу.

         «Скверное слово - гнилое слово», - писал святой апостол Павел.

9 сл.

Воспитатель: В настоящее время нецензурная речь не допустима и её использование запрещено даже законом. КоАП РФ Статья 20.1. «Мелкое хулиганство». Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Воспитатель: среди нас, к сожалению, тоже есть те ребята, которые употребляют в своей речи нецензурные слова. Как вы думаете для чего подростки употребляют нецензурные слова? (ответ детей).

Воспитатель: подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того, чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

- А что вам говорят родители, бабушки/дедушки, брать/сестры по этому поводу? Они поддерживают вас? (ответ детей).

Воспитатель: А, что вы чувства, когда к вам обращается нецензурными словами? (ответ детей).

Воспитатель: Ребята предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциация»

10 сл.

Игра «Ассоциация».

Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д. Я буду называть вам слова, а вы называть, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.

(МАМА, КОНФЕТА, СКВЕРНА, ДРУЖБА, НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ.)

МАМА – добрая, красивая, голубые глаза, морковные пироги, пуховые варежки и т. д.

КОНФЕТА – сладкая, шоколад, ореховая начинка, яркая обертка и т. д.

СКВЕРНА – злоба, гадость, ненависть и т.д.

ДРУЖБА – прогулки, лето, секреты (тайны), игры и т. д.

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ – ссора, драка, злость, обида и т. Д.

Воспитатель: ребята, а теперь скажите мне, вам приятней слышать слова любви, слова ласки, слова доброты или же ругань, брань? Как это влияет на ваше настроение?

Воспитатель: употребление нецензурной речи может привести к отрицательным для личности последствиям: замедляется развитие интеллекта (зачем думать, подбирать слова), нарушаются отношения с окружающими людьми.

Наука предупреждает.

Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат – бранные слова, несущие разрушительный заряд, - его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причём до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, - отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.

11 сл.

Упражнение «Собери последовательность слов»

Воспитатель: ребята, перед вами лежат слова, ваша задача составить их в алгоритм последовательности. И объяснить почему.

(Мысль – слово – действие – привычка – характер – судьба.)

Воспитатель: вы правы, некоторые люди нарушают эту последовательность. И в этом их ошибка. Человек должен обдумать значение тех слов, которые собирается сказать в адрес своего собеседника, а потом уже их произносить.

12 сл.

Воспитатель: - Сегодня я подготовила пословицы о вреде сквернословия. Давайте их обсудим.

С матом дружен – никому не нужен.

От мата уши вянут и коробит душу.

С матерком, что с ветерком - от здоровья ты бегом!

Мат – смертельный яд.

Если матом ругаешься, в глазах людей опускаешься.

Мат уродует девчат.

Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом.

Сквернословить позабудешь – умён, любим и нужен будешь!

Воспитатель: молодцы ребята!

4.     Рефлексия.

Воспитатель: наше сегодняшнее занятие подходит к завершению, давайте подведём его итоги. У вас на партах лежат зелёная и красная карточка в виде круга. Я буду называть утверждения, а ваша задача - поднимать зелёную карточку, если вы согласны, и красную, если не согласны.

1.Язык мой – друг мой,

 

2.Язык мой – враг мой.

 

3.Можно научиться совладанию со своими отрицательными переживаниями без мата.

 

4.Речевая культура многим не по плечу.

 

5.Скверные слова мне лично неприятны.

 

6.Мату много лет, спасения от него – нет.

 

7.Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.

 

8.Можно матом покрывать и при этом уважать.

 

9.Я голосую за красивую, добрую и понятную речь без мата.

 

10.Лучше материться, чем молча злиться.

 

11.Сквернословие можно потерпеть, не замечать.

 

Воспитатель: молодцы ребята! Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути:

первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.

 

Наше занятие подходит к концу. Вы сами можете сделать вывод, как относиться к постыдным явлениям в языке и как сделать язык чистым и красивым!

10 сл.

Речь – это показатель ума.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект - беседы «Нецензурная лексика

Конспект - беседы «Нецензурная лексика

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим на нашем занятии? ( ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим на нашем занятии? ( ответы детей)

Воспитатель: в словаре В. Даля сказано: матерщина в русском народе именуется сквернословием от слова «скверна»

Воспитатель: в словаре В. Даля сказано: матерщина в русском народе именуется сквернословием от слова «скверна»

Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых,

Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых,

Воспитатель: А, что вы чувства, когда к вам обращается нецензурными словами? (ответ детей )

Воспитатель: А, что вы чувства, когда к вам обращается нецензурными словами? (ответ детей )

Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат – бранные слова, несущие разрушительный заряд, - его хромосомы начинают искажаться и деформироваться

Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат – бранные слова, несущие разрушительный заряд, - его хромосомы начинают искажаться и деформироваться

Воспитатель: молодцы ребята! 1

Воспитатель: молодцы ребята! 1

Воспитатель: молодцы ребята!

Воспитатель: молодцы ребята!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022