26.10.
Цели урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о внешнем строении и образе жизни насекомых;
Совершенствовать навыки учащихся работе на компьютере, способствовать развитию речи детей , учить детей анализировать и делать выводы. Дать возможность учащимся разобраться в вопросах приспособленности, распространения, насекомых в природе, как одного из процветающих классов животного мира.
Стимулировать необходимость защиты насекомых, их охраны со стороны каждого человека и человечества в целом.
Оборудование: таблица «Тип членистоногие. Класс насекомые» коллекция насекомых, презентация урока, рисунки детей, выставка книг, посвященных представителям класса насекомых, видеофрагмент, диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Ход урока:
I Организация начала урока
Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников, последовательность в предъявлении требований, четкость.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
-Чем мы занимались с вами на прошлом уроке?
Проверим ваши знания.
Род – клещ
Семейство – иксодовые или кровососущие
Отряд – клещи
Класс – паукообразные
Тип – членистоногие
Подтип – беспозвоночные
Царство – животные.
(один ученик систематизирует в тетради)
Карточка №1.
Какова роль ракообразных в природе и жизни человека?
Карточка №2.
К каким отрядам относятся изображенные животные? (каракурт, таежный клещ, скорпион).
Карточка №3.
-Как используется паутина в жизни пауков?
- Чем объяснить тот факт, что средняя численность пауков скакунов, живущих в Гималаях на высоте до 6000 м., не меняется, хотя там не встречаются ни растения, ни другие виды животных, годных паукам в пищу?
А – атмосферным кислородом
Б – растворенным в воде кислородом
В – только с помощью легких
Г – при помощи легких и трахей.
А - 5 пар ног и две пары усиков
Б – 4 пары ног и ни одной пары усиков
В – тело разделено на головогрудь и брюшко
Г – Тело разделено на голову, грудь и брюшко.
3. Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:
А – в желудке
Б – вне организма
В – в кишечнике
Г – в пищеводе.
А – переносчиком возбудителя энцефалита
Б – возбудителем энцефалита
В – вредителем культурных растений
Г – возбудителем малярии.
А – хищниками
Б - паразитами
Г – сапрофитами.
А – дафнии
Б – клещи
В – пауки
Г – все членистоногие.
А – все членики тела срастаются между собой
Б – тело состоит из головогруди и брюшка
В – имеют 8 ног
Г – усики отсутствуют.
(Взаимопроверка, анализ)
( один ученик рассказывает, все остальные внимательно слушают и после его ответа рецензируют его ответ)
А теперь поработаем всем классом с сигнальными карточками.
Цифра 1 – признаки паукообразных
2 – ракообразных.
Слайд 1.
III Актуализация знаний учащихся:
Где можно встретить насекомых? Что вам о них известно?
IV Изучение нового материала.
Откройте тетради, запишите тему урока «Класс насекомые»
Слайд 2.
Задачи урока :
(слайд 3) Ребята, обратимся к эпиграфу нашего урока « Человека издавна восхищают не только бабочки, но и легионы других жужжащих, звенящих, скачущих насекомых. Мы живем с этими созданиями на одной планете, но многое в их жизни для нас до сих пор остается для нас загадкой»
Уильям Спенс.
В конце урока мы возвратимся к нему еще раз и докажем правдивость этих слов.
(слайд 4)
На фоне музыки и демонстрации слайдов :
Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые.
У нас четыре конечности – у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха – уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Наши органы вкуса – вкусовые сосочки – помещаются на языке, а у бабочек и мух на передних лапках. Мы обоняем носом, а насекомые усиками. Насекомые видят иначе, не так, как мы. Им “видны” ультрафиолетовые лучи. Они слышат ультразвуки. Обоняние и вкус у них тоньше нашего. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахара в одну двенадцатитысячную, а мы различаем вкус сахара при концентрации в одну пятидесятую. Значит, у бабочек орган вкуса в двести сорок раз чувствительнее, чем у человека. У нас пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. А у насекомых их больше: есть у них чувство ориентировки в пространстве, есть чувство времени. Есть указания, что насекомые воспринимают магнитное поле и его направление. Но это еще не все отличия. -
У нас постоянная температура тела – около 37 °С. У насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые – настоящие дети солнца. Если солнце греет – они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой.
На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, о всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного.
Насекомые всюду сопровождали человека – они живут в его доме, нападают на него, прокалывая ему кожу, поедают его пищу и одежду, спорят с ним за урожай с полей или просто пляшущими пылинками кружатся над ним в летнем воздухе. Предположительно существует 2 – 3 миллиона видов насекомых, почти 70% от общего числа животных нашей планеты. Если сравнить число звезд в нашей Галактике и с количеством насекомых, то насекомых будет значительно больше.
– Как вы думаете, почему насекомые получили свое название?
(слайд 5)
Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе название класса – шестиногие – также отражает характерную для всех насекомых особенность: наличие у них трех пар ног. Кроме того, большинство насекомых имеет одну пару усиков и одну или две пары крыльев (однако последние признаки не являются всеобщими для класса в целом, так как существуют насекомые без усиков и без крыльев).
Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка
Какие внешние признаки позволяют отнести насекомых к членистоногим?
В чем своеобразие этого класса? Посмотрите на коллекции.
Слайд 6 .Ротовые органы насекомых
Слайд 7. Органы обоняния
Слайд 8,9. Фасеточные глаза насекомых.
Грудь жука состоит из 3 члеников, каждый из которых несет по паре ног. На среднем и заднем членике находятся крылья.
Насекомые отличные бегуны, прыгуны, летуны, землекопы и другие специалисты. Об этом свидетельствует строение их конечностей.
Слайд 10 .Конечности насекомых.
Определите конечности у представленных вам насекомых. Работа с коллекцией насекомых.
Брюшко насекомых состоит из члеников. На каждом членике брюшка находятся маленькие отверстия – дыхальца, через которые жук поглощает атмосферный воздух.
Пауки – обитатели наземной среды, ракообразные - в основном водной, а насекомые? Где вы встречали насекомых?
Слайд 11. Среды обитания (водная, наземная, воздушная, почвенная)
Чем могут питаться насекомые?
Слайд 12,13,14
Ротовые аппараты.
Насекомые – существа удивительные. Органы слуха могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Орган вкуса у бабочек и мух на передних конечностях. Насекомые видят ультрафиолетовые лучи, слышат ультразвуки. Пчела за несколько километров разыскивает по запаху медоносное растение.
У насекомых температура тела равна температуре окружающей среды. Стоит потянуть холодку, их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – они засыпают . А в теплый летний день их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой. Со скоростью поезда летят бабочки – бражники, как пули мчатся жуки – златки.
Среди насекомых есть насекомые одиночки, а есть и общественные насекомые пчела, муравей, термит. Число особей их различно, так в одном улье живут одновременно80 тыс. особей, а в одном муравейнике –600 тыс, в одном термитнике – 3 млн.
Посмотрите на жизнь муравьев и ответьте на вопрос, почему их называют общественными?
Слайд 15 Муравьи
«Насекомые – удивительные существа»
Развитие насекомых может быть с превращением и без него
86% всех насекомых развивается с превращением
Слайд 16.Развитие насекомых .
Работа с учебником. Используя текст § 16 выделите признаки, которые я не упомянула в своем объяснении.
Релаксационная пауза. Гимнастика для глаз.
- Закройте глаза, послушайте занимательную историю о пчеле.
Жила - была медоносная .Чтобы сообщить о находке своим пчелам, она начинает танцевать: Откройте глаза. Мы с вами глазами повторим танцы пчелы:
Круговой танец: пчела бегает кругами по сотам – круг налево – разворот, круг направо – разворот. Еще раз. Так пчела рассказала, что нашла прекрасный цветущий луг. Если пчела хочет рассказать более подробно о том, далеко ли находится луг, исполняет другой танец: Она виляет брюшком - этот танец напоминает восьмерку, проведите глазами ее путь.
VI Закрепление знаний:
- Какие признаки во внешнем строении таракана позволяют отнести его к насекомым?
При изучении материала мы не единожды убеждались в том, что насекомые – удивительные существа. Подтверждение этому - ваша работа на уроке
VI I Подведение итогов. Рефлексия (слайд 17)
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что…
Домашнее задание:
§ 16. Подготовить мини - сообщение об особенностях:
Доценко В, Одноралов К – тараканов
Азизов Т, Шепеленко О – кузнечиков
Таранов К – саранчи
Гузовский А – медведке
Березовский М – уховертке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.