Детский сад «Сказка» с. Ермекеево – филиал муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад «Солнышко»
МР Ермекеевский район Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира с использованием технологии исследовательской деятельности дошкольников
по образовательной области «познавательное развитие»
для детей подготовительной группы 6 – 7 лет
на тему: «Электричество. Электрический ток»
|
Воспитатель: Козлова О.М.
|
Основной вид детской деятельности: познавательная, исследовательская
Форма проведения мероприятия: игровая
Используемые образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные технологии, личностно – ориентированная технология.
Цель: расширение и обобщение представлений детей об электричестве и его использовании через организацию опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Уточнить представления об электричестве;
2. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества;
3. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности;
4. Учить оценивать поступки на основе важности бережного отношения к здоровью человека;
5. Формировать навыки логического мышления во время исследовательской деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
2. Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе;
3. Воспитывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру;
2. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Планируемый результат: дети систематизируют и закрепят знания об электричестве и его использовании в жизни человека.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов, рассматривание остановившихся часов в группе, написание письма Фиксикам.
Оборудование: магнитофон, интерактивная доска, тарелочки, пластмассовые линейки, бумажные бабочки, кусочки шерстяной ткани, воздушные шары, дидактическая игра «Что есть? Что было?», письмо от Фиксиков, разноцветные ладошки для рефлексии.
Ход мероприятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Дети встают в полукруг
Воспитатель:
Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, хороший мой друг!
Доброе утро всем людям вокруг!
Доброе утро небу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для наших детей, ведь они пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.
Воспитатель: Ребята! Я вам сейчас загадаю загадку, а ответ на нее подскажет нам тему нашего занятия. Слушайте внимательно.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это ... (Ответ: Электричество)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это его величество – электричество или его еще называют электрический ток. Электрический ток похож на реку. В реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы. Маленькие частички называются электронами.
2. ФИЗМИНУТКА
Воспитатель: Как называются маленькие частички? (ответы детей, индивидуальное и хоровое повторение)
Воспитатель: Давайте представим, что мы маленькие электрончики. Вставайте друг за другом. Я положу на пол веревочку, это будет провод. Сейчас мы с вами побежим по этой веревочке как электрончики по проводам.
Дети вместе с воспитателем встают друг за другом. В ходе движения проговаривают стихотворение:
Ток бежит по проводам, (бегут по кругу)
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы, (руки вперед, вращаем кистью)
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес. (бегут по кругу)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь на стульчики.
3. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ
Воспитатель: Электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!
4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО»
Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в игру «Что есть, что было».
Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару: (стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина — игла).
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.
5. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ
Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает? (ответы детей)
Воспитатель: Я сейчас вам объясню. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции (Показ картинок). Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Как вы думаете, а в природе можно встретить электричество? (Ответы детей.)
Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии — это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация иллюстрации.)
У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Деревья притягивают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями.
6. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель: Ребята! Сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такое письмо. Как вы думаете, от кого оно? (Ответ детей)
Ребята, это письмо от Фиксиков. Помните, мы с вами писали письмо Фиксикам и просили их отремонтировать наши часы. Вот мы получили от них ответ.
А вы знаете, кто такие Фиксики? (Ответ детей).
Это такие вымышленные персонажи, которые живут в электроприборах, ухаживают за ними, ремонтируют, а значит, продлевают жизнь приборам, а Фиксики в свою очередь питаются энергией от этих приборов. Фиксики помогают приборам, а приборы Фиксикам.
Давайте прочитаем письмо.
«Привет, ребята! Мы получили ваше письмо, в котором вы просили отремонтировать часы в вашей группе. Теперь все в порядке, ваши часы опять работают. Вы не будете опаздывать на обед после прогулки, во время будете ложиться спать.
Нам очень понравилось в вашей группе. У вас столько много игрушек. Нолику очень понравилось играть на металлофоне. Дедус рассмотрел ваши книги. И даже успел нам прочитать сказку, пока мы разбирались с вашими часами. Там все оказалось просто. Нужно было правильно вставить батарейку».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за сила такая скрывается в батарейках? (Ответ детей)
Воспитатель: Да, когда правильно вставляешь батарейку, через часы идет электрический ток. Поэтому они показывают верное время. Ребята, в батарейках живёт неопасное электричество.
7. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА, БЕСЕДА О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Воспитатель: Ребята, но есть бытовые электроприборы, в которых живет опасное электричество? Какие это электроприборы, вы знаете? (Ответ детей)
Воспитатель: А чем оно опасно, вы тоже знаете? (Ответ детей)
Воспитатель: Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.
Посмотрите маленький мультфильм и запомните некоторые правила безопасности:
1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
3. Не играй с розетками!
4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!
А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
8. ФИЗМИНУТКА
Давайте прочитаем дальше.
«Ой, чуть не забыли. На вашем магнитофоне мы услышали нашу любимую песню. Мы на всякий случай тоже его проверили. С вашим магнитофоном все в порядке. Так что можете слушать песни и танцевать».
Воспитатель: Ребята, а давайте потанцуем! (Физминутка «Помогатор»)
9. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Воспитатель: Ребята, Фиксики приготовили для нас сюрприз. Смотрите, около стены стоят столы, а на них лежат какие – то предметы. С помощью этих предметов мы научимся ловить неопасное электричество. Такое электричество тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе и, если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то предлагаю вам превратиться в волшебников.
Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. (дети произносят волшебные слова)
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию, где вы научитесь ловить доброе электричество. Теперь мы с вами научные сотрудники, старшие и младшие. Вы – младшие, а я профессор электрических наук.
Воспитатель: В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие, мы будем работать только с неопасным электричеством. Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то с ним можно очень интересно поиграть. Закрывайте глазки, покружитесь вокруг себя три раза и смотрите, где мы оказались. В стране «Волшебных предметов», там мы и узнаем, где прячется неопасное электричество.
ОПЫТ 1
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
Воспитатель: Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)
Как же заставить бабочек притянуться к палочке? Предположения детей.
Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)
Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)
А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду? (ответ детей)
Вывод: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали электричество.
Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.
ОПЫТ 2
Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые линейки.
Воспитатель: Ребята, прикоснитесь линейкой к конфетти. Что произошло с конфетти? (Предположения детей).
Воспитатель: Возьмите линейки и потрите их о волосы. Поднесите линейки к конфетти. Что произошло? (ответ детей).
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать линейки о волосы, они стали электрическими, наэлектризовались.
Воспитатель: Это электричество опасно или нет, как вы думаете?
(Ответы: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть).
ОПЫТ 3
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый шарик висит на стене! Давайте и мы попробуем повесить эти шарики на стены (дети пытаются повесить шарики, но у них ничего не получается)
Воспитатель: Ребята, почему этот шарик висит, а ваши падают? Как ты думаешь Нурлан? А ты, Риана? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это можно сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Попробуйте. (Дети пробуют. Если у кого-то не получается опыт, помогаю тому ребенку).
Воспитатель: Вот и наши шарики висят на стене, они стали волшебными.
Вывод: Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество - и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы.
10. ИТОГ
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве? (Электричество бывает опасное и неопасное).
За это огромное спасибо Фиксикам.
Что больше всего понравилось вам?
Что нового вы узнали?
О чем расскажите мамам и папам?
11. РЕФЛЕКСИЯ
Давайте поблагодарим Фиксиков за часы, которые они починили и за интересные открытия в лаборатории.
Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – растопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.
Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали, и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный, если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно. (Дети показывают ладошки – карточки с определенным цветом).
Воспитатель: Конечно же, вы активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания, поэтому у нас зеленые ладошки - карточки! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Думаю, что дома вы расскажете своим близким, какие опыты мы сегодня делали с вами на занятии. Спасибо вам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.