Конспект экологического проекта по теме «Осенние цветы»
Ленко Валентина Николаевна
Учитель начальных классов высшей категории
valentina.lenko@bk.ru
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
Луганская средняя школа № 54 имени Алексея Еременко
г. Луганск
В процессе экологического воспитания в обучающихся развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры ФГОС образования.
Данный проект ориентирован на приобретение обучающимися опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовать, приобретение и применение учащимися новых знаний в жизни.
Тема проекта. Осенние цветы
Вид проекта: познавательно – творческий, информационный
Объект познания: клумба, осенние цветы, краса родной природы
Продолжительность проекта: сентябрь
Участники проекта: обучающиеся 2-А класса, учитель, музыкальный руководитель, родители
Актуальность проекта заключается в необходимости тесной связи школьников с природой, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать. Понимать, что цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать какой цветок сорвал, далеко не все.
Цели проекта:
- создать условия для развития познавательных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации экологического проекта;
- расширить знания учащихся об осенних цветах.
Задачи проекта:
- углубить знания обучающихся об осенних цветах;
- формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
- заложить основы экологической грамотности у учащихся через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;
- формировать умения пользоваться разными источниками информации, умения презентовать свою работу;
- воспитывать любовь к прекрасному, цветам, красоте окружающего мира.
Проблемные вопросы:
- Почему осенние цветы так называются?
- Чем необычны?
- Как им живётся с нами, людьми?
Способ решения проблемы: подбор информации, её обобщение, наблюдение, уход за цветами на клумбе, выполнение творческих работ, экскурсия «В гости к красе» в осенний сад
Образовательный продукт: лэпбук, электронная презентация «Последние огоньки осени», выставка творческих работ «Цветущая поляна»
Методы и формы: словесные, наглядные, практические, экскурсии, коллективно- творческая деятельность экологического характера.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность представлений об осенних цветах.
2. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
3. Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
4. Понимать необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно- эстетическом и практическом значении для человека.
5. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
6. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умение оценивать действия других людей по отношению к природе).
Продукт проектной деятельности:
Выставка поделок, выполненных совместно с родителями «Осенние цветы», лэпбук, презентация
Презентация проекта
Бал осенних цветов
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный
Выявить уровень знаний обучающихся по теме.
Сбор идей реализации проекта.
Выбор форм работы.
Подбор методического обеспечения.
Разработка содержания образовательной деятельности разных видов.
Сделать рекламу для родителей о проекте.
2. Основной
- Познавательное занятие «Осенние цветы».
- Экскурсия «Цветы на клумбах осенью».
- Просмотр мультимедийной презентации «Какие они- цветущие растения.
- Цикл наблюдений: «Что цветет на нашей клумбе?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Где ещё растут садовые цветы?», «Как бархатцы просыпаются».
- Цикл игр: дидактические «Узнай по описанию», «Цветочная полянка»;
Сюжетно- ролевые «Семена», «Магазин цветов»; игра- развлечение «Садовая эстафета».
- Сбор природного материала.
- Чтение художественной литературы, чтение и заучивание стихов, песен, пословиц, загадок.
- Рассматривание репродукций картин великих художников, составление рассказов, сказок.
- Написание письма – обращения к людям, исследовав проблему сбережения цветов.
- Слушание музыкальных произведений П.И. Чайковского, Ан. Вивальди.
- Отражение результатов познавательной деятельности через художественно- творческую деятельность учащихся (рисование с элементами обрывной аппликации «Ваза с осенним букетом», рисование гуашью «Осенние цветы», конкурс букетов «Осеннее очарованье».
- Трудовой десант детей и родителей на клумбе.
3. Заключительный
Анализ и обобщение результатов познавательно- исследовательской деятельности обучающихся.
Создание коллективного альбома рисунков, аппликаций, фотографий.
Оформление лэпбука «Мой любимый осенний цветок».
Защита проекта.
Театрализованное представление «Бал осенних цветов».
Бал осенних цветов
Где цветок – там радости глоток
Цель. Углубить знания об осенних цветах, их целебных свойствах;
развивать речь, творчество, наблюдательность, актёрские способности;
воспитывать гуманное отношение к цветам, к природе, желание охранять и приумножать её богатство и красоту.
Оборудование. Компьютер, мультимедийная презентация, вазы с цветами, выставка творческих работ, аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов», фотовыставка, плакаты.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Учитель
Мы вас приветствуем, дорогие гости!
Сегодня у нас бал цветов!
Цветы – это радость,
Это чудо Земли!
Ведущая
Посадил цветок на благо мира –
Дом земной украсит он Огнём.
Зазвучит в нём пламенная лира,
Свод небесный отразится в нём.
Расцветёт он – крохотный и нежный –
Как посланник голубых небес,
И откроет сердцу мир безбрежный,
И покажет чудо из чудес.
Ведущий
Сегодня у нас необычная встреча.
Сегодня мы сделаем ещё один шаг
В страну известную, в страну чудесную.
В страну разноцветную, в страну цветочную.
Ведущая
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедшие в полисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Звучат фанфары
Ведущий
В некотором царстве,
В некотором государстве
Громко трубы про трубили,
Глашатаи известили сей указ:
На бал приглашаем всех вас!
Добро пожаловать в Театр Экологической Моды на презентацию!
Защита экологического проекта «Осенние цветы»
Вступительное слово учителя
Полюбуйтесь природой. Осень-красавица, как талантливая художница, разрисовала деревья, кусты, цветы.
Слайд 1 Приложение 1
- Присмотритесь внимательно к краскам осеннего сада.
- Найдите среди осеннего пейзажа цветы, что «горят», как огоньки.
- Присмотритесь к другим цветам – настоящий осенний бал!
Мы – в царстве осенних цветов!
- Почему осенние цветы так называются? Чем необычны?
- Как им живётся рядом с нами, людьми?
- Откуда появилось на Земле это чудо?
На все эти вопросы мы попробуем ответить во время защиты проекта.
- Кто же хозяева нашего бала?
Флора
Я – Флора – давняя богиня,
Зелен роду берегиня,
Я цветами обвита!
Развеваю цвет повсюду,
Лишь бы радовались люди.
И деревья, и травы, и цветы-
Для меня вы все как дети.
Учитель
Цветочки подливает,
Кустики подстригает…
Для растений он- волшебник-
Любит сад … (садовник)
Садовник
Я садовником родился
И с цветами подружился.
Об осенних цветах рассказ
Предлагаю послушать сейчас.
Флора
Здесь у меня такое чудо! Просто необыкновенное! На клумбе выросли небывалой красоты цветы!
Садовник
- Во стою, любуюсь. Хотите посмотреть, что это за цветы такие?
Давайте пройдемся медленно по саду
И «здравствуй» скажем каждому осеннему цветку!
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!
Цветы (все вместе)
Мы – цветы, и наша – доля –
Расти, цвести в саду и в поле:
Все подробности о нас
Мы расскажем вам сейчас.
Садовник
В полисаде дивоцветом
Разгорелись астры и георгины.
Астра
Когда пыл осени вихрастой
Хлеба окрасит в жёлтый цвет,
Звезда лугов- земная астра
Небесным звёздам шлёт привет.
Она глядит, раскрыв ресницы,
На тёмно-синий небосвод,
Где её светлые сестрицы
Весёлый водят хоровод.
Ученик
Астры- последняя улыбка осени. Существует поверье: если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание- так астры общаются со своими сёстрами – звёздами. И неудивительно- по легенде астра выросла из пылинки, упавшей звезды.
Астра
- Закончить же рассказ об астре мне хочется стихами.
Зачем эти поздние астры
В прозрачной сквозной тишине
Так сердцу милы и прекрасны,
Как звёздчатый снег при луне?
Зачем в полисаде осеннем
Над зябкостью вымерших гряд
Их бледные белые тени
Бесшумно и грустно парят?
Наверное, затем, чтобы одаривать нас радостью.
Георгина
Наливаются гроздья рябины.
Журавли расставанья трубят.
В полисаде цветут георгины,
Как последние листья горят.
По древней легенде, георгины появились на месте последнего угасшего костра при наступлении ледникового периода как знак того, что оледенение не вечно, что жизнь и радость на земле воскреснут. Предсказания цветов оправдались. Но по сей день они под радостной расцветкой скрывается грусть расставанья с людьми.
Садовник
Ярким солнечным букетом
Перед вами - …Угадали? Бархатцы!
Расцветают ранним летом.
Я смеюсь от радости!
Пусть просты, зато нарядны.
Пышным кустиком горят.
Запах горький, но приятный,
И лучистый добрый взгляд.
Даже осенью дождливой
Будут радовать они.
Но особенно игривы
Утром в солнечные дни.
Бархатцы
В нежный бархат все цветы
Солнышком одеты.
Капли утренней росы
Словно самоцветы,
На листочках их горят,
Радужно сверкая,
Изумрудный свой наряд
Долго не теряя.
Сильный очень аромат
Бархатцы имеют,
И на клумбах их наряд
До зимы алеет.
Существует красивая легенда о том, что бархатцы указывали индейцам месторождение золотых россыпей в земле. Они считали, что там, где растут бархатцы, обязательно скрыто золото. Его так и называют – золотой цветок.
Физкультминутка
Наши нежные цветки Наши алые цветки
Распускают лепестки. Закрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит, Тихо засыпают,
Лепестки колышет. Головой качают.
Роза
Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов?
Роза
С давних времён розу называют царевной цветов. С ней связаны разные высокие человеческие чувства. Это и краса, и совершенство, и радость, и любовь, слава, гордость, мудрость.
У стародавней Греции роза посвящалась Афродите- богине красоты. Пышные розарии цвели вокруг её храмов.
Легенда гласит, что лепестки розы покраснели от капель крови с ног Афродиты, когда, разыскивая убитого Адониса, она прикоснулась к колючкам.
Ученик
За христианской легендой, белые садовые розы обязаны своим происхождением Пресвятой Деве Марии.
Цветок- надежда и отрада,
И воплощение всего.
О роза! Королева сада!
Твоё бесспорно волшебство!
Садовник
Наш экскурс в страну осенних цветов закончим рассказом о хризантеме- цветке солнца.
Ученик
В синем поле холодные тени,
Белый иней в саду на заре…
Хризантемы цветут, хризантемы,
День осенний стоит на дворе.
Хризантема
Хризантемы- постоянные спутники осени. Слово хризантема греческое и обозначает «золотой цветок». По легенде она возникла от солнца. Японцы издавна 9 сентября отмечают праздник хризантем.
Любуясь хризантемами, китайцы и японцы не забывают употреблять их в пищу. Из лепестков готовят.
Хризантема в Японии не только вестница осени, она- символ солнца, символ нации.
Звучит песня «Расцвели хризантемы в саду»
Ведущая
Кто- то бросил нам в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
- Давайте узнаем от кого оно?
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
- Вы узнали от кого это письмо и что это за храм?
(От Феи, а храм – это природа)
Ведущая
У Феи – домик на лужайке,
Там – домик в желтой яркой майке,
И гном в очках, и с бородой
Играем всем на балалайке.
У Феи варится варенье
Из чайной розы и сирени,
Из лилий, мяты и шалфея
В саду варенье варит Фея.
Фея
Здравствуйте! Я – Фея из волшебного цветочного царства.
Цветы играют важную роль в жизни всех народов.
Ребята, закройте глаза и представим, что мы отправились в страну, которая называется «Цветочные чудеса». В стране есть чудесная цветочная поляна. Цветы небывалой красоты. А какие вы узнаете во время игры.
Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы продолжайте, дружно хором отвечайте.
Аромат такой, взор туманит,
Красотой прелестной тихо манит.
У неё, представьте, нет фамилии,
Только имя. Как девчонка… лилия.
Он высокий, многоцветный,
В цветнике для всех приметный.
Горделиво смотрит вверх,
Будто важный кавалер.
Вонзает в небо яркий колос
Красавец стройный … гладиолус.
Цветы собрались в шарики,
Над клумбою «летят»:
Игристые «фонарики»,
Горят, горят, горят.
Разноцветные яркие «шапки»,
Так и хочется взять их в охапку.
Красотой такой увлёкся,
Ведь красивы очень… флоксы.
На ромашку похожа немного,
Очарует красою любого.
Цветок фиолетовый или лиловый,
Белый и розовый, даже багровый.
На клумбе поселилась фея,
Волшебная красавица… космея.
Разукрашиваем летом
Клумбы, парки, цветники
Мы своим морковным цветом,
А зовёмся … ноготки.
Они приносят радость людям,
Мы любоваться будем.
На клумбах радужные краски
И ароматы, будто в сказке.
В них столько чудной красоты,
Волшебны яркие … цветы.
Ведущий
Осенние цветы –
Бордовый, жёлтый, красный
Осенние цветы по – своему прекрасны.
Играет музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского
Исполняется вальс цветов
Ведущий
За прошлые воспоминанья,
За милость красоты,
За жаркий пепел увяданья
Люблю осенние цветы.
Они, вобрав зари прохладу
И облаков скользящий лёт,
Спешат цвести, боясь, что радость
Нежданный холод оборвёт.
Мечтой надежды обречённой
Цветы осенние горят,
Но вдохновенно, увлечённо
Любовь последнюю хранят.
Флора
Цветы- краса родной земли.
Вы все неповторимы!
Без вас нам скучно на земле.
Вы человеком так любимы!
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры…
Фея
Я славлю тех, кто вырастил цветы!
Я благодарна людям, у которых
Добры сердца и помыслы чисты!
Участники бала все хором:
Чтоб не портить красоты,
Нужно всем беречь цветы!
Садовник
Вот и пора бал закрывать.
Просим только не забывать.
Каждый цветок достоин любви
В любое время его сохрани!
Учитель
Цветы – это страна красоты, нежности, любви. Они сопровождают человека всю жизнь.
Создадим кластер
Слайд № 2 Приложение 2
- Зачем нам нужны цветы? Скажите одним словом.
Радуйтесь цветам! Берегите цветы! Станьте их настоящими друзьями!
Список использованной литературы
1. Г.В.Буковская «Игры и занятия по формированию экологической культуры младших школьников, Москва, - «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г.
2. Г.А.Фадеева «Экологические сказки. Пособие для учителей 1- 6 классов. Волгоград, Издательство «Учитель», 2003 год
3. Л.М. Игольницына «Экологическое воспитание детей».
Методическое пособие для системы экологического образования
4. Т.А. Шорыгина. Цветы. Какие они?, - Москва: Гном, 2001.
5. Л.Б. Поддубная. Природа вокруг нас, М.: «Корифей», 2015 г.
6. Н.Г. Комарова, Л.Ф. Грибова. Мир, в котором я живу, М.: 2016 г.
7. Совместные праздники для школьников и родителей. М.: Глобус, 2007.
Электронные ресурсы
1. http://allforchildren.ru/online/coloring16.php сайт «Все для детей»
2. http://vkmonline.com/minusovki/minusfile/105820 песни
3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/04/22/ekologicheskiy-proekt-tsvety-vokrug-nas
4. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/8765-proekt-mir-tsvetov.html
Приложение 1 Слайд № 1
Приложение 2 Слайд № 2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.