ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХ
для учащихся 1-4 классов
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Программа внеурочной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах «Добрая дорога» |
Основание разработки программы |
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» Утверждена Постановлением Правительства РФ от 13.10.2013г. № 864 |
Цель программы |
Создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах |
Задачи программы |
- Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов. - Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения. - Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы. - Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах. - Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения. |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы |
- - Количество нарушений, совершенных учащимися - Количество повторных случаев совершения нарушений, совершенных учащимися - 100% успеваемость, при качестве знаний не менее 60%. |
Сроки реализации программы |
Май 2020 год. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- - Уменьшение количества нарушений ПДД, совершаемых учащимися - Создание системы внеурочных занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма учащихся |
Разработчик программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания школьников, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. А охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения. Главной целью педагогов является – формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улице города.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Она содержит необходимые сведения по Правилам дорожного движения в объеме: 5 часов в год.
С учетом познавательных возможностей школьников Программа строится на основе изучения Правил дорожного движения. Цель программы- довести до сознания учащихся важность соблюдения этих правил, постепенно воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, умение контролировать свое поведение. При построении программы по изучению ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
Необходимо отметить еще один исключительно важный источник накопления знаний, который должен активно использовать учитель, - осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков..
Контроль знаний учащихся в 1-4 классах проводится 1 по окончанию курса программы.
Как правило, занятия по обучению Правилам дорожного движения проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение ПДД в школе и администрацией.
В процессе обучения демонстрируются видеофильмы, слайд-шоу, организуются КВНы, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения.
Таким образом, формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов, данная программа помогает решить нам эту задачу.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
ЗАДАЧИ:
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
4. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.
5. Учебно-методическое пособие «Дорожная безопасность»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Год обучения |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Итоги и контроль |
1. |
Первый год |
6 |
5 |
1 |
2. |
Второй год |
6 |
5 |
1 |
3. |
Третий год |
6 |
5 |
1 |
4. |
Четвертый год |
6 |
5 |
1 |
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах.
1 класс:
Учащиеся должны знать:
Правила:
Учащиеся должны уметь:
1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов).
2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
1 класса
Тематический план
№ темы |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1
|
Улица полна неожиданностей. |
Показать учащимся дорогу и пешеходные переходы, рассказать об их взаимосвязи со светофорами и дорожными знаками. Особое внимание обратить на время года, опасные места вокруг школы. |
1 |
2 |
Как правильно переходить дорогу. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. |
Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах Педагог обращает внимание учащихся на опасные места на улицах и дорогах, где не сразу можно увидеть движущиеся машины. Учащимся дается установка, что они должны развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации. Приводятся примеры неосторожного поведения детей. Дается памятка «Правила безопасного поведения» |
1 |
3 |
Светофор и его сигналы. Знакомство с дорожными знаками. |
Дать понятие «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора; учить различию светофоров для водителей и для пешеходов; приучать к дисциплине на дороге, вырабатывая привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора Дается определение светофора как устройства с тремя световыми сигналами, разъяснение их. Светофор для водителей и пешеходов, их сравнение. Переход дороги на зеленый свет является правилом дорожного движения. Дается установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. Игра «светофор», «Водители и пешеходы» |
1 |
4 |
Что такое проезжая часть дороги. Что такое транспорт? (Где можно и где нельзя играть?) |
Познакомить учащихся с новым термином «проезжая часть дороги»; сформировать чувство предвидения опасности, где разрешается играть, где можно ездить на самокатных средствах и велосипеде. познакомить учащихся с видами транспорта: дорожный, наземный, водный, воздушный, подземный, транспорт со спец. сигналами Разбирают понятие «транспорт» и виды транспорта, приводят примеры. Педагог объясняет значение нового термина: «проезжая часть дороги». Ученики повторяют правила перехода улицы и дороги. Рассматриваются опасности перед близко идущим транспортом. |
1 |
5 |
Мы – пассажиры. Транспорт в городе и пешеходный переход.
|
Познакомить с общественным транспортом, правилами пользования и поведения в общественном транспорте Педагог знакомит с общественным транспортом города- автобус и маршрутное такси, разбирают правила поведения в автобусе. Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги Педагог рассказывает учащимся, как переходить проезжую часть небольших улиц и дорог. Нельзя выходить без взрослых на дорогу. Выдает памятка «Правила перехода дороги». |
1 |
6 |
Проверочная работа. |
|
1 |
Проверочная работа.
Контрольный тест.
Подчеркни правильный ответ.
1. Какой сигнал светофора разрешает движение?
· Красный
· Жёлтый
· Зелёный
2. Какой сигнал светофора запрещает движение и предупреждает о смене сигнала?
· Красный
· Жёлтый
· Зелёный
3. Какой сигнал светофора запрещает движение?
· Красный
· Жёлтый
· Зелёный
4. Как называется этот знак? («Пешеходный переход»)
· Пешеходный переход
· Движение пешеходов запрещено
· Пешеходная дорожка
5. Где разрешено играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, санках?
· На проезжей части дороги.
· Во дворе и специально отведенных местах.
· НВ обочине дороги.
6. Как правильно переходить дорогу при отсутствии пешеходных переходов и светофоров?
· Если нет машин, посмотреть налево, потом направо и переходить прямо.
· Если нет машин, перебежать дорогу.
· Если нет машин, перейти улицу можно прямо или наискосок.
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах.
2 класс:
Учащиеся должны знать:
Правила:
Учащиеся должны уметь:
1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов).
2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
3. Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
4. Обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного транспорта.
5. Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней.
6. Не создавать помех движению транспорта.
7. Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
8. Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
2 класса
Тематический план
№ темы |
Тема |
Содержание |
Колич. часов |
1. |
Почему дети попадают в дорожные аварии (Разбор ДТП) |
Расширить у учащихся представление о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность , дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения Педагог приводит сводку ГИБДД по городу разбирают отрицательные и положительные привычки, в результате чего происходят аварии, предлагается рассмотреть жизненные примеры. Внушает детям, что школьники должны развивать в себе такие качества, как наблюдательность, осторожность, ответственность за свои поступки. |
1 |
2. |
Права и обязанности пешехода и пассажира |
Познакомить с правами и обязанностями пешехода и пассажира, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров Дети относятся к пешеходам и пассажирам, они должны знать их обязанности. И права. Педагог акцентирует внимание на правильное поведение на улицах и дорогах – показатель культуры человека. |
1 |
3. |
Что такое ГИБДД и инспектор ДПС |
Познакомить учащихся с терминами «ГИБДД» и «ДПС»; разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров. Педагог раскрывает значение терминов «ГИБДД» и «ДПС», где работают, какая форма, их необходимость. |
1 |
4. |
Улица, дорога и дорожные знаки – Пешеходный переход, Въезд запрещен, Дети, Движение пешеходов запрещено, Наземный переход |
Познакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта, расширить словарный запас по дорожной лексике, добиваться понимания, осознания и осмысления символов – схематичных обозначений на дорожных знаках Проспекты, шоссе, улицы маленькие и узкие, широкие и длинные, переулок. Понятие двустороннее и одностороннее движение. Рассматриваются особенности перехода разных дорог с помощью таблицы. Запрещающие знаки. |
1 |
5. |
Правила поведения при езде на велосипеде, роликах, самокатах.
|
познакомить с безопасными правилами езды на велосипеде и возрастом, с которого можно выезжать на улицы и дороги Раздается памятка «Правила езды на велосипеде», рассматривается история развития велосипеда. |
1 |
6. |
Проверочная работа. |
|
1 |
Контрольно-измерительные материалы
Проверочная работа.
1. Можно ли выходить на улицу и дорогу между машинами, стоящими у дороги?
2. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
3. Что такое ГИБДД?
4. Как выглядят светофоры для пешеходов?
5. Как выглядят транспортные светофоры?
6. Как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу?
7. Что такое перекрёсток?
8. Как правильно переходить регулируемый перекресток?
9. Как правильно двигаться по улице группой?
10. Где дети младше 14 лет могут ездить на велосипеде?
11. Как правильно идти со взрослыми по краю проезжей части дороги, если нет тротуара, пешеходной дорожки или обочины?
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах.
3 класс:
Учащиеся должны знать:
Правила:
Учащиеся должны уметь:
1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов).
2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
3. Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
4. Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней.
5. Не создавать помех движению транспорта.
6. Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
7. Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.
8. Осуществлять посадку и высадку из маршрутного транспорта.
9. Ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением.
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
3 класса
Тематический план
№ темы |
Тема |
Содержание |
Колич. часов |
1 |
Перекресток и опасные повороты транспорта. |
Повторить материал о перекрестке, сформировать представление об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях, воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность |
1 |
2 |
Правила перехода проезжей части при отсутствии перекрестка. |
Сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части при отсутствии перекрестка; воспитывать дисциплинированность, сдержанность, спокойствие, выдержку |
1 |
3 |
Пешеход на загородной дороге |
Особенности загородной дороги. Дорожные знаки на загородной дороге. Особенности скоростного режима. |
1 |
4.
|
Дорога: ее составные части. Дорожная разметка и дорожные знаки |
Закрепить знания учащихся элементов: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, пешеходная дорожка. Повторить имеющиеся знания. Отработать навыки безопасного поведении |
1 |
5. |
Езда на велосипеде, самокате. Опасность в дорожных ситуациях
|
Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда. Места для движения на велосипеде. Возрастной ценз на право управления велосипедами при движении по дорогам. Дорожно-транспортные происшествия велосипедистами и меры по их предупреждению. О правах и обязанностях водителей мототранспорта, основные правила езды и меры безопасности. |
1 |
6 |
Проверочная работа. |
|
1 |
Проверочная работа
1. По какой стороне движутся автомобили и другие транспортные средства?
2. В какой последовательности располагаются световые сигналы светофора?
3. Что изображено на пешеходном светофоре?
4. Что такое регулируемый и нерегулируемый перекрёсток?
5. Что нужно сделать, переходя через проезжую часть с двусторонним движением?
6. В каком месте можно переходить проезжую часть?
7. Что такое остановочный и тормозной путь?
8. От чего зависит длина тормозного пути?
9. До какого возраста велосипедист не должен выезжать на улицы и дороги?
10.Чего нельзя делать, катаясь на велосипеде?
11.Правила поведения на улицах, дорогах, в транспорте, на остановке?
12.С какого возраста ребёнок может сидеть на переднем сиденье автомобиля?
13. Как правильно переходить дорогу после высадки из маршрутного транспорта?
14.Зачем нужен шлагбаум на железнодорожном переезде?
15.Где нужно ходить пешеходам в городе? С какой стороны?
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах.
4 класс:
Учащиеся должны знать:
1. Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах.
2. Безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне.
3. Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям.
4. Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением.
5. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.
6. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
7. Остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов он зависит.
Правила:
Учащиеся должны уметь:
1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов).
2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
3. Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
4. Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней.
5. Не создавать помех движению транспорта.
6. Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
7. Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.
8. Осуществлять посадку и высадку из маршрутного транспорта.
9. Ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением.
10. Переходить железнодорожные пути.
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
4 класса
Тематический план
№ темы |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1. |
Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автотранспорта специальными сигналами |
Познакомить с назначением и порядком применения сигналов Действия пешеходов при подаче сигналов поворота или специальных звуковых сигналов. |
1
|
2. |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. |
Сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; дать понятие остановочный и тормозной путь автомобиля»; от каких факторов зависит; развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике. |
1 |
3 |
Виды транспортных средств. |
О назначении различных видов транспорта, в том числе машин со спец. сигналами, правила поведения на городском и железнодорожном транспорте. |
1 |
4
|
Городской транспорт. Я пешеход. |
Закрепить знания, полученные в 3 классе, правила перехода односторонним и двусторонним движением, загородной дороги закрепить знания учащихся. |
1
|
5 |
Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт.
|
Краткая характеристика видов современного транспорта. Причины ДТП по вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. |
1 |
6 |
Проверочная работа. |
|
1 |
Контрольно-измерительные материалы
1. Перечисли группы дорожных знаков.
2. Когда можно начинать посадку и высадку из маршрутного транспорта?
3. Что запрещается делать пассажирам?
4. Допиши предложение. На велосипеде можно ездить с _______ лет.
5. Как нужно переходить с двусторонним движением транспорта.
6. Какие типы перекрестков вы знаете?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.