Конспект фольклорного праздника «Приди, Весна с радостью»

  • docx
  • 19.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 14.docx

Конспект фольклорного праздника

«ПридиВесна с радостью»

 

Цель:

Приобщать детей к своим корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству. Знакомить с календарно-обрядовым фольклором.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками.

2. Расширять представления детей о различных формах русского фольклора.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, игры, танцы.

4. Поддерживать стремление детей искать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию).

5. Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Оформление зала: центральная стена – летающие птицы, цветы (собранные из шаров надувных, подснежники на проталинках, русская изба, плетень, куст первоцветов, лавка.

Атрибуты: свистульки в форме птиц, дудочки, «Солнышко» - воздушный шар в форме солнца, испеченные из теста «жаворонки», карусель.

Действующие лица (одеты в русские народные костюмы):

Тётушка Матрёна – (взрослая)

Ведущая – (взрослая)

Евдокия-Плющиха, Герасим-Грачевник;

Все дети одеты в русские народные костюмы.

Литература:

1. Рокитянская Т. А., «Воспитание звуком», Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет – Ярославль, 2002.

2. Журнал «Музыкальный руководитель»

№2 – 2006;

№2 – 2008;

№3 – 2008

№2 – 2010.

Звучит музыка фольклорного ансамбля «Иван Купала» - «Коляда».

Из домика выходит тётушка Матрёна, наводит перед домом порядок и начинает звать Герасима и Евдокию.

Тётушка Матрёна: Герасим! Евдокия! Отзовитесь!

Из-за кулис, с разных сторон выходят Герасим и Евдокия.

Герасим, Евдокия (вместе): Здравствуй, тётушка Матрёна!

Тётушка Матрёна: Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои пригожие!

Герасим,Евдокия: Зачем звала?

Тётушка Матрёна:А вот зачем: в нашей деревне большой праздник! И к моему дому на эту полянку, придёт много гостей. Мы будем Весну закликать, солнце прославлять, в игры играть, хороводы водить. Помогите мне гостей встретить, да как следует приветить.

Герасим,Евдокия: Поможем!

Тётушка Матрёна: Спасибо! А вот и они!

Дети во главе с ведущей входят под музыку фольклорного ансамбля «Иван Купала» - «Коляда» друг за другом притопами, свистят в свистульки и дудочки, обходят кругом и встают в линию (спиной к окнам – вдоль зала).

Матрёна, Герасим, Евдокия (кланяются): Здравствуйте, люди добрые!

Дети (хором с поклоном): Здравствуйте, хозяева!

Тётушка Матрёна: Приятно Вас видеть в добром здравии!

Гости: И вам доброго здоровьичка!

1 гость: А мы пришли к вам в гости с зимой прощаться, да весну встречать!

Матрёна, Герасим, Евдокия (делают шаг вперёд, хором отвечают): Мы рады всем гостям!

Евдокия (шаг вперёд): Я Евдокия Плющиха. Я весне первая помощница. Где я пройду, там снег тает, ручьи бегут (шаг назад).

Герасим (шаг вперед): А я Герасим Грачевник – парень весёлый сноровистый: как засвищу, так грачи с юга летят, весну красную на крыльях несут (шаг назад).

Тётушка Матрёна: А день - то сегодня какой хороший, солнечный.Недаром в народе говорят«Апрель - открыл окно и дверь».

Ведущая: - И мы с вами звонкими голосками, своей песней будем весну закликать. Она услышит нас и придёт!

Матрёна запевает. Дети подхватывают песню, двигаются змейкой по залу.

«Подай, Боже, ключик» (Пример № 1)

Подай, Боже, ключик (2 раза каждую строчку)

Зиму замыкати,

Весну отомкнути.

Зима на возочке,

На одном полозочке,

Весна на челночке

А лето в карете!

Выстраиваются полукругом лицом к зрителю.

Тётушка Матрёна: Герасим и Евдокия, Павлушка и Полинушка выходите в середину круга, пора Весну закликать, вам и начинать!

(выходят вперёд двое из гостей – мальчик и девочка, и Евдокия с Герасимом)

Гости(подносят ладони к губам, имитируя ауканье, зазывают громко на распев)

Весна(поворачиваясь вправо, приподнимаясь на носочках вверх)

Весна красная(поворачиваясь влево, приподнимаясь на носочках вверх)

Герасим,ЕвдокияПриди весна с радостью! С великой милостью! (раскрывают руки перед собой)

Со льном высоким! (руки вверх поднимают)

С корнем глубоким! (приседают опустив руки)

С колосом сильным! (встают, поднимают руки, вверх разжимая пальцы)

Хлебом обильным! (в руках держат «каравай»)

Тётушка Матрёна: Гости дорогие, давайте все вместе позовём Весну – красну!

Закличку с движениями повторяют все дети.

Герасим (громко): Заводи весеннюю хороводную!

Двое гостей, Герасим,Евдокия: Будем петь, играть, да Весну закликать!

Игра«Идёт Матушка - Весна» (Пример № 2).

Хороводная, игровая песня. Двое, взявшись за руки, стоят в центре и пропускают через свой кружочек всю цепочку хоровода. На последние слова опускают сцепленные руки. Кто оказался запертым, становится в круг. Игра продолжается, пока все дети не окажутся в круге.

Идёт матушка весна,

Отворяй - ка ворота!

Первым март пришёл,

Всех детей провёл.

А за ним апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май-

Сколько хошь теперь гуляй!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий навсегда

Закрываем ворота!

Ведущая: А теперь поиграем да посмотрим, кто - кого одолеет: Зима – Весну или Весна Зиму.

Дети встают друг за другом в две команды «Весна» и «Зима», руки на поясе впередистоящего. Делают движения, кто кого перетянет. Перетягивает «Весна».

Тётушка Матрёна:. У-у-ух! Весна одолела Зиму!

Вот так всегда и бывает:

Осень лето меняет.

Зима - осень,

А весна-матушка – зиму!

Весна будет дружная, с жарким солнышком, со звонкими ручьями и капелями.

Ведущая: С началом Весны люди выпускали птиц на волю и первый раз после долгой зимы гоняли голубей в весеннем чистом небе.

Тётушка Матрёна: Гости дорогие, порадуйте Весну – красну закличками птиц!

Дети: Порадуем!

Первый гость:

Жаворонки – жаворонушки,

Вы скорее летите,

Тепло принесите!

Второй гость:

Жаворонки – жаворонушки,

Прилетите к нам!

Принесите лето тёплое,

Лето красное!

Третий гость:

Хлеба дорогого,

С сохой, бороной

И с кобылой вороной!

Четвертый гость:

Жаворонки – жаворонки,

Летите из-за моря

Несите здоровья!

Пятый гость:

Кому крошку,

Кому ложку,

А мне целую лепёшку!

Тётушка Матрёна запевает закличку «Чувиль – виль – виль»,дети подхватывают:

Закличка «Чувиль – виль – виль»(Пример № 3)

Чувиль – виль – виль,

Жаворонушки! (на «и» глиссандо вверх)

Прилетите к нам, (подняв руки, манят кистями)

Принесите нам

Лето тёплое, (раскрыв руки вверх)

Весну красную(раскрыв руки влево)

Нам зима надоела: (делают притоп на слог «мА»)

Весь хлеб переела! (делают притоп на слог «хлеб»)

Шестой гость (говорком):

Весна – Красна,

На чём пришла?

Все вместе:

На кнутике,

На хомутике.

Чувиль – виль – виль

Жаворонушки-и! (на «и» глиссандо вверх)

Тётушка Матрёна: Позовём еще раз жаворонушек?

Дети: Позовём!

Закличка «Чувиль – виль – виль» повторяется.

Ведущая: А теперь пора солнышко закликать!

Тётушка Матрёна: Герасим, Евдокиюшка, вам начинать!

Закличка «Солнышко» (с прохлопыванием ритмического рисунка)

Начинают первую строчку Евдокия и Герасим,

все дети подхватывают со второй строчки.

Герасим,Евдокия:

Солнышко, покажись!

Все дети:

Ясное снарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее!

Сядь на пенёк,

Посвети денёк!

Ведущая (выносит солнышко): Хорошо позвали, услышало нас солнышко! Засветило ласково. И птички к нам вернулись!

Песня«Летели две птички»(Пример № 4)

Выходят 2 пары «птичек» - мальчик и девочка, выполняют движения под музыку.

Ведущая: Эй, девчонки, хохотушки

И ребята – молодцы,

Запевайте-ка частушки,

Веселитесь от души!

Частушки (Пример № 5)

Стоят полукругом: с одной стороны мальчики, с другой – девочки.

Мальчик (важно):

Дуйте, ветры, дуйте,

Буйные кружитесь

По деревне мы идем -

Все посторонитесь!

Девочка (кокетливо):

А вы, кто такие, чьи?

Откуда появились?

У нас нет таких девчонок, (грозит пальчиком)

Чтобы в вас влюбились! (раскрыв обе руки наклон в сторону мальчиков)

Все мальчики (говором, удивленно): Ну?

Все девочки (кокетливо): Да!

Все хором: Вот такие вот дела!

Мальчик (весело):

Заиграй-ка, балалайка,

Начинай гуляния!

Пропоем мы вам частушки,

Для всего собрания! (раскрывает руки, показывает на зрителей)

Девочка:

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа, (качает головой)

Косолапы женихи! (показывает в сторону мальчиков)

Все мальчики (говором, удивленно): Ну?

Все девочки (кокетливо): Да!

Все хором: Вот такие вот дела!

Мальчик (важно):

Запрягайте кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ! (поднимает руку правую вверх)

Девочка:

Я сижу на бочке,

Румяные щечки. (показывает двумя руками щечки).

Говорят, что навелась (поднять плечи, раскрыть руки, затем поставить руки на пояс)

А я такая родилась! (притоп ногой и раскрыть руки вверх)

Все мальчики (говором, удивленно): Ну?

Все девочки (кокетливо): Да!

Все хором: Вот такие вот дела!

Девочка из гостей: Хватит петь да плясать, пора в игру играть!

Ведущий выносит карусель.

Тётушка Матрёна: Девочки, занимайте, места на карусели.

Игра «Заря – заряница».(Пример № 6)

Игроки держатся за ленты, идут по кругу и поют.

Водящий – вне круга идет в противоположную сторону. С последними словами водящий дотрагивается до игрока, тот бросает ленту и они бегут в противоположные стороны, обегая круг. Кто первый схватил ленту-тот победил, другой становится водящим.

Игра повторяется 2-3 раза.

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Раз, два – не воронь!

А беги как огонь!

Тётушка Матрёна: Что-то Весна – Красна запаздывает. Давайте порадуем её новыми закличками

Первый ребёнок:

Нам зиму провожать,

Весну – Красну закликать!

Все: Гу-у-у-у-у-у!

Второй ребёнок:

С солнышком, с цветами,

С песнями, с журавлями

Все: Гу-у-у-у-у-у!

Третий ребёнок:

Побежит кругом вода,

Растает снег, не будет льда!

Все: Гу-у-у-у-у-у!

Звучит музыка, заходит Весна с цветами.

Весна: Здравствуйте, люди добрые! (кланяется)

Я – Весна-красна!

Пришла к вам с радостью

С великой милостью!

С солнышком ласковым,

Ручьями звонкими

И цветами первыми!

Услышала я как вы песни распевали, в игры играли, солнце прославляли, весенних птиц закликали! Услышала и сразу пришла.

Заводите хоровод!

Веселись, гуляй народ!

Весенний хоровод.

Звучит музыка фольклорного ансамбля «Иван Купала» - «Коляда».

Движения по выбору музыкального руководителя.

Весна: Спасибо вам, ребята, за то, что с радостью меня встретили! В старые времена на Руси весной женщины пекли из теста печенье в форме птичек и щедро раздавали детям. Ведь птицы – вестницы весны! И я дарю вам к празднику птичек – невеличек! Принимайте угощенье!

Дарит корзинку испечённых жаворонков.

Весна:

Счастья будет вам горой.

Урожая воз большой,

На столе всегда пирог,

Лёгких вам всегда дорог!

Дети: Спасибо!

Тётушка Матрёна: Что ж, гости дорогие, праздник наш удался!

Ведущая: Приглашаем вас на чаепитие!

Звучит музыка фольклорного ансамбля «Иван Купала» - «Коляда».

Дети уходят, машут двумя руками гостям.

приложение

Пример №1

«Подай, Боже, ключик»

(«Музыкальный руководитель» № 2, 2008г.)

Подай, Боже, ключик,

Зиму замыкати,

Весну отомкнути,

Зима на возочке,

Весна на челночке,

А лето во карете.

(Каждая строчка поётся 2 раза)

Пример №2

Игра «Идёт матушка Весна»

(Рокитянская Т. А. «Воспитание звуком»)

Идёт матушка Весна,

Отворяй-ка ворота!

Первым март пришёл,

Всех детей провёл.

А за ним апрель

Отворил окно и дверь,

А уж как пришёл май

Сколько хошь теперь гуляй!

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий навсегда

Закрываем ворота!

Пример №3

Закличка «Чувиль-виль-виль»

(«Музыкальный руководитель №2,2008г.)

Чувиль-виль-виль,

Жаворонушки,

Прилетите к нам,

Принесите нам,

Лето тёплое,

Весну красную.

Нам зима надоела,

Весь хлеб переела!

Пример №4

Песня «Летели две птички»

(«Музыкальный руководитель» № 3, 2008г.)

Выходят две пары детей, изображающих птичек (мальчик и девочка)

1. Летели две птички

Ростом невелички

Припев:

Ой, сад, виноград,

Зелёная роща.

А кто ж виноват:

Жена или тёща?

2. Летели, летели,

Сели, посидели.

Припев.

3. Сидели, сидели,

Взвились – полетели!

Припев.

«Летят» по кругу парами, навстречу друг другу, меняясь местами.

Пары приседают лицом друг к другу, играя в ладушки.

«Летят» по кругу парами, навстречу друг другу, меняясь местами.

Повернувшись друг к другу

(руки-крылья опущены сзади,

4. Как они прощались,

Крепко целовались.

Припев.

Выполняют наклоны, прикасаясь щека к щеке.

Пример №5

Частушки

(«Музыкальный руководитель» № 3, 2008г.)

Мальчики: Дуйте, ветры, дуйте,

Буйные, кружитесь!

По деревне мы идём,

Все посторонитесь!

Девочки: А вы кто такие, чьи?

Откуда появились?

У нас нет таких девчонок,

Чтобы в вас влюбились!

Припев:

Мальчики: Ну?

Девочки: Да!

Вместе: Вот такие вот дела!

Мальчики: Заиграй-ка, балалайка,

Начинай гулянье,

Пропоём мы вам частушки

Для всего собрания!

Девочки: У меня на сарафане

Косолапы петухи

Я сама не косолапа –

Косолапы женихи!

Припев.

Мальчики: Запрягайте кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас!

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ!

Девочки: Я сижу на бочке,

Румяные щёчки.

Говорят, что навелась,

А я такая родилась!

Припев.

Пример №6

Игра «Заря-заряница»

(«Музыкальный руководитель» № 2, 2010г.)

Игроки держатся за ленты карусели. Водящий вне круга идёт противоходом.

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз-два, не воронь,

А беги как огонь!