Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Растения огорода»
Педагог. Какие растения называют огородными?
Дети. Те, которые растут на огородах, дачах.
Педагог. Перечислите овощные растения.
Дети называют растения.
Правильно. Лук, горох, бобы, фасоль, репа, свекла, огурцы, салат, помидоры, капуста, тыква, кабачки, морковь, петрушка и т. д.
Сегодня мы поговорим о горохе.
У гороха крупные круглые семена, из которых вырастают побеги с длинными тонкими гибкими стебельками и листочками с усиками, закручивающимися вокруг опоры. Корни гороха глубоко уходят в землю. Что это дает растению?
Дети делают предположения.
Оно легко переносит засуху, так как в нижних слоях почвы — влажно. Цветет горох белыми цветками, похожими на мотыльки, плоды — бобы. Какой уход требует горох?
Дети. Его надо пропалывать, а в засуху — поливать.
Педагог. Полезен ли горох? Чем?
Дети отвечают.
Горох очень полезен, в нем много белка.
Послушайте сказку.
«Сказка о гороховом росточке»
Жил-был маленький гороховый росточек. Родился он из горошины, которую весной обронил один мальчик, когда шел через вспаханное поле в школу.
Денек был теплый, ветерок легкий, ласкающий, а вскоре и дождик прошел. В хорошие условия попал горошек, но не тут-то было. Через неделю приехал на поле трактор и стал перепахивать землю, и наш горошек, который уже набух и пустил маленький росточек, чуть было не погиб: совсем рядом прошли тяжелые, тракторные гусеницы, близко мелькнул плуг. А на следующий день приехали сеялки пшеницу сжать, и вместе с семенами попали в землю сорняки. Один из таких сорняков — осот — вырос рядом с горошком. Он ни с кем не хотел считаться: и солнечные лучи затенял, и воду с питательными веществами из почвы себе забирал. Наш бедный горошек чуть не погиб во второй раз, да случай помог.
Пришли ребята на летнюю практику посевы полоть, да и вытянули сорняк. Горошек не тронули — пожалели. Обрадовался горошек, что жив остался, да недолго радость его была.
Налетела темная туча, пошел дождь — радоваться бы надо, но напрасно: дождик кислотный оказался. Долго после этого перебаливал горошек, одно время ему совсем худо было: листочки пожелтели, в трубочки свернулись, стебелек силу утратил. Но понемножечку, с божьей помощью, оправился, силу набрал, а к середине лета уже совсем большой стал, от всех хворей избавился, отцвел, стручки с горошинками завязались, соком наливались. Через две недели и вовсе созрел горошек.
Стоит он гордый, по сторонам посматривает: кого бы угостить? И решил стручком синичку побаловать, ведь она ему песенки пела. Пролетала синичка мимо горошка — замахал он ей листочками, зашевелил усиками и пригласил на угощение. Полакомилась птичка и улетела, спасибо сказала: не думайте, что позабыла.
Вторым стручком он лягушку угостил, которая часто его наведывала из своего болотца. А третий стручок не пожалел для мышки- норушки, что рядом с ним проживала да его не обижала.
Четвертый и пятый стручок он на семена сберег, чтобы не зря жизнь прожить, потомство произвести — каждое живое существо стремится оставить после себя добрый след.
Скажите, ребята, что чуть не погубило маленький горошек, а что спасло ему жизнь?
Дети отвечают.
Дидактическая игра «Раздели на группы»
Педагог называет растения, дети разделяют их на две группы: овощи и фрукты.
Примерный перечень: апельсин, лук, яблоко, груша, горох, репа, слива, фасоль, свекла, вишня, бобы, помидоры, морковь, лимон, кабачки, капуста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.