Тема: «Живые часы или определение времени по растениям и птицам.»
Цель:
Формировать эмоциональное,
положительное отношение к окружающему миру и природе.
Задачи:
1. Познакомить детей с природными
часами.
2. Развивать познавательную
активность и интересы детей.
3. Побуждать детей к
самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
4. Воспитывать желание беречь,
любить природу.
Материал: картинки с изображением птиц и
растений, музыка «Звуки леса», альбомные листы, цветные карандаши; гербарий
листьев берёзы, клёна, дуба, рябины, липы, сосны.
Ход.
Воспитатель
"Я сорвал цветок, и он
увял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем».
Воспитатель:
Дети как вы понимаете эти слова?
Ответы детей. Да, действительно природой надо восхищаться, любоваться, беречь
её. Приходя в лес, надо быть гостем. Не сорить, не шуметь, не рвать, не
топтать. А вы часто бываете в лесу? Ответы детей. Я сегодня предлагаю
отправиться на прогулку в лес. Согласны? Да. А чтобы было всё по- настоящему,
давайте включим грамзапись «Звуки леса».Закройте пожалуйста глаза и послушайте.
Воспитатель:
Чьи голоса слышны в лесу? Да, это
поют птицы, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, пищат комары, квакают лягушки у
озера.
Чтение стихов о лесе.
Здравствуй, лес, дремучий
лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
С. Погорельский
В лесу
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя, и птицу,
И они понимают меня.
Может быть, на тропинках звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.
И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери, и птицы
На родном говорят языке.
Автор: В. Орлов
Воспитатель:
А какие деревья встречаются в
лесу? Назовите их. Сейчас я предлагаю вам игру: «Подбери дерево»Я раздам вам по листику, а вы должны
прикрепить его к дереву. Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель:
Что ещё растёт в лесу? Правильно,
ягоды. Отгадайте загадки.
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с(малиной)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (малина)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника).
Воспитатель:
Молодцы, ребята.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем, (Встать,
ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем. (через
стороны –вверх- вдох, опустить вниз)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на
месте,)
За природой наблюдали. (Повороты
головой влево-право)
В верх на солнце посмотрели
(Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и
посмотреть вверх)
Чудеса у нас на свете (Присесть,
руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать
на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (спина
прямая, тянемся вверх)
Бабочки летали, (Бег на месте,
плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в
ладоши,)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети
присаживаются на свои места)
И немножечко устали. (И слушают
пение птиц.)
Воспитатель:
Ой, ребята, мы с вами уже долго
бродим по лесу. Сколько же сейчас времени? Вот беда, мы не взяли с собой ни
телефона, ни часов. Как же нам быть? Кто знает ответ на этот вопрос? Ребята,
кажется я догадалась. Нам в этом помогут живые часы природы. Знаете, что это
такое? Нет. Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте. Оказывается, в природе всё
взаимосвязано.
Сейчас, наверное, никто бы и не
задумался об определении времени. У каждого есть часы. Часы везде: на руке, в
сотовом, в машине и т. д… Люди уже не могут представить себя без них, они даже
не задумываются о том, что природа сама по себе — большие часы. Нужно только
уметь ими пользоваться. Интересно, что время действительно можно определить с
помощью птиц! Птицы пробуждаются в разное время суток, поэтому они могут быть
ориентирами во времени.
Так, к примеру воробей, эту птицу можно считать аристократом,
потому что она начинает бодрствовать позже всех, не раньше 5-6 часов утра.
Кукушка и иволга-эти птицы начинают просыпаться в
районе 3-4 часов утра.
Уже ближе к 4 часам свою
активность начинают проявлять щегол и скворец.
Так как воробьи куда более
распространены и их громкое чириканье может узнать каждый, то они являются
наилучшей точкой отсчета для времени.
А ещё можно ориентироваться по
цветам. Какие цветы растут в лесу. Ответы детей. Правильно.
Одуванчики – это растение можно найти почти в
каждом месте, где растет трава. Данные цветы раскрывают свои бутоны примерно в
6 часов утра, а закрываются они около 3-4 часов дня.
Также хорошим вариантом для определения
времени в дневное время будет цветок мать-и-мачехи, они начинают свое открытие немного позже, нежели
бутоны одуванчика, происходит это в 10-11 утра.
Если же время необходимо узнать
вечером, то сделать это благодаря ночной фиалке, раскрываться она начинает
ближе к 9-ти часам вечера.
В случае, когда рядом есть
водоем, то определить врем легко по кувшинкам, их раскрытии припадает на 9
часов утра, а закрытие происходит в период с 19 и до 20 часов вечера.
Хочу заметить, что даже и в наши
дни, когда существуют новейшие технические приспособления для ориентирования во
времени, умение обходиться без приборов не утратило своего значения. Люди самых
разных профессий неожиданно могут оказаться в условиях, когда знание природы
имеет очень важное, а порой и решающее значение. В этой области человечеством
накоплен большой опыт. Для ориентировки во времени и пространстве можно
использовать самые разнообразные предметы и явления природы — от звезд на небе
до камня на земле. И чтобы закрепить весь полученный материал, я предлагаю вам
нарисовать живые часы природы: это могут быть либо птицы, либо цветы. Дети
рисуют и подписывают время, затем рассказывают о своей работе. Вот и подошло к
концу наше увлекательное путешествие по лесу. Вы сегодня узнали, что время легко
определить и без часов.
«Природа так обо всём
позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».
Леонардо да Винчи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.