Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе.
«Мы — друзья природы»
Задачи. Повторить и закрепить правила поведения в природе, которые дети изучали; формировать основы экологически грамотного поведения, эмоциональное и бережное отношение к природе.
Предварительная работа. Составление именных папок и медалей «Исследователь и защитник природы», при необходимости — при-родоохранных знаков.
Материалы, инструменты, оборудование. Природоохранные знаки, напоминающие детям различные правила поведения в природе. Вос-питатель может использовать те знаки, которые были ранее разработаны вместе с детьми в рамках различных занятий.Знаки должны быть как минимум двух видов: запрещающие (например, рисунок в красном круге) и разрешающие (рисунок в зеленом квадрате). Содержание природоохранных знаков зависит от того, какие объекты природы имеются на территории детского сада. В тексте дается описание некоторых природоохранных знаков. Воспитатель может выбрать только те из них, которые подходят для его местности, и дополнить собственными вариантами; именная папка «Исследователь природы» на каждого ребенка, в которую вкладываются работы ребенка, посвященные природе, его зарисовки во время наблюдений (например, зарисовка коры дерева, бумажные поделки, фотографии ребенка во время наблюдений, проведения опытов, и т. п., фотографии ребенка в уголке природы, экологической комнате, зимнем саду, на метеоплощадке, медали «Исследователи и защитники природы».
Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, что исследовать природу недостаточно, нужно еще понимать ее, беречь и охранять. Воспитатель напоминает, что дети уже знают много разных правил поведения природы. Сегодня они их вспомнят. В процессе занятия воспитатель показывает тот или иной природоохранный знак, дети должны определить, что он означает, для чего нужен, найти для знака подходящее место закрепить его там.Например:
—знаки для березы: запрещающий — нельзя собирать березовый
сок; разрешающий — можно рассматривать сережки через лупу;
— знаки для бабочек (можно разместить на клумбе): запрещаю-щий — нельзя ловить, разрешающий — можно наблюдать.
—знаки для ели: нельзя рубить для новогоднего праздника, раз
решающий — можно наряжать живую ель на территории детского
сада;
—знаки для газона: запрещающий — нельзя ходить по траве,
разрешающий — можно рассмотреть растущие с краю травинки, их
семена через лупу.
— знаки для птиц — нельзя кричать возле гнезда, можно построить и повесить домик, сделать кормушку зимой.
— знаки для территории — нельзя бросать мусор на землю; можно — в урну.
Физминутка:
«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
После того как дети расположат все знаки в нужных местах, воспитатель просит их рассказать, какие правила поведения дошкольники будут соблюдать летом, во время отдыха на природе. Затем воспитатель объявляет, что дети успешно прошли все испытания и стали настоящими исследователями и защитниками природы. Дошкольников посвящают в «юных исследователей и защитников природы», дарят им медали с соответствующими надписями, книги о природе, именные папки «Исследователь природы».
Воспитатель говорит, что скоро лето, многие ребята поедут на дачу, будут путешествовать по разным местам — на севере и юге, на западе и востоке. Кто-то поедет в другие страны, кто-то пойдет в лес, на речку, окажется в тундре или ботаническом саду. В любом месте дети смогут найти много интересного, потому что они научились не только видеть, но и слышать природу, узнали многие ее секреты. А чтобы дети смогли продолжать свои исследования, детский сад дарит им на память лупы. Чтобы во время исследований никто не заблудился, дети получают в подарок компасы. Заканчивается посвящение в «исследователей природы» посадкой деревьев, кустарников — на память о выпускниках детского сада. (Посадку можно провести и в другое время, главное связать ее с посвящением в исследователей и защитников природы.)
После занятия. В последнюю неделю мая и летом дети продолжают вести сезонные наблюдения за неживой и живой природой. Воспитатель организует на территории летнюю лабораторию для игр, экспериментов с водой, песком, камнями, глиной. Например, в использованные протекторы от автомобильных шин или в большие емкости насыпаются песок, глина, крупные и мелкие камни, шишки разных деревьев, наливается вода. Здесь же на палке закрепляется вертушка-флюгер, выставляется дождемер. Дети вместе с воспитателем могут придумать эмблему лаборатории, нарисовать ее закрепить на участке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.