№ 4. Конспект группового логопедического занятия
по дифференциации звуков [ч] - [т’].
Цель: Закрепить навык различения звуков [ч] - [т’] у детей с НВОНР.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Отработать четкое произношение и различение звуков [ч] - [т’] в слогах, словах и фразах;
2. расширять словарный запас;
3. работать над звуко - слоговым анализом и синтезом слов;
4. упражнять детей в подборе родственных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление детей на примере отгадывания загадок, решения логических задач;
2. развивать фонематический слух детей на примере восприятия и различения слогов, слов, предложений, содержащих звуки [ч] - [т’].
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать в детях внимательное отношение к речи педагога, сверстников, к собственной речи.
Оборудование: игрушка Чебурашка, мяч, схема характеристики звуков, картинки с изображением людей труда, выполненные из бумаги цветы, предметные картинки, карточки - символы звуков.
Ход занятия:
1. Мотивация.
Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Давайте дружно произнесем
«Чебурашка».
- Какой первый звук в этом слове? [ч]
- Посмотрите, Чебурашка что-то с собой принес. Что это? (Да это же телеграмма)
- Дружно произнесем «телеграмма».
- Какой первый звук в этом слове? [т’]
Прочтем телеграмму.
« Дорогой Чебурашка, побудь сегодня у ребят на логопедическом занятии, посвященном звукам [ч] -[т’]. К сожалению, я не смогу прибыть на сегодняшнее занятие, но я по почте обязательно пришлю всем детям подарки. Твой друг - Крокодил Гена.»
2. Введение в тему занятия.
- Итак, наше занятие посвящено звукам [ч] - [т’].
- Давайте произнесем звук [ч]
При его произнесении язык находится за верхними зубами, а губы принимают форму трубочки.
- Дадим ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий, причем всегда мягкий)
- А теперь произнесем звук [т’].
При его произнесении язык ударяется о верхние зубы, а губы находятся в улыбке.
- Охарактеризуем его. (Согласный, глухой, мягкий).
3. Практическая работа по теме занятия.
- Ребята, Чебурашка приготовил для вас загадки. Назовите 1-й звук в слове - отгадке.
· Чудо ящик – в нем окно, а в окошечке кино… (телевизор).
· Мы ночь не спим, мы день не спим, и день и ночь стучим, стучим… (часы).
· Белая птица над морем кружится… (чайка).
· То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка… (тетрадь).
· Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге, и нельзя тебя поднять.
И нельзя тебя прогнать, на меня ты так похожа, будто я шагаю лежа… (тень).
· Закипит - исходит паром, и свистит, и пышет жаром, крышкой брякает, стучит.
-Эй, сними меня! - кричит…. (чайник).
- А сейчас повторите за мной чистоговорки, содержащие эти звуки.
Чу - чу - чу - молоточком я стучу.
Ча - ча - ча - мы увидели грача.
Чо - чо - чо - греет солнце горячо.
Чи - чи - чи - вкусны пироги в печи.
Те - те - те - отложили мы шитье.
Тюм - тюм - тюм - подарили нам костюм.
Тик - тик - тик - купим кукле бантик.
Те - че - те - те
Чи - чи - ти - чи
Чу - чу - чу - тю.
- У нашего Чебурашки очень много друзей из разных сказок.
Я сейчас произнесу их имена, если в слове встретится звук [ч] – поднимите карточку с буквой Ч. Если встретится звук [т’] - карточку с буквой Т.
(Буратино, Наф-Наф, черепаха Тортилла, крокодил Гена, колобок, Чипполино, обезьянка Чи-Чи, поросенок Фунтик, Крошечка-Хаврошечка, Карлсон, Мальчик с пальчик, Шпунтик и Винтик, курочка Ряба).
- Ребята, наш Чебурашка очень любит играть. Давайте мы вместе поиграем с мячом в игру, которая называется « Измени слово».
В названном мною слове поменяйте звук [ч] на звук [т’].
Мяч -…….(мять)
Вечер -…….(ветер)
Ткачь -……(ткать)
Печь -…….(петь)
Зачем -…..(затем)
Честь -……(тесть)
Честно -….(тесно)
Печка -…..(Петька)
- Ребята, а что такое печка? (Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи)
- А кто такой Петька? (Это имя мальчика)
- Какой может быть печка? (Горячей, жаркой, пламенной, электрической, плавильной)
- А какой может быть Петька? (Озорной, веселый, шустрый, добрый, разговорчивый)
- Можно ли так сказать: «электрический Петька?» (Нет)
- А так: « разговорчивая печка?» (Нет)
- Составьте предложение со словом «печка» (Бабушка растопила печку.)
- Составьте предложение со словом «Петька» (Ребята звали играть в футбол Петьку.)
- Можно ли сказать так: «Бабушка растопила Петьку» (Нет)
- А так: «Ребята звали играть в футбол печку». (Нет).
Вот как может поменяться смысл сказанных вами слов и предложений в зависимости от смены всего лишь одного звука в слове.
- Ребята, Чебурашка не только любит играть, но и любит трудиться, и с большим уважением относится к людям труда.
Я вам сейчас покажу картинки, на которых изображены люди разных профессий. Определите профессию человека и скажите, какой из изучаемых звуков присутствует в слове-названии профессии.
( Показываю картинки: врач, пограничник, учитель, тракторист)
- Ребята все вы знаете, что Чебурашке очень хотелось учиться. Слово учиться образовано от слова учить.
А на каком месте находится звук ч в этом слове? (На 2-ом)
А какой звук на последнем месте?
Ответьте мне на следующие вопросы:
- Как называют человека, обучающего детей в школе? (Учитель)
- А если это женщина? (Учительница)
- Мальчик, обучающийся в школе? (Ученик)
- Девочка, обучающаяся в школе? (Ученица)
- Большое количество детей, обучающихся в школе? (Учащиеся)
- Сам процесс приобретения знаний? (Учение, учеба)
-Тетрадь, по которой учатся дети какая? (Ученическая)
Как вы считаете, какая общая часть во всех этих словах? (УЧ)
Это, ребята, корень всех этих слов. Подробнее о корне слова вы узнаете позже.
В школе ученикам приходится выполнять множество заданий, вот одно из них.
Прочитайте предложения, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т.
1. К окну приле.ела сини.ка.
2. Де.и открыли форто.ку и сини.ка вле.ела в комнату.
3. П.и.ка стала клева.ь хлебные крошки на столе.
4. Всю зиму сини.ка жила у де.ей.
5. Весной де.и выпус.или п.и.ку.
4. Физкультминутка.
- Ребята, в школе дети не только учатся, но и отдыхают, играют на переменах. Вот и мы с вами немножко отдохнем. Повторяйте все движения и слова за мной.
Тики-так, тики-так - так часики стучат.
(Голову влево-вправо)
Теки-так, теки-так-так - колеса стучат.
(Поочередно правой и левой рукой)
Тюки-ток, тюки-ток - так стучит каблучок.
( Стучим каблучками.)
5. Выполнение упражнений в тетрадях.
- А сейчас откройте свои тетради. Я буду вам диктовать предложение, а вы записывайте в тетрадь или букву Ч, если она есть в словах данного предложения, или букву Т. Каждое предложение с новой строчки.
1. Весной к нам прилетели грачи.
2. Белье погладили горячим утюгом.
3. Костя сломал свои часы.
4. На болоте появилась зеленая тина.
5. Ветер раскачивал качели.
6. Витя разговаривал по телефону с Костей.
7. Верочка повесила тюль.
8. Под черемухой спал теленок.
- Ребята, наш Чебурашка торопиться в гости, а вот к кому догадайтесь сами, для этого составьте из слогов слова:
па, ре, ха, че
нок, ре, тиг
- Правильно, это черепаха и тигренок.
4. Рефлексия.
- Какой первый звук в слове «черепаха»?
- Какой первый звук в слове «тигренок»?
- Что общего в этих звуках? (Оба согласные, глухие, мягкие)
- Чем они отличаются? ([ч]- всегда мягкий, [т’] - имеет парный твердый звук [т]).
- Наше занятие подошло к концу. И по почте для вас, ребята, крокодил Гена передает вот такие прекрасные подарочки - цветы тюльпаны, каждому из вас в память о нашем занятии. А Чебурашка многому научился на нашем занятии, и обязательно продолжит свое обучение в школе.
До свидания, до новых встреч, дорогие ребята.
Самоанализ
группового логопедического занятия
по дифференциации звуков [ч] - [т’].
Задачи, стоящие перед данным занятием в своей основе были выполнены. Активность детей была высокой и поддерживалась на протяжении всего занятия. Использование логических заданий на занятии способствовало не только развитию мышления детей, но и поддерживало их интерес к занятию. На занятии была решена пропедевтическая задача - знакомство с корнем слов, решение данной задачи поможет детям в будущем более быстро и легко усвоить тему: «Родственные слова, корень слов». Кроме того было уделено внимание развитию словарного запаса детей через выполнение упражнения по называнию профессии людей, через выполнение упражнения по подбору имен прилагательных к словам. Содержащим звуки [ч] - [т'], а также составление предложений с данными словами. В целом занятие цели достигло. Дети научились различать звуки [ч] - [т'] в устной речи и соответствующие буквы в письменной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.