Конспект группового логопедического занятия по дифференциации звуков [ч] - [т’].
Оценка 4.7

Конспект группового логопедического занятия по дифференциации звуков [ч] - [т’].

Оценка 4.7
docx
11.10.2021
Конспект группового логопедического занятия  по дифференциации звуков [ч] - [т’].
[ч] - [т’].docx

№ 4. Конспект группового логопедического занятия

 по дифференциации звуков [ч] - [т’].

Цель: Закрепить навык различения звуков [ч] - [т’] у детей  с НВОНР.

Коррекционно-образовательные задачи:

1.                  Отработать четкое произношение и различение звуков [ч] - [т’] в слогах,  словах и фразах;

2.                   расширять словарный запас;

3.                  работать над звуко - слоговым анализом и синтезом слов;

4.                  упражнять детей в подборе родственных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.                  Развивать логическое мышление детей на примере отгадывания загадок, решения логических задач;

2.                  развивать фонематический слух детей на примере восприятия и различения слогов, слов,  предложений, содержащих звуки [ч] - [т’].

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.                  Воспитывать в детях  внимательное отношение к речи педагога, сверстников, к собственной речи.

Оборудование: игрушка Чебурашка, мяч, схема характеристики звуков, картинки с изображением людей труда, выполненные из бумаги цветы, предметные картинки, карточки - символы звуков.

Ход занятия:

1. Мотивация.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Давайте дружно произнесем

«Чебурашка».

- Какой первый звук в этом слове? [ч]

- Посмотрите, Чебурашка что-то с собой принес. Что это?  (Да это же телеграмма)

- Дружно произнесем «телеграмма».

- Какой первый звук в этом слове? [т’]

Прочтем телеграмму.

« Дорогой Чебурашка, побудь сегодня у ребят на логопедическом занятии, посвященном звукам [ч] -[т’]. К сожалению, я не смогу прибыть на сегодняшнее занятие, но я по почте обязательно пришлю всем детям подарки. Твой друг -  Крокодил Гена.»

2. Введение в тему занятия.

- Итак, наше занятие посвящено звукам [ч] - [т’].

- Давайте произнесем звук [ч]

При его произнесении язык находится за верхними зубами, а губы принимают форму трубочки.

- Дадим ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий, причем всегда мягкий)

- А теперь произнесем звук [т’].

При его произнесении язык ударяется о верхние зубы, а губы находятся в улыбке.

- Охарактеризуем его. (Согласный, глухой, мягкий).

3. Практическая работа по теме занятия.

- Ребята, Чебурашка приготовил для вас загадки. Назовите 1-й звук в слове - отгадке.

·         Чудо ящик – в нем окно, а в окошечке кино…     (телевизор).

·         Мы ночь не спим, мы день не спим, и день и ночь стучим, стучим…  (часы).

·         Белая птица над морем кружится… (чайка).

·         То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка… (тетрадь).

·         Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге, и нельзя тебя поднять.

И нельзя тебя прогнать, на меня ты так похожа, будто я шагаю лежа…  (тень).

·         Закипит - исходит паром, и свистит, и пышет жаром, крышкой брякает, стучит.

-Эй, сними меня! - кричит…. (чайник).

- А сейчас повторите за мной чистоговорки, содержащие эти звуки.

Чу - чу - чу - молоточком я стучу.

Ча - ча - ча - мы увидели грача.

Чо - чо - чо - греет солнце горячо.

Чи - чи - чи - вкусны пироги в печи.

Те - те - те - отложили мы шитье.

Тюм - тюм - тюм - подарили нам костюм.

Тик - тик - тик - купим кукле бантик.

Те - че - те - те

Чи - чи - ти - чи

Чу - чу - чу - тю.

- У нашего Чебурашки очень много друзей из разных сказок.

Я сейчас произнесу их имена, если в слове встретится звук [ч] – поднимите карточку с буквой Ч. Если встретится звук [т’] - карточку с буквой Т.

(Буратино, Наф-Наф, черепаха Тортилла, крокодил Гена, колобок, Чипполино, обезьянка Чи-Чи, поросенок Фунтик, Крошечка-Хаврошечка, Карлсон, Мальчик с пальчик, Шпунтик и Винтик, курочка Ряба).

- Ребята, наш Чебурашка очень любит играть. Давайте мы вместе поиграем с мячом в игру, которая называется « Измени слово».

В названном мною слове поменяйте звук [ч] на звук [т’].

Мяч  -…….(мять)

Вечер -…….(ветер)

Ткачь -……(ткать)

Печь -…….(петь)

Зачем -…..(затем)

Честь -……(тесть)

Честно -….(тесно)

Печка -…..(Петька)

- Ребята, а что такое печка? (Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи)

- А кто такой Петька? (Это имя мальчика)

- Какой может быть печка? (Горячей, жаркой, пламенной, электрической, плавильной)

- А какой может быть Петька? (Озорной, веселый, шустрый, добрый, разговорчивый)

- Можно ли так сказать: «электрический Петька?» (Нет)

- А так: « разговорчивая печка?» (Нет)

- Составьте предложение со словом «печка» (Бабушка растопила печку.)

- Составьте предложение со словом «Петька» (Ребята звали играть в футбол Петьку.)

- Можно ли сказать так: «Бабушка растопила Петьку» (Нет)

- А так: «Ребята звали играть в футбол печку». (Нет).

Вот как может поменяться смысл сказанных вами слов и предложений  в зависимости от смены всего лишь одного звука в слове.

- Ребята, Чебурашка не только любит играть, но и любит трудиться, и с большим уважением относится к людям труда.

Я вам сейчас покажу картинки, на которых изображены люди разных профессий. Определите профессию человека и скажите, какой из изучаемых звуков присутствует в слове-названии профессии.

( Показываю картинки: врач, пограничник, учитель, тракторист)

- Ребята все вы знаете, что Чебурашке очень хотелось учиться. Слово учиться образовано от слова  учить.

А на каком месте находится звук ч в этом слове? (На 2-ом)

А какой звук на последнем месте?

Ответьте мне на следующие вопросы:

- Как называют человека, обучающего детей в школе? (Учитель)

- А если это женщина? (Учительница)

- Мальчик, обучающийся в школе? (Ученик)

- Девочка, обучающаяся в школе? (Ученица)

- Большое количество детей, обучающихся в школе? (Учащиеся)

- Сам процесс приобретения знаний? (Учение, учеба)

-Тетрадь, по которой учатся дети какая? (Ученическая)

Как вы считаете, какая общая часть во всех этих словах? (УЧ)

Это, ребята, корень всех этих слов. Подробнее о корне слова вы узнаете позже.

В школе ученикам приходится выполнять множество заданий, вот одно из них.

Прочитайте предложения, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т.

1. К окну приле.ела  сини.ка.

2. Де.и открыли форто.ку и сини.ка вле.ела в  комнату.

3. П.и.ка стала клева.ь хлебные крошки на столе.

4. Всю зиму сини.ка жила у де.ей.

5. Весной де.и выпус.или п.и.ку.

4. Физкультминутка.

- Ребята, в школе дети не только учатся, но и отдыхают, играют на переменах. Вот и мы с вами немножко отдохнем. Повторяйте все движения и слова за мной.

Тики-так, тики-так -  так часики стучат.

(Голову влево-вправо)

Теки-так, теки-так-так -  колеса стучат.

(Поочередно правой и левой рукой)

Тюки-ток, тюки-ток - так стучит каблучок.

( Стучим каблучками.)

5. Выполнение упражнений в тетрадях.

- А сейчас откройте свои тетради. Я буду вам диктовать предложение, а вы записывайте в тетрадь или букву Ч, если она есть в словах данного предложения, или букву Т. Каждое предложение с новой строчки.

1. Весной к нам прилетели грачи.

2. Белье погладили горячим утюгом.

3. Костя сломал свои часы.

4. На болоте появилась зеленая тина.

5. Ветер раскачивал качели.

6. Витя разговаривал по телефону с Костей.

7. Верочка повесила тюль.

8. Под черемухой спал теленок.

- Ребята, наш Чебурашка торопиться в гости, а вот к кому догадайтесь сами, для этого составьте из слогов слова:

         па, ре, ха, че

         нок, ре, тиг

- Правильно, это черепаха и тигренок.

4. Рефлексия.

- Какой первый звук в слове «черепаха»?

- Какой первый звук в слове «тигренок»?

- Что общего в этих звуках? (Оба согласные, глухие, мягкие)

- Чем они отличаются? ([ч]- всегда мягкий, [т’] - имеет парный твердый звук [т]).

- Наше занятие подошло к концу. И по почте для вас, ребята, крокодил Гена передает  вот такие прекрасные подарочки - цветы тюльпаны, каждому из вас в память о нашем занятии. А Чебурашка многому научился на нашем занятии, и обязательно продолжит свое обучение в школе.

До свидания, до новых встреч, дорогие ребята.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

группового логопедического занятия

 по дифференциации звуков [ч] - [т’].

 

     Задачи, стоящие перед данным занятием в своей основе были выполнены. Активность детей была высокой и поддерживалась на протяжении всего занятия. Использование логических заданий на занятии способствовало не только развитию мышления детей, но и поддерживало их интерес к занятию. На занятии была решена пропедевтическая задача - знакомство с корнем слов, решение данной задачи поможет детям в будущем  более быстро и легко усвоить тему: «Родственные слова, корень слов». Кроме того было уделено внимание развитию словарного запаса детей через выполнение упражнения по называнию профессии людей, через выполнение упражнения по подбору имен прилагательных к словам. Содержащим звуки [ч] - [т'], а также составление предложений с данными словами. В целом занятие цели достигло. Дети научились различать звуки [ч] - [т'] в  устной речи и соответствующие буквы в письменной.


 

Конспект группового логопедического занятия по дифференциации звуков [ч] - [т’]

Конспект группового логопедического занятия по дифференциации звуков [ч] - [т’]

А сейчас повторите за мной чистоговорки, содержащие эти звуки

А сейчас повторите за мной чистоговорки, содержащие эти звуки

Как называют человека, обучающего детей в школе? (Учитель) -

Как называют человека, обучающего детей в школе? (Учитель) -

Самоанализ группового логопедического занятия по дифференциации звуков [ч] - [т’]

Самоанализ группового логопедического занятия по дифференциации звуков [ч] - [т’]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021