Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс
Оценка 5

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Оценка 5
docx
07.12.2019
Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс
Конспект урока и технологическая карта.docx

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

городской округ г. Шарья Костромской области

 

 

Правописание производных предлогов

Конспект урока + технологическая карта

 

Урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.

Русский язык. 7 класс

 

 

                                                                                                                Выполнила: Золотарева Валентина Дмитриевна,

                                                                                                                 учитель русского языка и литературы

 

 

 

Шарья, 2019 год

Тема урока: Правописание производных предлогов   (3 урок по теме «Предлог»)

Тип урока: закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.

 

Виды деятельности:

классифицировать слова по принадлежности к части речи; объяснять условия написания производных предлогов; различать предлоги в соответствии со стилем;  сравнивать производные предлоги с омонимичными словами;     участвовать учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи;   обосновывать собственное мнение, применять изученное правило; находить ошибки, связанные с употреблением производных предлогов, и объяснять их причину; контролировать собственные действия; оценивать правильность выполнения работы по эталону.

 

Технология деятельностного метода обучения

Урок разработан по УМК под редакцией М.М. Разумовской.

 

Цели:

Методическая:

Обучение  приёмам, формирующим способ действия при изучении темы «Правописание производных предлогов».

 Обучающие:

- отработать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные словоформы, писать правильно производные предлоги.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение  употреблять производные предлоги в соответствии со стилем речи; логические умения сравнивать, классифицировать; ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением; формировать коммуникативную культуру школьника.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес и уважение к родному языку;

- воспитывать ценностное отношение к слову.

Задачи:

-закреплять умение употреблять предлоги в составе словосочетаний, предложений, соблюдая современные нормы русского литературного языка;

- разграничивать предлоги и омонимичные части речи;

- формировать умение редактировать грамматические ошибки, связанные с употреблением предлогов

Познавательные:

-уметь строить устные высказывания;

-формировать и решать проблему;

-искать и выделять необходимую информацию;

-классифицировать информацию.

Регулятивные:

- формулировать тему и цели урока;

- составлять синквейн;

-контролировать свою деятельность.

Личностные:

-формировать учебно – познавательный интерес к материалу урока;

способности к самооценке.

Коммуникативные:

- работать в паре, в группе, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, уточнять, высказывать своё мнение.

 

 

Образовательные ресурсы:

ü  « Русский язык 7 класс» М.М. Разумовская, М. Дрофа, 2016 г.

ü  авторская мультимедийная презентация.

ü  иллюстративные материалы, демонстрирующие правописание предлогов.

ü  набор дидактического раздаточного материала по теме.

ü  листы – инструкции.

ü  оценочные листы.

 

Оборудование:

ü  компьютер

ü  проектор

ü  экран

 

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Учитель приветствует детей:

- Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас на уроке. Мне бы хотелось его  провести  под таким девизом:

       Послушай – и ты узнаешь,

       Посмотри – и ты поймешь,

       Сделай – и ты научишься.

-Надеюсь, мы сегодня хорошо поработаем и добьемся определенных успехов.

- Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в индивидуальной деятельности.

Учитель:

-Сегодня наш урок мы начнём со словарной работы. (Слайд №1)

Вы должны написать слова, вставить пропущенные буквы, затем выписать вставленные буквы и прочитать слово, которое у вас получилось

(.омидо.,изм.нение, поз.нею, а.юминиевый, пол.жил,  пиро.)

Ученики называют получившееся слово (ПРЕДЛОГ).

- Учитель:

- Повторим изученные сведения, используя прием «Задаем друг другу вопросы»

Дети задают друг другу вопросы по теме «Предлог»

- Что такое предлог? Для чего он служит? Что мы уже знаем о предлоге?

Какие предлоги называются производными? Из каких частей речи образуются производные предлоги? В каком стиле речи употребляются? Приведите примеры словосочетаний с омонимичными словами: то предлог, то самостоятельная часть речи. Какие изменения происходят при переходе слов из одной части речи в другую?

Учитель:

- А сейчас посмотрите на доску. Скажите, пожалуйста, все ли слова в предложении написаны правильно? Почему?

(Вследствии малого падения Волга имеет медленное течение).

Дети отвечают, что первое слово записано неправильно, потому что это производный предлог, а на конце таких предлогов пишется буква «е»

Учитель:

- А как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети формулируют:

 «Правописание производных предлогов».

Учитель:

- Определим цель нашей работы:

Дети отвечают:

 -Правильно писать производные предлоги, различать предлоги и омонимичные слова.

Учитель добавляет:

-Особое внимание мы будем сегодня уделять написанию предлогов не       смотря  на, в течение, в продолжение, ввиду, вследствие. Эти предлоги схожи с самостоятельными частями речи и их нужно уметь отличать, чем мы и будем сейчас заниматься.

 - Как вы думаете, сложная это тема? Сегодня на уроке мы попробуем разобраться с трудностями, которые у вас возникнут. С чего начнем?

Дети отвечают:

- Выполним самостоятельную работу.

Учитель:

-Как вы узнаете о том, как справились с работой?

Дети:

- Мы обратимся к образцу.

Учитель:

- Поставьте знак «+», если это предлог, и «–», если другая часть речи. Слайд №

 (Самостоятельная работа №1).

1.(В)заключени.  эксперта были неточности.

2.(В)следстви... травмы лучшего бомбардира отборочного турнира, вынужденного пропустить два ближайших матча, тренеры заменили его на молодого игрока.

3.(Не)смотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остается достижимой.

4.(В)следстви. по делу допущен ряд ошибок.

5. Ему пришлось усердно договориваться (на)счет выходных, хотя работы было очень много.

6.У Николая произошло отставание(в)следстви. болезни.

7.(В)виду предстоящего наступления объявляю заседание открытым.

8.В)продолжени. ужина гостей принимали радушно.

9.Знаменосцы шли (в)переди отряда

10. (В)заключени. доклада лектор улыбнулся.

 

Дети выполняют самостоятельную работу, а затем проверяют.

Учитель:

-А теперь оцените свои работы. Самопроверка по слайду. Критерии оценок на доске

 «5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок.

 

Учитель:

-Кто поработал на «5»?  Для вас творческое задание:

Написать мини-рассуждение, используя производные предлоги «Почему нужно изучать предлоги»

- А кто получил «4» и «3»? Что же вам необходимо сделать, ребята?

Дети:

-Поработать над этими ошибками.

Учитель:

-Но прежде чем работать над ошибками, мы что должны  сделать?

Дети:

-Понять причины ошибок!

3.Локализация затруднений

Учитель:

-Посмотрите на алгоритм рефлексивного анализа (у каждого на парте).

Подумайте, в чем причина ошибок, впишем их в алгоритм.

Дети работают с алгоритмом, вписывают причины ошибок.

4.Коррекция выявленных затруднений.

Учитель:

-Теперь исправьте ошибки путем преодоления затруднений. К чему мы можем обратиться?

Дети:

- К учебнику.

Учитель, используя прием «Напиши правильно – отгадаешь страницу учебника» дает детям возможность обратиться к правилам в учебнике.Дети повторяют материал, затем исправляют ошибки, обращаясь к эталону.

 

Те ребята, кто выполнял творческое задание, читают свои работы

.5.Обобщение затруднений во внешней речи.

Учитель:

-Итак, ошибки исправлены. Разберем их вместе.(По самостоятельной работе №1)

- А сейчас сделаем выводы о правописании производных предлогов и омонимичных частей речи.

Работа в группах.(Выводы оформляют в виде алгоритма)

Дети защищают свои работы.

 

6.Самостоятельная работа в самопроверкой  в парах (эталон взять на парте учителя).

 

Учитель:

-Посмотрите, перед вами ряд конвертов. Они пронумерованы. Для тех, кто выполнил самостоятельную работу №1 на «4», «3», «2».Те ребята, кто выполнил первое  задание на 5 будут консультантами для слабых учащихся     -Самостоятельная работа №2.

Карточка1.

Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму:

На 4. Спиши, раскрывая скобки, графически обозначь орфограмму.

1) (В)близи села протекала речка. 2) (В)следствие засухи река обмелела.

3) (В)виду сильных морозов соревнования были отменены. 4) Из газеты он сделал что-то (на)подобие шляпы. 5) Они договорились (на)счёт совместного похода на байдарках. 6) (Не)смотря на усталость, мы продолжали путь. 7) Шли по долине (в)течение целого дня.

8) (В)продолжение двух дней мои дела продвинулись.

 

Карточка 2.

На «3». Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму:

1.(В) течении… получаса соблюдайте тишину. 2.(В)следствие контузии я уволился из армии. 3. (Не) смотря на доску, я решил пример. 4.(В)связи с переездом на новое место жительства, прошу переадресовать мою корреспонденцию. 5. Узнай, пожалуйста, (на)счёт расписания на завтра. 6.(В)продолжении… третьего года жизни ребёнок утраивает свой словарный запас. 7.(В) следстви… снежных заносов уроки отменили. 8.Разговор нужно отложить (в)виду предстоящего отъезда.

Карточка 3.

  На «2». Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму:

1.(В) течении… целой недели шло данное письмо. 2.Брошка была сделана (на)подобие бабочки. 3.Адвокат увидел (в)следствии… новые факты в пользу подзащитного. 4. (В)целях самообороны он изучал восточные единоборства. 5.(В)виду плохой погоды рейс отменили. 6.Я поработаю (в)место тебя. 7.Я пришёл узнать (на)счёт подарков

Учитель:

-А теперь, ребята, сверьте свои ответы с эталоном самопроверки. Поставьте себе оценки. Критерии прежние.

- Лучше написали?

- Довольны?

- Молодцы! А теперь скажите, зачем мы изучаем эту сложную тему, которая вызывает столько затруднений? 

Дети:

-Для развития грамотности, для подготовки к экзамену, для написания сочинения…

 

7.Включение в систему знаний и повторение.

Выполнение самостоятельной работы №3.

Учитель:

-А сейчас отредактируйте предложенный текст, используя только предлоги. Работаем в парах.

-Те ребята, которые выполнили предыдущие работы на «5», придумайте продолжение текста (4 – 5 предложений), используя производные предлоги. Слайд№

… обстоятельств, я был вынужден покинуть свой тёплый и уютный дом. Извозчик легко похлопал меня по плечу, словно зная о тяжёлом разговоре, который мне сегодня ещё только предстоял.   …на болезнь, мой путь не казался мне тяжким  и долгим. Время в дороге пролетало очень стремительно. Я совсем не беспокоился …   неоконченной работы, теперь это всё отошло на второй план. Снег шёл непрерывно … всего пути.… нашей кареты всё казалось абсолютно белоснежным и пустым.

Слова для справок: в силу, потому,  несмотря,  на счёт, насчет,  в течение,  вокруг, вместо, тоже

Выставление оценок (критерии на доске)

8.Рефлексия деятельности на уроке.

Учитель:

-Итак, ребята, какую задачу вы выполняли сегодня на уроке?

Дети:

-Повторяли тему «Написание производных предлогов»

Учитель:

-Для чего вы это делали?

Дети:

- Чтобы проверить свои знания, подготовиться к контрольной работе

Учитель:

-Что вам помогло на уроке?

Дети:

-Совместная работа, учебник, алгоритмы, учитель…

Учитель:

-В чем вы еще испытываете затруднения на сегодняшний день?

Дети отвечают.

Учитель:

-А сейчас обобщим изученное. Составим синквейн (Слайд№ )

Дети составляют.

Учитель:

-Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке с  помощью жетонов (оранжевые – 5, синие – 4, зеленые – 3)

 

Дети на доску прикрепляют жетоны.

Учитель:

 

Домашнее задание на выбор.

Параграф учебника на стр. 147,148, упражнение 357 или написать мини-сочинение на тему «Весна», используя производные предлоги.

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Методы обучения

Форма организации учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат деятельности

1 этап.

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Словесный, частично-поисковый

Фронталь-

ная

Учитель приветствует детей, зачитывает девиз урока:    Послушай – и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймешь,

 Сделай – и ты научишься.

-Надеюсь, мы сегодня хорошо поработаем и добьемся определенных успехов.

- Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учитель проверяет готовность класса к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.

Создание доброжелательной атмосферы.

Мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

 

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в индивидуальной деятельности

Актуализация

знаний учащихся

Репродуктивные,

словесные, проблемные 

Фронтальная

Учитель предлагает учащимся (Слайд №1)

написать слова, вставить пропущенные буквы, затем выписать вставленные буквы и прочитать слово, которое у них получилось

(.омидо.,изм.нение, поз.нею, а.юминиевый, пол.жил,  пиро.)

Использует для повторения темы «Предлог» прием «Задаем друг другу вопросы».

Далее просит учащихся обратить внимание на доску, где записано предложение. Задает вопросы по предложению (создает проблемную ситуацию) Слайд №

Можем мы теперь сформулировать тему урока? Запишем тему урока в тетрадь.Определим цель нашей работы.

Учитель предлагает детям выполнить самостоятельную работу

(Поставить знак «+», если это предлог, и «–», если другая часть речи). Слайд № , а затем самостоятельно ее оценить (критерии оценок:

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок).

1.(В)заключени.  эксперта были неточности.

2.(В)следстви... травмы лучшего бомбардира отборочного турнира, вынужденного пропустить два ближайших матча, тренеры заменили его на молодого игрока.

3.(Не)смотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остается достижимой.

4.(В)следстви. по делу допущен ряд ошибок.

5. Ему пришлось усердно договориваться (на)счет выходных, хотя работы было очень много.

6.У Николая произошло отставание(в)следстви. болезни.

7.(В)виду предстоящего наступления объявляю заседание открытым.

8.В)продолжени. ужина гостей принимали радушно.

9.Знаменосцы шли (в)переди отряда

10. (В)заключени. доклада лектор улыбнулся.

Подводит детей к выводу о необходимости работы над ошибками.

Дает творческое задание учащимся, выполнившим работу на оценку «5».

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

называют получившееся слово  (ПРЕДЛОГ),

задают друг другу вопросы по теме «Предлог»;

 

 

 

 

 

 

 

формулируют тему и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу, применяя полученные ранее знания, а затем проверяют работу по слайду и самостоятельно выставляют себе оценки в соответствии с критериями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют свою работу, осознают свои ошибки

 

Учащиеся, справившиеся на оценку «5», выполняют творческое задание.

 

Актуализируют знания, необходимые для восприятия нового материала и решения учебных задач. Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы.

3.Локализация затруднений

 

Эвристический метод

Работа в

парах

Подводит итог выполненной работы, объясняет, что прежде чем продолжить работу, необходимо понять причины ошибок.

 

Работают в парах с алгоритмом (у каждого на парте), куда вписывают причины ошибок.

 

Локализуют затруднения. Формулируют, осознают и принимают учебные задачи.

4.Коррекция выявленных затруднений.

 

Проблемый, эвристический, репродуктивный

Индивидуаль-

ная и в парах

Учитель предлагает учащимся

исправить ошибки путем преодоления затруднений, используя прием «Напиши правильно – отгадаешь страницу учебника», дает детям возможность обратиться к правилам в учебнике, а затем еще раз проверить свою работу по эталону.

 

Дети повторяют материал, затем исправляют ошибки, обращаясь к эталону.

Те, кто выполнял творческое задание, зачитавают свои работы.

 

5.Обобщение затруднений во внешней речи.

 

создание
проблемной ситуации, частично-поисковый, исследовательский методы

Индивиду-

альная

Учитель предлагает учащимся, построив монологический ответ, объяснить задание самостоятельной работы №1 и сделать соответствующий вывод о правописании производных предлогов и омонимичных частей речи.

 

Дети объясняют задание самостоятельной работы №1. Работают в группах, оформляют выводы по изученному материалу в виде алгоритма, используя материал учебника. Защищают свои работы.

 

6.Самостоятельная работа в самопроверкой  в парах (эталон взять на парте учителя).

 

Создание
проблемной ситуации, частично-поисковый

Индивидуаль-

ная и в парах

Учитель предлагает для самостоятельной работы задания по вариантам.

Поощряет учащихся к самостоятельному поиску путей решения заданий. Назначает для слабых учащихся консультантов.

Карточка1.

Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму:

На 4. Спиши, раскрывая скобки, графически обозначь орфограмму.

1) (В)близи села протекала речка. 2) (В)следствие засухи река обмелела.

3) (В)виду сильных морозов соревнования были отменены. 4) Из газеты он сделал что-то (на)подобие шляпы. 5) Они договорились (на)счёт совместного похода на байдарках. 6) (Не)смотря на усталость, мы продолжали путь. 7) Шли по долине (в)течение целого дня.

8) (В)продолжение двух дней мои дела продвинулись.

Карточка 2.

На «3». Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму:

1.(В) течении… получаса соблюдайте тишину. 2.(В)следствие контузии я уволился из армии. 3. (Не) смотря на доску, я решил пример. 4.(В)связи с переездом на новое место жительства, прошу переадресовать мою корреспонденцию. 5. Узнай, пожалуйста, (на)счёт расписания на завтра. 6.(В)продолжении… третьего года жизни ребёнок утраивает свой словарный запас. 7.(В) следстви… снежных заносов уроки отменили. 8.Разговор нужно отложить (в)виду предстоящего отъезда.

Карточка 3.

  На «2». Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму:

1.(В) течении… целой недели шло данное письмо. 2.Брошка была сделана (на)подобие бабочки. 3.Адвокат увидел (в)следствии… новые факты в пользу подзащитного. 4. (В)целях самообороны он изучал восточные единоборства. 5.(В)виду плохой погоды рейс отменили. 6.Я поработаю (в)место тебя. 7.Я пришёл узнать (на)счёт подарков

Предлагает сверить свои работы с эталоном, выставить себе оценки в соответствии с критериями.

 

Выполняют самостоятельную работу по вариантам, проверяют по эталону, выставляют себе оценки в соответствии с критериями.

(«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок).

Учащиеся, справившиеся с заданиями, помогают детям с низкой мотивацией.

 

7.Включение в систему знаний и повторение.

 

Создание
проблемной ситуации, частично-поисковый, исследовательский методы

Индивидуаль-

ная

Предлагает отредактировать предложенный текст, учитывая стиль текста,

 используя  слова, представленные на слайде, только предлоги.

Работа в парах.

А темучащимся, которые выполнили предыдущие работы на «5», придумать продолжение этого текста (4 – 5 предложений), используя производные предлоги.

Предлагает оценить работу в соответствии с критериями. Заслушивает получившееся продолжение текста.

 

Учащиеся самостоятельно выполняют самостоятельную  работу №3 (редактируют текст), применяя полученные знания. Осуществляют проверку.

 

8.Рефлексия деятельности на уроке.

 

Частично-поисковый, исследовательский методы

Фронтальная, индивиду-

альная

Учитель предлагает детям вопросы, направленные на формирование рефлексорно - оценочных умений по изучаемой теме:

-Какую задачу вы выполняли сегодня на уроке?

-Для чего вы это делали?

-Что вам помогло на уроке?

-В чем вы еще испытываете затруднения на сегодняшний день?

Предлагает обобщить изученное с помощью составления синквейна.

 (Слайд№ )

И с  помощью жетонов (оранжевые – 5, синие – 4, зеленые – 3)

 

Учащиеся осуществляют рефлексорно –оценочные действия: называют основные позиции нового материала и где будут использовать полученные знания, составляют синквейн, оценивают результаты своей деятельности на уроке с помощью разноцветных жетонов.

Соотнесли цель с результатом деятельности. Выполнили самооценку деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс

Конспект  и технологическая карта урока по теме "Производные предлоги", 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2019