Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 132 г. Тюмени
Конспект
игры-соревнования
для детей старшего дошкольного возраста
«Вот веселый огород, что здесь только не растет»
Разработал: Маренина Т.А.
слушатель курсов профессиональной
переподготовки «Воспитание детей
дошкольного возраста»
Проверил: Годзула И. В.
Тюмень, 2019г.
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.
Программные задачи:
- закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных овощей и фруктов;
- закрепить знания о художественных произведениях об овощах и фруктах и уметь их использовать;
- развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;
Методические приемы:
- организационный;
- игровой;
- словесный (вопросы, беседа, логические задачи);
- наглядный (демонстрационный материал);
- проблемный;
- личностно-ориентированный подход;
- анализ занятия;
- рефлексия;
- поощрение.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие;
Художественно - эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Социально - Коммуникативное развитие;
Речевое развитие.
Материалы:
- разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты
- корзина для овощей, ваза для фруктов;
- жетоны (в форме фруктов и овощей);
- карточки (баночки с вареньем) с картинками фруктов;
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений: «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н. Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стихотворение Ю. Тувима «Овощи», рассказы В. Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», сказки «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка».
- отгадывание загадок.
Группа оформлена по теме недели: «Сохраним своё здоровье»
Воспитатель: Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.
- Что у вас получилось? - Как одним словом можно назвать эти картинки? Овощи а у вас фрукты.
- Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах и фруктах)
У нас получилось две команды: команда «Овощей» и команда «Фруктов». И мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает».
Условия игры:
1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.
2. Друг другу не подсказываем и не перебиваем.
3. За правильный ответ команда получаете жетон в виде овоща и фрукта. Овощи получат - овощ в свою корзину, фрукты - фрукт.
В конце игры посчитаем очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.
1 Задание. Отгадай загадку.
Загадки для команды овощей
ü Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»
ü Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.
ü Само с кулачок, красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь сладко.
А теперь для фруктов:
ü Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.Кто любит щи – иди ищи.
ü Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.
ü Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.
2. Задание. Кто больше назовет овощей.
Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет.
Начинает команда Овощей.
3. Задание. Кто больше назовет фруктов.
Условие тоже, команды по очереди называют фрукты, не повторяясь. Чья команда назовет последней слово - побеждает.
Первой начинает команда Фруктов.
4. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.
Команда «Фрукты»:
Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, , котлеты, начинку для пирожков, дранники, вареники)
А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.
А еще у картофеля есть опасный враг - короладский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.
Команда «Овощи»:
Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)
Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, варенники А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах.
Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».
Воспитатель: Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.
- А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов)
- Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов каждая команда по очереди.
Варенье из яблок – яблочное варенье
Из слив – сливовое варенье
Из персиков – персиковое варенье
Из абрикосов– абрикосовое варенье
Из вишни – вишневое варенье
Из груш - грушевое варенье
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.
Физкультминутка.
А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.
Мы картошку накопали,
Огурцы с грядки сорвали, (приседания)
Выдергали всю морковку, (наклоны)
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли вам подарок принесли.
Продолжаем нашу игру.
5. Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:
Это стихотворение для команды «Овощи».
Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий
Помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?
Стихотворение для команды «Фрукты»
Воспитатель: Послушав стихотворение, ответьте на вопрос: «Из чего хозяйка готовила суп?»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!
- Из чего хозяйка готовила суп?
5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.
Большой (что?) – арбуз, кабачок, картошка
Маленькая (что?) – редиска, морковка
Круглый (что?) – помидор, персик, горошек
Синяя – слива
Зеленый – огурец, помидор, кабачок
Сладкая – груша, морковка, слива.
Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.
6. задание. Игра «Доскажи словечко».
Слушает и отвечает команда «Овощи».
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох)
«Фрукты»
И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.
В деревнях растет и в селах чудо-солнышко - …(подсолнух)
«Овощи»
Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок под названьем ….(кабачок)
«Фрукты»
Кругла да гладка, откусишь - сладка.
Засела крепко на грядке…(репка)
«Овощи»
Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …(лук)
«Фрукты»
Верите - не верите, мы родом из Америки.
В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)
Воспитатель: А сейчас я буду произносить чистоговорку, а вы подскажите последнее слово.
Ор-ор-ор сорвали красный …помидор
Ец-ец-ец съели вкусный …огурец
Жан-жан-жан лежит на грядке ….баклажан
Бус-бус - бус мы разрезали арбуз.
7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.
Ø Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».
Ø Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:
- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут..»
- «Коровушка – матушка, меня бьют журят , хлеба не дают, плакать не велят...»
Ø В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька
«Крошечка - хаврошечка» - яблонька
Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.
8. Задание «Вершки и корешки».
А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.
Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)
Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки)
Воспитатель: Вот и закончилась наша игра-соревнование.
Время подвести итоги. Посчитаем очки, можете вместе со мной. Итак, команда овощей набрала 14 жетонов, а команда «Фрукты», посчитаем, тоже -14 очков. Получается ничья. Победила дружба, все хорошо поработали, правильно отвечали. Воспитатель дарит медали.
Список использованной литературы и интернет ресурсы:
1. «Вот веселый огород, что здесь только не растет» Гаврилова О.Н.
http://festival. 1 september.ru/articles/210353/ секрет№1
http://festival. 1 september.ru/articles/210354/ секрет №2
http://festival.lseptember.ru/articles/210436/ секрет №3
2. Лопатина А.А. Сказы матушка земли: экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита - Русь, 2007. - 252 с.
3. «Материалы и оборудование для трудовой деятельности детей» http://www.detskiysad.ru/trud/645.html
4. Правила трудового воспитания детей дошкольного возраста http://mervpoppins.com/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov/
5. Программа детского объединения «Юный овощевод»
http://lib.convdocs.org/docs/index-66210.html
6. 11. Правильная организация досуга ребенка
http://www.intemet-kontrol.ru/otdich/pravilnava-organizatsiva-dosuga-rebenka.html
7. В помощь учителю. Овощи. Ракитина Е. В. Наборы репродукций.
8. Смирнов А.В. Вершки и корешки: Научно-художественная лит-pa. -М.: Дет.лит., 1986
9. Трудовое воспитание в семье
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b2bc68a5d43b88421206d27 0.html
10. Чудесная страна. Детский сайт для родителей
http://www.chudesnavastrana.ru/stihi-pro-ovoshi-i-fruktv.htm
11. Энциклопедия садовода и огородника /О.А. Ганичкина, А.В. Ганчкин. 3изд. испр. и доп. - М.: ЭКСМО, 2005 - 701 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.