№ 5. Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [Ш] в словах и фразе».
Цель: закреплять правильное произношение звука [Ш].
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Отработать четкое произношение и различение звука [Ш] в слогах, словах и фразах;
2. расширять словарный запас;
3. работать над звуко - слоговым анализом и синтезом слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление;
2. развивать фонематический слух на примере восприятия и различения слогов, слов, предложений, содержащих звук [Ш];
3. развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, память
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать отзывчивость, стремление помогать другому.
Оборудование: игрушка Петрушка, шарик, домик, схема характеристики звука, предметные картинки.
Ход занятия:
1. Мотивация.
Логопед: Сегодня мы продолжаем закреплять правильное произнесение [Ш]. В этом нам поможет Петрушка (кукла бибабо). Прислушайтесь, есть ли в его имени наш звук? Да, верно. В каком месте в имени Петрушка звучит [Ш]? Правильно, в середине. Он принёс нам шарик.
2.Уточнение артикуляции звука.
Шарик у нашего Петрушки стал сдуваться. Послушаем и повторим [шшшшшшшш].
Где находиться кончик языка при произнесении звука? (Наверху).
На что похож язык? (На чашечку). Какой воздух выходит? (тёплый).
Шарик сдулся, он был с дырочкой. Жаль! Нам придётся отправиться в путь за новым
шариком.
3.Автоматизация в слогах.
Играет тихо музыка, логопед и ребёнок повторяют чистоговорку построчно:
Л: Пешком шагали мышки
Р: Шкы-шки – шкы-шки – шкы-шки
Л: И кушали горошек
Р: Шик-шек – шик-шек – шик-шек
Л: Но повстречали кошек
Р: Шук-шек – шук- шек – шук-шек
Л: И спрятались в шалашик
Р: Шек-шик – шек-шик – шек-шик.
4.Автоматизация в словах. Определение количества слогов.
Мы пришли к домику. Посмотрите, в нём 3 этажа. На нижнем – 3 окошка, на среднем – 2,
на последнем - одно. А около дома «гуляют» картинки с нашим звуком [Ш]. Петрушка позвал их домой, а они «забыли», на каком этаже живут. Поможем Петрушке проводить картинки на нужный этаж? Там, где в названии картинок 3 слога, их поселим на нижний этаж, где 2 слога – на средний, а где 1 слог – на верхний. (Материал для игры: настенный «слоговой домик» с «окнами», предметные картинки: шуба, кошка, камыш, ландыш, карандаш, шкаф, шарф, катушка, шкатулка).
Петрушка не нашёл шарики в домике. Посмотри, рядом с домом – забор и подсолнухи. А
в них спрятаны разноцветные буквы.
Игра «Буквы рассыпались». (Материал для игры: настенная аппликация «Забор и
подсолнухи», разноцветные буквы для составления слов «мешок» и «шахматы»,
вставленные в прорези деталей аппликации). Разноцветные буквы забрались на забор и в
подсолнухи. Из жёлтых букв составим одно слово, а из оранжевых – другое. Получились
слова «мешок» и «шахматы».
5.Автоматизация во фразе.
Но словам одним самим по себе скучно. Что же делать? ( Варианты ответов ребёнка).
Петрушка, с помощью ребёнка, предлагает «подружить» эти слова с другими, придумав с
ними предложения. (Ребёнок подводиться к выводу, что с друзьями весело, не скучно).
Составление предложений с заданными словами.
Теперь у наших слов есть друзья.
Игра «Загадки на доске». Материал: предметные картинки (шина, афиша, ракушка),
нарисованные шарики с цифрами.
«Смотрите», - говорит Петрушка, - « на доске нарисованы шарики с цифрами, а под ними
картинки. Это загадки. Отгадываем и прикрепляем магнитом картинку к шарику. Потом
повторяем текст загадки и отгадки, правильно произнося [Ш]».
· Во дворе стоит машина. Я – у неё на колесе, и зовусь я - …..(шина)
· Скоро цирк приедёт к нам! Акробаты будут там! Питон по кличке «Миша»!
Вот, висит…..(афиша).
· На берегу морском найдёшь меня всегда. Но не морская я звезда. Я бусы, я игрушка. Зовут меня……(ракушка).
А теперь превратим отгадки в слово. Для этого выделим первый звук из каждой отгадки.
Получилось слово «шар».
Смотри, а около доски появилась корзиночка. Заглянем в неё и увидим….шарики!!
Это подарок и тебе, и Петрушке!
Надуешь шарик дома и пусть он напоминает о нашем занятии - путешествии!
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [Ш] в словах и фразе».
На занятии присутствовал ребенок 3 года обучения, с которым уже проводилась работа по постановке звука [Ш].
Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
На занятии были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения.
Цель занятия: закреплять правильное произношение звука [Ш].
Задачи: развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, память; воспитывать отзывчивость, стремление помогать другому.
Прослеживается соответствие материала теме и цели занятия.
Активизация умственной деятельности ребёнка происходила с помощью игрового приёма, который проходил через все моменты занятия, делая его единым целым и побуждая ребёнка мыслить, сравнивать, анализировать; порождает желание помочь герою.
Я очень тактично, в случае неправильного ответа, подводила ребёнка к пониманию ошибки и её самостоятельному исправлению.
Речевой материал соответствует возрасту ребёнка и программе, доступен, используются задания разной степени сложности с целью учёта принципа развития.
Наглядный материал использовался в достаточной мере, не вызывая переутомления у ребёнка.
Я в ходе занятия показала знание индивидуальных особенностей данного ученика, что проявилось в грамотном подборе заданий.
На занятии показаны разные виды работ и методических приёмов (музыкальное сопровождение, дидактическая игра, загадки).
Занятие проходило в разном темпе, от эмоциональных аспектов до спокойного объяснения заданий, требующих особенного внимания, тон и речь были доброжелательны и располагали к совместной работе. В ходе занятия я следила за правильным произнесением ребёнком звуков, тактично поправляла ошибки и просила повторить правильно.
Ребёнок с интересом следовал сюжету занятия, старался правильно выполнить задания и исправлять ошибки под чутким руководством.
Занятие было насыщенным, интересным, занимательным. Цели занятия были
достигнуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.