Конспект индивидуального логопедического занятия
«Этап постановки звука [Ш]»
Возраст ребенка: 5 лет
Патология: сигматизм шипящих
Тема: звук [Ш].
Этап: постановка звука [Ш].
Речевое заключение: сложная дислалия
Цель: формировать правильное произношение звука [Ш]
Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], зеркало,, султанчик, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Коррекционно-образовательные:
План занятия:
1.Орг. момент.
Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?
Ребёнок: Здравствуйте, у меня всё хорошо!
Логопед: Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие!
- Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Губки пожуем мы, шарики надуем,
И губами вправо-влево потанцуем!
Язычок покусаем мы слегка,
Чтобы речь наша правильной была!
2. Постановка цели занятия.
Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Сейчас мы будем выполнять гимнастику для языка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Если что-то не вспомнишь, то посмотри, как я буду выполнять упражнения и повторяй за мной. Будь внимателен, и старайся не делать ошибок!
Игра «Забавный язычок»
Язычок гулять пошел,
Вокруг дома обошел. (открыть ротик, высунуть язычок изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и другую стороны. По 3 раза в каждую)
Посмотрел по сторонам,
Никого не встретил там. (рот открыть. Высунуть язычок. Максимально отводить вправо – влево. 10 раз)
На качелях покатался
И ничуть не испугался. (рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз)
На лошадке поскакал,
Быстрый ветер обогнал. (Рот открыть и не закрывать. Щелкая язычком, присасывая его к небу. 10 раз)
Стал похож на гриб немножко,
Гриб на очень тонкой ножке. (Широко открыть ротик и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз)
На гармошке поиграл
И нисколько не устал. (Широко открыть ротик и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз)
Молоко лакал, как кот,
В молоке испачкал рот. (высунуть широкий язычок, имитировать лакательные движения. 10 раз.)
Индюков он повстречал,
С ними вместе поболтал. (Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперед – назад, произнося «бл-бл-бл». 10 раз)
Маляром решил стать он,
Красил дом со всех сторон. (рот открыть. Поднять язык к нёбу. Проводить язычком вперед – назад по нёбу. 10 раз)
Ночь пришла. Пора всем спать.
Язычок лег отдыхать. (рот закрыть. Язык спрятать
Логопед:
Давай поиграем с метёлочками. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! (Педагог дует на бумажные полоски, а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!
5. Постановка звука:
А. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука [Ш]
1. губы несколько вытянуты вперёд;
2. кончик языка поднят к нёбу (за ольвеолы), но не касается его, образуя щель;
3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».
Логопед: Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец! Вот у тебя получилась «Чашечка».
- Теперь отдохни! (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).
- Давай ещё раз повторим! Молодец! Ты такой старательный!
5. Изолированное произношение звука [Ш]
Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.
Игра «Как шипит змея» Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».
Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».
Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.
6. Работа по формированию фонематического слуха:
Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Ш]. Готов? Слушай внимательно.
Слоги:
ТА-ША-ЛА-НА
ПО-РО-ШО-СО
МЕ-ШЕ-ГЕ-СЕ
ШУ-ТУ-ДУ-ВУ
СЫ-ПЫ-ШЫ-ЗЫ
НЭ-ПЭ-КЭ-ШЭ
Логопед: А сейчас мы поиграем с тобой немного по-другому. Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш] .
« стол – миШка – коШка – весна – муха – Шапка – снег – ШиШка».
8. Итог.
1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?
2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику : Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»).
- Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.