Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Ш
Оценка 4.7

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Ш

Оценка 4.7
docx
12.03.2023
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука  Ш
Конспект индивидуального логопедического занятия.docx

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Этап постановки звука [Ш]»

Возраст ребенка: 5 лет

Патология:  сигматизм шипящих

Тема: звук [Ш].

Этап: постановка звука [Ш].

Речевое заключение: сложная дислалия

Цель: формировать правильное произношение звука [Ш]

Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш],  зеркало,, султанчик, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать артикуляционную моторику, через артикуляционную гимнастику для губ и языка.
  2. Развивать правильное речевое дыхание, с помощью игры «ветерок»
  3. Вызвать изолированное произношение звука [Ш], через игры «Как шипит змея», «Шумит лес», «Воздушный шар», « ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово», «Договори слово».
  4. Развивать фонематический слух с помощью игры «поймай звук Ш»

 

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий

 

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш];

 

План занятия:

1.Орг. момент.

Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Ребёнок: Здравствуйте, у меня всё хорошо!

Логопед: Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие!

- Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

               Ручки растираем и разогреваем,

                И лицо теплом своим мы умываем.

                Грабельки сгребают все плохие мысли,

                Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

                Щечки разминаем, чтобы надувались,

                Губки разминаем, чтобы улыбались.

                Губки пожуем мы, шарики надуем,

                И губами вправо-влево потанцуем!

                Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

 

2. Постановка цели занятия.

Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].

 

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сейчас мы будем выполнять гимнастику для языка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Если что-то не вспомнишь, то посмотри, как я буду выполнять упражнения и повторяй за мной. Будь внимателен, и старайся не делать ошибок!

Игра «Забавный язычок»

Язычок гулять пошел,

Вокруг дома обошел. (открыть ротик, высунуть язычок изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и другую стороны. По 3 раза в каждую)

Посмотрел по сторонам,

Никого не встретил там. (рот открыть. Высунуть язычок. Максимально отводить вправо – влево. 10 раз)

На качелях покатался

И ничуть не испугался. (рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз)

На лошадке поскакал,

Быстрый ветер обогнал. (Рот открыть и не закрывать. Щелкая язычком, присасывая его к небу. 10 раз)

Стал похож на гриб немножко,

Гриб на очень тонкой ножке. (Широко открыть ротик и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз)

На гармошке поиграл

И нисколько не устал. (Широко открыть ротик и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз)

Молоко лакал, как кот,

В молоке испачкал рот. (высунуть широкий язычок, имитировать лакательные движения. 10 раз.)

Индюков он повстречал,

С ними вместе поболтал. (Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперед – назад, произнося «бл-бл-бл». 10 раз)

Маляром решил стать он,

Красил дом со всех сторон. (рот открыть. Поднять язык к нёбу. Проводить язычком вперед – назад по нёбу. 10 раз)

Ночь пришла. Пора всем спать.

Язычок лег отдыхать. (рот закрыть. Язык спрятать

 

  1. Развитие речевого дыхания:

Логопед:

Давай поиграем с метёлочками. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! (Педагог дует на бумажные полоски, а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!

 

5. Постановка звука:

А. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.

При артикуляции звука [Ш]

1. губы несколько вытянуты вперёд;

2. кончик языка поднят к нёбу (за ольвеолы), но не касается его, образуя щель;

3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.

 

Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».

Логопед: Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец! Вот у тебя получилась «Чашечка».

Теперь отдохни! (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).

Давай ещё раз повторим! Молодец! Ты такой старательный!

 

5. Изолированное произношение звука [Ш]

Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.

Игра «Как шипит змея» Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

 

6. Работа по формированию фонематического слуха:

Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Ш]. Готов? Слушай внимательно.

Слоги:

ТА-ША-ЛА-НА

ПО-РО-ШО-СО

МЕ-ШЕ-ГЕ-СЕ

ШУ-ТУ-ДУ-ВУ

СЫ-ПЫ-ШЫ-ЗЫ

НЭ-ПЭ-КЭ-ШЭ

Логопед: А сейчас мы поиграем с тобой немного по-другому. Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш] .

« стол – миШка – коШка – весна – муха – Шапка – снег – ШиШка».

8. Итог.

1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?

2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику : Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»).

- Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо


 

Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап постановки звука [Ш]»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап постановки звука [Ш]»

Игра «Забавный язычок» Язычок гулять пошел,

Игра «Забавный язычок» Язычок гулять пошел,

Игра «Как шипит змея» Маша пошла в лес, собирать грибы

Игра «Как шипит змея» Маша пошла в лес, собирать грибы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2023