Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ш] в тексте «Кошка и мышка»

  • docx
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [ш] в тексте «Кошка и мышка».docx

Конспект индивидуального занятия

«Автоматизация звука [ш] в тексте «Кошка и мышка»

 

         Задачи: закреплять правильное произношение звука [ш] на материале рассказа «Кошка и мышка», в скороговорке; развивать фонематический слух, речевое внимание и память; учить образовывать родственные слова, преобразовывать слова путем замены одной буквы; спрягать глаголы в настоящем времени; развивать навыки работы с текстом, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать его; учить складывать разрезную картинку из нескольких частей.

         Оборудование: карточки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки предметов, в названиях которых есть звук [ш], карточка с текстом «Кошка и мышка», разрезные картинки, стеклянные шарики.

 

Ход занятия

1.     Организационный момент

·        Пальчиковая гимнастика «Кошка - мышка».

·       Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Качели», «Грибок», «Чашечка», «Маляр», «Погреем ладошки».

·        Дыхательная гимнастика «Снежок».

2.     Основная часть

·        Повторение правильной артикуляционной позиции звука [ш].

- Давай вспомним, как произноситься звук [ш]. 

- Губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью, язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, воздух теплый, струя направлена по середине языка вверх.

·        Длительное произнесение звука [ш].

·       Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных. Повторение рядов со слогами:

шка - шко - шку - шкы        кша - кшо - кшу - кши          акш - окш - укш - ыкш

шко - шку - шкы - шка        кшо - кшу - кши - кша          окш - укш - ыкш - акш 

шку - шкы - шка - шко        кшу - кши - кша - кшо          укш - ыкш - акш - окш 

шкы - шка - шко - шку        кши - кша - кшо - кшу           ыкш - акш - окш – укш

·       Автоматизация звука [ш] в лексико-грамматических упражнениях. а) Образование родственных слов:

- мышь - (мышонок, мышата, мышиный, мышка...);

-кошка – (кошечка, кошкина, кошачий…).

б) Спряжение глаголов в настоящем времени:

- шить штанишки плюшевому мишке,

- шептать потешки кошке на ушко.

в) Преобразование слов путем замены одной буквы:

Машка - мошка - мушка - мышка – мишка,

пышка - мышка - вышка – шишка,

кошка - мошка - сошка – Гошка.

·        Физкультминутка «Кошка».

Вот окошко распахнулось         (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз.              (имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка вверх,         (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз.          (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась,          (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух.          (повернуть голову направо)

Потянулась, улыбнулась          (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз.

·        Автоматизация звука [ш] в тексте «Кошка и мышка».

а) Чтение ребёнку текста.

б) Проговаривание каждого предложения.

в) Ответы на вопросы по тексту.

г)  Пересказ текста.

Кошка и мышка

  Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка с окошка и за мышкой.

·       Автоматизация звука [ш] в скороговорке. Заучивание скороговорки:

Тише, мыши, не шумите,

Нашу кошку не будите.

·        Работа с разрезной картинкой из нескольких частей (мышка).

- Что получилось? Где стоит звук [ш]?

3. Поведение итогов.

-Посчитай, сколько ты выполнил заданий, сколько у тебя стеклянных шариков?

-Умница, ты сегодня хорошо старался!