Конспект
индивидуального занятия по постановке звука [С]
Цель: постановка звука [С] по подражанию.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука [С];
- дать характеристику и правильную артикуляцию звука [С];
- поставить звук [С] по подражанию;
- научить произносить звук [С] - изолированно, в слогах, слова;
- выработать правильную воздушную струю.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение понимать обращенную речь;
- развивать психические процессы: внимания, памяти, мышления;
- развивать фонематические процессы;
- развивать общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль.
Оборудование: большое настенное зеркало, пособие па выработку воздушной струи, игры «Собери бусы», «Эхо», картинка ветерка
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуй Вика. Ты знаешь, какое время года наступило?
Ребенок: весна.
Логопед: Правильно. И к нам в гости пришел весенний ветерок (выставляется картинка). Он хочет научить тебя петь свою песенку. Будешь учиться?
Ребенок: Да
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним игру про ветерок «Ветер по лесу летал»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал. (плавные, волнообразные движения ладонями).
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой, (загибают по одному пальчику на обеих руках).
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.(спокойно укладывают ладони на стол).
3. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Ветерок хочет, чтобы ты научился дуть так же сильно, как он.
Упражнение для развития напора воздуха:
Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону. Повторять упражнение 3-5-7 раз.
Игра может называться «Подуй на весенний листочек!» (на палочку для коктейлей за нитку подвешиваются разные листочки, вырезанные из картона).
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Для того чтобы научиться петь песенку весеннего ветерка, нам нужно размять свой язычок. Ребёнок по инструкции логопеда выполняет артикуляционную гимнастику: упражнения «Качели», «Трубочка», «Наказать непослушный язык», «Почистим зубы».
5. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Вика, а тебе нравится весна? (да)
Логопед: Улыбнись, покажи мне, как она тебе нравится
Ребенок: показывает радость, улыбается.
Логопед: А ты огорчаешься, когда на улице идет холодный дождь и дует ветер?
Ребенок: да
Логопед: Покажи мне, как ты огорчаешься!
Ребенок показывает грусть
Логопед: А ты удивишься, если завтра пойдет снег?
Ребенок: да
Логопед: Покажи мне удивление на своем лице!
Ребенок: показывает удивление
6. Постановка звука по подражанию.
Логопед предлагает ребенку перед зеркалом широко улыбнуться, показать зубки ( сделать «Заборчик»), а затем, не разжимая зубы («заборчик не ломать!»), сильно подуть, как:
- весенний ветерок – сссссссссссссссссс......
- насос – сссссссссссссссссссссссс.......
Логопед обращает внимание ребенка на «тонкий свист» и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони.
Логопед: Молодец!
Логопед: Где находится кончик языка при произношении звука[С]?
Ребенок: за нижними зубами.
Логопед: Вика повтори за мной прямые слоги со звуком [С]: сы- сэ-су-са-со. А теперь обратные: ыс-ас-ос-ус-эс.
7. Развитие фонематических процессов
Логопед: Я сейчас буду произносить звуки, а ты услышав звук [С ]должна хлопнуть в ладоши: а, к, з, с, ш, п, с и т.д.
8. Физкультминутка «Ветер тихо клен качает»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
9. Игра «Эхо»
Игра в игру «Эхо», логопед показывает картинку и произносит слова, а ребёнок повторяет за логопедом как эхо, Слова: сено, сани, сам, снег, сапоги, сон, Соня, суп, сумка, сын.
10. Игра на развитие внимания, памяти, мышления, речи «Собери бусы»
Логопед: Вика, посмотри. Ветерок такой озорник. У меня были бусы. Они были на ниточке. Но ветерок подул и мои бусы рассыпались. Помоги мне их собрать.
(бусы состоят из картинок, круглой формы, с изображением на них слов со звуком [С ])
11. Итог занятия
Логопед: Кто приходил к нам в гости?
Ребенок: весенний ветерок.
Логопед: Вика, давай вспомним чему нас научил весенний ветерок
Ответ ребенка
Логопед: Как свистит насос (как дует ветерок).
Логопед: Повтори за мной прямые и обратные слоги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.