Конспект интегрированного логопедического занятия для обучающихся с нарушением чтения и письма.
3 класс
Тема: «Звуки вокруг нас».
Учитель – логопед: Ткачева Наталья Владимировна
Область интеграции: музыка и пение.
Цель: Формировать представления детей о разнообразии звуков.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
2. Формировать умение вслушиваться в звуки окружающего мира, давать им словесные характеристики.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания рассказа.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие слухового внимания и восприятия.
2. Развитие слуховой памяти,
3. Развитие общей и мелкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
2. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при музицировании.
Тип занятия: интегрированное
Оборудование: предметные картинки, задания, синий и зеленый карандаши, треугольник, колокольчик, металлофон.
Ход занятия.
1. Орг. момент. (Дети поют песенку «Веселые путешественники»)
Мы едем, едем, едем в далёкие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья!
Нам весело живётся, мы песенку поём,
А в песенке поётся о том, как мы живём!
Припев:
Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку – забияку,
Обезьяну, попугая, вот – компания какая!
Вот – компания какая!
Когда живётся дружно, что может лучше быть?
И ссориться не нужно и можно всех любить!
А если нас увидит, иль встретит кто-нибудь,
Друзей он не обидит, он скажет: ” В добрый путь!’
- Какое настроение вызвала у вас песенка? (Ответы детей).
2. Сообщение темы занятия.
- Дорогие ребята! Сегодня мы совершим путешествие в волшебный мир звуков.
- А давайте минуточку помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. (Дети слушают).
Дидактическая игра «Слушай и отгадывай».
Ребята, давайте поиграем в игру « Слушай и отгадывай» Закройте глаза и отгадайте, что я делаю. ( Хлопаю в ладоши, рву бумагу, режу бумагу ножницами, играю с мячом, листаю книгу)
-Вы хлопаете в ладоши, рвете бумагу. Режете бумагу ножницами, играете с мячом и….
-Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?
- Мы слышали.
- Правильно, вы слышали звуки.
Ребята, на свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, рокот автомобиля, скрип веток, звонок телефона, журчание воды, пение птиц, стрекотание кузнечика. Это звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг.
Прослушивание природных звуков.
- Вы слышите, что это за звуки? (шуршат листья, воет ветер, льет дождь, птицы галдят). В какое время года мы можем услышать эти звуки? (осенью) А почему вы так думаете? (высказывания детей).
На экране появляется картинка осеннего леса.
-Какое сейчас время года в лесу? А какой он, осенний лес? (ответы детей) Очень красив осенний лес! Он может петь, шуметь, шуршать.
Фонопедическое упражнение «Осень»
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит:
Шур-Шур-Шур, Шур-Шур-Шур. (Ритмично потирают ладонью ладонь)
Он с деревьев их разносит.
Поиграет, снова бросит:
У-У-У, У-У-У. (Ритмично скрещивают поднятые вверх руки)
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит:
У-У-У, У-У-У. (Делают круговые движения указательными пальцами)
То к земле прижмет, погладит,
Вдруг на веточку посадит:
Так –Так -Так, Так –Так -Так. (Ритмично похлопывают ладонями по кругу)
Соберет большую кучу,
Убежит и сядет в тучу. (Ритмично сжимают и разжимают руки)
На экране появляется картинка дождя.
- Ребята, посмотрите, тучка закрыла солнышко, упала капелька дождя (удар по пластинке металлофона 1 раз). А затем, ещё несколько капель (удар несколько раз).
-Ребята, подумайте и скажите, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя». (треугольник, колокольчик, металлофон)
Игра на музыкальных инструментах. «Песенка дождя»
В начале капельки капали редко (редкие удары) (1капля. 2 капли, 3 капли), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко.
-Посмотрите, выглянуло солнышко, мы можем отправляться дальше.
- В лесу можно встретить разных зверей и птиц.
Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
- Как шипит змея? Ш-ш-ш.
- Как фыркает ежик? Ф-ф-ф
- Как воет волк? У-у-у.
- Как звенит комар? З-з-з
- Как жужжит жук? Ж-ж-ж
- Как долбит дятел? Д-д-д.
- Какие звуки издают животные? (неречевые)
Артикуляционная гимнастика:
1. Заборчик
2. Трубочка
3. Лопаточка
4. Язычок печет блинчик
5. Вкусное варенье
6. Чашечка
Динамическая пауза
- А может ли человек издавать звуки? Приведите пример. (Ответы детей)
- Верно! Человек может произносить разные звуки. Те звуки, которые произносит человек называются «звуки речи».
- Какие звуки речи мы знаем? Правильно, это гласные и согласные звуки.
- С помощью чего произносятся гласные звуки? (голоса)
- С помощью чего произносятся согласные звуки? (языка, губ, зубов, горлышка).
- Давайте с вами вспомним «Песенку гласных».
Дидактическая игра «Угадай гласный звук».
(А, И, О, У).
Дидактическая игра «Угадай согласный звук».
- Перед вами лежит лист с заданием. Выполните его.
- Где прячутся звуки в словах? (в начале, в середине, в конце слова).
Мы сейчас поиграем в игру « Умная машина».
1. Умная машина сигналит пешеходам первым звуком их названия. Волку -В, мышке – М.
- Как сигналит машина ослику -, аисту -, индюку - , утке - ?
2. Умная машина сигналит пешеходам последним звуком их названия. Баран – Н, мак – к
- Как сигналит машина стол -, окно -, школа - , кефир - , шкаф -, лед -.
3. Умная машина сигналит пешеходам средним звуком их названия. Дом – о, глаз – а, оса – с.
- Как сигналит машина лиса -, рука –, ухо - , сама - , юла -, шалаш - , камыш -, магазин –
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Отправляемся домой. Дети поют последний куплет песенки «Веселые путешественники».
Мы ехали, мы пели и с песенкой смешной
Все вместе, как сумели, приехали домой!
Нам солнышко светило, нас ветер обвевал,
В пути не скучно было и каждый напевал:
Припев: Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку – забияку,
Обезьяну, попугая, вот – компания какая!
Вот – компания какая!
Итог занятия:
- Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня работали на занятии. Чем мы с вами сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось. Оцените свою работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.