Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса тема: «Цвет в произведениях живописи и литературы»
Оценка 4.8

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса тема: «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Оценка 4.8
doc
23.01.2020
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса  тема:  «Цвет в произведениях живописи и литературы»
цвет в произведениях живописи и литературы.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большечеменевская средняя общеобразовательная школа»

Батыревского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного урока

изобразительного искусства и литературы

для 6 класса

 

 

 

 

 

 

 

тема:  «Цвет в произведениях живописи и литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 урок разработали:

 учитель изобразительного искусства

 МБОУ «Большечеменевская СОШ»   

Латышева Надежда Алексеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Большечеменевская СОШ»

Сергеева Альбина Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

Тема интегрированного урока ИЗО и литературы: «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Класс: 6.

Цель: Раскрыть меняющуюся красоту русской природы через  художественные и литературные произведения.

Задачи:

Познакомить с художественными и литературными произведениями, которые описывают красоту русской природы.

Учить анализировать литературный текст и художественные произведения.

Способствовать развитию аналитического мышления, эстетического вкуса.

Воспитывать любовь и уважение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование  ответственного отношения к учебе, формирование патриотизма, развитие навыков  доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с  опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;

коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.

Перечень оборудования и оформления доски: компьютер, проектор.

 

Вид урока: объяснение нового материала

Оборудование: процессор, монитор, репродукции картин И.И. Левитан «Золотая осень», И.И. Левитан «Март», И.И. Шишкин «Рожь», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; диск – презентация к уроку; выставка пейзажей, выполненных учениками, презентации, подготовленные учащимися, карточки с утверждениями.

Время проведения: 45 минут.

 

Ход урока.

На доске развешаны репродукции картин, образы природы. Звучит музыка Антонио Вивальди из цикла “Времена года” “Осень”. Дети разделены на две группы.

 

1.Организационный момент.  

Учитель ИЗО:  Здравствуйте, ребята. Вы слышали, как падают на землю листья? Садитесь за парты также тихо, как падают листья. Сегодня у нас необычный урок. Урок ИЗО и литературы. Мы с вами попытаемся соединить два прекрасных учебных предмета – Изобразительное искусство и русскую литературу.

Учитель литературы:  Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева, Мы с тобой друзья.

А девиз нашего занятия таков:

Учитель ИЗО:   Внимательно смотри - и всё увидишь.

Учитель литературы:  Внимательно слушай - и всё услышишь. Думай - и всё поймёшь.

 

2. Актуализация знаний.  

Учитель ИЗО:  Ребята, внимательно рассмотрим несколько живописных репродукций, которые вам помогут определить тему урока, а может быть даже и цель.

(Показывается несколько репродукций)

-Что на них изображено? (природа)

-Давайте подберём для этих картин ключевые слова (деревья, речка, снег, небо).

-А каким словом можно назвать то, что здесь изображено? (Пейзаж)

-В каком виде искусства цвет является основным средством выразительности? (Цвет является основным средством выразительности в живописи)

-Как вы думаете, почему живопись так называется – живое письмо? (Красочное, как будто живое Цвет в живописи передает настроение.)

Природа у нас многообразна, она меняется в зависимости от времени года и в зависимости от погоды. Талантливые люди, могут показать природу по своему: художники показывают в своих полотнах картинах особым языком – живым смещением красок, поэты - стихотворных строках, писатели в литературных произведениях о природе, музыканты отражают в своих произведениях.

Сегодня мы рассмотрим полотна художников, отражающие времена года, и попробуем описать их.

 

3. Проверка знаний:

Учитель ИЗО:  Дети выполняют два задания. Первая группа подбирает цвета для создания композиции на тему "Огонь" и составляет с этим словом синквейн, вторая группа  – цвета на тему "Ливень" и синквейн с этим словом.

Учитель литературы: Давайте вспомним, что такое синквейн. Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:

1 строка - тема называется одним словом,

2 строка - это описание темы в двух словах,

3 строка – это действия в трёх словах,

4 строка – это предложение из четырёх слов,

5 строка - это одно слово, которое выражает настроение

Учитель ИЗО: – Почему вы выбрали для первого задания данные цвета? (Синий, голубой…)

– Назовите эти цвета одним словом! (Холодные.)

– Почему вы выбрали для второго задания данные цвета? (Красный, желтый, оранжевый…)

– Назовите эти цвета одним словом! (Теплые.)

Учитель литературы:  А теперь прочитаем ваши синквейны.

 

4. Изучение нового материала. Формулирование темы урока.

Учитель ИЗО:  Давайте рассмотрим это яблоко (показываю яблоко)

Какого оно цвета? (Красное!)

Очень часто мы даже сами, когда красим, берем краски, сразу рисуем траву зеленой, небо – голубым. Это неизменный собственный цвет. Он называется локальным цветом.

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.

Мы воспринимаем цвет яблока красным, но посмотрите, сколько различных оттенков присутствует на изображении.

Цвет предмета может меняться в зависимости от освещения (свет, тень), от источника света (теплый, холодный), на цвет предмета могут влиять предметы, находящиеся рядом. Цвет надо учиться видеть! Этим мастерством умело пользуются художники. Они используют эти свойства цвета, чтобы придать произведению большую выразительность.

Очень хорошо видно влияние различных внешних факторов на цвет снега. Все мы знаем, что снег белый. Белый это локальный цвет снега, но давайте посмотрим, как он выглядит на полотнах различных художников. 

Сколько и каких оттенков локального цвета вы видите? От латинского слова color (колор), обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие «колорит». Колорит раскрывает образную мысль художника, содержание, которое художник вкладывает в свое произведение. Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов.

Колорит может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным и тёплым, светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блёклым и так далее. В каждом конкретном произведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста.

Как вы считаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Сформулируйте тему урока.

Изучать цвет, оттенки, колорит на разных картинах

Цвет в произведениях живописи.

Учитель ИЗО:  С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!

Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее.

Учитель литературы: Сегодня на уроке мы познакомимся с тайнами великого искусства живописи и поэзии. Мы проследим, как перекликаются мотивы русской природы в творчестве известных художников и поэтов, поучимся у людей, обладавших высочайшим воображением, бережно и трепетно относится к каждому цветочку и былинке.

Учитель ИЗО: Перед художником-пейзажистом стоит сложная задача - изображение природы в ее бесконечном многообразии и окружающей человека среды.

Художественный анализ произведений: О. Ренуар «Пейзаж в эстаке», И.И. Левитан «Золотая осень».  

 

5. Выступления учащихся и их презентации. Рассказ ученика.

Одно из самых красивых времен года в России - осень. Необыкновенные краски, последние дни яркого солнца и простор для творчества художников. Особенно для тех, кто пишет пейзажи. Осень в России разная: солнечная и туманная, холодная и дождливая, ласковая и мягкая. Среди работ Исаака Ильича Левитана есть много пейзажей с осенней тематикой и его осень как раз именно такая, разная - тихая, неброская, но такая красивая...

Выдающимся мастером русского пейзажа был великий художник Исаак Ильич Левитан. Все свое творчество он посвятил изображению русской природы. Левитан любил весну и осень, и это неслучайно, поскольку эти времена года богаты сменой настроения, оттенками и игрой красок.

Картины Левитана называют пейзажами настроения. Все его работы располагают к раздумью. Так и хочется узнать, что там дальше за рекой? Живут ли там люди? Кто они?

Достаточно постоять пару минут перед любым полотном Левитана, как ту же меняется настроение. Уходят все печали, суета. Его картины хранятся в картинных галереях Твери, Смоленска, Русском музее, Третьяковской галереи.

Одна из самых известных картин Левитана «Золотая осень».

Эта картина была написана в 1895 году в деревне Горки Тверской
области, которая расположена около г. Удомля. Именно в Тверской области
Исаак Ильич любил гостить, ему очень нравилась наша природа.

 

6. Физкультминутка

Теплые-холодные цвета

- Если я показываю вам карточку с теплыми цветами, то вы должны подпрыгнуть вверх на двух ногах, а если видите карточку с холодным цветом, то выполняете приседание

(красный, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый, коричневый)

 

7. Творческая работа. Работа по картине.

Учитель ИЗО:

Рассмотрите картину «Золотая осень», что на ней изображено? (березки, речка, поле с пожелтелой травой).

– Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие?

– Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?

– Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?

- Какие чувства она вызывает? (спокойствие, душевное равновесие).

Разбор картин:

На переднем плане художник изобразил золотое убранство берез, выделяющихся своими белыми стволами.

Рыжеватая трава контрастирует с синей речкой, убегающей вдаль.

Прозрачное светло-голубое небо с белым облаком указывает на погожий денек, настоящий праздник осени. Одного взгляда на полотно достаточно, чтобы ощутить холод ключевой воды и чистый, свежий воздух. Сухая и солнечная осень. Тихий, теплый, ясный день.

На этой репродукции мы видим много света. Яркое солнце и золотистые стройные деревца, зеркальная гладь воды и жухлая трава - все привлекает зрителя. Художнику удалось изобразить осень в богатых, ярких красках.

 

Учитель литературы:

Именно в такие теплые осенние дни Александр Сергеевич Пушкин написал отрывок к роману «Евгений Онегин», если прочесть этот отрывок, то вы поймете что картина И.И.Левитана «Золотая осень» и стихотворные строки А.С.Пушкина дополняют друг друга и создают гармонию.

Читает ученик.

А.С. Пушкин «Осень». Отрывок из романа «Евгений Онегин».

Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышные природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волшебною покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Анализ стихотворения.

Какое впечатление производит на вас прочитанное стихотворение?

Какие красочные прилагательные использует автор?

Чем мила Пушкину осенняя пора? (Прощальной красой).

Что общего между картиной И.И. Левитана и стихотворением А.С. Пушкина?

Учитель ИЗО:

Левитан никогда не выписывал каждый листок, веточку, травинку. Ему было важно передать настроение.  

Учитель литературы: Пейзаж всегда будил в человеке самое лучшее - любовь к родной природе, способность в обычном увидеть прекрасное, возможность стать добрее, лучшее.

 

8. Домашняя работа: Сделать по воображению памяти изображение осеннего букета периода золотой осени (1 группа) и периода поздней осени (2 группа).

 

8. Итог урока.

Учитель ИЗО: Сегодня мы познакомились с известными художниками - пейзажистами и поэтами, которые в своих произведениях увековечили красоту родной природы. Назовите имена художников. Назовите имена поэтов.

Художники-пейзажисты и поэты, каждые по-своему, но очень выразительно показали нам красоту родной природы, выразили свою любовь к ней в картинах и стихах.

 

9. Рефлексия.

Учитель литературы: Перед вами карточки с утверждениями, которые вы должны продолжить и озвучить.

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Самым интересным на уроке было…»

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса тема: «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса  тема:  «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса тема: «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса  тема:  «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса тема: «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса  тема:  «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса тема: «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса  тема:  «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса тема: «Цвет в произведениях живописи и литературы»

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и литературы для 6 класса  тема:  «Цвет в произведениях живописи и литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020