Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое
Оценка 4.7

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
Междисциплинарный 3
2 кл—11 кл +1
22.01.2020
Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое
В данной работе представлен проект, позволяющий преодолеть проблемы, возникающие при воспитании подрастающего поколения и волнующие меня как родителя и педагога. Деятельность обучающихся в проекте предполагает самостоятельное планирование и выполнение всех этапов, что способствует формированию гражданственности и патриотизма, личностно-ценностного отношения к своему родному краю, активной жизненной позиции по сохранению и развитию родного края, восстановлению его культуры и традиций. В ходе проекта удалось заинтересовать туристко-краеведческой работой не только учащихся, но и родителей, привлечь к изучению истории края семейные архивы, рассказы бабушек и дедушек, что способствовало укреплению отношений между представителями разных поколений в семье. Интерес поддерживается использованием разнообразных форм организации, постоянной интеграцией с различными учебными предметами, окружающим социумом. В работе описаны все ресурсы для реализации проекта, что предполагает его переносимость на различные категории учебных учреждений без потери результативности при соблюдении всех механизмов его реализации.
Работа на конкурс Сидоровис С.Н..doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Великосельская средняя школа Гаврилов-Ямского муниципального района»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

 (11-14 лет,  2 года)

 

 

 

 

 

Сидорович Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории МОУ «Великосельской СШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Великое

2017 г.

Оглавление

 

Введение. 2

Глава 1.  Теоретическое обоснование реализации проекта. 2

§1. Критерии, показатели и способы изучения эффективности проектно-исследовательской деятельности. 2

§2. Этапы проекта. 2

Глава 2. Практическая реализация проекта. 2

§1. Содержание  проекта. 2

§2. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта. 2

Заключение. 2

Библиографический список. 2

Приложение. 2

 

Введение

В современных условиях реформирования системы образования все более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения, приобщение его к духовным ценностям и истокам народной культуры. Главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека. Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи,  своего края, когда он стремится быть представителем культуры своего народа, когда включается в деятельность по улучшению жизни своего населённого пункта. Краеведение и социальное проектирование способствуют воспитанию гражданственности, социализации ребёнка в обществе.

Помимо этого, в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

Проблема. Требованием социума и государства является достижение современного качества образования. Однако ряд проблем, связанных с ситуацией социально-культурного и экономического кризиса, затрудняют реализацию инновационных проектов. Эти противоречия характерны сегодня и для сельской школы,  в которой, наряду с общими проблемами можно выделить так же  сложную демографическую ситуацию, ограниченность учащихся в доступе к информационным и образовательным ресурсам, удаленностью от центров культуры, науки и образования, ограниченностью в получении детьми разнообразного социального опыта. Актуальность обозначенной проблемы определяется тем, что сельская школа является существенной составной частью образовательного пространства России, поскольку сельские районы занимают около 40% территории страны. (Тарасов, Проблемы сельской школы).

Статистика показывает, что основная масса выпускников сельских школ не остаются жить и работать в селе, а предпочитают более комфортные городские условия. При таком оттоке молодого поколения, сельская школа является социальным институтом, оказывающим влияние на становление особого мировосприятия сельского жителя, выпускника школы, позволяющая сформировать ценностное отношение к малой родине, указывающий перспективы и пути развития потенциала села.

Выделяя проблемы, необходимо отметить, что жизнь семьи на селе достаточно обособлена, поэтому возникает необходимость восполнения контактов, потребности в общении. Родители из-за особенностей их образования и образа жизни не могут уделять подготовке детей к школе должного внимания, помогать им учиться,  и даже, несмотря на развитые коммуникационные технологии, в целом мы можем говорить об определенной замкнутости сельской школы, ограниченности социального опыта учащихся, в какой-то степени и профессиональных контактов педагогов. Еще одной проблемой является не всегда благоприятная образовательная социокультурная среда вне образовательного учреждения, отсутствие или недостаточность учреждений культуры.

Лучшим средством для решения этой проблемы является данный проект по краеведению и изучению духовно-нравственных истоков культуры своего народа. В нем предлагается вариант изучения родного края, основанный на следующих основных принципах:

– принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

 – принцип добровольности;

 – принцип доверия и поддержки;

 – принцип гуманистической направленности воспитания;

 – принципы соответствия содержания и методов работы уровню развития и подготовки учащихся;

– принцип систематичности и непрерывности деятельности;

– принцип природосообразности воспитания.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как проект включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Сильной стороной проекта является его прикладная направленность. Реализация проекта ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения походов, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.

Объект исследования – воспитательный процесс.

Предмет исследования  -  организация внеурочной работы в классе по патриотическому и гражданскому воспитанию средствами краеведения, обращения к духовно-нравственным традициям и социального проектирования.

Целью данного проекта является организация серии  мероприятий по формированию гражданских и патриотических качеств, социализации обучающихся  на основе проектно-исследовательской деятельности Образовательные задачи:

  –  формирование у учащихся краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеучебной деятельности;

  – познакомить учащихся с проектно-исследовательской деятельностью;                                          

 – создать условия в образовательной среде классного коллектива и школы для проявления и развития способностей школьников.

Развивающие задачи:

– развитие познавательного интереса, интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

–  выявление одаренных детей, предоставление всем возможности для реализации своих общих и специальных способностей;

–  формирование способности и готовности к использованию знаний и умений в краеведческой работе.

Воспитательные задачи:

–  формирование у школьников гражданственности и патриотизма, личностно-ценностного отношения к своему родному краю, активной жизненной позиции по сохранению и развитию родного края, восстановлению его культуры и традиций;

– укрепление семейных ценностей;

– формирование духовно-нравственных ценностей, экологической культуры;

–  создание ситуации успеха для каждого ученика.

 Гипотеза исследования –  краеведение и социальное проектирование способствуют решению задач социальной адаптации учеников, формированию у них готовности жить и трудиться в пределах района, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении, а также развитию познавательных интересов, нравственно- духовного потенциала, интеллектуальных и творческих способностей.

Глава 1.  Теоретическое обоснование реализации проекта

Великосельская школа имеет богатую историю, в следующем году будет праздновать свой 150-летний юбилей.

Школа является социокультурным центром на селе, для которого характерно:

- расширение функций: создание условий для самореализации школьников, организация досуга детей, культурно-просветительская  работа;

- сотрудничество с сельскими учреждениями при сохранении ведущей позиции школы;

- работа, направленная на социализацию обучающихся и адаптацию их в обществе;

- включение детей и родителей в работу, направленную на улучшение жизни села.

Ближайшими социальными партнёрами школы являются ДК, библиотека, приходской досуговый центр, колледж.  На областном уровне мы поддерживаем связь с Областным центром детского и юношеского туризма.

Село, в котором находится школа, очень живописно и окружено со всех сторон большими холмами – горами – Мельничной, Крестовой, Пятницкой, Шухой и другими, менее крупными. Село имеет богатую и интересную историю, множество памятников архитектуры, природных памятников находится в его владениях, а так же неподалеку.

В школе на протяжении многих лет ведется продуктивная краеведческая работа, организованы краеведческие объединения, ежегодно реализуется множество проектов по краеведению. В школе краеведение и метод проектов являются одним целым, а не отдельно существующими направлениями деятельности школьников. Почти все социальные и практико-ориентированные проекты, разработанные нашими учащимися, основаны на  краеведческих исследованиях, но практически все эти проекты  выдвинуты на реализацию педагогами и администрацией школы, а не ее обучающимися.

Новизна данного проекта состоит в том, что он будет реализовываться в процессе туристко-краеведческой исследовательской деятельности. Кроме того, запрос на данную деятельность исходил от самих обучающихся – учеников 5-го класса. Педагог с тьюторской позицией в данном случае является сопровождающим, организатором данной деятельности, оформляя ее этапы в виде проекта.

Данный проект отличается вариативностью и творческой направленностью, предполагает совместную деятельность педагогов, учащихся и родителей, формирование способности ребенка осваивать социокультурные ценности и развивать свой творческий потенциал.

Педагогические технологии, используемые при реализации проекта:

         проектно–исследовательская деятельность;

         КТД (коллективные творческие дела);

         личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

         деятельностный подход в обучении и воспитании;

         педагогика сотрудничества;

         технология проблемного обучения;

         игровые технологии;  

         ИКТ (информационно-комуникативные технологии).

Методологическую основу данного проекта составляют:       

-             системный подход к построению воспитательного процесса (Аристотель, Платон, Спиноза, И.Кант, Г.Гегель, В.Шеллинг, И.Винер, Л.С.Выготский и другие) [2];

-             деятельностный подход в воспитании учащихся (Фихте, Гегель, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков) [2];

-             личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности                (А. Маслоу, К. Роджерс,  Р. Бернс, Я. Корчак, С. Френе, Е. В. Бондаревская, О.С.Газман, Э.Н.Гусинский, В.В.Сериков, Ю.И. Турчининова, И.С. Якиманская, Л.В. Байбородова) [3];

-             основные психологические принципы организации внеклассной работы (М.В. Антропова, Л.Н. Абакумова, М.И. Болдырев и др.) [16];

-             теоретические основы организации воспитательной работы в процессе туристско-краеведческой деятельности (А.Я. Гердт, И.П. Иванов, И.В. Зорин, В.А. Квартальный и др.) [2];

-             культурологический подход, используется как принцип и средство приобщения личности к традиционной народной культуре (С.А. Кармин, Н.Б. Крылова, Д.К. Зеленин, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, К.В. Чистов и др.); 

-             теоретические основы метода социального проектирования (А.А. Иоффе, А.Л. Марков, Г.М. Бирженюк и др.) [10];

-             технологическое проектирование педагогического процесса (В. В. Юдин) [15];

-             психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности  обучающихся (Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников) [9].

§1. Критерии, показатели и способы изучения эффективности проектно-исследовательской деятельности.

На основании нормативно-правовых документов, а так же исходя из специфики проекта, мы выделяем следующие критерии и показатели эффективности проекта:

1. Компетенции самостоятельной и познавательной  деятельности,  самосовершенствования (самоорганизации и   самоуправления)

Таблица 1. Показатели по критерию « Компетенции самостоятельной и познавательной деятельности, самосовершенствования»

Показатели

Средства диагностирования

На начальном этапе

На этапе мониторинга

1.Самоактуализация личности обучающегося.

Анализ достижений

Дневник личных достижений обучающегося(портфолио)

2.Нравственная направленность личности

Ценностные ориентации, изучение  воспитанности (тест М.И.Шиловой)

Наблюдение.

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

3. Креативность личности.

Диагностика уровня творческой активности(методика М.И.Рожкова)

Анализ результатов творческой активности детей

4. Потребность в проектно-краеведческой деятельности.

Наблюдение

Наблюдение

2.                 Компетенции, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской   деятельности.

Таблица 2. Показатели по критерию «Компетенции, обеспечивающие взаимодействие субъектов исследовательской деятельности»

Показатели

Средства диагностирования

На начальном этапе

На этапе мониторинга

1. Взаимоотношения между учащимися в классе и школе.

Классная социометрия

 

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (по Л.Г. Жедуновой).

2. Участие в общественно-значимых мероприятиях.

Тест «Выявление мотивов участия в делах классного и школьного коллективов» (методика О.В. Лишина). 

Наблюдение.

Анализ  серии диагностических ситуаций

3. Взаимодействие педагогов и обучающихся.

Методика Л.В. Байбородовой.

Наблюдение

4. Уровень развития самоуправления.

Методика М.И.Рожкова.

Методика М.И.Рожкова

5. Взаимоотношения в проектной группе.

Социометрия.

Социометрия.

Также для оценки эффективности  краеведческой и проектной деятельности учитываются количественные показатели (участие в мероприятиях, конкурсах, конференциях, количество победителей и призёров), баллы за портфолио школьников, дневники наблюдений.

Общая сформированность образовательного результата для каждого субъекта деятельности в проекте будет определятся исходя из критериев, сформулированных В.В. Юдиным [15].

Таблица 3. Критерии сформированности образовательного результата.

Степень обобщенности содержания образования

Форма проявления образовательного результата

Показатель

Критерий сформированности результата в проекте

Учебный материал (содержание программы проекта)

Компетентность

Ключевой элемент содержания (опыта)

знания

умения

Творческое мышление

Отношение к делу

Социальный опыт

Опыт обучающегося

Способ деятельности

формальный

репродуктивный

творческий

субъектный

Культура

Образованность (деятельностный аспект)

Позиция личности по отношению к деятельности

Формальнфый исполнитель

Грамотный исполнитель

творец

Субъект своей деятельности

Результат

ФР

СР

Пр

С-О

В настоящее время актив класса можно отнести к уровню, который характеризует творческий способ деятельности, субъектное отношение к делу и они проявляют себя как грамотные исполнители в деятельностном аспекте, но есть обучающиеся, которые являются не столь заинтересованными в проекте на его начальной стадии и имеют формальный подход к общей деятельности. Обучающихся, отказавшихся от участия в проекте нет.

Таким образом, мы можем судить об общей включенности в проектную работу, в которой задачей педагога с позиции тьютора будет организация такой образовательной среды, деятельностная сторона которой за счет своей привлекательности и новизны, раскроет потенциал каждого участника проекта.

§2. Этапы проекта    

В соответствии с запланированной деятельностью по работе над проектом, можно выделить следующие основные этапы реализации проекта:

Таблица 4. Этапы и сроки реализации проекта

Этапы, сроки

Основные направления деятельности

Первый этап. Организационный (сентябрь-октябрь 2015)

 

–  анализ сложившегося в школе опыта становления и развития краеведческой и проектной  деятельности;

– определение критериев, показателей, методов и приёмов изучения эффективности проектной работы;

–  изучение потребностей, интересов и запросов детей и их родителей

Второй этап. Реализационный

(ноябрь 2015-май 2016)

 

–  планирование и реализация  краеведческой деятельности класса в рамках основного и дополнительного образования;

– создание условий для развития в классе краеведческой и проектной деятельности;

–  усиление роли семьи в краеведческой и проектной деятельности;

–  включение ребят в работу интегрированных кружков по краеведению;

–  организация мониторинга для изучения  эффективности образовательного и воспитательного процессов;

– организация сотрудничества с другими классными коллективами;

–  разработка интерактивных программ по краеведению для учащихся младшего звена (подшефного класса);

–  создание методической копилки по краеведению и применению метода проектов;

–  создание краеведческих маршрутов;

–  создание экологической тропы

Третий этап. Аналитический

(май-июнь 2016):

 

– оформление результатов исследования с использованием ИКТ (фильм, презентация, слайд-шоу, печатные издания);

–  создание новых программ по реализации  краеведческой деятельности;

– осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей, социальных партнёров процесса и результатов деятельности по реализации проекта;

–  определение перспектив дальнейшего развития проекта

Краеведческая и проектная деятельность способствуют:

- активному и творческому использованию свободного времени;

- создает возможности для формирования круга общения на основе общих интересов и духовных ценностей;

- созданию благоприятных условий для формирования нравственных качеств личности ребенка: коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка;

- позволяет учащимся удовлетворять свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы и исследовательские потребности; 

- предоставляет свободу выбора, что способствует гармоничному и творческому развитию личности; воспитываются сознательная дисциплина, самоконтроль и саморегуляция, подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе;

- учащиеся имеют возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для создания любительских фильмов, электронных фотоальбомов, ученических презентаций, и другой работы в рамках проекта.

В рамках проекта осуществляются множественные межпредметные связи, указанные в таблице 5.

Таблица 5. Межпредметные связи в проекте

Структура содержания

Содержание

Учебные предметы:

Краеведение

Изучение истории родного края, быта, традиций, труда и обрядов жителей с. Великое в 16-18 вв

Иобразительное искусство

Изучение декоративно-прикладного искусства родного края, технологии художественной обработки различных материалов

Технология

Изучение промыслов родного края, технологии художественной обработки различных материалов

ОБЖ

Изучение основ правильного поведения в природе, норм экологического поведения и правил выживания, правил поведения в походе, на дороге, в природе

География

Изучение приемов работы с картой, ориентированием на местности, работы с координатами

Физическая культура

Изучение правил ходьбы на дальние расстояния, ходьбы на лыжах без лыжни, спуска и подъема на лыжах. Игры с мячом, скакалкой на свежем воздухе.

Информатика

Практические занятия по созданию мультимедийных презентаций, съемки и цифровой и художественной обработке фотографий, поиску информации в системе Интернет

Внешкольная работа

Изучение истории родного края, быта, традиций, труда и обрядов жителей с. Великое в 16-18 вв.

Изучение основных правил геокешинга

Глава 2. Практическая реализация проекта

Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представление о мире и о себе во время путешествия, формирует интерес к изучению родного края, расширяет представление о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы

Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. Подросток приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Воспитание краеведением подразумевает не только получение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и развитие потребности в заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Социальное проектирование позволяет воплотить эти потребности в реальную жизнь, ведь большинство проектов нацелены на решение проблем социума.

Краеведческая работа и социальное проектирование позволяют частично решить, смягчить назревшие проблемы, описанные во введении. Возможности разрешения означенных проблем представлены в таблице 6.

Таблица 6. Возможности разрешения проблем средствами проектной деятельности.

Проблема  

Возможности решения проблем с помощью краеведения и социального проектирования

Отрицательное влияние окружающей среды на детей

        Занятость детей любой внеклассной работой и спортом снижает вероятность появления у них вредных привычек, таких как курение, ранний алкоголизм, наркомания, токсикомания.

        Участвуя в краеведческой работе, дети узнают, что их малая  родина не всегда была такой, какой они привыкли видеть её сейчас, что у нашей деревни и её жителей богатое и славное прошлое. Привлекая к исследовательской деятельности своих родителей и других родственников, изучая родословную своей семьи, школьники начинают глубже понимать семейные ценности. Во время совместной деятельности укрепляются родственные связи. 

       Изучение традиционной народной культуры способствует духовному становлению ученика, возрождению чувства любви к Родине.

         Проектная деятельность позволяет детям глубже вникнуть в проблемы села, задуматься о путях их решения, они учатся не только любить свою малую родину, но и беречь её,  делать лучше.

     Множество направлений краеведческой работы, разнообразная тематика проектов позволяют почти каждому ребёнку найти дело по душе. Занимаясь этими видами деятельности, школьники знакомятся с возможностями компьютера и сети Интернет, способствующими развитию человека, а не его деградации.

Сужение коммуникативного пространства школьников

        Краеведческие объединения и проектные группы позволяют объединить одним видом деятельности детей разного возраста, способствуют расширению круга общения. Также расширение коммуникативного пространства происходит во время участия школьников в различных районных и областных конкурсах и конференциях. Более близкое общение и установление дружеских связей происходит во время проведения мероприятий для школ округа и района на базе нашей школы, в краеведческих лагерях и экспедициях. Особенно сближают детей народные праздники, проходящие в школьном музее. Народные игры, в которые дети играют на этих мероприятиях, способствуют улучшению отношений между мальчиками и девочками.

Низкая успеваемость школьников, снижение интереса к учению

      Применение краеведческого материала на уроках всегда вызывает интерес детей к предмету, что ведёт к повышению успеваемости. Этому же способствует введение метода проектов в урок. Участие в краеведческой и проектной деятельности способствует развитию логического мышления, учит детей планировать свою работу, оценивать результат. Участие в различных краеведческих конференциях, в конкурсах проектов делает ребёнка более успешным, он начинает верить в свои силы и способности. У детей появляется желание стать успешным не только во внеклассной работе, но и на уроке.

Снижение авторитета школы, нежелание выпускников оставаться на родине

Краеведческая и проектная деятельность учеников совместно с педагогами делает школу более открытой для общественности и родителей. Включаясь вместе с ребёнком в эту работу, родители уже не могут не видеть роль педагога в успехах их ребёнка. Через местную прессу и школьный сайт итоги работы школы становятся известны. Нашим победам радуются все жители.

Краеведение и социальное проектирование способствовали социализации личности ребёнка.  Кроме того, одной из задач реализации проекта является обучение исследовательской деятельности с целью успешного дальнейшего обучения в старшей школе, так как серия спланированных проектов класса, рассчитанных на 5-6, 7, 8-9, 10-11 класс, в совокупности должны  привести к формированию всех компетентностей, обозначенных во ФГОС ООО на высоком уровне, выше среднего и среднем в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся [11].

При реализации проекта учитывалось, что проект должен быть выполнен обучающимися и планирование на протяжении всего проекта – условное. При движении по этапам, обозначенным выше, мы учитывали критерии прохождения каждого из этапов обучающимися. Работа осложнена тем, что проект не индивидуальный, а коллективный, с привлечением родителей, а так же впоследствии других классных коллективов и педагогов. Необходимо руководствоваться ориентированием на большую часть классного коллектива с поддержкой остальных.

Таблица 7. Критерии выполнения этапов проектной деятельности

Этап полноценной учебной деятельности

Критерии прохождения этапа учеником

Мотивационный

Хочу сделать что-то свое, в первом приближении называет цели своего проекта

Установочный

Цели присвоены. Оформлена тема, определился круг людей и временной период проекта

Проектный

Понятен результат и средства, положенные в основу его достижения, ясна общая организация выполнения, группы людей, которые будут привлекаться, время и место выполнения.

Реализация

Работы выполнены детьми, присутствует продукт их деятельности. Ответственность педагога за предоставление обучающимся поддержки его деятельности и обеспечение осознанности выполнения всех её этапов

Презентационный

Общее представление результатов, получение отношения социума к проекту и рефлексия личной удовлетворенности ученика

Рефлексивный

Субъекты проекта осмыслили прошедшее, соотнесли с изначальными мотивами, сделали выводы для себя, задумались о перспективах.

Формы работы в проекте

- мини-проекты;

- исследовательские и творческие проекты по каждому направлению движения;

- конкурсы;

- викторины;

- краеведческие исследования;

- социальные проекты;

- выпуск статей в газету;

- экскурсии;

- экологические акции;

-  походы.

 Основная форма работы – это совершение походов выходного дня по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода, а так же изучение родного края во время проведения экскурсий, семейное краеведение.     

§1. Содержание  проекта

Школьная система образовательно-воспитательной деятельности по формированию гражданских и патриотических качеств личности на основе краеведческой работы и социального проектирования предполагает максимальное включение в совместную деятельность всех участников образовательного процесса, создание условий для максимального проявления творческих, организаторских способностей каждого ребёнка.  

Первый год работы над проектом предполагал запуск проекта через запрос обучающихся и реализацию первой части проекта с обучением основам проектно-исследовательской работы, которая, в свою очередь, предполагает сбор материалов, организацию и реализацию походов на  горы, расположенные вокруг села, знакомство с интересными фактами истории, связанными с селом, знакомство с новыми направлениями в туризме, такими, как агротуризм, геокешинг и д.р.,  а так же трансляцию результатов каждого похода в школьной газете. Второй год предполагает продолжение серии походов, а так же продолжение проектно-исследовательской работы в данном направлении. Кроме того предполагается выстраивание краеведческой тропы для учащихся начальной школы в виде игры с поиском тайника.  Планируется выступление с проектом на научно-практической конференции школы по реализации второй части проекта. Более подробно данная работа представлена в планировании:

Таблица 8. Планирование проектной работы

Деятельность по проекту

1

Определение целей и задач проекта, целей и задач для каждого участника проекта. Постановка проблемного и основополагающего вопроса. Разбивка проекта на подтемы. Разработка плана работы проекта.

2

Сбор материалов об истории и современном развитии села .

3

Обоснование выбора маршрутов и объектов исследования

Выбор пути следования и очередности изучения объектов исследования

4

Экскурсии в библиотеку, в администрацию, по улицам села

5

Создание карты выполнения походов.  Разработка предварительного маршрута. Осуществление похода на гору Пятницкую. Приложение 1.

6

Встречи со старожилами села, ветеранами войны и труда (или просмотр видеоинтервью)

7

Изучение основ проектной работы и исследовательской деятельности

8

Встречи-интервью со знаменитыми людьми села

9

Создание проекта презентации-защиты. Осуществление похода на гору Черная

10

Фото-кросс «В объективе - родное село»

11

Предварительный анализ работы над проектом. Осуществление похода на гору Мельницкую

12

Проведение краеведческой викторины «Знай свой край»

13

Подготовка отчёта по работе над проектом

14

Выпуск буклета «История села в лицах»

15

Создание презентации на защиту проекта.

16

Осуществления похода на гору Шуха  

17

Корректировка карты, проектной деятельности

18

Создание цифровой презентации (видео-фильма) «Село: лента времени»

19

Подготовка выступления для защиты

20

Создание фотоальбома «Достижения моего села»

21

Подготовка презентации для защиты. Осуществление похода на гору Крестовую

22

Интерактивная программа «Наше будущее - в наших руках!»

23

Оформление фотоотчёта по проекту

24

Разработка  индивидуальных и групповых проектов по темам:

-  История появления нашего села;

Памятники, храмы и знаменитые дома нашего села;

- Достопримечательности нашего села;

-  История моей семьи в истории села;

-Мое село в прошлом, настоящем и будущем

25

Отчёт членов группы по реализации ими поставленных целей и задач.

Выработка плана защиты проекта.

26

Участие  в научно-практической  конференции 

27

Защита проекта.

28

Мониторинг       реализации       проекта,       подготовка аналитических    материалов   

29

Анализ выступлений.

30

Анализ работы над проектом.Оформление папки рабочих материалов по проекту.

31

Подведение итогов.

Определение перспективы дальнейшей работы над проектом

Данная деятельность нуждается в ресурсном обеспечении, минимальные затраты по проекту обозначены в таблице 9.                 

Таблица 9. Ресурсное обеспечение проекта

Вид ресурсов

Перечень действий

Кадровые

Обозначить ответственными за реализацию проекта активистов класса

Создать инициативную группу из учителей и обучающихся школы для реализации проекта в начальном звене

Привлечь родителей, общественность к работе над проектом.

Нормативно – правовые

Создание пакета документов по реализации проекта

Программно - методические

Сделать подборку литературы в школьной библиотеке и медиатеке для педагогов по нравственному, культурному и  гражданско-патриотическому воспитанию, краеведению, методу проектов, для детей – по истории, географии, экологии и культуре  родного края.

Материально – технические

 Доступ к ресурсам кабинета информатики

 

Финансовые

Не требуется

§2. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно работать с различными источниками информации, слушать и принимать мнения других,  самостоятельно принимать решение, анализировать, синтезировать, планировать и анализировать, структурировать, проводить самоанализ и рефлексию.

Формируемые УУД: В сфере личностных УУД: у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи, самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных  УУД:  учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, учащиеся учатся  определению последовательности высказываний с учетом конечного результата, результат своей деятельности соотносить с целью и оценивать его, выполнять самооценку своей работы.

В сфере познавательных УУД: учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования, умение сравнивать данные, находить отличия, учащиеся учатся строить сообщения в устной форме .

В сфере коммуникативных УУД: учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли, учатся договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей, учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Конечным результатом реализации проекта должно стать:

1.     Повышение качества образования и воспитания школьников:

- расширение знаний обучающихся об истории родного края, народных традициях;

- развитие положительной мотивации к учению;

- развитие интереса школьников к истории родного края, русской    культуре, народным традициям;

- формирование у школьников осознанного отношения к ценностям русской культуры;

- развитие личности детей, их социализация;

- воспитание патриотизма и любви к родному краю;

- овладение навыками поисковой и проектной работы, умениям научно-исследовательской деятельности;

- вовлечение школьников в созидательную общественно-полезную деятельность путём применения метода проектов;

- повышение общей культуры школьников;

- повышение показателей успешности каждого ребёнка.

2.     Повышение профессионального уровня педагогов.

3.     Повышение авторитета школы.

4.     Расширение образовательного информационного пространства, широкое внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы для обеспечения взаимодействия с родителями, общественными организациями.

5.     Пополнение фондов школьного музея.

6.     Обобщение и распространение опыта работы через публикацию в школьной газете (распространяется по селу, публикуется на сайте школы).

7.     Создание электронной базы лучших исследовательских работ детей.

8.      Публикация краеведческих очерков в газете «Гаврилов-Ямский вестник»

9.     Появление желания у выпускников школы остаться в своей деревне и улучшить её положение.

Необходимо так же учитывать и риски, которые могут возникнуть входе реализации проекта.

Таблица 10. Риски реализации проекта

Возможные риски

Пути преодоления

Нежелание некоторых педагогов работать по данным направлениям

Убедить в необходимости воспитания школьников через краеведение, в ценности метода проектов как одного из путей социализации личности ребёнка. Учителя биологии заинтересовать работой по экологическому краеведению.

Препятствие родителей 

Осуществление разъяснительной работы. Соблюдение принципа добровольности.  

Внимательное, доброе отношение к семьям. Согласование планов работы кружков, планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы. Профилактика клещевого энцефалита у детей.

Условия выполнения проекта:  помещение для занятий, обеспечение материалами и инструментами для выполнения сувениров, обеспечение доступа к Интернет-ресурсам и ресурсам ПК для оформления результатов проектной работы, использование ресурсов социума, помощь родителей.

Заключение

Предлагаемый проект имеет открытый и динамичный характер, отличается разнообразием и взаимосвязанностью направлений, форм и видов деятельности.

Предлагая знания как готовый продукт человеческой культуры для пассивного восприятия и репродукции, нельзя выработать потребность в непрерывном образовании и саморазвитии, подготовить к ситуации постоянных изменений в требованиях к профессиональной и функциональной компетентности. Без изменения коммуникативной ситуации невозможно ожидать от ученика толерантности, диалогичности мышления, креативности. Не создав условий и мотивации самостоятельной деятельности учащегося через разработку им учебных или социальных проектов, нельзя говорить о будущей гражданской ответственности и способности самостоятельно простроить свой жизненный путь. Без выстраивания горизонтальных связей в образовательной деятельности нет возможности выработать партнерские и коммуникативные навыки.

Другими словами, необходимо  создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Прежде всего, это условия, обозначенные в данном проекте, которые могут обеспечить следующие возможности:

-             вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

-             совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

-             широкого общения со сверстниками и другими классами своей школы, других районов и даже регионов;

-             свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;

-             постоянного испытания своих интеллектуальных, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Все это при последовательном проектировании, исходя из продвижения обучающихся по этапам, позволяет реализовать предлагаемый проект.

Библиографический список:

1.                 Байбородова, Л.В.  Воспитание в сельской школе [Текст]   / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская.  – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 176с.

2.                 Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследова­ния [Текст]: учебное пособие / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская.  – Яро­славль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 260  с.

3.                 Байбородова, Л.В. Общая характеристика технологий педагогической деятельности [Текст] / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №4. – С. 60 – 78.

4.                 Байбородова, Л.В. Подготовка и защита магистерской диссертации [Текст]: учебное пособие / Л. В. Байбородова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – 91  с.

5.                 Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2013. – 284 с.

6.                 Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.

7.                 Исследовательская работа школьников: методическое пособие для учителей краеведов и педагогов дополнительного образования [Текст]  / Сост. О.Б.Карпова. - Вологда: ИЦ ВГМХА, 2010. – 31 с.

8.                 Окрестности с. Великое [Текст] / Краеведческий музей ВСОШ. – 1993.

9.                 Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности  обучающихся [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2008. – 168 с.

10.            Понизовская, Л.И. Концепция воспитательной системы школы как социокультурного центра на селе [Текст] / Л. И. Понизовская,  Е. Н. Степанов // Классный руководитель. – 2005. – №4.

11.            Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации

12.            Шашуков, Н.Л. Народная педагогика в практике современного воспитания [Текст]   /  Н.Л. Шашуков, Вологда, 2003.

13.            Юдин, В.В. Где искать педагогические основы Е-learning? В защиту дидактики [Текст]  // Открытое образование. – 2005. – №5. – С .4-9.

14.            Юдин, В.В. Образовательный результат: от компетенций до личности [Текст]   // «Образование и наука»: Известия уральского отделения Российской академии образования . – 2008. - № 4 (52). – С. 13-23.

15.            Юдин, В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография [Текст]  / В.В. Юдин. – М.: Университетская книга, 2008. – 300 с.

16.            Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников [Текст]  / сост. Т.М. Кузьмицкая, О.Е. Жиренко. –  М., 2005.

 

Приложение 1

Отрывок из материалов к походу на гору Пятница [8]:

Информация о горе Шуха: 6 января 1435 г (XV в) между с. Великое и Козьмодемьянское произошло большое сражение между Московским князем Василием Темным, Василием Косым и Дмитрием Шемякой. По некоторым сведениям это произошло на горе Шуха. Той самой, которую мы проходим сейчас. Эта гора в XX веке была карьером, а сейчас возле ее подножия (северная сторона) проходит объездная дорога, а с противоположной стороны  склона текла одноименная река, которую сейчас очень сложно обнаружить. Брала начало эта речка из болота, напротив поселка Новый. Так же в подножии горы был родник, над которым стоял сруб, откуда брали воду для великосельской столовой, которая из-за вкусного чая, приготовленного на этой воде,  называлась «чайная». . .

С горы открывается вид на Великосельский Кремль, можно ясно увидеть, как разниться восстановленная часть с той, что еще ждет своего часа. Блестят золотые купола, протыкает небо колокольня, которая послужила не только звонницей, но и постом для зенитчиц, которые охраняли  Ярославль, и, наблюдая с 80-ти метровой высоты, должны были различать вражеские самолеты и сообщать о них в часть. 18-летние девчонки сменяли друг друга каждые 2-3 часа, чтобы не терять бдительности и отдыхать. А ведь это очень непросто – подниматься на такую высоту, причем в любую погоду…

 

 

 

 

 

 

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое

Организация исследовательской и проектной деятельности  в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020