Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»
Оценка 4.8

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Оценка 4.8
doc
22.01.2020
Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»
мастер-класс Накарякова.doc

Мастер – класс  «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

 

Аудитория: воспитатели ДОУ города.

Участники: воспитатели ДОУ города.

 

Цель: создание условий для приобретения  практических навыков педагогическими работниками в организации работы  по использованию нетрадиционных методов  интеллектуального  развития детей дошкольного возраста  при подготовке к школе.

Задачи:

·        формирование  умения и навыков у педагогических работников по использованию нетрадиционных методов интеллектуального развития дошкольников при подготовке к школе, через  прямой и комментированный показ кинезиологических упражнений;

·        упражнять в применении  нетрадиционных методов  интеллектуального развития дошкольников при подготовке к школе.

Оборудование: проектор, мягкая игрушка, текст сказки для участников  мастер-класса, листы белой бумаги,  цветные карандаши, аудиозапись классической музыки, аудиозапись Железнова «Обезьянки», два мольберта, листы ватмана, фломастеры, кинезиологический тренажер «Ловкие пальчики», буклеты.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть Вас в стенах нашего детского сада.

 

Установление эмоционального контакта.

Для начала предлагаю познакомиться.

Игра № 1 «Запоминаем имена»

   Комментарий:

Игру рекомендуется проводить с детьми с 3-х лет в начале года, и когда в группе появляются новые дети. В ходе игры дети не только знакомятся, у них развивается слуховое внимание, дикция (чёткое и громкое проговаривание имён). Игру можно проводить, сидя на ковре. Используется мягкий предмет, так как не все дети достаточно ловкие и могут поймать мяч.

     Поиграем в  игру «Заминаем имена».  Я  приглашаю всех выйти на середину зала и встать в круг. Сначала мы будем передавать игрушку друг другу, по кругу, громко называя свои имена. Остальные внимательно слушают и запоминают. Потом мы будем перекидывать игрушку по кругу, но имя того, у кого игрушка, будем называть хором.

(предложить сесть за столы.)

Мы познакомились, и я предлагаю перейти к основной части нашего мастер-класса.

Постановка педагогической проблемы, актуальность.

Уважаемые коллеги!  Когда я начала работу по подготовке детей к школе, чтобы понять чего хотят родители, какие проблемы их волнуют, чем я могу им помочь, я использовала такой прием, как знакомство со сказкой «Как зайчонка Тимошку к школе готовили». Перед вами текст этой сказки, ознакомьтесь, пожалуйста.

(перед педагогическими работниками  сказка «Как зайчонка Тимошку к школе готовили»

В одном лесу жила заячья семья. Маму зайчиху звали Зая, папу зайца звали Длинноух и зайчонка Тимошка. Недавно зайчонку Тимошке исполнилось 6 лет.

Призадумались родители зайцы«В какую школу отдать зайчонка Тимошку. В их лесу много школ было: заячья школа, лесная школа и школа «Умников и умниц». Но не просто так попасть в такие школы, нужно хорошо подготовиться. Думали-думали зайцы, как же Тимошку к школе подготовить, стали они спрашивать у всех зверей. И вот однажды сорока мимо их дома пролетала. Увидела она зайчиху с зайцем и говорит:

«Слышала, что вы ищете, где к школе хорошо готовят. Знаю Ёж открыл центр по подготовке детей к школе». Пошли зайцы и записали зайчонка к Ежу. Утром они отводили Тимошку в Лесной детский сад.

Вечером Тимошка занимался с Вини Пухом. В выходные дни его отводили в центр к Ежу.

Целыми днями занимался зайчонок Тимошка. Времени для игры и прогулок у него совсем не оставалось. И вот однажды Тимошка сильно заболел. Мама Зая и папа Длинноух стали переживать: «Что же случилось с нашим маленьким зайчонком? Он перестал есть и пить, у него поднялась высокая температура». Пришли зайцы в лесную больницу.

Осмотрел доктор Тимошку и сказал: «Ваш малыш заболел от переутомления. Вылечить его можно только соблюдая строго мои рекомендации. Во – первых, соблюдать режим дня, не переутомлять сильными нагрузками и следить за режимом питания».

Идут зайцы домой, пуще прежнего загоревали. Уж сильно им хотелось, чтоб Тимошка в лесу был самым умным, а доктор запретил ему много заниматься. И вдруг они встретили сову. Сова в лесу считалась самой умной. Она много читала и много знала. Рассказали зайцы о своём горе. Сова ответила им:

«Эх вы родители, вам самим надо ходить в Мамину лесную школу, в которой помогут решить все ваши проблемы». Затем она объяснила, как найти эту школу. С тех пор мама Зая и папа Длинноух посещают Мамину лесную школу. В сказке ложь, да в ней намёк всем родителям урок).

Вопросы:

-  Как бы вы ответили на прозвучавший вопрос в начале сказки?  

-Как вы думаете, нужна ли вашему  ребенку такая подготовка к школе?

       В настоящее время в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. С одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают,  как это сделать или не имеют достаточно времени.

Чтобы понять, как родители хотят подготовить своего ребенка к школе, было проведено анкетирование. Предлагаю ознакомиться с результатами блиц-опроса.

 

31% родителей хотели бы заниматься со своим ребёнком сами, но не знают, как организовать занятие;

 3% родителей выбирают репетитора потому, что у них мало времени для занятий с ребёнком;

 49% родителей  выбирают подготовительные курсы в школе или детском саду;

17% родителей могут сами успешно организовать занятие с ребёнком.

          Существует множество технологий по подготовке детей к школе. Какая из них эффективна, какая нет? Перед родителями встает вопрос «Как лучше подготовить ребенка к школе?» Чтобы помочь им определиться, я знакомлю их с различными методиками  и технологиями.

        В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективную нетрадиционную технологию  интеллектуального развития детей дошкольного возраста при подготовке к школе - кинезиологические упражнения.

         Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют  улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие интеллекта.  Очень важно применять на практике кинезиологические упражнения в комплексе и проводить их в игровой форме.

 

Применение в работе кинезиологических упражнений  позволяет улучшить у воспитанников:

 

·        Внимание.

·        Память.

·        Мышление.

·        Речь.

·        Пространственные представления.

·        Мелкую и крупную моторику.

·        Снизить утомляемость.

·        Повысить работоспособность.

 

Кинезиологические упражнения включают в себя:

·        Растяжки.

·         Дыхательные упражнения.

·         Глазодвигательные упражнения.

·         Телесные движения.

·         Упражнения для развития мелкой моторики.

·         Массаж.

·         Упражнения на релаксацию.

 

При проведении кинезиологических упражнений следует учитывать определенные условия:

  • упражнения проводятся утром;
  • упражнения проводятся ежедневно, без пропусков;
  • упражнения проводятся в доброжелательной обстановке;
  • точное выполнение упражнений всеми участниками;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели;
  • продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5- 10 до 20-35 минут в день;
  • упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения.

 

А сейчас я предлагаю вам познакомиться  с  кинезиологическими упражнениями.

 

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, стимулируют речевые зоны головного мозга.

 

 «Колечко».

Комментарий:

Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок.   Задание сначала нужно сделать пальцами одной  руки, затем другой. Усвоив алгоритм,  движения выполняют синхронно обеими руками.

  

«Ухо – нос».

Комментарии:

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

 

 «Зеркальное рисование».

Комментарии:

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру (лучше использовать восковые мелки). Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы, цифры, линии и т. д. При возникновении сложностей, перед выполнением упражнения необходимо прорисовать изображение в воздухе поочередно каждой рукой и двумя руками одновременно.

 

Данные упражнения помогают развивать у детей не только мелкую моторику, но и функцию самоконтроля, концентрацию внимания.

 

Растяжки направлены на развитие крупной моторики, внимания.

 

 «Тряпичная кукла и солдат».

Комментарии:

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

 

 

 

«Сорви яблоки».

Комментарии:

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

 

Дыхательные упражнения развивают дыхательную систему и направлены на укрепление здоровья дошкольников.

 «Горячий чай», «Сдуй снежинку»

Комметарии:

Исходное положение – сидя за столом. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует. Если все выполняется верно, то «пар» отклоняется от чашки.

 

Взрослый предлагает ребенку сдуть снежинку с варежки». Ребенок носом вдыхает воздух, складывает губы трубочкой и пытается сдуть снежинку с варежки. Игра может носить соревновательный характер, у кого быстрее получится сдуть снежинку.

 

Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

 

 

 

Телесные упражнения, направленные на формирование взаимоотношений и развитие крупной моторики детей.

 

 «Велосипед». 

Комметарии:

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.

 

«Похлопали – погладили».

Комментарии:

Упражнение выполняется в парах. Одна ладонь ложиться на плечо партнеру по игре, вторая – на голову. Необходимо одновременно гладить второго игрока по голове и похлопывать по плечу. Сначала необходимо отработать движение рук на своих коленях, столе или другой поверхности.

 

А теперь предлагаю немного размяться и выполнить физкультминутку «Обезьянки» с элементами кинезиологических упражнений.

(под музыку Железнова «Обезьянки»)

 

Упражнения на  релаксацию - способствуют расслаблению, снятию напряжения.

   Для того, чтобы дети настроились на работу и потом после нее отдохнули, и эмоционально, и физически, существуют специальные упражнения.

«Лед и огонь». (Музыкальное сопровождение)

Комментарии:

Ведущий командует: «Огонь!», дети активно выполняют различные движения. Во время команды «Лед!», ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз.

 

«Путешествие на облаке». (Музыкальное сопровождение).

Комментарии:

   Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что- нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в группе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

 

Глазодвигательные упражнения.

Помогут снять усталость глаз. Стимулируют внутреннюю речь и творческое мышление.

«Глаза и язык».

Комментарии:

Дети делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениями, в том числе и диагоналям.

Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только движения глаз, потом добавляя дыхание.

 «Слон».

Комментарии:

Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так 

Плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд - на пальцы вытянутой руки. Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука. Глаза, следя за движением руки, проецируют восьмерку на расстоянии. Повторяем эти движения другой рукой.

 

Массаж воздействует на биологически активные точки.

«Вот какие наши ушки».

Комментарии:

  Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

Коментарии:

Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Выполнять упражнение 30 сек.

 

 

«Думающий колпак».

Комментарии:

Можно выполнять стоя или сидя.

Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы - спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии

 

Упражнения направлены на развитие  физических  качеств, на сохранение здоровья детей. Упражнения развивают улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

      В заключении  я вам предлагаю показать сказку с помощью кинезеологических упражнений.  Сюжет сказки можно придумывать вместе с детьми. В результате чего  стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление. И тогда сказка выступает в качестве продукта вашей совместной деятельности.

 

Кинезиологическая сказка «Два котенка»

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).

Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка»).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома. Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Уважаемые коллеги хочу Вам продемонстрировать игровое  пособие для детей 4-7 лет, сделанное своими руками кинезиологический тренажёр «Ловкие пальчики». Данное пособие позволяет ребёнку одновременно двумя руками выполнять кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики руки.

Варианты выполнения заданий:

1.     Пальчиками шагать по лесенкам.

2.     Поочерёдно касаться подушечками пальчиков условных значков.

3.     Симметрично обводить указательным пальчиком горизонтальную восьмёрку.

4.     Зеркально обводить разные узоры.

5.     Сворачивать ленточки (в трубочки).

6.     Заплетать косичку.

7.     Имитировать игру на фортепиано.

Итог: игра «Все у меня в руках»

А теперь  подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

На листе бумаги обведите свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы, которые я вам задам.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал (а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье! Успехов Вам, уважаемые коллеги!

 

Используемая литература:

1.     Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. – М.: изд-во ВИС, 2003 г.

2.     Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.

3.     Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

4.     Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008.

5.     Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

6.     Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

7.     Ханнафорд К. Мудрое движение. Пер. С. М. Масгутовой. – М., 2000

8.     Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М.,    

9.     «Восхождение», 1998.

10. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.

 

 


 

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер -класс  "«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020