Этиловый спирт – друг и враг
Тип урока: урок усвоения новых знаний (химия), урок закрепления знаний (по русскому языку).
Вид урока: бинарный (химия + русский язык)
Категория обучающихся: 9 класс
Продолжительность: 45 минут
Цель: Использование правил русского языка в применении химической терминологии на уроке органической химии.
Задачи:
- Раскрыть характер воздействия этилового спирта на организм человека и с помощью опытов показать вред, наносимый алкоголем здоровью
- Формирование устойчивой жизненной позиции – здорового образа жизни.
- Закрепить умения конструировать и классифицировать сложноподчинённые предложения, определять средства связи.
- Формировать орфографические и пунктуационные навыки.
Используемые технологии: элементы технологии проблемного обучения
Уровень усвоения материала: репродуктивный, частично – творческий.
Средства обучения: мультимедийная презентация, информационный текст, лабораторное оборудование для химического эксперимента: этанол, белок куриного яйца, штатив с пробирками, держатель, спиртовка, спички, медная проволока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Слайд 1 Актуализация ЗУН
Учитель химии: «Слеп физик без математики, сухорук без химии», - говорил М.В.Ломоносов. Спустя много лет, другой русский ученый В.И. Вернадский продолжил эту мысль словами: «…рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками».
На этом уроке мы с вами найдем общее в таких разных, на первый взгляд, предметах как ХИМИЯ и РУССКИЙ ЯЗЫК, поэтому сегодня на уроке мы будем учиться использовать правила русского языка в применении химической терминологии на уроке органической химии.
Слайд 2
Учитель русского языка:
К.Г. Паустовский говорил: «Русский язык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке».
Живую яркость и научную точность слова как единицы языка, мы рассмотрим на примере химической терминологии. В процессе изучения химии вы сталкиваетесь с разными проблемами. Одна из них – освоение химического языка. А что такое химический язык, расскажет эксперт-химик (Ученик).
Слайд 3
Сообщение ученика
Научные словари определяют химический язык как «совокупность химической терминологии, символики и номенклатуры, а также правил их составления, преобразования, истолкования и оперирования ими». Так как химический язык – это научный язык, то на него накладываются речевые особенности, характерные для научного стиля речи: логичность, доказательность, точность, лаконичность, использование специальной терминологии, при освоении которой возникают определенные трудности: неправильное написание терминов, обозначающих названия веществ и процессов.
Учитель русского языка: Закрепим умения правильно писать химические термины и словарные слова. Задание №1 выполните на карточках.
Слайд 4
Орфографическая «пятиминутка»
Задание 1: вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните правописание слов.
Явление изомерии, научное мировоззрение, интересный эксперимент, гомологический ряд, интенсивный процесс, реакция полимеризации, предельный углеводород, органическая химия, дезинфицирующие свойства, сложноподчинённое предложение.
- Какие орфографические правила вы применяли, выполняя данное задание? Сформулируйте выводы и приведите примеры.
Слайд 5
Проверь себя!
Учитель русского языка: Правила русского языка мы будем повторять на примере свойств одного из органических веществ.
Учитель химии: Что это за вещество вы определите сами, воспользовавшись нашими подсказками.
Слайд 6
«Узнай вещество по описанию»
Цель - узнать вещество, известное человеку с давних времен.
1. Его производство возникло до начала культурного земледелия.
2. В средние века его считали сильнейшим лекарственным средством.
3. По современным представлениям обеспечивает организм энергией.
4. Является экологически чистым топливом.
5. Это яд, вызывающий сбои в работе организма и/или смерть.
6. В XVIII в. А. Лавуазье установил его качественный состав: С, Н и О.
7. Его количественный состав определил в 1833 году Й.Я. Берцелиус.
8. Его первое название agua vitae переводится как «живая вода».
9. Часто это вещество называют «похититель рассудка».
Ответ: спирт.
Слайд 7
Название темы «Этиловый спирт – друг и враг»
III. Изучение нового материала
Учитель химии: Сегодня на уроке нашей основной целью будет изучение состава, номенклатуры химических свойств предельных одноатомных спиртов на примере этилового спирта. Сделаем это, работая с текстом «Этиловый спирт - друг и враг».
Слайд 8
Учитель русского языка: Задание 2. Прочитайте текст «Этиловый спирт - друг и враг». Определите стилевую принадлежность текста, приведите аргументы. Сформулируйте ответ на вопрос «Почему этанол - друг и враг?» с применением СПП.
(Научный стиль – стиль научных сообщений. Основная функция – сообщение информации, доказательство её истинности. Характерно наличие терминов, абстрактной лексики, например: молекулярная формула, этанол, глюкоза, этен, уксусный альдегид.
Слайд 9 Стилевыми чертами являются логичность, точность, аргументированность.
- Ребята, вспомните, какие предложения называются СП и на какие три основные группы делятся СПП по строению и значению? Предоставляем слово эксперту-лингвисту (Ученик).
Итак, почему же этанол – друг и враг? Сформулируйте ответ, применяя СПП, определите вид придаточных предложений.
Слайд 10 Спирт- друг
Слайд 11 Спирт- враг
- Какие знаки препинания употребляются в СПП? (На письме части СПП отделяются запятой).
Слайд 12 Учитель химии:
Задание 3. Что вы узнали о химическом составе этилового спирта и его физических свойствах? Запишите ответ в таблицу.
Слайд 13
Задание 4. Докажем с помощью химического эксперимента, что при окислении этанола в организме образуется уксусный альдегид. Для этого нагрейте медную проволоку в пламени спиртовки и опустите в пробирку со спиртом. Опыт повторите 2-3 раза. Обратите внимание на изменение окраски медной проволоки, и изменение запаха вещества в пробирке. Вывод сделайте с использованием сложноподчиненного предложения, подтвердив его уравнением химической реакции.
Слайд 14 Демонстрация влияния этанола на клетки живых организмов.
Так почему этанол – враг человека?
Слайд 15 Таблица
Учитель химии
Вывод:
В ходе урока узнали о свойствах этилового спирта и, основываясь на химический эксперимент, сделали определенные выводы о воздействии спирта на организм.
VI. Слайд 16
Учитель русского языка:
Домашнее задание
Русский язык: Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Я выбираю ЖИЗНЬ” с использованием СПП.
Химия: §35, выучить формулы веществ, о которых рассказывается в тексте, презентации.
ОЦЕНКИ!
Слайд 17 – Спасибо за урок!
Этиловый спирт - друг и враг
Этиловый спирт – представитель кислородсодержащих соединений. Его молекулярная формула С2Н6О. Структурная формула этого вещества СН3- СН2 – ОН.
По Систематической номенклатуре IUPAC это вещество называют этанол. Синонимы - винный спирт, этиловый спирт.
Этанол – бесцветная, летучая жидкость, которая имеет характерный запах, жгучий вкус. Смешивается с водой в любых соотношениях. Температура плавления t пл.= -114°С. Температура кипения t кип.= +78°С. Плотность 0,794 г/см3.
Получают это вещество реакцией присоединения воды к этену:
СН2= СН2 + НОН → СН3- СН2 – ОН
При горении этилового спирта выделяется большое количество теплоты, поэтому это вещество рассматривается как альтернативное бензину экологически чистое топливо для двигателей внутреннего сгорания:
C2H5OH +3O2 → 2CO2↑ +3H2O
Этиловый спирт – основа ликероводочного производства. Для пищевых целей используется спирт, полученный брожением сахаристых веществ (глюкозы):
C6H12O6 → 2 C2H5OH + 2CO2↑
Этиловый спирт обладает выраженными дезинфицирующими свойствами, поэтому его широко применяют в медицине. Кроме того, для приготовления настоев используется высокая растворяющая способность этанола.
Этиловый спирт возбуждает систему мозгового ствола, отвечающего за самочувствие и эмоции, поэтому является наркотиком. Наступает привыкание, человек всё чаще нуждается в стимуляции этой системы извне, тем самым еще больше повреждая её. Этанол нарушает работу многих органов, угнетает деятельность головного мозга, вызывает нарушение координации движения. Промежуточный продукт окисления этанола в организме – уксусный альдегид – крайне ядовитое вещество, имеет запах прелых яблок, а конечный продукт – уксусная кислота – разрушает клетки организма:
C2H5OH + [ О ]→ СН3- СОН + [ О ] → СН3- СОН
При злоупотреблении алкоголем более других органов страдает печень, так как именно она отвечает за расщепление этанола. Спиртным вызвано более половины случаев воспаления поджелудочной железы (панкреатит). Спирт раздражает слизистую желудка и способен повредить её. Постоянное употребление алкоголя ведет к нарушениям обмена в организме почти всех витаминов и тем самым к их дефициту и ослаблению иммунитета.
Рабочий лист ФИ______________________________
Этиловый спирт - друг и враг
ЗАДАНИЕ 1. Орфографическая «пятиминутка»
Явление изом..рии, научное мирово..рение, интересный эксп..р..мент, гом..логический ряд, инт..нсивный проце.., реакц..я полим..ризац..и, предельный угл..водород, орг..ническая химия, дез..нфицирующие свойства, сложноподчинё..ое предл..жение.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте текст « Этиловый спирт - друг и враг». Определите стилевую принадлежность текста, ответ аргументируйте и сформулируйте ответ на вопрос «Почему этанол- друг и враг?» с применением СПП
Друг___________________________________________________________
Враг___________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. Заполните таблицу:
Молекулярная формула и структурная формулы
|
|
Физические свойства
|
|
ЗАДАНИЕ 4. Докажите с помощью химического эксперимента, что при окислении этанола в организме образуется уксусный альдегид, для этого нагрейте медную проволоку в пламени спиртовки и опустите в пробирку со спиртом. Опыт повторите 2-3 раза. Обратите внимание на изменение окраски медной проволоки, и изменение запаха вещества в пробирке. Вывод сделайте с использованием сложноподчиненного предложения, подтвердив его уравнением химической реакции.
Вывод:_________________________________________________________
Домашнее задание
Русский язык: Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Я выбираю ЖИЗНЬ”.
Химия: §35, выучить формулы веществ, о которых рассказывается в тексте, выполнить упр. 4 (письменно).
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ.
Научные словари определяют химический язык как «совокупность химической терминологии, символики и номенклатуры, а также правил их составления, преобразования, истолкования и оперирования ими». Так как химический язык – это научный язык, то на него накладываются речевые особенности, характерные для научного стиля речи: логичность, доказательность, точность, лаконичность, использование специальной терминологии, при освоении которой возникают определенные трудности: неправильное написание терминов, обозначающих названия веществ и процессов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.