Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"
Оценка 4.8

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Оценка 4.8
doc
22.01.2020
Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"
Этиловый спирт - друг и враг.doc

 

                      Этиловый спирт – друг и враг

Тип урока: урок усвоения новых знаний (химия), урок закрепления знаний (по русскому языку).

Вид урока: бинарный (химия + русский язык)

Категория обучающихся: 9 класс

Продолжительность: 45 минут

Цель: Использование правил русского языка в применении химической терминологии на уроке органической химии.

            Задачи:

- Раскрыть характер воздействия этилового спирта на организм человека и с помощью опытов показать вред, наносимый алкоголем здоровью

- Формирование устойчивой жизненной позиции – здорового образа жизни.

- Закрепить умения конструировать и классифицировать сложноподчинённые предложения, определять средства связи.

- Формировать орфографические и пунктуационные навыки.

           Используемые технологии:  элементы технологии проблемного обучения

           Уровень усвоения материала: репродуктивный, частично – творческий.

           Средства обучения: мультимедийная презентация, информационный текст, лабораторное оборудование для химического эксперимента:  этанол,  белок куриного яйца, штатив с пробирками, держатель, спиртовка, спички, медная проволока.

                                                    

ХОД УРОКА

I.      Организационный момент.

II.    Слайд  1  Актуализация ЗУН                                                                     

Учитель химии: «Слеп физик без математики, сухорук без химии», - говорил М.В.Ломоносов. Спустя много лет, другой русский ученый В.И. Вернадский продолжил эту мысль словами: «…рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками».                          

        На  этом уроке мы  с вами найдем общее в таких  разных, на первый взгляд, предметах как ХИМИЯ и РУССКИЙ ЯЗЫК, поэтому сегодня на уроке мы будем учиться использовать  правила русского языка в применении химической терминологии на уроке органической химии.

                                                                                                                                Слайд 2

 Учитель русского языка:  

 К.Г. Паустовский говорил: «Русский язык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке».

      Живую яркость и научную точность слова как единицы языка,  мы рассмотрим на примере химической терминологии.  В процессе изучения химии вы сталкиваетесь с разными проблемами. Одна из них  – освоение химического языка. А что такое химический язык, расскажет эксперт-химик (Ученик).                                                                                             

 

Слайд 3                                                                                                                     

Сообщение ученика

Научные словари определяют химический язык как «совокупность химической терминологии, символики и номенклатуры, а также правил их составления, преобразования, истолкования и оперирования ими». Так как  химический язык – это научный язык, то на него накладываются речевые особенности, характерные для научного стиля речи: логичность, доказательность, точность, лаконичность, использование специальной терминологии, при освоении которой возникают определенные трудности: неправильное написание терминов, обозначающих названия веществ и процессов.                                                                                                                                             

Учитель русского языка: Закрепим умения правильно писать химические термины и словарные слова. Задание №1 выполните на карточках.

                                                                                       

Слайд 4

Орфографическая «пятиминутка»

 

Задание 1: вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните правописание слов.

Явление изомерии, научное мировоззрение, интересный эксперимент, гомологический ряд, интенсивный процесс, реакция полимеризации, предельный углеводород, органическая химия, дезинфицирующие свойства, сложноподчинённое предложение.

- Какие орфографические правила вы применяли, выполняя данное задание? Сформулируйте выводы и приведите примеры.

Слайд 5

Проверь себя!

Учитель русского языка:   Правила русского языка мы будем повторять на примере свойств одного из органических веществ.

Учитель химии:   Что это за вещество вы определите сами, воспользовавшись нашими подсказками.                                                                                            

 

Слайд 6                                     

«Узнай вещество по описанию»

Цель -  узнать вещество, известное человеку с давних  времен. 

1.     Его производство возникло до начала культурного земледелия.

2.     В средние века его  считали сильнейшим лекарственным средством.

3.     По современным представлениям обеспечивает организм энергией.

4.     Является экологически чистым топливом.

5.      Это яд,  вызывающий сбои в работе организма  и/или смерть.

6.     В XVIII в. А. Лавуазье установил его качественный  состав: С, Н и О.

7.     Его количественный состав определил в 1833 году Й.Я. Берцелиус.

8.     Его первое название agua vitae переводится как «живая вода».

9.     Часто это вещество называют «похититель рассудка».

                                                                                                                             Ответ: спирт.

                                                                                                                              Слайд 7                                   

Название темы «Этиловый спирт – друг и враг»

 

III.           Изучение нового материала

Учитель химии: Сегодня на уроке нашей основной целью будет изучение состава, номенклатуры химических свойств  предельных одноатомных спиртов на примере этилового спирта. Сделаем это, работая с текстом «Этиловый спирт - друг и враг».

Слайд 8                    

Учитель русского языка:                                                                                          Задание 2.  Прочитайте текст «Этиловый спирт - друг и враг». Определите стилевую принадлежность текста, приведите аргументы. Сформулируйте ответ на вопрос «Почему этанол - друг и враг?» с применением СПП.

 (Научный стиль – стиль научных сообщений. Основная функция – сообщение информации,  доказательство её истинности. Характерно наличие терминов, абстрактной лексики, например: молекулярная формула, этанол, глюкоза, этен, уксусный альдегид.

 

Слайд 9 Стилевыми чертами являются логичность, точность, аргументированность. 

 

- Ребята, вспомните, какие предложения называются СП и на какие три основные группы делятся СПП по строению и значению? Предоставляем слово эксперту-лингвисту (Ученик).

Итак, почему же этанол – друг и враг? Сформулируйте ответ, применяя СПП, определите вид придаточных предложений.

Слайд 10 Спирт- друг

Слайд 11 Спирт- враг

- Какие знаки препинания употребляются в СПП? (На письме части СПП отделяются запятой).

 

Слайд 12 Учитель химии:

Задание 3. Что вы узнали о химическом составе этилового спирта и его физических свойствах?  Запишите ответ в таблицу.                                                                                                 

         

Слайд 13

Задание 4.  Докажем с помощью химического эксперимента, что при окислении этанола в организме образуется уксусный альдегид. Для этого нагрейте медную проволоку в пламени спиртовки и опустите  в пробирку со спиртом.  Опыт повторите 2-3 раза. Обратите внимание на  изменение окраски медной проволоки,  и изменение запаха вещества в пробирке. Вывод сделайте с использованием   сложноподчиненного предложения,  подтвердив его  уравнением химической реакции.

 

Слайд 14    Демонстрация  влияния этанола на клетки живых организмов.

Так почему этанол – враг человека?

Слайд 15   Таблица

 

Учитель химии

Вывод:

В ходе урока  узнали о свойствах этилового спирта и, основываясь на химический эксперимент,  сделали определенные выводы о воздействии спирта на организм.      

                                                                                                                              VI. Слайд 16  

Учитель русского языка:               

Домашнее задание

Русский язык: Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Я выбираю ЖИЗНЬ” с использованием СПП.

Химия: §35, выучить формулы веществ, о которых рассказывается в тексте, презентации.

 

ОЦЕНКИ!

 

Слайд 17   – Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этиловый спирт - друг и враг

 

      Этиловый спирт – представитель кислородсодержащих соединений.  Его молекулярная формула С2Н6О. Структурная формула этого вещества  СН3- СН2 – ОН.

По Систематической номенклатуре IUPAC это вещество называют этанол. Синонимы - винный спирт, этиловый спирт.

 

      Этанол – бесцветная,   летучая жидкость, которая имеет  характерный запах,  жгучий вкус.  Смешивается с водой в любых соотношениях. Температура плавления t пл.= -114°С. Температура кипения t кип.= +78°С. Плотность 0,794 г/см3.

      Получают это вещество  реакцией  присоединения воды к этену:

        

СН2= СН2 + НОН → СН3- СН2 – ОН

 

  При горении этилового спирта выделяется большое количество теплоты, поэтому это вещество рассматривается как альтернативное бензину экологически чистое топливо для двигателей внутреннего сгорания:

          

C2H5OH +3O2 → 2CO2↑ +3H2O

 

Этиловый спирт – основа ликероводочного производства. Для пищевых целей используется спирт, полученный брожением сахаристых веществ (глюкозы):

           

C6H12O6 → 2 C2H5OH + 2CO2↑  

  

 Этиловый спирт  обладает выраженными дезинфицирующими свойствами, поэтому его широко применяют в медицине.  Кроме того, для приготовления настоев используется высокая растворяющая способность этанола.

  

 Этиловый спирт возбуждает систему мозгового ствола, отвечающего  за самочувствие и эмоции, поэтому является наркотиком. Наступает привыкание, человек всё чаще нуждается в стимуляции этой системы извне, тем самым еще больше повреждая её.    Этанол нарушает работу многих органов, угнетает деятельность головного мозга, вызывает нарушение координации движения. Промежуточный продукт окисления этанола в организме – уксусный альдегид – крайне ядовитое вещество, имеет запах прелых яблок, а конечный  продукт – уксусная кислота – разрушает клетки организма:

                     

 C2H5OH + [ О ]СН3- СОН  + [ О ] СН3- СОН

 

При злоупотреблении алкоголем более других органов страдает печень, так как именно она отвечает за расщепление этанола. Спиртным вызвано более половины случаев воспаления поджелудочной железы (панкреатит). Спирт раздражает слизистую желудка и способен повредить её. Постоянное употребление алкоголя ведет к нарушениям обмена в организме почти всех витаминов и тем самым к их дефициту и ослаблению иммунитета.

 

 

Рабочий лист                                                  ФИ______________________________                                

      Этиловый спирт - друг и враг

 

ЗАДАНИЕ 1. Орфографическая «пятиминутка»

 

Явление изом..рии, научное мирово..рение, интересный эксп..р..мент, гом..логический ряд, инт..нсивный проце.., реакц..я полим..ризац..и, предельный угл..водород, орг..ническая химия, дез..нфицирующие свойства, сложноподчинё..ое предл..жение.

 ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте текст « Этиловый спирт - друг и враг». Определите стилевую принадлежность текста, ответ аргументируйте и сформулируйте ответ на вопрос «Почему этанол- друг и враг?» с применением СПП

Друг___________________________________________________________

Враг___________________________________________________________

ЗАДАНИЕ  3. Заполните таблицу:

 

Молекулярная формула и структурная формулы

 

 

Физические свойства

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 4.  Докажите с помощью химического эксперимента, что при окислении этанола в организме образуется уксусный альдегид, для этого нагрейте медную проволоку в пламени спиртовки и опустите  в пробирку со спиртом.  Опыт повторите 2-3 раза. Обратите внимание на  изменение окраски медной проволоки,  и изменение запаха вещества в пробирке. Вывод сделайте с использованием   сложноподчиненного предложения, подтвердив его уравнением химической реакции.

Вывод:_________________________________________________________

 

 

Домашнее задание                                                                                               

Русский язык: Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Я выбираю ЖИЗНЬ”.

Химия: §35, выучить формулы веществ, о которых рассказывается в тексте, выполнить упр. 4 (письменно).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ.

Научные словари определяют химический язык как «совокупность химической терминологии, символики и номенклатуры, а также правил их составления, преобразования, истолкования и оперирования ими». Так как  химический язык – это научный язык, то на него накладываются речевые особенности, характерные для научного стиля речи: логичность, доказательность, точность, лаконичность, использование специальной терминологии, при освоении которой возникают определенные трудности: неправильное написание терминов, обозначающих названия веществ и процессов.

 

 

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"

Бинарный урок химии и русского языка "Этиловый спирт - друг и враг"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020