ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка 4.7

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка 4.7
doc
22.01.2020
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сидорович, С.Н., статья.doc

С.Н. Сидорович (г. Ярославль, ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2 курс магистратуры, педагогический факультет)

Научный руководитель – Л.В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор

 

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся

Аннотация: педагогическое сопровождение исследовательской дея­тельности обучающихся будет наиболее эффективным при соблюдении определенных условий на каждом этапе сопровождения.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагогическое со­провождение, компетенции.

На сегодняшний день образование претерпевает реформы, предпола­гающие изменения в области демократизации, гуманизации. В процессе этих инноваций происходит изменение тех ценностей, целей, содержания, методов и технологий образования, которые главенствовали ранее. Обра­зовательный процесс приобретает новаторский, исследовательский и твор­ческий характер, целью которого является развитие субъекта, конкурентно­способного гражданина. От наличия у обучающегося позиции исследователя зависит возмож­ность социализации, умение правильно реагировать в изменяющихся усло­виях, умение решать проблемы. Исследовательская деятельность разнооб­разна по сфере применения, она способствует расширению кругозора, ак­тивизирует познавательный интерес, развивает умение находить, отбирать и анализировать информацию, осуществлять целеполагание и проектиро­вание своей деятельности, выполнять самодиагностику, оценку своих действий, рефлексию [1, с. 105].

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности обу­чающихся организуется с учетом индивидуализации, способствующей его личностному развитию, формированию ключевых компетенций. Для пра­вильного осуществления такой организации, необходимо соблюдать неко­торые условия, выявленные в ходе наблюдения и детального анализа осу­ществления исследовательской деятельности. Сопровождение обучающегося будет эффективным с точки зрения его становления и развития, если будут выполняться следующие основные ус­ловия:

-организация обучения учащихся теоретическим и практическим основам исследовательской и проектной деятельности;

-сопровождение должно осуществляться как целостная система, вклю­чающее общее сопровождение всех обучающихся в урочное время и инди­видуальное сопровождение при построении индивидуальных маршрутов и реализации программ исследовательской деятельности во внеурочное время, а также предполагающая взаимодействие всех участников педаго­гического процесса и согласованность их действий по сопровождению;

-должно осуществляться сопровождение по построению обучающимися индивидуальных планов, маршрутов и программ исследовательской дея­тельности с учетом свободного выбора;

-соблюдение такой организации педагогического процесса образователь­ной деятельности обучающихся, которая предполагает использование современных технологий и методов обучения, как индивидуализация, проектирование, проблемное обучение и др.;

-должен осуществляется мониторинг показателей индивидуального разви­тия и развития исследовательских умений обучающихся.

Сопровождение исследовательской деятельности состоит из следую­щих основных этапов: организационный, обучение обучающихся основам исследовательской деятельности, выполнение обучающимися исследова­тельской работы и представление результатов.

Организационный этап предполагает выбор темы исследовательской работы совместно со старшеклассником, педагогам достаточно трудно это сделать не навязывая и не предлагая. К данному процессу необходимо привлечь психолога для диагностики и тьютора для организации осознан­ного выбора. Необходимо провести ряд тьюториалов, где через серию во­просов учащийся определяет сферу своих интересов, выделяет основное направление, интересующее его и проблему для исследования. Сложность данного этапа заключается так же в том, что способных к исследователь­ской деятельности и мотивированных на нее ребят достаточно мало, необ­ходимо сформировать мотивацию к осуществлению запроса и последую­щему обучению и развитию в данном направлении. С этой целью необхо­димо осуществлять мониторинг. Диагностировать продвижения обучаю­щихся возможно во время наблюдения за их деятельностью в процессе проведения практических работ, создания ситуаций требующих творче­ского подхода, во время подготовки ими творческих презентаций, сообще­ний, докладов и рефератов.

Обучение основам исследовательской деятельности предполагает ов­ладение основами методологии исследовательской деятельности. На этом этапе обучающийся должен не только научиться правилам оформления учебного исследования, изучить теорию и практику исследования, но и важно сформировать у него мотивацию активного включения и развития в исследовательской деятельности, потребность в развитии собственных ин­теллектуальных и исследовательских умений; научить составлять индиви­дуальный план учебно-исследовательской работы и ее программу. Мони­торинг данного этапа можно осуществить по следующим результатам ис­следовательской деятельности: план работы над темой исследования; по­ставленные цели и задачи; изучаемые материалы по теме; использование специальной терминологии; заявленный прогнозируемый результат и вы­двигаемая гипотеза; описания наблюдений за явлениями, проведенными опытами, экспериментами; отчеты по теоретической и практической части, подводимые промежуточные итоги, формулируемые научные выводы; оформление работы [2, с. 10].

Выступление на научно-практической конференции является логиче­ским завершением исследовательской деятельности и представление ее ре­зультатов. Необходимо обратить особое внимание на психологическую го­товность старшеклассника к выступлению, публичному представлению ре­зультатов собственного исследования, на составление доклада, тезисов вы­ступления в соответствии с азами ораторского искусства, также необхо­дима помощь в расстановке акцентов. Руководитель исследовательской работы должен так направлять действия обучающегося, чтобы тот мог от­разить в работе именно свои наработки и выводы, проявить свои индиви­дуальные особенности. Важным на данном этапе является создание ситуа­ции успеха, которая должна способствовать достижение главной цели – мотивации к исследовательской деятельности, личностное развитие и фор­мирование ключевых компетенций обучающегося. Выполнение исследова­тельской работы позволяет быть причастными к научным открытиям и достижениям, заставляет поверить в собственные силы, переносить изу­ченные знания и умения на решение других задач.  Опыт, приобретенный в ходе исследовательской деятельности, в будущем станет основой для ор­ганизации исследовательской работы по итоговому проекту в 11 классе. Организация такой работы школьников над проектами позволит сущест­венно дополнить усилия по формированию универсальных учебных дейст­вий на уроках по базовым дисциплинам. 

Работа обучающегося должна формировать соответствующие знания и умения в области конкретных предметов, умение работать с первоисточ­никами, использовать современные технологии, различные методы иссле­дования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умо­заключения, давать оценку событиям и явлениям. Главная задача, которую решает подготовка ученической исследовательской работы – это раскрытие твор­ческого, интеллектуального потенциала школьника, формирование ключе­вых компетентностей. Но все это возможно лишь в том случае, если иссле­довательское обучение не предполагало прямого образовательного воздей­ствия на юного исследователя и определяло сопровождающую позицию педагога.

1. Байбородова, Л.В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза. [Текст] / Л.В. Байбородова, Л.Н. Князькова, М.П. Кривунь. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. -  214 с.

2. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении [Текст]: материалы к изучению курса // сост. Л. В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012 – 18 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020