С.Н. Сидорович (г. Ярославль, ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2 курс магистратуры, педагогический факультет)
Научный руководитель – Л.В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор
Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся
Аннотация: педагогическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся будет наиболее эффективным при соблюдении определенных условий на каждом этапе сопровождения.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагогическое сопровождение, компетенции.
На сегодняшний день образование претерпевает реформы, предполагающие изменения в области демократизации, гуманизации. В процессе этих инноваций происходит изменение тех ценностей, целей, содержания, методов и технологий образования, которые главенствовали ранее. Образовательный процесс приобретает новаторский, исследовательский и творческий характер, целью которого является развитие субъекта, конкурентноспособного гражданина. От наличия у обучающегося позиции исследователя зависит возможность социализации, умение правильно реагировать в изменяющихся условиях, умение решать проблемы. Исследовательская деятельность разнообразна по сфере применения, она способствует расширению кругозора, активизирует познавательный интерес, развивает умение находить, отбирать и анализировать информацию, осуществлять целеполагание и проектирование своей деятельности, выполнять самодиагностику, оценку своих действий, рефлексию [1, с. 105].
Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся организуется с учетом индивидуализации, способствующей его личностному развитию, формированию ключевых компетенций. Для правильного осуществления такой организации, необходимо соблюдать некоторые условия, выявленные в ходе наблюдения и детального анализа осуществления исследовательской деятельности. Сопровождение обучающегося будет эффективным с точки зрения его становления и развития, если будут выполняться следующие основные условия:
-организация обучения учащихся теоретическим и практическим основам исследовательской и проектной деятельности;
-сопровождение должно осуществляться как целостная система, включающее общее сопровождение всех обучающихся в урочное время и индивидуальное сопровождение при построении индивидуальных маршрутов и реализации программ исследовательской деятельности во внеурочное время, а также предполагающая взаимодействие всех участников педагогического процесса и согласованность их действий по сопровождению;
-должно осуществляться сопровождение по построению обучающимися индивидуальных планов, маршрутов и программ исследовательской деятельности с учетом свободного выбора;
-соблюдение такой организации педагогического процесса образовательной деятельности обучающихся, которая предполагает использование современных технологий и методов обучения, как индивидуализация, проектирование, проблемное обучение и др.;
-должен осуществляется мониторинг показателей индивидуального развития и развития исследовательских умений обучающихся.
Сопровождение исследовательской деятельности состоит из следующих основных этапов: организационный, обучение обучающихся основам исследовательской деятельности, выполнение обучающимися исследовательской работы и представление результатов.
Организационный этап предполагает выбор темы исследовательской работы совместно со старшеклассником, педагогам достаточно трудно это сделать не навязывая и не предлагая. К данному процессу необходимо привлечь психолога для диагностики и тьютора для организации осознанного выбора. Необходимо провести ряд тьюториалов, где через серию вопросов учащийся определяет сферу своих интересов, выделяет основное направление, интересующее его и проблему для исследования. Сложность данного этапа заключается так же в том, что способных к исследовательской деятельности и мотивированных на нее ребят достаточно мало, необходимо сформировать мотивацию к осуществлению запроса и последующему обучению и развитию в данном направлении. С этой целью необходимо осуществлять мониторинг. Диагностировать продвижения обучающихся возможно во время наблюдения за их деятельностью в процессе проведения практических работ, создания ситуаций требующих творческого подхода, во время подготовки ими творческих презентаций, сообщений, докладов и рефератов.
Обучение основам исследовательской деятельности предполагает овладение основами методологии исследовательской деятельности. На этом этапе обучающийся должен не только научиться правилам оформления учебного исследования, изучить теорию и практику исследования, но и важно сформировать у него мотивацию активного включения и развития в исследовательской деятельности, потребность в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений; научить составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы и ее программу. Мониторинг данного этапа можно осуществить по следующим результатам исследовательской деятельности: план работы над темой исследования; поставленные цели и задачи; изучаемые материалы по теме; использование специальной терминологии; заявленный прогнозируемый результат и выдвигаемая гипотеза; описания наблюдений за явлениями, проведенными опытами, экспериментами; отчеты по теоретической и практической части, подводимые промежуточные итоги, формулируемые научные выводы; оформление работы [2, с. 10].
Выступление на научно-практической конференции является логическим завершением исследовательской деятельности и представление ее результатов. Необходимо обратить особое внимание на психологическую готовность старшеклассника к выступлению, публичному представлению результатов собственного исследования, на составление доклада, тезисов выступления в соответствии с азами ораторского искусства, также необходима помощь в расстановке акцентов. Руководитель исследовательской работы должен так направлять действия обучающегося, чтобы тот мог отразить в работе именно свои наработки и выводы, проявить свои индивидуальные особенности. Важным на данном этапе является создание ситуации успеха, которая должна способствовать достижение главной цели – мотивации к исследовательской деятельности, личностное развитие и формирование ключевых компетенций обучающегося. Выполнение исследовательской работы позволяет быть причастными к научным открытиям и достижениям, заставляет поверить в собственные силы, переносить изученные знания и умения на решение других задач. Опыт, приобретенный в ходе исследовательской деятельности, в будущем станет основой для организации исследовательской работы по итоговому проекту в 11 классе. Организация такой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам.
Работа обучающегося должна формировать соответствующие знания и умения в области конкретных предметов, умение работать с первоисточниками, использовать современные технологии, различные методы исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям. Главная задача, которую решает подготовка ученической исследовательской работы – это раскрытие творческого, интеллектуального потенциала школьника, формирование ключевых компетентностей. Но все это возможно лишь в том случае, если исследовательское обучение не предполагало прямого образовательного воздействия на юного исследователя и определяло сопровождающую позицию педагога.
1. Байбородова, Л.В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза. [Текст] / Л.В. Байбородова, Л.Н. Князькова, М.П. Кривунь. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - 214 с.
2. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении [Текст]: материалы к изучению курса // сост. Л. В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012 – 18 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.