ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • doc
  • 22.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сидорович, С.Н., статья.doc

С.Н. Сидорович (г. Ярославль, ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2 курс магистратуры, педагогический факультет)

Научный руководитель – Л.В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор

 

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся

Аннотация: педагогическое сопровождение исследовательской дея­тельности обучающихся будет наиболее эффективным при соблюдении определенных условий на каждом этапе сопровождения.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагогическое со­провождение, компетенции.

На сегодняшний день образование претерпевает реформы, предпола­гающие изменения в области демократизации, гуманизации. В процессе этих инноваций происходит изменение тех ценностей, целей, содержания, методов и технологий образования, которые главенствовали ранее. Обра­зовательный процесс приобретает новаторский, исследовательский и твор­ческий характер, целью которого является развитие субъекта, конкурентно­способного гражданина. От наличия у обучающегося позиции исследователя зависит возмож­ность социализации, умение правильно реагировать в изменяющихся усло­виях, умение решать проблемы. Исследовательская деятельность разнооб­разна по сфере применения, она способствует расширению кругозора, ак­тивизирует познавательный интерес, развивает умение находить, отбирать и анализировать информацию, осуществлять целеполагание и проектиро­вание своей деятельности, выполнять самодиагностику, оценку своих действий, рефлексию [1, с. 105].

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности обу­чающихся организуется с учетом индивидуализации, способствующей его личностному развитию, формированию ключевых компетенций. Для пра­вильного осуществления такой организации, необходимо соблюдать неко­торые условия, выявленные в ходе наблюдения и детального анализа осу­ществления исследовательской деятельности. Сопровождение обучающегося будет эффективным с точки зрения его становления и развития, если будут выполняться следующие основные ус­ловия:

-организация обучения учащихся теоретическим и практическим основам исследовательской и проектной деятельности;

-сопровождение должно осуществляться как целостная система, вклю­чающее общее сопровождение всех обучающихся в урочное время и инди­видуальное сопровождение при построении индивидуальных маршрутов и реализации программ исследовательской деятельности во внеурочное время, а также предполагающая взаимодействие всех участников педаго­гического процесса и согласованность их действий по сопровождению;

-должно осуществляться сопровождение по построению обучающимися индивидуальных планов, маршрутов и программ исследовательской дея­тельности с учетом свободного выбора;

-соблюдение такой организации педагогического процесса образователь­ной деятельности обучающихся, которая предполагает использование современных технологий и методов обучения, как индивидуализация, проектирование, проблемное обучение и др.;

-должен осуществляется мониторинг показателей индивидуального разви­тия и развития исследовательских умений обучающихся.

Сопровождение исследовательской деятельности состоит из следую­щих основных этапов: организационный, обучение обучающихся основам исследовательской деятельности, выполнение обучающимися исследова­тельской работы и представление результатов.

Организационный этап предполагает выбор темы исследовательской работы совместно со старшеклассником, педагогам достаточно трудно это сделать не навязывая и не предлагая. К данному процессу необходимо привлечь психолога для диагностики и тьютора для организации осознан­ного выбора. Необходимо провести ряд тьюториалов, где через серию во­просов учащийся определяет сферу своих интересов, выделяет основное направление, интересующее его и проблему для исследования. Сложность данного этапа заключается так же в том, что способных к исследователь­ской деятельности и мотивированных на нее ребят достаточно мало, необ­ходимо сформировать мотивацию к осуществлению запроса и последую­щему обучению и развитию в данном направлении. С этой целью необхо­димо осуществлять мониторинг. Диагностировать продвижения обучаю­щихся возможно во время наблюдения за их деятельностью в процессе проведения практических работ, создания ситуаций требующих творче­ского подхода, во время подготовки ими творческих презентаций, сообще­ний, докладов и рефератов.

Обучение основам исследовательской деятельности предполагает ов­ладение основами методологии исследовательской деятельности. На этом этапе обучающийся должен не только научиться правилам оформления учебного исследования, изучить теорию и практику исследования, но и важно сформировать у него мотивацию активного включения и развития в исследовательской деятельности, потребность в развитии собственных ин­теллектуальных и исследовательских умений; научить составлять индиви­дуальный план учебно-исследовательской работы и ее программу. Мони­торинг данного этапа можно осуществить по следующим результатам ис­следовательской деятельности: план работы над темой исследования; по­ставленные цели и задачи; изучаемые материалы по теме; использование специальной терминологии; заявленный прогнозируемый результат и вы­двигаемая гипотеза; описания наблюдений за явлениями, проведенными опытами, экспериментами; отчеты по теоретической и практической части, подводимые промежуточные итоги, формулируемые научные выводы; оформление работы [2, с. 10].

Выступление на научно-практической конференции является логиче­ским завершением исследовательской деятельности и представление ее ре­зультатов. Необходимо обратить особое внимание на психологическую го­товность старшеклассника к выступлению, публичному представлению ре­зультатов собственного исследования, на составление доклада, тезисов вы­ступления в соответствии с азами ораторского искусства, также необхо­дима помощь в расстановке акцентов. Руководитель исследовательской работы должен так направлять действия обучающегося, чтобы тот мог от­разить в работе именно свои наработки и выводы, проявить свои индиви­дуальные особенности. Важным на данном этапе является создание ситуа­ции успеха, которая должна способствовать достижение главной цели – мотивации к исследовательской деятельности, личностное развитие и фор­мирование ключевых компетенций обучающегося. Выполнение исследова­тельской работы позволяет быть причастными к научным открытиям и достижениям, заставляет поверить в собственные силы, переносить изу­ченные знания и умения на решение других задач.  Опыт, приобретенный в ходе исследовательской деятельности, в будущем станет основой для ор­ганизации исследовательской работы по итоговому проекту в 11 классе. Организация такой работы школьников над проектами позволит сущест­венно дополнить усилия по формированию универсальных учебных дейст­вий на уроках по базовым дисциплинам. 

Работа обучающегося должна формировать соответствующие знания и умения в области конкретных предметов, умение работать с первоисточ­никами, использовать современные технологии, различные методы иссле­дования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умо­заключения, давать оценку событиям и явлениям. Главная задача, которую решает подготовка ученической исследовательской работы – это раскрытие твор­ческого, интеллектуального потенциала школьника, формирование ключе­вых компетентностей. Но все это возможно лишь в том случае, если иссле­довательское обучение не предполагало прямого образовательного воздей­ствия на юного исследователя и определяло сопровождающую позицию педагога.

1. Байбородова, Л.В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза. [Текст] / Л.В. Байбородова, Л.Н. Князькова, М.П. Кривунь. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. -  214 с.

2. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении [Текст]: материалы к изучению курса // сост. Л. В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012 – 18 с.