Конспект интегрированного урока по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"
Оценка 4.6

Конспект интегрированного урока по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"

Оценка 4.6
Презентации учебные +3
docx
русская литература +1
Взрослым
07.03.2023
Конспект интегрированного урока по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"
Данный интегрированный урок разработан в помощь учителям в проведении уроков литературы в 9-м классе.
Конспект интегрированного урока по рассказу М.А. Шолохова Судьба человека.docx

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

«М.А. Шолохов «Судьба человека»: проблематика и образы»

по курсу

«Интеграционные технологии преподавания русского языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: М.А. Шолохов «Судьба человека»: проблематика и образы

По программе для 5-9 классов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева и др.

Предмет: Литература

Класс: 9

Место данной темы в структуре раздела: тема входит в раздел «Литература ХХ века». Она следует после изучения творчества Н.А. Заболоцкого. Биография и творчество М.А. Шолохова не изучалось ранее. Тема: М.А. Шолохов «Судьба человека»: проблематика и образы является первой в изучении рассказа, на следующем уроке изучается тема «Судьба человека»: поэтика рассказа. Всего отведено на изучение творчества писателя в 9 классе 2 часа. Этот рассказ входит в цикл уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Учащиеся заполняют цитатную таблицу, в которой четко прослеживаются все главные эпизоды рассказа, определяют черты главного героя и его поведение в различные периоды жизни.

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.А. Шолохова (рассказом «Судьба человека»); выявить проблематику в рассказе; рассмотреть образы героев; научиться анализировать текст.

Развивающие: развитие навыков сопоставления различных видов искусства; развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные: воспитание патриотических чувств, взаимоуважение, взаимопонимание; умение отстаивать свою точку зрения; воспитание познавательного интереса к русской литературе; воспитание творческого отношения к учебной деятельности; воспитание речевой культуры.

Формирование УУД:

Личностные: саморазвитие, формирование положительного отношения к обучению и желания получать новые знания.

Предметные: ознакомление с некоторыми биографическими сведениями о М.А. Шолохове и его творчестве; умение анализировать текст рассказа «Судьба человека», выявление его проблематики и рассмотрение образов.

Метапредметные:

-регулятивные - постановка цели, оценка своей деятельности, саморегуляция;

-познавательные - синтез знаний, обобщение и систематизация наблюдений, обогащение словарного запаса;

-коммуникативные - совместная деятельность, сотрудничество с преподавателем и другими учениками, устное выражение своего мнения.

План урока:

                  I.          Организационный момент.

               II.          Мотивационно-установочный этап.

            III.          Этап текстуальный анализ.

            IV.          Заключительный этап.

               V.          Домашнее задание.

 

Ход урока:

                              I.           Организационный момент (1-2 минуты)

Приветствие. Проверка готовности рабочих мест и готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание положительного настроя учащихся на урок.

                           II.            Мотивационно-установочный этап (5 минут)

Вступительное слово учителя:

¾              Ребята, здравствуйте! Вот уже который урок мы знакомимся с творчеством писателей – представителей русской литературы ХХ века. Сегодняшний урок не станет исключением. Во все времена человек спрашивал себя: "Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них – рассказ "Судьба человека". Знакома ли вам личность писателя? Читали ли вы его произведения?

¾              (Да, мы познакомились с творчеством этого писателя дома.)

¾              Как вы думаете, каковы цель и задачи сегодняшнего урока?

¾              (Сегодня нам предстоит проанализировать рассказ «Судьба человека», определить тему и проблему данного художественного произведения, а также рассмотреть образы в этом произведении.)

¾   Что вы узнали о писателе и его творчестве?

¾   Понравился ли вам рассказ? Почему?

¾   Что вам больше всего запомнилось?

¾   Начертите таблицу в своих тетрадях, в которой во время анализа рассказа, будут выписываться цитаты и черты характера главного героя, проявляемые на разных этапах жизни:

                       III.            Этап текстуального анализа (30 минут).

3. Работа с учебником и фрагментами кинофильма «Судьба человека» режиссёра Сергея Бондарчука, 1959 г.

Наблюдение за судьбой главного героя – Андрея Соколова.

Ребята, на протяжении всего рассказа можно проследить, как изменяется характер Андрея Соколова в разные периоды его жизни.

¾   Где происходят события в рассказе? (на Верхнем Дону)

¾   Найдите фрагмент, в котором описывается портрет главного героя. Прочитайте вслух. Какое у вас сложилось впечатление о герое?

¾   Какие этапы можно выделить в жизни Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять перед испытаниями? (Учащиеся называют основные вехи судьбы героя. Учитель выписывает их на доске.)

·        Довоенная жизнь.

·        Уход на фронт и прощание с семьёй.

·        Плен.

·        Гибель семьи.

·        Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном.

¾   Какой была довоенная жизнь Андрея Соколова?

¾   Как вы считаете, можно ли период, когда Андрей Соколов отправился на войну разделить еще на несколько частей? (Да, можно. Плен.  Поединок с Мюллером. Освобождение.)

¾              Отлично! Теперь мы можем приступить к заполнению цитатной таблицы, в которую мы запишем цитаты из текста рассказа к каждому этапу жизни главного героя рассказа, постепенно добавляя другие немало значимые периоды в жизни Андрея Соколова. Также мы проследим, как проявляет себя в эти моменты жизни главный герой (поступки и черты его характера).

Просмотр фрагмента из кинофильма «Судьба человека»

 

¾   Сравните портрет Андрея Соколова из фрагмента текста с фрагментом из кино интерпретации. Так ли вы себе представляли главного героя?

¾   Какие глаза видит рассказчик, встретив Андрея Соколова? Найдите этот фрагмент в тексте. Как вы понимаете фразу «…глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть…»? Удалось ли актёру передать выражение этих глаз?

¾   Как вы думаете, удачно ли подобран актер на роль Андрея Соколова? Почему? Как влияет роль актера в данном кинофрагменте на восприятие фрагмента из текста?

Просмотр второго и третьего фрагмента из кинофильма.

¾   Как описывает свою «обыкновенную жизнь» Андрей Соколов? Найдите фрагмент в тексте. Какие эмоции вы испытали при просмотре данного кинофрагмента? Отличаются ли эмоции от тех, что вы получили во время прочтения этого же фрагмента? Почему?

¾   Можно ли считать довоенную жизнь Андрея Соколова типичной, обобщенной для всех тех мужчин, юношей, которые встали на защиту земли русской?

¾   Какой этап жизни показан во втором кинофрагменте? Найдите фрагмент в тексте, который его описывает. Каким Шолохов показывает главного героя в этот момент жизни? Что делало счастливым Андрея Соколова?

¾   Что произошло, с главным героем, когда появились дети? Найдите этот фрагмент в тексте и прочитайте вслух. Как изменился Андрей Соколов? 

¾   Как вы думаете, какие черты характера проявились во время довоенной жизни главного героя? Выпишите их в таблицу, подкрепляя цитатами, которые, по вашему мнению, связаны с этими чертами характера. (Любовь и уважение к жене, любовь к детям, ощущение счастья, гордость за сына, сила воли, ответственность за семью, трудолюбивый, работящий.)

¾   Какое событие повлияло на идиллию в семье Андрея Соколова? Найдите эти строчки в тексте и прочитайте вслух. Как вы думаете, с каким чувством произносит их главный герой? («А тут вот она, война.»; внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. Эпический план изображения переходит в драматический)

Просмотр четвертого кинофрагмента.

¾   Какая сцена показана в данном кинофрагменте? Какие эмоции вызывает у вас она?

¾   Найдите в тексте эпизод, когда Андрей Соколов уходит на фронт и прощается с семьей. Выпишите цитаты в таблицу, которые, по вашему мнению, описывают этот момент наиболее ярко. Какие черты характера проявляются в момент прощания у главного героя? Как ведёт себя Андрей Соколов во время прощания с семьёй в кинофрагменте? Какие эмоции на его лице вы видите? (Тоска, грусть, сострадание, смешанное с нежностью. Жалость.)

¾   Какие чувства испытывает семья главного героя, провожая его на фронт?

¾   Почему главный герой отталкивает Ирину? Жалеет ли Андрей Соколов во время своего рассказа об этом? В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Какое изобразительное средство использовал здесь Шолохов и почему? («Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..»; градация - для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя - и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)

¾   Какой показывает Ирину режиссёр в данном кинофрагменте? А какой в фрагменте текста? Найдите этот фрагмент в тексте. Так ли вы себе представляли Ирину? Как описывает Ирину Андрей Соколов во время прощания? Обратитесь к тексту.

¾   Удалось ли режиссёру передать настроение актёров кинофрагмента? Есть ли различие между этим кинофрагментом и фрагментом из текста? Какое? Как вы считаете, почему режиссёр интерпретировал эту сцену именно так?

Просмотр фрагмента кинофильма и его сопоставление с текстом. Заполнение цитатной таблицы. 

¾   Какой эпизод показан в данном кинофрагменте? (судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен)

¾   Найдите этот момент в тексте. Сопоставьте образ главного героя из фрагмента текста с образом из кинофрагмента. 

¾   Как попадает в плен Андрей Соколов? Сравните, как ведет себя главный герой в кинофрагменте и в прочитанном фрагменте из текста. Какие черты характера проявляет во время попадания в плен главный герой? Выпишите их в таблицу, подкрепляя их цитатами из текста. (В невыносимо тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства.)

Просмотр фрагмента из кинофильма:

¾   Какой эпизод показан в данном кинофрагменте? В чём символическое значение этого эпизода? (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

¾   Что мы можем сказать о поведении героя в этом эпизоде? Какие качества проявляет Андрей Соколов в этой сцене? Найдите этот момент в тексте и также выпишите цитаты в таблицу (проявление русского духа, не побоялся сказать Мюллеру то, что говорил в бараке, вел себя с большим достоинством, гордость за то, что он русский человек, отвага, верность, национальная гордость, дерзость).

¾   Как Андрей Соколов проявляет мужество в схватке с Мюллером? Что придаёт ему силы?

¾   В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? («Я же голодный, как волк, отвык от человечьей пищи, а тут столько добра перед тобою… Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу.» «Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, - меня как будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!» «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»)

¾   Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы? (Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становится жизненным кредо Соколова.)

¾   Что даёт Мюллер главному герою за смелость? О чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала?

¾   Как Андрею Соколову удается бежать из плена? Найдите этот фрагмент в тексте и кратко ответьте. Какие качества проявляет главный герой в этот раз? Выпишите их в таблицу вместе с цитатами из этого отрывка.

¾   Кого взял с собой главный герой, сбежав из плена?

¾   Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена? Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё? Найдите фрагмент из текста и прочитайте вслух. Как вы думаете, что чувствует Андрей Соколов? Стал ли он чёрствым? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает с погибшей жене и детях .Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах».

 

 

Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убило в нем «человека». (Скорбь, страдание, сожаление, боль, тоска, отчаяние, незнание, растерянность (не знает, что делать дальше), потеря надежды и радости в жизни.))

Просмотр фрагмента из кинофильма.

-Найдите фрагмент в тексте, в котором описывается портрет Ванюшки. Какие глаза у Ванюшки? Каково цветовое значение этого образа? Как автор относится к Ванюшке? (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко - жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

-Какой эпизод показан в этом кинофрагменте? Найдите этот фрагмент в тексте и прочитайте. Какие эмоции вы испытываете после повторного прочтения и просмотра этого кинофрагмента?

-Как вы думаете, что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали.)

-Какие чувства возникают у Андрея Соколова при встрече с Ванюшкой? Найдите этот фрагмент в тексте и выпишите несколько, по-вашему мнению, значимых цитат. 

Обобщенная цитатная таблица по эпизодам рассказа приведена:

 

Этапы в жизни Андрея Соколова

Цитата, описывающая этап жизни

Черты характера главного героя, проявляемые на этапе

Довоенная жизнь (п. 1, п. 2)

1

Довоенная жизни

«Поначалу жизнь моя была обыкновенная»

«Вскорости женился…И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!»

«Вскорости дети у нас пошли. Сначала сынишка родился, через года еще две девочки...»

«И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали… только очень мне это было лестно, и гордился я им, страсть как гордился!»

«Тут я от товарищей откололся. Всю получку домой несу — семья стала числом порядочная, не до выпивки.»

«За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатках, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз.»

«Изучил автодело, сел за баранку на грузовой… За рулем показалось мне веселее.»

Любовь и уважение к жене, любовь к детям, ощущение счастья, гордость за сына, сила воли, ответственность за семью, трудолюбивый, работящий.

2

Уход на фронт и прощание с семьей

«Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка.»

«Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может.» «Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к теще на блины собрался.»

«Оторвался я от Ирины, взял ее лицо в ладони, целую, а у нее губы как лед.»

«Гляжу, детишки мои осиротелые в кучку сбились, руками мне машут, хотят улыбаться, а оно не выходит. А Ирина прижала руки к груди; губы белые как мел, что-то она ими шепчет, смотрит на меня…»

Тоска, грусть, сострадание, смешанное с нежностью. Жалость.

Война (п. 3, п. 4, п. 5)

 

3

Плен

«Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года при таком неловком случае: немец тогда здорово наступал, и оказалась одна наша стодвадцатидвухмиллиметровая гаубичная батарея почти без снарядов…»

«Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я — уже в окружении, а скорее сказать — в плену у фашистов.»

«А ходок тогда из меня был никудышный, в час по километру, не больше.»

«А когда я очухался, один из них шепчет: «Боже тебя упаси падать! Иди из последних сил, а не то убьют». И я из последних сил, но пошел.»

Сила воли, стойкость, впервые смотрит в глаза смерти, мужество, самообладание, самоотверженность, проявление русского духа, не побоялся сказать Мюллеру то, что говорил в бараке, вел себя с большим достоинством, гордость за то, что он русский человек, отвага, верность, национальная гордость, дерзость, решительность, ответственность за страну (принес с собой «языка» -немца своим), радость за то, что удалось сбежать от немцев, чувство товарищества.

4

Поединок с Мюллером

«Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»

«Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю».

«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»

««Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников…»

«Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, — только губы помазать.»

 

5

Побег из плена. Освобождение

 «Ну, — думаю,— ждать больше нечего, пришел мой час! И надо не одному мне бежать, а прихватить с собою и моего толстяка, он нашим сгодится!»

«В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор попороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...»

6

Гибель семьи и сына Анатолия

«…в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома... Ну, пишет, что не нашли от них и следа, а на месте хатенки — глубокая яма...»

«. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается.»

«Когда сердце разжалось и в ушах зашумела кровь, я вспомнил, как тяжело расставалась со мною моя Ирина на вокзале. Значит, еще тогда подсказало ей бабье сердце, что больше не увидимся мы с ней на этом свете.»

Скорбь, страдание, сожаление, боль, тоска, отчаяние, незнание, что делать дальше, потеря надежды и радости в жизни.

Послевоенная жизнь (п. 7)

7

Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

«И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день — опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки — как звездочки ночью после дождя!»

«Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я твой отец».»

«Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!»»

«А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся...»

«Вошел я, моргаю им обоим глазами, бодро так говорю: «Вот и нашел я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!»»

«Ночью то погладишь его, сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...»

Появление надежды, сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Ванюшка почувствовал его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился отец, защитник

 

                        IV.            Заключительный этап (5 минут).

¾   Какова же тема рассказа «Судьба человека»?

¾   Как бы вы охарактеризовали центральный образ рассказа?

¾   Что вы можете сказать о других образах?

¾   Какова же, по вашему мнению, проблематика рассказа?

¾   Что же противопоставлено войне в рассказе? Что сильнее ее?  

¾              Итак, ребята, мы полностью заполнили с вами нашу цитатную таблицу. Благодаря этому, нам удалось детально увидеть, не только то, как себя вел Андрей Соколов в самые разные моменты своей жизни, но и как повлияли на него те или иные события на его тяжелом жизненном пути.

¾              человека, который был участником военных событий, который потерял всех родных и близких.

¾              Молодец, Аня! Какова же тема рассказа «Судьба человека»? (Тема воинского подвига, непобедимости человека.)

¾              Как бы вы охарактеризовали центральный образ рассказа? (Образ главного героя Андрея Соколова – простого человека, воина и труженика.)

¾              Что вы можете сказать о других образах? (Остальные образы в рассказе являются второстепенными, но с образом главного героя их объединяет то, что и их судьбы, как и судьба Андрея Соколова, покалечены войной.)

¾              Какова же, по вашему мнению проблематика рассказа? (В «Судьбе человека» автор ставит проблему войны, показывает ее страшное, уродливое лицо, ее бесчеловечность и бессмысленность. Война – это проявление зла, которому не должно быть места на Земле.)

¾              Что же противопоставлено ей в рассказе? Что сильнее ее? (Любовь, сострадание, самоотверженность, человеколюбие, которые и смог проявить главный герой.)

¾              Да, действительно, ребята, видим, что Андрей Соколов обладал огромной силой духа, стойкостью и мужественностью. Андрею Соколову пришлось столкнуться с различными трудностями, но он никогда не сдавался и не опускал руки.

 

                           V.            Домашнее задание (1-2 минуты)

Письменно в развернутом виде ответить на один из проблемных вопросов (по выбору):

¾              Чем может быть интересен рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» современному читателю?

¾              Почему трагическое повествование о войне в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» не вызывает у читателя чувство безысходности?


 

¾             

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «М

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «М

Тема: М.А. Шолохов «Судьба человека»: проблематика и образы

Тема: М.А. Шолохов «Судьба человека»: проблематика и образы

План урока:

План урока:

Начертите таблицу в своих тетрадях, в которой во время анализа рассказа, будут выписываться цитаты и черты характера главного героя, проявляемые на разных этапах жизни:

Начертите таблицу в своих тетрадях, в которой во время анализа рассказа, будут выписываться цитаты и черты характера главного героя, проявляемые на разных этапах жизни:

Сравните портрет Андрея Соколова из фрагмента текста с фрагментом из кино интерпретации

Сравните портрет Андрея Соколова из фрагмента текста с фрагментом из кино интерпретации

Просмотр четвертого кинофрагмента

Просмотр четвертого кинофрагмента

Выпишите их в таблицу, подкрепляя их цитатами из текста

Выпишите их в таблицу, подкрепляя их цитатами из текста

Что даёт Мюллер главному герою за смелость?

Что даёт Мюллер главному герою за смелость?

Какой эпизод показан в этом кинофрагменте?

Какой эпизод показан в этом кинофрагменте?

Любовь и уважение к жене, любовь к детям, ощущение счастья, гордость за сына, сила воли, ответственность за семью, трудолюбивый, работящий

Любовь и уважение к жене, любовь к детям, ощущение счастья, гордость за сына, сила воли, ответственность за семью, трудолюбивый, работящий

Поединок с Мюллером«Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, меня будто огнем обожгло!

Поединок с Мюллером«Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, меня будто огнем обожгло!

Гибель семьи и сына Анатолия «…в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку

Гибель семьи и сына Анатолия «…в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку

Итак, ребята, мы полностью заполнили с вами нашу цитатную таблицу

Итак, ребята, мы полностью заполнили с вами нашу цитатную таблицу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2023