КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
«Изготовление куклы в народном костюме»
|
Цель: развитие духовно-нравственных ценностей учащихся посредством художественного самовыражения.
Задачи:
-познакомить детей с историей и видами народных промыслов;
-обучить технике изготовления куклы из соленого теста;
-обучить правилам кроя русского народного костюма;
-активизировать познавательную и мыслительную деятельность;
-формировать навыки творческой деятельности;
-воспитывать духовно-нравственные ценности, любовь к русской культуре.
Материал и оборудование:
Ø соленое тесто, баночки с водой, кисточки, клеенки, спички, стеки, влажные салфетки;
Ø лоскуты разноцветной ткани, декоративная тесьма, лекала, ножницы;
Ø компьютер, аудиоподборка с русской народной музыкой;
Ø раздвижная папка с иллюстрациями русских народных костюмов,
Ø иллюстрации старинных предметов деревенского быта;
Ø импровизированная ярмарка с изделиями народных умельцев;
Ø презентация «Народные ремесла»;
Ø костюм Петрушки.
Возраст учащихся: 7-10 лет.
Тип занятия: интегрированное.
Ход занятия
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята.
II. Вступительная беседа.
Педагог
Флаг поднят.
Ярмарка открыта.
Тут груды чашек и горшков
Корчаг бочонков, кувшинов
Веселый говор, крик торговли
Писк дудок, говор мужиков…
Педагог
Ребята, не случайно мы прочитали вам этот отрывок из стихотворения замечательного русского поэта А.С. Никитина «Ярмарка». Кто знает, что обозначает слово «ярмарка»? (ответы детей)
СЛАЙД (ВИДЕО ЯРМАРКА) Издавна ярмарка на Руси слыла самым шумным, веселым и интересным местом. Она была сродни празднику. В выходные и праздничные дни на ярмарку стекались толпы торговцев, покупателей и просто зевак. Что только нельзя было увидеть в этом людном месте! И театрализованные представления, и веселые звонкие приглашения Петрушек на ярмарку.
Рано утром, когда еще не взошло солнце, были слышны скрипы многочисленных телег, гогот гусей, кудахтанье кур…
Некоторые, особо дальние жители приезжали на ярмарку загодя – накануне этого праздника и ночевали в своих возах или у знакомых.
На площади стояли сколоченные из досок торговые лавки. Можно было уже начинать, как в народе говорили «ярмарку», но все чего-то ждали. Не зря видно праздник назывался «ярило», что значит, «солнышко».
Педагог
Ждали восхода солнца! И как только первые лучи брызнули во всю ширь пространства города, его главная площадь была заполнена народом.
Зашумела, задвигалась ярмарка! Много разного добра привозили на ярмарку. Среди всех товаров – изделия народных умельцев.
III. Экскурсия на импровизированную ярмарку.
(Вся экскурсия сопровождается веселой ярмарочной музыкой).
Ребята, сегодня на нашем занятии мы с вами увидим необычную ярмарку, а пригласит нас на нее веселый Петрушка, без которого не обходилась ни одна ярмарка.
(Вбегает Петрушка под веселую музыку, пляшет, приглашает детей на ярмарку).
В роли Петрушки выступает учащийся Школы вожатского мастерства.
Петрушка
Ребята, посмотрите, сколько различных изделий выставили мастера на необычную ярмарку, которую в наше время уже не встретишь, а изделия, представленные здесь, можно увидеть только в краеведческом музее.
Сообщения Петрушки о представленных изделиях.
Ø Куклы из соломы.
Петрушка загадывает ребятам загадку:
Весь из золота отлит.
На соломинке стоит (колос)
(ответы детей)
(Петрушка, взяв в руки с ярмарки соломенную куклу, сообщает детям сведения из истории появления соломенных игрушек на Руси).
Ребята, вот эти куклы сделаны из обыкновенной соломы. В старину, когда убирали хлеб, люди во время обеденного перерыва забавлялись, изготавливая из соломы разные фигурки. СЛАЙД Это были коняшки, козлики, бычки и просто человечки. Сейчас такие игрушки не делают, так как их заменили фабричные.
Ø Лоскутная кукла.
Ребята, отгадайте загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два,
И даже пять! (кукла)
(ответ детей)
Ребята, а у вас есть куклы, сшитые своими руками? (ответы детей)
А на ярмарке лоскутная кукла имела особый успех. Как вы думаете, почему она называется лоскутной? (ответы детей)
Правильно, кукла называется лоскутной, потому что она сшита из ярких лоскутков, выглядит всегда красочно, ярко, интересно. Многие ребята шьют такие куклы и с удовольствием играют с ними.
А вы знаете, что в прошлые времена наряду с соломенной и лоскутной куклами особым успехом пользовались глиняные игрушки.
Ребята, посмотрите, какое разнообразие глиняной посуды! СЛАЙД Кто же это все сделал? (ответы детей).
Посуда изготовлена на занятиях руками учащихся.
-Да, какие вы молодцы! Знаете ли вы, что у мастеров гончарных дел, на ярмарке наряду с глиняной посудой было и разнообразие игрушек: различные фигурки животных, людей, птиц и целые сюжеты на бытовые темы.
-На нашей ярмарке представлены барышня, павлин, медведь, коза и семеро козлят.
-Из чего это все изготавливают? (ответы детей)
-Правильно, из обычной глины, которую готовят к применению с помощью воды, которая придает ей мягкость и пластичность.
-Ребята, что нужно сделать, после того, как вы слепили игрушку? (ответы детей)
-Правильно, после того, как поделки высохнут, их ставят в специальные печи для обжига, чтобы они хорошо закалились в печи и стали крепкими. В процессе такого обжига глина превращается в керамику.
-Ребята, что мы делаем, после того, как обожгли игрушки? (ответы детей)
- Правильно, обожженные игрушки раскрашиваются и покрываются лаком.
- Ребята, внимательно посмотрите на ярмарку. О каких куклах мы еще не говорили с вами? (ответы детей: куклы из соленого теста)
- Молодцы, дети, вы любите работать с соленым тестом? (ответы детей). А кто расскажет технологию изготовления соленого теста? (ответы детей).
- Совершенно верно, в давние времена муку, не пригодную для пищи, смешивали с солью и водой, получая однородную пластичную массу. Поделки из соленого теста сначала сушили на воздухе, затем немного подрумянивали в русской печи. После чего обливали глазурью, приготовленную из воды и сырого яйца. Куклу, изготовленную таким образом, можно было нарядить в любую одежду.
Ø Изделия из бересты.
Петрушка, держа в руках туесок, обращается к детям:
-Знаете ли вы, из чего сделан этот старинный предмет из домашнего обихода? (ответы детей). Да, он изготовлен из коры березы – бересты. В давние времена у крестьян такая посуда использовалась в хозяйстве наряду с глиняной и деревянной. Мужики, уходя на целый день в поле на работу, брали с собой в узелке обед, а соль клали в такие маленькие солонички из бересты (показ Петрушкой солоницы). В посуде из бересты также долго можно хранить муку, крупу, мед.
Ø Изделия из дерева.
Петрушка весело играет на деревянных ложках и обращается к ребятам:
-Ложки тоже являются музыкальным инструментом. А из какого материала они сделаны? (ответы детей)
-Правильно, эти деревянные предметы, представленные на нашей ярмарке: ложки, медведь, орел, миска, вырезал из дерева специальным резачком мастер по дереву. Это очень кропотливая работа, требующая большого терпения, аккуратности, фантазии.
Ø Изделия из лозы.
Петрушка обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением старинного деревенского забора – плетня. Плетень на Руси плелся из лозы. Процесс этот длительный и требует много трудолюбия и усидчивости. (Петрушка каждое изделие показывает детям).
- Мелкие изделия: корзина, хлебница, кресло, изготавливаются из прутьев лозы, которые заранее вымачиваются в воде. Это необходимо, чтобы они стали гибкими, упругими и могли принимать нужную форму.
Подведение итогов экскурсии Петрушкой.
-Вам понравилась моя веселая ярмарка? (ответы детей) Ребята, я смотрю, вы тоже занимаетесь чем-то интересным, можно мне тоже поучиться.
Дети приглашают Петрушку на занятие.
IV. Сообщение темы и цели занятия.
Педагог
Ребята, Петрушка рассказал нам много интересного из истории возникновения народных ремесел, показал и познакомил с техникой изготовления различных изделий.
Педагог
Сегодня мы с вами тоже попробуем изготовить игрушку, которую охотно покупали родители своим детям.
Это кукла Дуняша из соленого теста в русском народном костюме (показ образца). Сегодня мы на занятии сделаем куклу и скроим к ней наряд.
V. Практическая часть.
Педагог 1
Историю создания игрушек из соленого теста вам рассказал Петрушка. Прежде чем приступить к изготовлению куклы, мы вспомним о правилах при работе с соленым тестом (ответы детей)
Педагог обращает внимание детей на соблюдение правил при работе со стекой.
Технология изготовления и показ последовательности работы над куклой.
Педагог
У вас на столах перед каждым на листочке лежит по три кусочка теста: два маленьких и один большой. Работу мы начнем с туловища.
Возьмите большой кусочек теста, разомните его тщательно, затем скатайте из него «колбаску». Вот такой величины (показ педагога). С одной стороны кончик заострите. Это будет место соединения с головкой. Затем найдите середину «колбаски» и от нее сделайте посередине разрез вниз – получились две ножки. Из одного маленького кусочка теста скатайте ровный шарик. Это будет головка. Воткните половину спички в шарик посередине, а вторую ее половину воткните в туловище с той стороны, где вы заострили кончик. Таким образом у вас получилось туловище с ножками и головка. Осталось сделать ручки. Оставшийся кусочек теста делим пополам и скатываем две «колбаски» одинаковой величины. С одной стороны вонзаем спичку наполовину, а другую ее - в туловище. Это делается для того. Чтобы части тела нашей куклы были хорошо прикреплены. Оформляем части лица. Глаза и рот обозначаем при помощи спички. Из маленького кусочка теста скатываем носик. Кукла Дуняша готова.
VI. Физминутка:
–Ребята, а теперь немного отдохнем, встаньте из-за столов. Представьте, что у меня в руках тяжелая гиря, и я вам ее передаю, а вы друг другу.
–А теперь передадим воздушный шарик…
–А сейчас в руках оказался маленький, красивый котенок, погладим его, приласкаем, и тоже передадим его из рук в руки.
–Теперь присаживайтесь на свои места, и продолжим работу.
V. Практическая часть (продолжение)
Педагог
Прежде, чем приступить к работе, необходимо вспомнить правила при работе с ножницами (ответы детей)
-Кукла из соленого теста у нас готова, и нам необходимо скроить для нее наряд. Обратите внимание на иллюстрации, на которых представлены русские народные костюмы. Посмотрите, какие они яркие, красочные!
Что есть общего во всех этих нарядах? (ответы детей)
Верно, русский народный костюм состоит из рубахи, юбки или сарафана, а также непременным украшением является головной убор – кокошник. Рубахи украшены красивой декоративной тесьмой.
СЛАЙД На иллюстрациях изображены праздничные наряды. Для нашей Дуняши мы скроим повседневный костюм. Он будет состоять из рубахи, сарафана и платочка. Детали рубахи будут отделаны декоративной тесьмой.
Для того, чтобы наряд получился красивым, необходимо точно скроить все детали костюма. Каждый костюм получится своеобразным, не похожим на другие, так как у вас разные по цвету кусочки ткани.
Технология кроя русского народного костюма.
У вас на столе лежат разноцветные лоскуты ткани. Наложите выкройку рубахи на выбранный кусок ткани, обведите с изнаночной стороны фломастером. Линии нужно делать тонкие и точные, чтобы не получилось искажений. Таким же образом сделайте выкройку сарафана и платочка. Детали готовы, необходимо их вырезать.
(выполнение практической части детьми)
Молодцы, ребята, все справились с заданием. Выкройки получились точными, аккуратными.
На следующем занятии мы продолжим работу по стачиванию деталей костюма для Дуняши.
VII. Итог занятия.
-Что нового сегодня узнали?
-Чему научились?
- Молодцы, нам очень понравилось, как вы занимались.
Занятие окончено, спасибо за работу. Берегите себя и своих близких. Будьте внимательнее и добрее к окружающим вас людям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.