Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко»
«Путешествие в космические дали»
Конспект интегрированного занятия
по познавательному развитию
средняя группа.
Подготовила воспитатель
гр.№2 «Лучики»
О.А.Кудрявцева
г. Бердск 2020г.
Введение.
Тема космоса является благоприятной для детей дошкольников, так как она способствует развитию детской любознательности и активности, развивает фантазию и воображение. Дети с интересом изучают таинственный небесный мир, который так завораживает своей красотой и приключениями.
Цель:
уточнение и расширение представления детей о космосе.
Задачи:
Образовательные:
•Дать первоначальное, элементарное представление о строении Солнечной системы, звездах, планетах.
•Закрепить представления о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.
•Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 5.
•Закреплять умения конструировать из простых геометрических фигур.
•Активизировать словарь дошкольников, расширить их кругозор.
Развивающие:
•Развивать умение мыслить, рассуждать, отвечать полными ответами.
•Развивать память, логическое мышление, внимание воображение, зрительное и слуховое восприятие.
•Развивать фантазию и творчество.
Воспитательные:
•Воспитывать в детях гордость за родную страну.
•Воспитывать самостоятельность.
Материалы и оборудование:
аудиопроигрователь, доска – планшет, макет солнечной системы, набор геометрических фигур, табличка «ВОСТОК», дидактические игрушки Солнышко и Лунтик, иллюстрации и художественная литература по теме «Космос».
Предварительная работа:
•Беседа на тему «Космос».
•Рассматривание иллюстраций о космосе.
•Чтение книги Н. Носова «Незнайка на Луне», атласы и энциклопедии «Космос», стихи, загадки.
•Наблюдение за солнцем во время прогулок.
•Рисование, аппликация на тему «Космос».
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит веселая музыка. Воспитатель приглашает детей в группу, где столы и стулья расставлены полукругом.
Воспитатель:- Ребята! Сегодня я хочу предложить вам отправиться в увлекательное путешествие, а куда отгадайте сами.
Воспитатель загадывает загадку:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)
Воспитатель:- Молодцы! Это космос. Он очень большой. Это целая космическая система, которая состоит из множества звезд, планет, галактик.
- Ребята, вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?
(ответы детей)
- У космоса тоже есть праздник, он отмечается 12 апреля. Кто знает, как он называется?
(ответы детей)
- Правильно, это День космонавтики.
- Итак, хотите узнать, что такое космос?
(ответы детей)
-Тогда приготовьтесь, мы отправляемся на космодром, откуда запускают удивительную машину, которая может улететь так далеко, куда даже самолеты не летают. Кто знает, как называется эта машина, и из каких частей она состоит? (ответы детей)
Вводная часть.
Воспитатель подводит детей к месту, где лежит набор геометрических модулей (или фигур) и предлагает построить из них космическую ракету. Включается музыка «Полет в космос», начинается работа.
После чего дети рассматривают постройку, а один из детей рассказывает стихотворение И. Николаевича про космонавтов:
1 Ребенок:
К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической ракете.
Тех, кого в полет берут,
Космонавтами зовут.
Полететь готов не каждый,
Только сильный и отважный.
А ракета выше дома,
Улетает с космодрома,
Жителям других планет
Передать с Земли привет.
Воспитатель:-Замечательная ракета получилась, давайте присядем и приготовимся отправиться в полет, начинаем отсчет времени 5,4,3,2,1, пуск. Поехали …
Дети под музыку садятся на стульчики.
Воспитатель:- Скажите, пожалуйста, как называется профессия людей, которые работают в космосе?
- Кто был первым космонавтом?
(ответы детей)
Воспитатель:- Правильно! 59 лет назад, Юрий Алексеевич Гагарин первым проложил дорогу в космос. Это было 12 апреля 1961 года. С тех пор каждый год 12 апреля отмечается как День космонавтики. После полёта Ю.А. Гагарина многие дети мечтали вырасти, стать космонавтами и полететь в космос. А один мальчик очень мечтал сделать ракету. Про это написал стихотворение Григоре Виеру, оно называется «Ракета»:
2 ребенок:
Вот так радуга на небе. – Шёлковый узор!
Ну и радуга на небе, Как цветной ковёр!
А над радугой – ракета, Взмыла к небесам.
Вот такую же ракету, Я построю сам.
И на звёздную дорожку Полечу на ней
Наберу я звёзд лукошко, Мамочке моей.
Воспитатель:- Ребята, перед тем как Ю.А. Гагарин отправился в космос, ученые проделали большую экспериментально – исследовательскую работу, в которой участвовали не только люди, но и животные. Именно с их помощью ученые узнали, что человек может летать в космос и находится там определенное количество времени. Это были две маленькие собачки, которые стали настоящими героями.
Воспитатель:- Но, просто так находиться в космосе нельзя, потому что там совершенно другая атмосфера. Все космонавты носят специальную одежду, как она называется? Зачем она нужна? (ответы детей)
Воспитатель:- Дети, как вы думаете, каким должен быть настоящий космонавт? (ответы детей)
- Жизнь космонавтов неразрывно связана со спортом. Даже находясь на борту космического корабля, они непременно делают зарядку. Давайте и мы с вами выполним «Космическую зарядку».
Физкульт минутка.
Мы садимся на ракету (сели на корточки)
Шлем на голову надели (круглые руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим (вверх поднимаемся)
В невесомости парим (качаемся с ноги на ногу)
Путь наметили к планете (руки вперед)
Помахали вслед комете (машем)
Потянули за рычаг (подтягиваем руки)
Взяли курс мы на Маяк!
Посмотрели в телескоп (круглые кулачки перед глазами)
Надавили кнопку «Стоп!» (хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету (поворачиваемся вокруг себя)
Как обычную карету,
и продолжили полет (покачиваемся с ноги на ногу)
Космос нас собой зовет! (машем руками).
После зарядки дети садятся на стульчики
Встреча с Лунтиком.
Воспитатель: - Ой ребята, кажется у нас еще гости. Давайте посмотрим кто это. Звучит музыка. Появляется Лунтик.
Лунтик: - О - о! Здравствуйте, ребята! Я Лунтик, я живу на Луне, а космос это мой дом. Я очень рад вас видеть у себя в гостях! Ой, стоп! А что это такие маленькие ребята здесь делают? А, я все понял! Вам наверно, очень хочется узнать, что такое космос? Ха-ха-ха. Вижу, вижу, я угадал? Тогда садитесь поудобней и слушайте. Мне есть, что вам рассказать и показать.
Лунтик: - Космос – это необъятный мир, который находится за пределами земли. Космическая Вселенная наполнена множеством планет, комет и других небесных тел.
Живет во вселенной одна дружная семья — это Солнечная система. В центре ярко светит горячая звезда – это мама Солнце. Вокруг, на разном расстоянии от Солнца, расположены восемь главных планет – это ее Детки и все они разные. Они всегда находятся рядом и вертятся вокруг солнца, потому, что у Солнца есть дорожки, которые называются орбитами.
Самый быстрый сыночек -Меркурий. Он находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.
У мамы Солнца есть две дочки. Самую красивую дочку зовут -Венера. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от вашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.
Самая добрая и щедрая из всех планет -Земля. Эта голубая планета, – ваш общий дом. Здесь живёте вы, люди, животные, рыбы, птицы – все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Этой планете повезло больше всех, поэтому вы должны ее беречь и не давать в обиду.
Самый драчливый и грозный из детей — это Марс. Единственная похожая на Землю планета. На Марсе есть четыре времени года, но почти нет кислорода и воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Вот так.
Юпитер - самый толстый и самый большой сыночек. Он состоит из газа, поэтому его так и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок. Юпитер опоясывает большой круг, который состоит изо льда. И каждый раз, когда Юпитер приближается к Солнцу, вокруг него появляется белое облако.
Силой и спокойным характером отличается -Уран. Таинственная планета, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.
Сатурн- весельчак, и одну удивительную особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.
Ледяная очень холодная планета- Нептун. Находится он очень далеко от Солнца и солнечные лучи почти не достают до поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.
А самый маленький и самый плаксивый — это Плутон. Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и ко взрослым планетам ее не пускают. Жалко, может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти.
Как и у всех, у планет есть друзья их спутники. Вот и у Земли подружку зовут Луна, они никогда не расстаются.
Ребята, оказывается – Солнечная система эта большая, дружная семья. И это здорово!
Эту семью окружают их друзья – звезды. Но об этом вы узнаете в следующее свое путешествие.
Воспитатель: - Ребята, вам понравился рассказ Лунтика? (ответы детей)
- Сколько интересного оказывается можно увидеть в космосе: галактики, звезды, кометы. А какие красивые планеты. Какого они были цвета? (ответы детей)
- Молодцы, а нам пора возвращаться в детский сад, а на память о вашем путешествии в космос, мы нарисуем ракеты, которые летят по звёздному небу в космос.
Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что запомнилось больше всего?
- С какими планетами вы познакомились?
- А каким должен быть настоящий космонавт?
- На этом наше занятие закончено. На прощание Лунтик оставил вам подарок – медальки «ОТВАЖНОГО ЛЕТЧИКА – КОСМОНАВТА».
Приложение
Стихи - загадки
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный…(Телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя… (Астроном)
Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …(Луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …(Космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло
Появилось…(НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки
Волком воет
Злой зеленый…НЛО
Пальчиковая гимнастика
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восьмой - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН,
Десять – им земной поклон!
Стихотворение «Рисунок»
Рисуем в альбоме
Мы школу и сад.
Над школой, над садом
Летит космонавт.
Мы долго глядим:
Отправиться в космос
Мы тоже хотим.
Сейчас мы достанем
Другой карандаш,
И в небо поднимется
Наш экипаж.
Над школой, над садом
Отправимся в путь,
Чтоб с неба на землю
Родную взглянуть.
Твардовский А.
Стихотворение «Космонавты»
К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической ракете.
Тех, кого в полет берут,
Космонавтами зовут.
Полететь готов не каждый,
Только сильный и отважный.
А ракета выше дома,
Улетает с космодрома,
Жителям других планет
Передать с Земли привет.
И. Николаевич
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.