Учитель Шарафелисламова Гульнара Дамировна
Класс: 4 Г
Описание методической разработки
1. Название: «Как понять, что творится у друга на душе?»
2. Краткая аннотация: Как часто рядом с нами страдают близкие люди, но мы не замечаем этого. Почему? Причин может быть много, но одна из них – это то, что мы не знаем, как это увидеть? Данный урок поможет детям освоить приёмы понимания внутреннего состояния близкого человека (друга) по его поведению и сформирует умение правильно проявлять эмоции в разных ситуациях.
3. Учебный предмет, учебник и его авторы: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Кузнецова С. С., Сизова Е. В., Тырин С. В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.
4. Уровень обученности школьников по предмету «Окружающий мир» - 72%
5. Форма учебной работы: классно-урочная
ТЕМА |
Как понять, что творится у друга на душе? |
|||||||||||||||||||||||||||||||
ЦЕЛЬ |
Формирование и развитие ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности при развитии умения по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Объяснения нового материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
Личностные УУД: - оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор, как поступить; - уметь выполнять самооценку; - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - воспринимать одноклассников как членов своей группы; - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению.
Метапредметные: Регулятивные УУД: - выдвигать гипотезы; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; - самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель; - работать с информацией, представленной в разных формах; - выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - извлекать и перерабатывать информацию; - делать выводы в результате совместной работы в паре, в группе. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять свои мысли в речевой форме; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им. Предметные результаты: Линия 1. Овладение картиной мира: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции. Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии обучения |
технология деятельностного метода, технология продуктивного чтения, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия |
отрицательные эмоции, положительные эмоции |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы:
|
- учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010. - рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и человечество»). – М.: Баласс, 2011. - компьютер, проектор, мультимедийная презентация. - мини-проект для работы в группе; - краски.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства |
- фронтальня - индивидуальная - парная - групповая |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Технология проведения (этап урока, цель) |
Деятель- ность учеников |
Деятель-ность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата |
Планируемые результаты УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Самоопределение к учебной деятельности Цель:
Актуализация знаний
Цель: |
- самоорганиза-ция,
- приветствие
- актуализация знаний
- выдвижение гипотез
|
- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
- организует актуализацию знаний обучающихся |
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать с Анютой, Илюшей и доктором психологических наук. В дорогу мы возьмём самое необходимое- хорошее настроение. Поймаем наше настроение в воздухе и положим в карман. В конце нашего урока поделимся этим настроением с нашими гостями. Учитель: В путь… Наши герои отправляются в поход на с.16 (диалог прочтут Алина и Глеб)
Учитель: Ребята, а в каком случае человека легче понять: когда он молчит или когда говорит? Дети: когда говорит На доску: «Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях» Учитель: А Анюта разве рассказала доктору о своих переживаниях? Дети: нет Учитель: Доктор правильно понял её состояние? Дети: да На доску: «Переживания человека можно понять, даже если он не рассказывает о них»
|
|
Личностные УУД - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности - развиваем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Регулятивные УУД - развиваем умение выдвигать гипотезы, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД - совершенствуем умение ориентировать-ся в своей системе знаний Коммуникативные УУД - умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
|
|||||||||||||||||||||||||||
Постановка
проблемы Цель:
|
- выдвигают гипотезы
- определяют тему урока
- выполняют постановку цели |
- помогает обозначить проблему урока
- организует формулировку темы и определение цели урока детьми |
Учитель: Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос? Основной вопрос урока «Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?» - Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? - Почему в названии темы присутствует слово ДРУГ? Дети: так как друг это близкий человек, которого мы иногда не можем понять, не можем помочь ему. - Какую цель можно поставить на данный урок? Дети: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, и учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях Учитель: попробуйте высказать свои предположения в ответ на главный вопрос урока. Дети: переживания, которые происходят внутри нас, отражаются на лице, в интонации, движениях.
|
|
Личностные УУД - развиваем умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам
Регулятивные УУД - развиваем умение после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему и цель урока |
|||||||||||||||||||||||||||
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Цель:
- развитие умения оформлять свои мысли в речевой форме
|
- формулируют задания и цели его выполнения в паре.
- работают с источниками информации
- прогнозируют предстоящую деятельность
- оценивают свою деятельность в паре по листу самооценки.
- формулируют выводы
|
- организует работу по формированию правильной читательской деятельности
- организует работу в паре.
- организует работу на основе принципа минимакса
- организует выполнение учащимися самооценки |
Учитель: Вы верно отметили, что наши переживания «написаны у нас на лице», их можно определить по нашим жестам, интонации. Найдите на с.17, как называются наши переживания. Прочитайте и в паре обсудите свою точку зрения. Дети: наши переживания называют эмоции, а они бывают «отрицательные эмоции» и «положительные эмоции». Учитель: Сейчас мы проведём небольшую игру. Я буду перечислять эмоции человека. Если вам нравится испытывать такую эмоцию, покажите руками знак +, если не нравится -. Учитель: Радость, огорчение, испуг, удовлетворение, отчаяние, печаль, восторг, раздражение. Как назвать эмоции, которые вы отметили +? (положительные) -? (отрицательные) Учитель: Молодцы. Поработаем с рисунком на с.18. Какое задание дано к рисунку? Учитель: Верно. Скажите, на каком из рисунков человек выглядит нелепо. Почему он так выглядит? Можно ли себя так вести? Дети: он злится, топает ногами, машет руками. Можно ли себя так вести? Дети: нет, это может обидеть, огорчить кого-то из окружающих. Получается, ребята, что есть определённые правила проявления эмоций. Прочтём, на с. 18 что же это за правила проявления эмоций. (Человек может сдержать свои эмоции или спокойно рассказать о них словами). |
|
Личностные УУД - умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
- умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
Регулятивные УУД - умение работать с информацией
- умение выполнять самопроверку, корректировку, оценивать результат своей деятельности по листу самооценки
Познавательные УУД - умение извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний
- умение самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера
- умение оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других
- умение слушать своего товарища, работая в паре, группе |
|||||||||||||||||||||||||||
Физминутка
Цель:
- развитие умения снимать напряжение
Поиск решения проблемы
Цель: - формировать умение различать положительные и отрицательные эмоции
Цель:
- формировать умение определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях
|
- демонстрируют мимику соответственно названной эмоции
- приводят примеры ситуаций с опорой на жизненный опыт
- учатся снимать напряжение
- формулируют задание и цель его выполнения
- работают индивидуально
- предлагают вариант решения проблемы
- проверяют результат своей деятельности по эталону
|
- создаёт возможность для наблюдения и демонстрации эмоций
- организует здоровьесбере гающие физминутки
- организует выполнение обучающимися самостоятель-ной индиви-дуальной рабо-ты
- организует самостоятель-ную проверку обучающимися по эталону и оценку по критериям
- организует обучающую игру «Как себя вести»
Организует просмотр видеофильма |
Физминутка «Лети, лети лепесток» Сидя на стульях. Сядьте удобнее. Наклоны головы. Вращение плечевого сустава. Повороты назад.
У вас в тетрадях и у меня на доске начерчена таблица. Попробуйте сформулировать задание сам-но.
Дети: Распределить эмоции в два столбика: положительные и отрицательные. - С какой целью вы будете выполнять задание? Для чего? Дети: С целью проверки умения различать положительные и отрицательные эмоции. Проверяем. Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте +.
Учитель: Поиграем в игру. Представьте, что вы болельщики футбольной команды – которая только что проиграла. Покажите, как вы переживаете? (обхватывают руками голову, поднимают руки к небу) Расскажите, что при этом нельзя делать? (бить стёкла, грубить другим людям, переворачивать машины) Представьте, что вы – начальник фирмы, который чем-то огорчён. Что при этом нельзя делать? (топать ногами, кричать, рвать бумагу). Представьте, что вы получили 5 и очень рады. Покажите, как вы радуетесь? (кричат, смеются). Что при этом нельзя делать? (хвастаться, зазнаваться). Посмотрите видеофрагмент и скажите: почему Витя ушёл? Дети: он ушёл, т.к Женя обидела его тем, что позвала играть в салки. Как вы узнали, что Витя обиделся, он ведь ничего не говорил? Дети: он встал и ушёл Молодцы. Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить? Дети: как мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях? Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Посовещайтесь в паре. Дети совещаются в парах и дают ответ. Все вместе приходим к выводу, что каждый человек испытывает отрицательные и положительные эмоции. Даже если человек не рассказывает о своих переживаниях, мы можем узнать, что происходит с ним по тому, что выражает его лицо, жесты, интонация.
|
- умение по пове-дению людей узнавать, какие они испыты-вают эмоции
- умение опреде-лять прилич-ные и непри-личные проявле-ния эмоций в разных ситуа-циях
-умение правиль-но прояв-лять эмоции
|
Личностные УУД - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях)
- умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить
- совершенствуем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
-умение вносить свой вклад в работу группы для достижения общих результатов
- умение быть толерантным к ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
Регулятивные УУД - развиваем умение самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель
- умение работать с информацией
- умение выполнять проверку по эталону и оценивать результат своей деятельности по заданным критериям
Познавательные УУД - умение ориентиро-ваться в своей системе знаний
- умение извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний
- умение делать выводы в результате индивидуальной или совместной работы в паре |
|||||||||||||||||||||||||||
Выражение решения проблемы
Цель: - найти соответствие внутреннего состояния человека с цветовой палитрой
- развивать умение работать в группе по заданным критериям
|
- самостоятельно работают в группе
- разрабатывают и предлагают варианты цветовой и предметной градации оценок
- оценивают работу в группе по заданным критериям
- формулируют выводы
- записывают домашнее задание, делая свой выбор
|
- организует работу в группе
- знакомит обучающихся с соответствием цветовой палитры и эмоций (мнение психологов)
- предлагает разные уровни домашнего задания |
Человек в жизни часто получает количественную или качественную оценку своему труду. И испытывает при этом определённые эмоции. Психологи говорят, что эмоции похожи на краски.
Работа в группах и создаём свой мини-проект. - Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее. Придумайте цветовую раскраску школьных отметок, которые вы получаете (5, 4, 3, 2). Подготовьтесь к защите своего проекта, грамотно аргументируя свой ответ. - Какие цвета вы взяли для более высоких отметок (5 и 4)? - Почему оценка «2» - … цвет? ( «2» красным цветом, объяснив, что в природе это цвет опасности, а в жизни это огонь, т.е. опасность, а ещё – это красные щёки от стыда, гроза, туча…) - У психологов есть свой взгляд на палитру эмоционального состояния человека. - Каждый человек - это личность, у каждого есть любимые и нелюбимые цвета, поэтому каждый человек воспринимает цвета по-разному.
|
|
Личностные УУД - развиваем умение в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор
-умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов
Регулятивные УУД - умение работать с информацией
Познавательные УУД - умение извлекать информацию для открытия новых знаний
- умение делать выводы в результате совместной работы группы
Коммуникативные УУД - развиваем умение осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы
- умение совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им
|
|||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: - зафиксировать новые умения, полученные на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности
Домашнее задание
Цель:
- закрепить на практике умения, открытые на уроке
|
- обсуждают решение проблемы, поставленной в начале урока
- обобщают
- делают выводы
- выполняют самоанализ и самооценку
|
- организует обсуждение решения проблемы урока
- организует рефлексию
- организует обобщение
|
Давайте вернёмся к нашему основному вопросу: - Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях? Дети: о его переживаниях или радости мы можем узнать по его лицу, мимике, жестам. - Как вы думаете, что на данный момент чувствуют наши гости? - А Вы? Кому и что показалось трудным на уроке? - Попробуйте оценить свою деятельность на уроке.
Спасибо за урок. Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь. |
|
Личностные УУД - развиваем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД - развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.