конспект к окр миру

  • doc
  • 21.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок окружающего мира.doc

 

Учитель Шарафелисламова Гульнара Дамировна

Класс: 4 Г

Описание методической разработки

 

1.     Название: «Как понять, что творится у друга на душе?»

 

2.     Краткая аннотация: Как часто рядом с нами страдают близкие люди, но мы не замечаем этого. Почему? Причин может быть много, но одна из них – это то, что мы не знаем, как это увидеть? Данный урок поможет детям освоить приёмы понимания внутреннего состояния близкого человека (друга) по его поведению и сформирует умение правильно проявлять эмоции в разных ситуациях.

 

3.     Учебный предмет, учебник и его авторы: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Кузнецова С. С., Сизова Е. В., Тырин С. В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.

 

4.     Уровень обученности школьников по предмету «Окружающий мир» - 72%

 

5.     Форма учебной работы: классно-урочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА

Как понять, что творится у друга на душе?

ЦЕЛЬ

Формирование и развитие ценностного отношения к учебно-познавательной  деятельности при развитии  умения по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.

Тип урока

Объяснения нового материала

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-        оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-        в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор, как поступить;

-        уметь выполнять самооценку;

-        формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-        воспринимать одноклассников как членов своей группы;

-        вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

-        быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению.

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-        выдвигать гипотезы;

-        совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-        после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

-        самостоятельно формулировать задание  и ставить к нему цель;

-        работать  с информацией, представленной в разных формах;

-        выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;

 

Познавательные УУД:

-        ориентироваться в своей системе знаний;

-        извлекать и перерабатывать  информацию;

-        делать выводы в результате совместной работы в паре, в группе.

Коммуникативные УУД:

-        доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-        оформлять свои мысли в речевой форме;

-        слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-        совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Предметные результаты:

Линия 1. Овладение картиной мира: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.

 

Технологии  обучения

технология деятельностного метода, технология продуктивного чтения, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений

 

Основные понятия

отрицательные эмоции, положительные эмоции

Ресурсы:

 

- учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.

- рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и человечество»). – М.: Баласс, 2011.

- компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

- мини-проект для работы в группе;

- краски.

 

Организация пространства

- фронтальня

- индивидуальная

- парная

- групповая

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятель-

ность учеников

Деятель-ность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

Самоопределение к учебной деятельности

Цель:
- включить обучающихся  в учебную деятельность, на основе жизненной ситуации, возникшей на уроке

 

 

 

Актуализация знаний

 

Цель:
- актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

- самоорганиза-ция,

 

- приветствие

 

- актуализация

знаний

 

- выдвижение гипотез 

 

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

- организует актуализацию знаний обучающихся

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать с Анютой, Илюшей и доктором психологических наук. В дорогу мы возьмём самое необходимое- хорошее настроение. Поймаем наше настроение в воздухе и положим в карман.  В конце нашего урока поделимся этим настроением с нашими гостями. 

Учитель: В путь…  Наши герои отправляются в поход на с.16 (диалог прочтут Алина и Глеб)

 

Учитель: Ребята, а в каком случае человека легче понять: когда он молчит или когда говорит?

Дети: когда говорит

На доску: «Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях»

Учитель: А Анюта разве рассказала доктору о своих переживаниях?

Дети: нет

Учитель: Доктор правильно понял её состояние?

Дети: да

На доску: «Переживания человека можно понять, даже если он не рассказывает о них»

 

 

 

Личностные УУД

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- развиваем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей 

Регулятивные УУД

- развиваем умение выдвигать гипотезы, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные УУД

- совершенствуем умение ориентировать-ся в своей системе знаний

Коммуникативные УУД

- умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

 

Постановка проблемы

Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы, определение темы урока и формулирование цели урока.

 

 

- выдвигают гипотезы

 

- определяют тему урока

 

- выполняют постановку цели

- помогает обозначить проблему урока

 

- организует формулировку темы и определение цели  урока детьми

Учитель: Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос?

Основной вопрос урока «Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?»

- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

- Почему в названии темы присутствует слово ДРУГ? Дети: так как друг это близкий человек, которого мы иногда не можем понять, не можем помочь ему.

- Какую цель можно поставить на данный урок?

Дети: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, и учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях

Учитель: попробуйте высказать свои предположения  в ответ на главный вопрос урока.

Дети: переживания, которые происходят внутри нас, отражаются на лице, в интонации, движениях. 

 

 

Личностные УУД

 - развиваем умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам

 

Регулятивные УУД

 - развиваем умение после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему и цель урока

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

 

Цель:


-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний

 

- развитие умения оформлять свои мысли в речевой форме

 

 

 

- формулируют задания и цели его выполнения в паре.

 

- работают с источниками информации

 

- прогнозируют предстоящую деятельность

 

- оценивают свою деятельность в паре по листу самооценки.

 

- формулируют выводы

 

 

- организует работу по формированию правильной читательской деятельности

 

- организует работу в паре.

 

- организует работу на основе принципа минимакса

 

- организует выполнение учащимися самооценки

Учитель: Вы верно отметили, что наши переживания «написаны у нас на лице», их можно определить по нашим жестам, интонации. Найдите на с.17, как называются наши переживания. Прочитайте и в паре обсудите свою точку зрения.

Дети: наши переживания называют эмоции, а они бывают «отрицательные эмоции» и «положительные эмоции».

Учитель: Сейчас мы проведём небольшую игру. Я буду перечислять эмоции человека. Если вам нравится испытывать такую эмоцию, покажите руками знак +, если не нравится -.

Учитель: Радость, огорчение, испуг, удовлетворение, отчаяние, печаль, восторг, раздражение.

Как назвать эмоции, которые вы отметили +? (положительные)

-? (отрицательные)

Учитель: Молодцы.

Поработаем с рисунком на с.18. Какое задание дано к рисунку?

Учитель: Верно. Скажите, на каком из рисунков человек выглядит нелепо. Почему он так выглядит? Можно ли себя так вести?

Дети: он злится, топает ногами, машет руками.

Можно ли себя так вести?

Дети: нет, это может обидеть, огорчить кого-то из окружающих.

Получается, ребята, что есть определённые правила проявления эмоций. Прочтём, на с. 18 что же это за правила проявления эмоций.

(Человек может сдержать свои эмоции или спокойно рассказать о них словами).

 

Личностные УУД

 - умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

 

- умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

 

- умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению

 

 Регулятивные УУД

 - умение работать с  информацией

 

- умение выполнять самопроверку,  корректировку, оценивать  результат своей деятельности по листу самооценки

 

Познавательные УУД

- умение извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний

 

- умение самостоятельно  находить способы решения проблем творческого характера


Коммуникативные УУД

- умение оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других

 

- умение слушать своего товарища, работая в паре, группе

Физминутка

 

Цель:

 

- развитие умения снимать напряжение

 

 

Поиск решения проблемы

 

Цель:

- формировать умение  различать положительные и отрицательные эмоции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

 

- формировать умение определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- демонстрируют мимику соответственно названной эмоции

 

- приводят примеры ситуаций с опорой на жизненный опыт

 

- учатся снимать напряжение

 

- формулируют задание и цель его выполнения

 

- работают индивидуально

 

- предлагают вариант решения проблемы

 

- проверяют результат своей деятельности по эталону

 

 

- создаёт возможность для наблюдения и демонстрации эмоций

 

- организует здоровьесбере гающие физминутки

 

- организует выполнение обучающимися самостоятель-ной индиви-дуальной рабо-ты

 

- организует  самостоятель-ную проверку обучающимися  по эталону и оценку по критериям

 

- организует обучающую игру «Как себя вести»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует просмотр видеофильма

Физминутка «Лети, лети лепесток»

Сидя на стульях. Сядьте удобнее. Наклоны головы. Вращение плечевого сустава. Повороты назад.

 

 

У вас в тетрадях и у меня на доске начерчена таблица. Попробуйте сформулировать задание сам-но.

Положительные эмоции

Эмоции

Отрицательные эмоции

 

испуг

 

 

восторг

 

 

раздражение

 

 

счастье

 

 

тревога

 

 

радость

 

 

удовлетворение

 

 

недовольство

 

 

Дети: Распределить эмоции в два столбика: положительные и отрицательные.

- С какой целью вы будете выполнять задание? Для чего?

Дети: С целью проверки умения различать положительные и отрицательные эмоции.

Проверяем. Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте +.

 

Учитель: Поиграем в игру. Представьте, что вы болельщики футбольной команды – которая только что проиграла. Покажите, как вы переживаете? (обхватывают руками голову, поднимают руки к небу) Расскажите, что при этом нельзя делать? (бить стёкла, грубить другим людям, переворачивать машины)

Представьте, что вы – начальник фирмы, который чем-то огорчён. Что при этом нельзя делать? (топать ногами, кричать, рвать бумагу).

Представьте, что вы получили 5 и очень рады. Покажите, как вы радуетесь? (кричат, смеются). Что при этом нельзя делать? (хвастаться, зазнаваться). 

Посмотрите видеофрагмент и скажите: почему Витя ушёл?

Дети: он ушёл, т.к Женя обидела его тем, что позвала играть в салки.

Как вы узнали, что Витя обиделся, он ведь ничего не говорил?

Дети: он встал и ушёл

Молодцы.

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить?

Дети: как мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Посовещайтесь в паре.

Дети совещаются в парах и дают ответ. Все вместе приходим к выводу, что каждый человек испытывает отрицательные и положительные эмоции. Даже если человек не рассказывает о своих переживаниях, мы можем узнать, что происходит с ним по тому, что выражает его лицо, жесты, интонация.

 

- умение по пове-дению людей узнавать, какие они испыты-вают эмоции

 

- умение опреде-лять прилич-ные и непри-личные проявле-ния эмоций в разных ситуа-циях

 

-умение правиль-но прояв-лять эмоции

 

Личностные УУД

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях)

 

- умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить

 

- совершенствуем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

 

-умение вносить свой вклад в работу группы для достижения общих результатов

 

- умение быть толерантным к ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению

 

Регулятивные УУД

- развиваем умение самостоятельно формулировать задание  и ставить к нему цель

 

- умение работать с  информацией

 

- умение выполнять проверку по эталону и оценивать результат своей деятельности по заданным критериям

 

Познавательные УУД

- умение ориентиро-ваться в своей системе знаний

 

- умение извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний

 

- умение делать выводы в результате индивидуальной или совместной работы в паре

Выражение решения проблемы

 

Цель:

- найти соответствие внутреннего состояния человека с цветовой палитрой

 

- развивать умение работать в группе по заданным критериям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- самостоятельно работают в группе

 

- разрабатывают и предлагают варианты цветовой и предметной градации оценок

 

- оценивают работу в группе по заданным критериям

 

- формулируют выводы

 

- записывают домашнее задание, делая свой выбор

 

- организует работу в группе

 

- знакомит обучающихся с соответствием цветовой палитры и эмоций (мнение психологов)

 

- предлагает разные уровни домашнего задания

Человек в жизни часто получает количественную или качественную оценку своему труду. И испытывает при этом определённые эмоции. Психологи говорят, что эмоции похожи на краски.

 

Работа в группах и создаём свой мини-проект.

- Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее. Придумайте цветовую раскраску школьных отметок, которые вы получаете (5, 4, 3, 2). Подготовьтесь к защите своего проекта, грамотно аргументируя свой ответ.

- Какие цвета вы взяли для более высоких отметок (5 и 4)?

- Почему оценка «2» - … цвет?  ( «2» красным цветом, объяснив, что в природе это цвет опасности, а в жизни это огонь, т.е. опасность, а ещё – это красные щёки от стыда, гроза, туча…)

- У психологов есть свой взгляд на палитру эмоционального состояния человека.

- Каждый человек - это личность, у каждого есть любимые и нелюбимые цвета, поэтому каждый человек воспринимает цвета по-разному.

 

 

Личностные УУД

- развиваем умение в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор

 

-умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

 

Регулятивные УУД

- умение работать с  информацией

 

Познавательные УУД

- умение извлекать информацию для открытия новых знаний

 

- умение делать выводы в результате совместной работы группы

 

 

Коммуникативные УУД

- развиваем умение осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы

 

- умение совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Цель:

- зафиксировать новые умения, полученные на уроке;

 

- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности

 

 

 

Домашнее задание

 

Цель:

 

- закрепить на практике умения, открытые на уроке

 

- обсуждают решение проблемы, поставленной в начале урока

 

- обобщают

 

- делают выводы

 

- выполняют самоанализ и

самооценку

 

- организует обсуждение решения проблемы урока

 

- организует рефлексию

 

- организует обобщение

 

 

Давайте вернёмся к нашему основному вопросу:

- Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?

Дети: о его переживаниях или радости мы можем узнать по его лицу, мимике, жестам.

- Как вы думаете, что на данный момент чувствуют наши гости?

- А Вы? Кому и что показалось трудным на уроке?

- Попробуйте оценить свою деятельность на уроке.  

 

Спасибо за урок. Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь.

 

Личностные УУД

- развиваем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Регулятивные УУД

- развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию