Проект «Городецкая роспись»
1 слайд (1 фото)
Творческий проект
«Городецкая роспись»
Разработан ученицей 5 «» класса
МАОУ Видновской СОШ№9
2 слайд
Проблема: Низкая популярность и забывание народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства.
Цели:
1. Воспитание у учащихся интереса и патриотического отношения к истории родной страны
2. Приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному творчеству
3. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков в области народного декоративно-прикладного творчества
4. Ознакомление учащихся с историей возникновения городецкой росписи
5. Овладение учащимися технологией выполнения городецкой росписи
6. Самостоятельное выполнение учащимися городецкой росписи
7. Нахождение новых актуальных областей применения для традиционных народных промыслов на примере городецкой росписи
3 слайд
Задачи:
I. Ознакомление участников проекта с сутью выбранной проблемы
II. Познакомить участников работы над проектом с историей возникновения городецкого промысла
III. Дать знания о технологии и стилистике данного промысла, обучить необходимым приѐмам работы
IV. Развить умения и навыки в самостоятельном производстве изделий по технологии и в стилистике городецкого промысла
V. Направить познавательный интерес участников проекта на поиск новых областей применения городецкого промысла
4 слайд 2 3 4фото
На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию основал его ещѐ в двенадцатом веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец ещѐ и Малым Китежем. Старая легенда рассказывает, что поехал князь «с места того сухим путѐм» к озеру Светлояру. И заложил на том озере Большой Китеж, а расстояние «между городами было сто вѐрст». Во время нашествия хана Батыя на Русь враги сожгли и разграбили Городец. Но князь, как повествует летопись, «изыде тайно из града того в большой град Китеж». Так в те далѐкие времена родилась легенда о чудесном граде Китеже, который при приближении врагов опустился в воды озера Светлояра. И будто бы слышно иногда, как в глубине его звонят китежские колокола.
5 слайд фото 5-6
А Городец – Малый Китеж восстал из пепла как сказочная птица Феникс. Он стоял на бойком месте – на берегу Волги. Шли по реке суда с грузами и разным товаром для ярмарок. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники и резчики по дереву. Они строили корабли и дома, делали прялки, сундуки, кухонную утварь и всѐ это украшали резьбой. Позже резьбу на прялках стали подкрашивать яркими красками, а затем и вовсе заменили росписью. Расписывались не только прялки, но и ларцы-шкатулки, сундуки, мебель, посуда и деревянные игрушки. Полностью промысел в виде росписи по дереву сложился к середине девятнадцатого века.
6 слайд 7 8 9фото
1. Недаром за городецким промыслом закрепилось словосочетание «Весѐлый Городец». Палитра городецкой росписи красочна и разнообразна, все цвета яркие, весѐлые. Зелѐный, жѐлтый, синий, голубой, красный, розовый, коричневый цвета сочетаются с чѐрным и белым.
2. Стилистика городецкого промысла отличается яркостью и разнообразием красок от других видов росписи по дереву и другим материалам (Гжель, Хохлома, Жостово).
3. Мотивы росписи (растительный, зооморфный, антропоморфный, сюжетный), элементы и композиция росписи
7 слайд 10 11 12фото
Растительный орнамент в городецкой росписи, как правило, складывается из изображений цветов (василѐк, купавка, роза), ягод, листьев и завитков, напоминающих усики «мышиного горошка» или вьюнка. Цветочные композиции делятся на гирлянды и букеты. Цветочный орнамент может быть основным украшением изделия, но чаще он является дополнением к основной композиции или выполняется в виде рамки, обрамляющей изделие.
8слайд фото 13 14 15 16
Зооморфный мотив включает изображения птиц (петушков, тетеревов, фазанов, райских птиц) и коней (в качестве композиционного центра или включѐнного в сюжетную сценку).
9слайд 17 18 19
Антропоморфный мотив – это изображения людей (всадников, дам и кавалеров). Часто антропоморфный мотив неотъемлем от изображения сюжетных сцен: изображаются сцены народных гуляний, чаепитий, баталий, посещений трактиров
10 слайд фото 20 21 22
Для работы над проектом выбраны изображения цветов и птиц.
4. Процесс городецкой росписи состоит из нескольких этапов:
1. Выполнение крупной кистью замалѐвка (подмалѐвка) основных цветовых пятен
2. Нанесение тонкими кистями оттенков (теневка)или моделировка форм штриховкой (т.е. прорисовка деталей)
3. «Оживка» мотивов белилами или другими цветовыми тонами
11слайд фото 23 24
Особую выразительность городецкой росписи придаѐт нарядная «оживка», выполненная белилами. Иногда еѐ называют жемчугом.
Результат: овладение технологией выполнения и приѐмами городецкой росписи. Самостоятельное выполнение росписи , с соблюдением технологии и стилистики Городца.
12слайд фото 25 26 27 28 29
Вывод: Решение проблемы низкой популярности и забывания многих народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства возможно путѐм не только целенаправленного обучения технологии какого-либо вида народного декоративно-прикладного творчества в традиционной сфере, но также и путѐм нахождения новых актуальных в современном мире областей их применения.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.