Цели:
Образовательные
1.Познакомить с личностью Дмитрия Донского, с историческим событием -Куликовской битвой, рассматривая причины, ход битвы.
2.Продолжить знакомство с возникновением Москвы.
3.Учить детей обращению к историческим источникам.
Развивающие
4.Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитывающие
5.Воспитывать любовь к истории.
Тип урока
Изучение нового материала
Оборудование
Кроссворд, слайды: схема построения, схема битвы, картина «Куликовская битва», портрет «Дмитрий Донской».
Ход урока
I. Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Проверка домашнего задания.
ТЕСТ
II. Сообщение темы урока.
- Продолжаем путешествие по древней Руси, мы узнаем имена и прозвища людей, которые вошли в историю Древнерусской земли.
Сейчас мы их вспомним, отгадывая кроссворд, а в закрашенном столбце кроссворда, ты прочитаешь прозвище князя, с которым мы будем путешествовать в год 1380.
-Это какой век?
- Я тебе читаю, ты записываешь ответ в строчку.
1.Какой князь основал Москву?
2.Его прозвище «Вещий» имя его…?
3.Ему дали прозвище за победу на реке Неве.
4.Его прозвище «Мудрый» имя его…?
5.Ему дали прозвище за ношение сумки «калиты»
6. Люди которые сражались за свою сторону, за своего князя.
7. Имя основателя монастыря Троицкого, около города Радонеж.
Итак, получилось какое прозвище? (Донской)
- Про кого мы будем говорить?
- А зовут его Дмитрий Иванович. Может ты вспомнишь чем известен этот человек? В какой битве он участвовал?
- Куликовская битва. (записать на доске)
- Запиши тему нашего урока.
- Чтобы ты хотела узнать на сегодняшнем уроке?
- У тебя на парте лежит лист, на ней изображена лесенка твоих знаний по этой теме. Отметь, на какок ступеньке ты сейчас находишься по знаниям этой темы.
-На уроке мы должны ответить на следующие вопросы:
1. С кем была эта битва?
2. Почему она произошла?
3. Где она была?
4. Когда произошла битва?
5. Как происходил ход битвы?
6. Кто победил в этой битве?
III. Знакомство с новым материалом.
(СЛАЙД 4) В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла.
Представь, что Ты живешь в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет твои предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям монголо-татрам.
Подчеркнув нужное слово, укажите, какое чувство у вас возникает:
а) боязнь, страх, испуг, ужас;
б) гордость;
в) удивление, недоумение;
г) радость.
-Предположи, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя?
- Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско.
(СЛАЙД 5) Князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы.
( СЛАЙД 6) Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов.
(СЛАЙД 7) На битву, князя благословил Сергий Радонежский.
- Кто такой Сергий Радонежский? Что он основал?
Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
(СЛАЙД 9) Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непряда впадает в Дон. 8 сентября 1380 года разгорелась битва (Записать в тетрадь)
IV. Физминутка
V. Продолжение работы
- А вот на 5 вопрос попробуй ответить сама, прочитав это в учебнике на стр. 72.
Работа после прочтения текста.
Что произошло перед началом битвы? (Сразились богатыри – ордынский воин Чечлубей и русский ратник Пересвет).
- Как сражался князь? (Наравне со всеми)
- Что произошло, когда враги стали теснить русских? (Из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, которая находилась в засаде)
- И решили тогда враги наши, что сделать? (Покинуть поле боя бегством)
- Значит победил русский народ. Люди радовались победе? (Нет). Почему? (Печалились, славили воинов, оплакивали погибших).
- И что, все, русские победили, Золотая Орда сломлена? (Нет)
- Что дала победа русскому народу? (Надежду!)
Показ слайдов до конца. Включить видео про Куликовскую битву.
VI. Рефлексия
- Хочу рассказать тебе коротенькую быль. Позвал старец к себе сыновей и приказал принести метлу. Подозвал к себе старшего сына, попросил вытащить из метлы один прутик и сломать его. С легкостью сломал его юноша. Попросил вытащить еще 2 прутика и так же сын с легкостью их сломал. На третий раз, отец попросил сломать целую метлу. Ничего не вышло у сына. Что это значит? Если ты одна, то победить тебя легко. Если вас много, то и победить вас нельзя.
- Как ты думаешь, к чему я тебе это сказала? (Это можно соотнести с действиями Дмитрия Ивановича, то как он позвал к себе на помощь и призвал всех воссоединиться)
- Молодец! Переверни лист лесенки знаний. На другой стороне листа задание. Тебе нужно соотнести дату с событием, имена противников. (Проверка. Самооценка. Ребенок должен сам поставить себе оценку)
- Вернемся к лесенка наших знаний. Отметь теперь, на какой ступеньке ты теперь находишься? Поднялась ты повыше на ступеньках? Или осталась на месте?
VII. Подведение итогов урока
. Фронтальная беседа по вопросам.
- Что послужило причиной похода Мамая на Русь? (Почему Мамай выступил против Руси?)
- Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?
- Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?
- Где произошла битва?
- Какое значение имела Куликовская битва?
Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ
- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.