Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""
Оценка 5

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""

Оценка 5
docx
23.01.2020
Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""
Цели урока.docx

Цели урока:

  1. Ознакомить с загадкой, как с жанром устного народного творчества.
  2. Учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки.
  3. Развивать навыки анализа, умения делать выводы.
  4. Воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.

Оснащение урока:

  • план- конспект урока (Приложение 1);
  • рабочая тетрадь ученика;
  • презентация, помогающая донести до учащихся информацию средствами наглядности (Приложение 2).

Ход урока

1. Организационный момент .

2. Постановка целей урока.

- Посмотрите на обложки книг, которые стоят на выставке. Что там нарисовано? (Разные предметы: животные, овощи, явления природы, домашние предметы.)

- Кто может прочитать название книг

- Где вы встречали такие слова? (Это начало загадок. Это слова из загадок.)

Правильно. Сегодня мы будем читать и отгадывать русские народные загадки. Мы узнаем, как придумывал загадки народ, будем учиться их отгадывать. И попробуем сами сочинить загадку.

3. Знакомство с книгой.

Я вам прочитаю загадки из книги «Ни окон, ни дверей. Прочитайте ее на доске: «Ни окон, ни дверей» – русские народные сказки, загадки.

Это значит, что в книге собраны разные по жанру произведения: сказки и загадки.

- Что же объединяет эти произведения? (Это устное народное творчество русского народа.)

- С каким жанром устного народного творчества вы познакомились на уроках внеклассного чтения? (Мы читали сказки, песенки, потешки.)

А теперь вы познакомитесь с еще одним жанром – загадками.

- Что же такое загадки, как вы думаете? (Это слова или предложения, в которых что-то описывается, но самое главное не говорится. Это нужно отгадать.)

Сколько живет человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков создавал их народ. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно, кратко и выразительно описывал человека, его мир, отношение к явлениям природы, растениям и животным.

Русские народные загадки удивительно образны, поэтичны. В них вы услышите поэзию народного языка. Очень долго загадки оставались для простого народа единственным средством для развития смекалки, ума. Давайте и мы понаблюдаем за языком русских народных загадок. Поучимся их отгадывать.

  • Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)
  • Маленький мальчишка в сером армячишке
    По дворам шныряет, крохи собирает,
    В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей.)
  • В болоте плачет, а из болота нейдет. (Кулик.)
  • Висит сито, не руками свито. (Паутина.)
  • Кто над нами вверх ногами? (Муха.)
  • Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)
  • Ни зверь, ни птица, а нос как спица,
    Летит – кричит, сядет – молчит.
    Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар.)

(«Ни окон, ни дверей». Русские народные загадки, сказки. М.: Детская литература, 1989.)

Отгадаем первую загадку. (Это сова.) Почему вы думаете, что это сова? (В загадке сказано: «Днем спит».)

Но днем спят многие хищники: тигры, насекомоядные ежи, гиены и т.д. (В загадке еще сказано:«... ночью летает».)

Летучая мышь тоже летает ночью. Может это летучая мышь? (Нет. В загадке говорится «...прохожих пугает». А сова ночью кричит, «ухает». Когда слышишь эти звуки, бывает страшно ночью в лесу.)

Значит, можно ли по одному признаку или свойству предмета отгадать его? (Нет, надо выделить из загадки все свойства предмета.)

Я прочитаю вам загадку еще раз. Найдите в тексте рифмующие строчки. (Летает — пугает.)

А сейчас отгадайте вторую загадку:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует.

- Какие свойства, признаки предмета можно выделить в загадке? (Маленький, серенький. Ищет пищу у жилища человека. «Ворует» зерно в полях.)

- О какой птице идет речь? (О воробье, у него оперение серого цвета, он часто добывает пищу вблизи жилища людей. Воробьи стаями слетаются в поля, когда идет уборка зерна.)

- Какие рифмующиеся слова вы заметили? (Мальчишка – в сером армячишке, шныряет – собирает, ночует – ворует.)

- Что такое «армячишко»? (Если дети затрудняются, учитель показывает рисунок и объясняет значение слова: армяк – вид верхней одежды крестьян из толстого сукна.)

4. Физкультурная минутка.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик!
Не робей
Я бывалый... (воробей).

5. Самостоятельная работа учащихся.

Ознакомление с книгой.

Прочитайте название книги на первой странице.

- Как найти в сборнике загадки об овощах? (Можно поискать иллюстрации.)

Найдите рисунки с овощами.

- Что нарисовано на странице? (Репа, картофель, лук, огурец, капуста.)

6. Самостоятельное чтение.

Прочитайте загадки об овощах. Выучите две-три загадки и докажите отгадку.

  • Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)
  • Сидит Федосья, распустивши волосья. (Лук.)
  • Алый сапог в земле горит. (Свекла.)
  • Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты.)
  • Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец.)
  • Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы.)
  • Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа.)
  • Желтая курица под тыном дуется. (Тыква.)
  • Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (Арбуз.)
  • Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух.)
  • Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

(Ни окон, ни дверей». Русские народные загадки, сказки. М.: Детская литература, 1989.)

7. Беседа о прочитанных произведениях.

Расскажите, какие загадки вы выучили. Выделите свойства предметов и докажите отгадку.

Например:

Под землей птица гнездо свила,
Яиц нанесла.

(Это картофель, потому что клубни картофеля растут под землей. Они растут вместе, как будто в одном гнезде. А сами картофелины похожи по форме на яйца птиц.)

- Какие рифмующиеся слова есть в этой загадке? (Свила  нанесла.)

Аналогично ведется работа по тексту других загадок. Учитель обращает внимание на язык загадок, на старинные слова. Объясняет значение таких слов. Например: горница, кафтан и т.д.

8. Творческая работа в группах.

А сейчас попробуйте сами составить загадки. Я раздам для работы в группах иллюстрации или фоторепродукции предметов.

Рассмотрите предмет. Выделите его свойства, признаки. Составьте текст загадки с опорой на вопросы:

  • Кто это?
  • Что это?
  • Где это можно увидеть?
  • На что похож предмет?
  • Что он может делать?

Детям раздаются иллюстрации: петух, свинья, гусь, корова, кошка, собака. Учитель рассаживает детей в группы по 4-6 человек, организовывает работу.

Расскажите, какой текст вы составили. Пусть ребята попробуют отгадать загадку. А вы затем покажите иллюстрацию отгадки.

9. Подведение итогов урока.

- С каким жанром устного народного творчества вы познакомились? В чем его особенности? (Мы познакомились с загадками. В загадках описываются свойства и признаки предмета, а сам предмет не называется. Его надо угадать.)

- В чем особенность языка русских народных загадок? (В них есть рифмы. Встречаются старинные слова.)

Давайте проверим знания – разгадаем кроссворд «Народные загадки».

Кроссворд «Народные загадки».

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572200/img1.gif

Вопросы.

По горизонтали:

3. Без рук, без ног, стучит, в избу просится. 
6. Серый брат, из-за куста хват. 
7. Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет. 
10. Не зверь, не птица, нос, как спица. 
12. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. 
13. Сидит дед, многими шубами одет, кто его раздевает, слезы проливает. 
14. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
16. Был ребенок, не знал пеленок, стал стариком, сто пеленок на нем. 
20. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. 
21. Маленький Иван – костяной кафтан.
22. Малые малышки, зеленые катышки, сквозь землю прошли, на тычинку вползли.

По вертикали:

1. Сама толста, щека тепла, а рот красен. 
2. Без хвоста, без мордочки два соболя на жердочке, им не спится, не сидится, хочется воды напиться. 
4. Заря-заряница, красная девица, по лугу гуляла, бусы потеряла, месяц видел, а солнце украло. 
5. Поля стеклянные, ограды деревянные.
8. Высока колода, да колюча борода. 
9. Белый, а не снег, сладкий, а не мед. 
11. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит – воет, а сядет – землю роет. 
15. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. 
17. В поле мешалкой, в мешке жемчугом. 
18. Черная собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает.
19. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.

Ответы.

По горизонтали:

3. Ветер.
6. Волк.
7. Река.
10. Комар.
12. Баран.
13. Лук.
14. Книга.
16. Кочан.
20. Пила.
21. Орех.
22. Горох.

По вертикали:

1. Печка.
2. Ведра.
4. Роса.
5. Окна.
8. Сосна.
9. Сахар.
11. Жук.
15. Гриб.
17. Овес.
18. Замок.
19. Топор.

Молодцы! Вы отгадали не только те загадки, которые мы читали на уроке, но и другие.

10. Домашнее задание.

Прочитайте загадки в книгах из уголка внеклассного чтения. Поищите дома книги с русскими народными загадками. Нарисуйте отгадки и подпишите их текстами загадок. А кому понравилось придумывать свои загадки, попробуйте дома сами составить загадки об овощах, животных, растениях, явлениях природы и т.д.

 

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""

Конспект к уроку родной русской литературы "Народные пословицы и загадки""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020