МБОУ Верхне- Серебряковская СОШ № 12
Конспект классного часа на тему:
«Моя малая Родина.»
5-6 классы
Конспект мероприятия выполнила:
Учитель английского языка Гринкевич О.С.
Сл.Верхнесеребряковка
2018 г
«Много есть на свете,
кроме нашей страны,
всяких государств и земель,
но одна у человека родная мать,
одна у него и Родина».
К.Д Ушинского:
Классный час на тему "Моя малая Родина"
Цель:
Формировать чувство патриотизма, любви к родной земле, воспитывать обучающихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;
Задачи:
1 Расширить и углубить знания обучающихся об истории родного села;
2. Развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал.
3.Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
4. Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину.
Предварительная работа:
- Посещение школьного краеведческого музея.
- Заучивание стихотворений о селе, о Родине.
- Организация выставки рисунков на тему «Мой родной край.»
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Моя малая родина»,
фотографии села(из семейных альбомов )обучающихся, выставка рисунков«Мой край родной.»
Ход занятия
I. Вступление.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня классный час мы начнем с красивого стихотворения.
Обучающийся читает стихотворение А. Прокофьева «Родина.»
Ребята, а что значит слово Родина? Как вы понимаете его?
- Страна, где мы живем.
- Любимые поля, родная деревня, наш дом, друзья и родственники, родные– все это часть меня и моей Родины.
Место ,где я родился и расту, где живут мои родные.
(ответы обучающихся)
-Так же хочется добавить, что в России мы родились, здесь говорят на родном русском языке и все здесь для нас родное и знакомое.
- Давайте послушаем происхождение слова Родина.
Обучающийся:
– Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДНЯ – родственники.
РОДИЧ – член рода, родственник,
РОДИНА – страна, Отечество и место рождения человека.
Давайте подберем слова с корнем «род».
- Родители.
- Родной, народ.
- Родич, родственники.
- Родословная, родня.
(ответы обучающихся)
- Молодцы, правильно. Каждое слово близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: отечеству, семье, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. У каждого человека есть свой маленький уголок - город или деревня, улица, дом, где он родился. Это место называют малой родиной.(слайд 2)
( Ответы обучающихся. )
- Сейчас обратимся к вашим рисункам. Почему вы нарисовали именно
эти места родного края?
-Я люблю природу нашего края.
- Весной много цветов на полях возле нашего села.
- Мне нравится моя улица и дом где я живу.
(Ответы обучающихся)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?
- О нашей слободе Верхнесеребряковке.
- О родном крае.
- Как бы вы сформулировали тему нашего классного часа?
- Моя малая родина.(слайд)
-Правильно.
- Любовь к Отечеству начинается с трепетного отношения к малой родине. Наша малая родина – сл. Верхнесеребряковка.
А как вы думаете, история нашего села связана с историей страны?
(Ответы обучающихся)
- Да.
- Ребята, а кто знает, почему имеет такое название наша слобода?
(Ответы обучающихся)
Вам хотелось бы узнать историю нашего села?
- Что бы вы хотели узнать про наше село?
- Когда оно возникло, кто были первые жители?
- Всегда ли так оно называлось, сколько человек проживало в нашем селе ?
- Какую цель поставим сегодня?
-Узнать историю развития нашего села
II. Основная часть.
Образование слободы.
- Люди должны знать свою историю и помнить её.
Послушайте сообщения своих одноклассников.(Ребята подготовили сообщения)
Обучающийся:
В 1718 году казак Лазарь Голубинцев Усть-Быстрянской станицы построил в верхнем течении реки Быстрой мельницу, которая получила название «Верхней» и переселился с семьёй. В тот год поток беглых крестьян с Украины увеличился. В этом нескончаемом потоке двигались будущие жители Верхней и Нижней Серебряковки. (слайд)
Обучающийся:
К концу 18 века среди казачества усилилось расслоение. Войсковое начальство, донские дворяне, атаманы, пользуясь своими привилегиями начали закреплять за собой земли по Салу и Манычу, селить на этих землях беглых крестьян из Великороссии и украинских переселенцев, обещая им свободу и различные льготы. Но при этом используя их в качестве дешёвой рабочей силы.
Обучающийся:
Так поступил и казак Голубинцев хозяин «Верхней» мельницы на реке Быстрой. Но вскоре он бежал, а мельница перешла во владение войскового старшины Василия Фролова, затем мельницей стала владеть его жена, помещица Себрякова и её наследники сыновья. У верхней мельницы возникло поселение, которое крестьяне называли «слобода» (от слова свобода). Слобода, обычно называлась по имени хозяина земли. Поэтому поселение назвали Себряковка– она принадлежала крупному землевладельцу – казачьему старшине Михаилу Себрякову.(слайд)
Обучающийся 4 рассказывает.
Но земли было мало и полковник М. Себряков, используя своё положение получает разрешение на переселение своих батраков с реки Быстрой на реку Сал. На новом месте крестьяне основали новые поселения и присвоили им прежнее название Себряковка. В 1915 году в станице открыли школу.
Обучающийся:
По словам жителя Верхнее-Серебряковского хутора Ивана Тимофеевича Беркутова: «В 1916 году в обиходе было 368 дворов, в том числе кулацких-9, купеческих-3, церковнослужителей-2, жандармских-2, середняцкий-170, бедняцких-142, батрацких-40. Таким образом, бедняцко-батрацкие дворы составляли более половины. В слободе была церковь, почта, работала паровая мельница, 5 ветряных, торговые лавки. Здесь ежегодно по три дня проводились крупные ярмарки, на которые съезжались тысячи крестьян окрестных сел и хуторов. Слобода Нижне-Серебряковская постоянно страдала от затопления при весенних разливах р. Сал. Её население стало переезжать в слободу Верхне-Серебряковскую и близлежащие хутора.
Обучающийся:
Наступил суровый 1941 год. В то суровое время днем и ночью в военкомат шли жители села. У них была одна просьба отправить добровольцем на фронт. Но не всех брали. Нужно было кому-то работать в тылу. Началось массовое обучение женщин на тракторах и комбайнах.
Военные действия на Дону носили особенно ожесточенный характер. Жертвами фашистского террора стали лучшие люди села. За связь с партизанским отрядом «Степной орел» были расстреляны жители слободы И.В. Ляшенко и Е.И.Гордиенко.(выданы изменником старостой) Такая же участь постигла бригадира полеводческой бригады Верхнесеребряковского сельского совета М.А.Козлова, колхозников-супругов Трофименко.
Обучающийся:
В х. Весёлый Гай бой шёл с 1 по 8 января 1943 г. практически без перерывов. Немецкие позиции располагались по берегу р. Сал, за хутором. Враг встретил наступающих огнём: было много погибших и раненых, да и морозы стояли сильные. Бои велись очень тяжёлые. Число погибших неизвестно, по словам очевидцев, их несколько сотен. Хоронили солдат местные жители в силосных ямах, окопах, воронках. В х. Верхоломов есть два захоронения. В одном похоронено два человека: М.Е. Бондарьков и Н.М. Таптыгин, 1900 года рождения, умер от ран 5 января 1943 г. Его фамилия была установлена в 1998 г. На индивидуальной могиле неизвестного бойца имеется надгробие и металлическая ограда.
Обучающийся:
Освобождение слободы от оккупации произошло 6 января 1943 г. Многие жители поселения храбро защищали свою страну. Ф.Г. Трофименко награждён орденом Славы, А.С. Московой, водитель И.Г. Чекрыгин – орденами Красной Звезды. Командир артиллерийской батареи капитан К.К. Жарков, танкист А.Н. Иванов, А.М. Статешный, артиллерист Н.Г. Коротков заслужили медали «За отвагу». В боевых действиях участвовали снайпер В.М. Новиков, стрелки А.С. Антипов, М.А. Ляшенко, В.Д. Приходько, Н.М. Скориков, стрелок-телефонист Н.И. Будянский. Артиллеристами служили Н.В. Пащенко, Ф.В. Помещенко. На фронтах Великой Отечественной войны сражались Т.И. Московая, Т.И. Волошина, которая служила шофёром в Рабоче-крестьянской Красной армии. Она награждена орденом Отечественной войны II степени, знаком «Фронтовик 1941-1945 гг.», восьмью юбилейными медалями. Ратные подвиги совершали мотоциклист-разведчик М.И. Дзюба, пулемётчик М.К. Дорохов, Г.Г. Литвинов и другие.
Обучающийся:
Судьбы хуторов, как и судьбы людей, имеют свою историю. Так было и с Верхнесеребряковкой. Вот холмы. Они уже густо заросли травой, и непосвящённому человеку трудно угадать, что здесь несколько десятилетий назад был большой хутор. Об этом едва можно догадаться, увидев оставшиеся здесь две груши. Они как свидетели памятных событий ранней весны 1956 года. Жарко светило солнце, снега быстро оседали. От их таяния скопилось много воды. Речка Сал переполнилась, а ночью она выплеснулась из берегов и стремительно ринулась по улицам хутора. Вода беспощадно разрушала все. Десятки строений, как подкошенные, прекратили своё существование. Но на помощь пострадавшим уже спешили. Спасательные отряды эвакуировали в безопасное место имущество хуторян. Жители 94-х дворов переселились на новое место. Хутор рос. Поняв, что у него большое будущее, сюда почти полностью переселились жители из хуторов Тёплый, Копылов, а с 1966 года и жители Нижней Серебряковки.
Обучающийся:
Совхоз "Верхне -Серебряковский" был создан в 1957 году. В состав его вошли х. Верхнесеребряковка, Нижнесеребряковка, Озерский, Теплый, Нижняя Жировка, Весёлый Гай, Верхоломов, Торговый, Петухов, Братолюбие, Барабанщиков, МТС. Совхоз «Верхне-Серебряковский» занимался животноводством и выращиванием зерновых культур. Общее число населения 3 100 человек. На территории сельсовета находились одна восьмилетняя школа, одни ясли, два клуба, две библиотеки, два фельдшерско-акушерских пункта.
- В начале 90-х годов закончил своё существование овцесовхоз "Верхне-Серебряковский". На его месте образовались новые сельскохозяйственные объединения. Наступили новые времена. Деревня живёт, и будущее её будет зависеть от нас.
- Как человек сохраняет память о событиях, которые происходили ?
- Увековечивает в памятниках.
- Какие памятники есть в нашей слободе?
- Братская могила - здесь захоронено 93 воина, погибших при освобождении слободы в январе 1943 года. Имена всех известны. Также же здесь мемориал памяти воинам-односельчанам, павшим на полях сражений ВОВ.
(Ответы обучающихся)
- Ребята, как вы думаете, как мы можем отблагодарить тех, кто отстоял нашу Родину, подарил нам мирное небо?
- Я думаю, что самая лучшая благодарность, это память, память потомков, бережное отношение ко всему, что донесла до наших дней история, уважение и благодарность ветеранам войны.
- Мы всегда будем помнить об этих событиях. И нам никогда не надо забывать о том, что когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем, друг друга, родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы.
(Ответы обучающихся)
- Скажите, пожалуйста, а за что мы любим свою деревню, свой край?
- Так можем ли мы считать сл. Верхнесеребряковку своей малой Родиной? Почему?
(Ответы обучающихся)
III.Заключение.Рефлексия.
- Что нового вы узнали ?
- Что вам больше всего запомнилось?
Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?
(ответы обучающихся)
- Сейчас ребята я предлагаю вам закончить три предложения:
Моя малая Родина – это…
Я люблю её за…
Я хочу пожелать ей…
Малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!
Обучающийся:
На свете всё не бесконечно –
От океана до ручья,
Но если что-то в мире вечно,
То это Родина моя. (слайд)
Итог занятия: У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь. Но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу .
- Спасибо всем ребятам, участвовавшим в подготовке классного часа по теме «Моя малая родина». С заданием вы справились достойно.
- До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.