Тема: «Себя в этой жизни открыть».
Цель:
- привлечение внимания к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личностными и социальными условиями жизни;
-развитие творческого потенциала обучающихся для выбора профессии;
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;
- объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии;
2. Коррекционно-развивающие:
- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру;
- развивать кругозор, любознательность;
- развивать умения анализировать, делать выводы.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать организованность и самостоятельность в выполнении заданий.
Оборудование и материалы:
- компьютер, экран, презентация;
- на стене плакаты с изречениями о труде великих людей.
- карточки с пословицами.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. - Сегодня у нас классный час будет проходить в обычном порядке, но в присутствии гостей. Давайте начнём урок с добрыми пожеланиями друг к другу.
2.Постановка проблемного вопроса. Стук в дверь. Заходит воспитатель и передаёт телеграммы от почтальона.
3.Вниманию учащихся предлагаются телеграммы.
- Ребята, почтальон приготовил для вас телеграммы.
- Вам надо их прочитать и догадаться, кто их прислал?
Я науки изучил, землю словно приручил
Знаю я когда сажать, сеять как и убирать.
Я знаток в краю родном и зовусь я …. (агроном)
Ежедневно спозаранку, в руки я беру баранку,
Кручу, верчу и так и сяк, но не съем ее никак! (шофер)
Я с утра мету ваш двор, убираю всякий сор.
Разбросал бумажки кто-то, ой, и задал мне работу!
Все отвез в мусоросборник на своей тележке …. (дворник)
- Как назвать эти слова одним словом?
Профессия
4.Постановка темы и целей занятия.
- Я надеюсь, вы все догадались, о чём пойдёт речь на сегодняшнем классном часе?
(о профессиях)
- Что такое профессия? - Профессия -
Александр Белов.
Как много профессий чудесных читает
учитель
На нашей планете Земля!
И каждая из них интересна.
И каждая людям нужна.
Как выбрать любимое дело? читает Алина
Как стать на тот жизненный путь,
Которым шагал бы ты смело,
С которого не смог бы свернуть.
Признаюсь, я долго пытался читает Даниил
Найти себя в сумраке дней.
Пока я один не остался
И не иссяк моей жизни ручей…
Довольно, оставим сомненья, читает Дмитрий
Ведь время нельзя умолить.
Нам нужно без промедленья
Себя в этой жизни открыть!
- Я решила взять названием классного часа строки из стихотворения «Себя в этой жизни открыть!» или по – другому «Найти себя». Потому что вам совсем скоро предстоит выбрать в жизни свой путь. Слайд
- Как вы его понимаете?
- Я думаю, вы сможете ответить на этот вопрос в конце нашего занятия.
- Выбор профессии считается важным вопросом для человека. Выбор сложен для молодых, т.к. у вас нет опыта, мало информации о профессияхпотому что по данным статистики в современном мире существует около 70 тысяч профессий. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Не зря говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
- В Конституции РФ сказано: Слайд
«Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
- Чтобы выбор профессии был правильным, а не случайным, должны соблюдать и выполняться 3 условия:
СЛАЙД
· слайд "хочу» профессия должна приносить радость. Личные цели, интересы, желания.
· слайд "могу» учёт своих возможностей, способностей, состояния здоровья;
· слайд «надо», профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда
1. Обращение внимания к надписи: «Хочу»
Хочу, что это? (ответы)
Это: интересы, мечты,желание о профессии, склонности.
Вопрос к ученикам.
- Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы учеников).
Классный руководитель. Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».
Делаем вывод:
профессия должна быть интересной СЛАЙД
2. Обращение к надписи «Могу»
Что же такое «могу»?
Могу - это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.
Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. (Ответы учеников).
Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.
Значит:
профессия должна соответствовать собственным возможностям. СЛАЙД
3. Обращение к надписи «Надо»
Как вы думаете, что такое «надо»?
Надо – это потребность общества в данной
профессии.
Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профессию без
учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может
получиться? (Ответы учеников).
Учитель: Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.
Получается:
профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. СЛАЙД
Три ключа в выборе профессии:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
- Вместе получается осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Осознанный выбор = Хочу + Могу + Надо
- Я предлагаю послушать вот такой разговор, который часто можно услышать от выпускников школы.
Инсценировка "Выбор профессии":
Дима: Скоро заканчиваем школу. Вы уже решили, кем хотите стать?
Алина: Я, наверное, стану поваром. Моя лучшая подруга любит готовить и решила учиться на повара. И я с ней за компанию. А ты, Даша?
Даша: А я пойду дальше учиться в профессиональное училище - оно рядом с домом, рано вставать не надо, чтоб куда-то ехать.
Даниил: А мои родители хотят, чтоб я стал, как и они, строителями. А у тебя как, Артём?
Дима: А я давно мечтаю стать автомехаником. Правда, надо ехать в другой город. Но мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень этого хочется! (Учащиеся обсуждают ситуацию).
Классный руководитель. - Вопросы-подсказки:
- Все ли ребята, выбирая профессию, выполняют условия хочу, могу, надо?
- Какое условие выполняют все? (надо).
- Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, условие «надо» есть у всех, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
- Знает ли Алина, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет)
- Сможет ли она выбрать профессию по душе?
— У Даши в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
- А знает, ли чего хочет Даниил? Чей это выбор?
- А что вы можете сказать проДиму? Правильно, он соблюдает все 3 условия: хочу, могу, надо.
Чтобы вы посоветовали Алине, Даше и Даниилу?
Примерные ответы детей:
— Им нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Поразмышляли немного, а теперь проведем следующее задание.
- Что необходимо для овладения какой-либо профессии и чем привлекательны профессии ?
- Об этом говорится и во многих известных поговорках, пословицах, загадках.
- Догадаетесь ли, о каких профессиях идет речь?
1.У этой волшебницы, Без топора избы не построишь.
Этой художницы,
Не кисти и краски, Не
игла шьёт, а руки.
А гребень и ножницы.
Она обладает Куй железо, пока горячо.
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (Парикмахер.)
2.Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки,
И набойки на каблук —
Тоже дело этих рук . ( Сапожник)
- Вывод: Каждой профессии свойственны свои определённые качества. Профессионал должен обладать знаниями, умениями.
- Молодцы! Справились.
- Следующее задание: «Профессионалы» Работа в группе.
Вы многое узнали, вспомнили, а теперь вы будете профессионалами.
- Перед вами безжизненное дерево профессионализма, давайте вместе оживим его. Чтобы человек смог получить профессию, ему нужны определенные качества -это почва, которая питает корень профессионализма.
(Вывешивается ватман с изображением безжизненного дерева)
1. Найти самые актуальные профессиональные качества Дима
2. Перечислить самые актуальные профессии. Алина
3. Перечислить то, ради чего люди трудятся Даниил
1. Дима зачитывает качества, и наклеивая на корни дерева оранжевые овалы.
2.Алина зачитывает и прикрепляет Результатом выработанных качеств является получение специальности- это листья нашего дерева.
3. Даниил зачитывает и прикрепляет - Результаты человеческого труда- это плоды нашего дерева .
- Молодцы! Справились. Оживили «дерево профессионализма».
- Посмотрите, какое красивое дерево получилось!
- И чем больше людей над ним потрудятся, тем краше оно будет.
6.Итог.
- Наш классный час подошел к концу. Что же вы узнали сегодня? (ответы детей).
- Какие условия необходимо соблюдать для правильного выбора .
СЛАЙД
- И в заключении я хочу вспомнить одно хорошее русское выражение — «Себя в этой жизни открыть! ».
- Как же вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.
Классный руководитель. Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний.
- Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Соотношение между «хочу», «могу» и «надо» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский
«Если Вы правильно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет». Слайд
Как видите, дети, профессий немало
такую себе выбирай,
Чтоб делом всей жизни твоей она стала,
Чтоб честным трудом ты прославил свой край.
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Рефлексивное сочинение "Плюс, минус, интересно" Напишите, пожалуйста:
П.- что понравилось, полезная и нужная информация, формы работы.
М.- что не понравилось, показалось скучным, не нужным, бесполезным
И.- интересные факты, хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
В графу «П» - «плюс» я все, что понравилось на классном часе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть у полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» запишите все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Самоанализ классного часа «Себя в этой жизни открыть!»
Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя. Этот классный час – разговор с учащимися о выборе профессии.
Разработанный классный час направлен на оказание помощи старшеклассникам в вопросе выбора будущей профессии. Разрабатывая и проводя классный час, я попыталась показать разнообразный мир профессий, рассказать о факторах, влияющих на выбор профессии, дала некоторые советы и рекомендации по данной теме.
Цель классного часа: - привлечение внимания к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личностными и социальными условиями жизни;
-развитие творческого потенциала обучающихся для выбора профессии;
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;
- объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии;
2. Коррекционно-развивающие:
- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру;
- развивать кругозор, любознательность;
- развивать умения анализировать, делать выводы.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать организованность и самостоятельность в выполнении заданий.
Открывает классный час с проблемы – это телеграммы. Нужно было определить от людей каких профессий эти телеграммы. Дети справились, что позволило организовать внимание детей и настроить на плодотворную работу.
Создать положительный эмоциональный настрой на занятии мне удалось благодаря использованию различных заданий, которые позволили в непринуждённой форме проверить знания детей о многообразии профессий. Я посчитала целесообразным организовать работу учащихся в группах, так как хотелось, чтобы соревнуясь, дети раскрепостились, увлеклись и заинтересовались этой темой. Групповая работа позволила рационально организовать работу всех учащихся, что способствовало усвоению большого объёма учебного материала за короткое время.
Далее мы выяснили, какие условия необходимо соблюдать при выборе профессии. Использование мною активных методов обучения – частично-поискового и метода проблемного изложения материала – позволило ребятам проанализировать и сравнить несколько жизненных ситуаций, связанных с выбором будущей профессии, и сделать важные выводы..
Занятие закончилось словами К.Д.Ушинского: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
На мой взгляд, классный час удался. Все его компоненты были направлены на достижение цели. На протяжении всего занятия шла работа над формированием опыта эмоционально-ценностного отношения к жизни, так как он несёт большой воспитательный потенциал. Классный час прошел в хорошем темпе, учащиеся активно работали на протяжении всего занятия. Формы и методы работы оправдали себя, так как ребята с интересом и желанием участвовали во всех предложенных им заданиях. Это позволило реализовать поставленные цели и задачи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.