Цель: формирование и расширение у воспитанников представлений о космосе.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Уточнить знания детей о первых космонавтах.
- Расширять представления о космосе и космическом пространстве. - Углублять знания детей о Луне, планете Марс. Развивающие задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к космическому пространству.
- Продолжать развивать навыки речевого общения, связную речь.
- Развивать зрительное восприятие и внимание. Воспитательные задачи:
- Продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимодействия.
-Воспитывать гордость за людей, которые осваивают космическое пространство.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций о космосе.
-Рассматривание изображений звѐздного неба, луны, планет, созвездий в детской энциклопедии.
- Беседы на темы «Небо и звѐзды», «Посланец Земли», «Солнечная система» - Заучивание стихотворений о космосе.
- Загадывание загадок на космические темы.
- Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты»
- Рисование на тему «Космическое пространство»
- Составление связных рассказов на тему «Космос»
- Изготовление альбома на тему «Мир космоса»
- Конкурс рисунков «Космический мир» Словарная работа:
- Ввести в активный словарь детей слова: скафандр, Оборудование:
- Презентация «Путешествие в космос»
- Карта путешествия юных космонавтов.
- Мольберт, на котором расположен силуэт ракеты, заготовки частей ракеты.
- Фломастеры и карточки с нарисованными фигурами на каждого ребенка. - Макет планеты Марс.
- Ребусы
- Фотография ночного неба, «звѐзды» на каждого ребѐнка. - Полянка на планете Земля.
- Запись космической музыки в исполнении ансамбля «Спейс».
- Музыкальный центр. Методическое обеспечение:
- словесные: вопросы к детям, художественное слово, загадывание загадок, рассказ воспитателя, словесные задания, составление коллективного рассказа – отчета о полѐте в космос; решение ребусов.
- наглядные: показ презентации «Космическое путешествие», внесение карты путешествия юных космонавтов, силуэта ракеты, фотографии ночного неба. - практические: выполнение физической разминки, составление ракеты из частей, рисование «лунных» животных.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами многое вспомним и узнаем о космических просторах. Поэтому я вас приглашаю в космическое путешествие.
Слайд 1 «Космическое путешествие»
Ребята, вся наша страна 12 апреля отмечает День космонавтики. Скажите, кто первым совершил полѐт в космос?
Дети: собаки Белка и Стрелка.
Воспитатель:
Слайд 2 «Белка и Стрелка»
Самыми первыми были две собачки — Белка и Стрелка. Да, ещѐ в космос летала Лайка, там побывали мыши, крысы, кролики, коты и даже шимпанзе.
А первый человек, побывавший в космосе, был русский человек. Кто из вас знает кто это?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель:
Слайд 3 «Ю.А. Гагарин»
В космической ракете с названием «Восток»,
Он первым на планете подняться к звѐздам смог.
Советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин в 1961 году первым совершил кругосветное путешествие на космическом корабле «Восток» и увидел, как выглядит Земля и небо из космоса. С тех пор советские и американские космонавты, пролетая в кораблях «Восток», «Восход», «Союз», «Аполлон», «Салют» много раз наблюдали землю с высоты нескольких сот и даже тысяч километров. На Земле, как на глобусе, видна зеленовато-коричневая суша, голубые моря и океаны. Многие части земной поверхности покрыты облаками тучами. А небо кругом даже днѐм черное и усеяно звездами.
Среди мужчин космонавтов, в космос летала и женщина – космонавт. Может быть, кто-то знает еѐ имя?
Воспитатель:
Правильно, Валентина Николаевна Терешкова – первая женщина – космонавт, побывавшая в космосе. Воспитатель:
Кто из вас не мечтает стать космонавтов и отправиться в далѐкое, полное неожиданностей путешествие звѐздам? Сегодня у вас есть такая возможность.
Вы согласны отправиться в полѐт и узнать о космическом пространстве? Ваша фантазия и знания помогут нам.
Итак, я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие. Мы совершим сегодня космический полѐт.
(воспитатель обращает внимание детей на карту путешествия, см. приложение1)
Слайд 4 «Карта путешествия юных космонавтов» Воспитатель:
Давайте посмотрим на карту нашего путешествия.
Дети: Нам предстоит стартовать с Земли, посетить Луну, а затем совершим посадку на Марсе, и наконец, вернѐмся на Землю.
Ребенок:
Далѐкие звѐзды над нами горят, Зовут они в гости наших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас – И вот мы к полѐту готовы сейчас!
Воспитатель:
Если вы готовы к интересному и трудному полѐту, то я вас приглашаю в Центр подготовки космонавтов.
Ребята, для начала давайте определим, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать космонавт?
Дети: Космонавт должен быть смелым, ловким, внимательным, у него должно быть крепкое здоровье. Эти люди упорно тренируются, чтобы быть выносливыми. Много читают разной литературы, чтобы быть умными.
Ребенок:
Космонавтом хочешь стать – должен много-много знать!
Только сильных звездолѐт может взять с собой в полѐт.
Слабых в космос не берут – ведь полѐт – нелегкий труд.
Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.
Ребенок:
Ждут нас быстрые ракеты, ждут нас дальние планеты, На какую захотим, на такую полетим!
Только есть один секрет: здесь лентяям места нет!
Воспитатель:
Действительно, все космонавты трудолюбивые. Прежде чем стать настоящим космонавтов, многому нужно научиться, немало нужно знать и уметь. Надеюсь, вы уже кое-что знаете о космосе и космонавтах, поэтому сейчас попробуем определить, допускаетесь ли вы к полѐту.
(воспитатель задаѐт детям вопросы, ответы появляются на слайдах) Воспитатель:
- Как называется место, откуда космические корабли отправляются в полѐт?
(космодром)
- Как называется защитный костюм космонавта? (скафандр). Слайд 5 «Скафандр»
- Как называется наука, которая изучает звѐзды, планеты? (астрономия)
- Чтобы быть космонавтом, нужно знать все планеты Солнечной системы.
Назовите их. (Меркурий, Марс, Венера, Сатурн, Нептун, Плутон, Юпитер, Земля,
- Почему на земле невозможна жизнь без Солнца? (потому что будет холодно, тѐмно)
- Почему в нашей стране День космонавтики отмечают 12 апреля? (В этот день
Ю.Гагарин совершил первый космический полѐт)
- Назовите космический корабль, на котором Ю.Гагарин отправился в космос?
Воспитатель:
Замечательно, все юные космонавты показали хорошие знания и могут лететь в космос. Не забудьте взять с собою карту нашего космического путешествия. Для полѐта нам необходимо подготовить ракету.
(на мольберте расположен силуэт ракеты, детям предлагаются фрагменты, из которых они выкладывают ракету; см. приложение2) Воспитатель:
Но вот, ракета готова. Предлагаю вам надеть защитные костюмы – скафандры.
Как вы думаете для чего необходимо их надевать?
Дети: Защищают от ожогов и других неприятностей в космосе.
Воспитатель:
Юные космонавты прошу вас надеть скафандры и занять свои места в ракете. (дети имитируют одевание скафандров и рассаживаются на стулья, заранее поставленные около мольберта с ракетой).
Мы начинаем космическое путешествие к Марсу. Внимание! До старта – десять секунд.
Начинаем отсчѐт времени!
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!
(Звучит космическая музыка) Воспитатель:
Мы совершаем витки вокруг Земли. Нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Что вы знаете о нашей планете Земля?
Дети: Наша Земля – это планета, на которой мы живѐм. Из космоса она выглядит, как прекрасный, белый с голубым мрамор. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые спирали и пятна – это облака, снег и лѐд. Суша коричневого цвета. Это единственная планета, на которой есть живые существа: люди, звери, птицы, растут растения. Воспитатель:
Совершив витки вокруг Земли, мы отправляемся дальше. Подскажите куда.
Дети: Карта указывает нам пункт остановки «Луна».
(Звучит космическая музыка, воспитатель обращает внимание детей на слайд) Воспитатель:
Луна - спутник Земли. Еѐ ближайший сосед в космосе. Она представляет собой шар и является небесным телом в ночном небе. Она не может самостоятельно двигаться и как бы «привязана» к Земле. Что вы еще знаете о Луне?
Дети: Луна намного меньше любой звезды, она выглядит такой большой, потому что находится намного ближе к Земле, чем звѐзды. Луна бывает полная, на ней видны 2 глаза, рот. Воспитатель:
Почему на луне видно лицо? Во время полнолуния, когда Луна круглая, на ней видно лицо: 2 глаза, нос и рот.
В бинокль или телескоп Луна видна такой, как показано на слайде: на ней есть более светлые и более темные места. Если посмотреть издалека, то тѐмные пятна начинают казаться глазами, носом, ртом рожицы.
Воспитатель:
Посмотрите на Луну, что вы еще заметили?
Дети: Поверхность луны имеет унылый вид. Она очень темного света и покрыта большими и маленькими углублениями. Тѐмные пятна на Луне называются морями, но это вовсе не настоящие моря. Они совсем без воды. Луна – это пустой мир без воздуха, без воды и без жизни.
Воспитатель:
Действительно это так. В этом убедились в 1969 году американские космонавты. Затем в 1970 году ракета доставила на Луну российскую самоходную научную станцию «Луноход-1» несколько месяцев она путешествовала по луне, передавая на Землю по радио научные наблюдения. На мягком лунном грунте видны следы от колѐс «Лунохода».
Воспитатель:
Давайте выйдем на поверхность луны и представим, что на Луне живут фантастические «лунные» животные. Если бы они на самом деле жили на Луне, интересно как бы они выглядели, давайте пофантазируем.
(детям предлагается дорисовать фантастическое «лунное» животное, и придумать его название, во время рисования звучит космическая музыка; см. приложение3) Воспитатель:
Очень интересные получились животные, нам пора возвращаться в ракету. Прощай, Луна! Совершив остановку на Луне, мы отправляемся дальше. Подскажите куда. Дети: карта подсказывает следующая остановка – планета Марс.
(Звучит космическая музыка)
Воспитатель:
Занимайте свои места в ракете, наш полѐт продолжается.
Ребята, как вы думаете, чем космонавты занимаются на борту ракеты? Дети: Они работают, фотографируют поверхность Луны, Земли.
Воспитатель:
У них есть время для отдыха. И мы с вами тоже как настоящие космонавты должны отдохнуть. Физическая разминка « Полѐт ракеты»
( физическая разминка повторяется 2 раза)
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете. |
Маршируют по кругу. |
На носки поднимись, |
Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их. |
А потом руки вниз. |
Опускают руки. |
Раз, два, потянись. |
Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их. |
Вот летит ракета ввысь! |
Бегут на носочках по кругу. |
Воспитатель:
Отряд юных космонавтов отдохнул. Настоящие космонавты в космосе, как и обычные люди, едят, спят, читают, даже сочиняют стихи. Давайте попробуем, может быть у нас тоже получиться сочинить стихотворение.
(воспитатель зачитывает стихотворение, дети договаривают слово) Воспитатель:
- Не в первый раз, не в первый раз в огне и звуках грома Ракета в воздух поднялась с земного… (космодрома) - Уходит в небо экипаж, отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж с космической … (орбиты) - С друзьями в небо ты глядишь, конечно, твердо веря,
Что подрастѐшь и полетишь к загадочной … (Венере) - У нас сбываются мечты: покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты в космическом… (скафандре)
Воспитатель:
Молодцы! Я рада, что у нас с вами всѐ получилось. Какова наша следующая остановка?
Дети: Карта указывает нам пункт остановки «Марс».
Воспитатель:
Наш полѐт продолжается. Мы подлетаем к Марсу!
(Звучит космическая музыка) Слайд 10 «Планета Марс» Воспитатель:
Ребята, давайте осторожно выйдем на поверхность планеты Марс, и посмотрим, что случилось с планетой? Почему здесь нет ничего живого — одни камни? Смотрите, следы, как вы думаете, откуда они появились?
( дети осторожно идут по следам) Дети: наверное, следы появились от упавших метеоритов. Воспитатель:
Ребята, Марс – планета солнечной системы, четвѐртая по счѐту от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Это планета твердая и каменистая. На ней много различных камней. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.
Посмотрите, эта планета усыпана камнями, все они очень интересной формы. Приглядитесь, на них что-то изображено.
Дети: На камнях зашифрованы загадки, ребусы.
Воспитатель:
А что такое ребусы?
Дети: Ребусы – это загадка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы.
Воспитатель:
Правильно, при отгадывании ребусов необходимо помнить правила: если перед нарисованным предметом нарисована запятая – это значит, что надо отбросить букву. Давайте с вами попробуем разгадать ребусы.
(дети разгадывают ребусы, нарисованные на камнях см. приложение 4) Воспитатель:
Молодцы, все ребусы разгадали. Стрелка на карте нам указывает, на последний пункт остановки «Земля». Занимайте свои места в ракете. Слышите? Нас вызывает Земля.
Надо срочно возвращаться на Землю.
(Звучит космическая музыка) Слайд 11 «Земля» Воспитатель:
С благополучным возвращением на родную землю, не забудьте снять защитную одежду – скафандры.
(юные космонавты выходят из ракеты на оформленную полянку на планете Земля, присаживаются на травку; заранее приготовлены: фотография ночного неба,
«звѐздочки» для детей см. приложение5) Давайте по горячим следам обменяемся впечатлениями.
(воспитатель предлагает план отчета о полѐте в космос)
Вы вспомните, где побывали в космическом путешествии, что интересного вы узнали, что увидели, какие задания выполняли.
И поместите свою звѐзду на фотографии ночного неба, оставленную нам настоящими космонавтами.
(Метод коллективного рассказывания – составление отчета о полѐте в космос; ребенок, рассказавший о своих впечатлениях, помещает звѐзду на фотографию ночного неба)
Дети: (предполагаемые высказывания детей о путешествии)
Мы юные космонавты из детского сада поселка Междуреченского, столицы Кондинского района, совершили полѐт на Луну. Луна – спутник Земли, нашей большой Родины на Луне мы видели моря и озера, в которых нет воды. Мы ходили в скафандрах, потому что на Луне нет воздуха. Луна – самая маленькая планета-спутник, голубая, холодная, и безжизненная.
Рисовали фантастических «лунных» животных, отгадывали космические загадки. Побывали огненной планете Марс. Эта планета огненная, покрытая камнями и песком. Мы узнали, что на Луне и Марсе нет ничего живого.
Нам понравилось путешествовать по космическим просторам, но на нашей планете
Земля жить лучше - потому что поют птицы, цветут цветы, бегают животные. Поэтому нам надо беречь жизнь на Земле, чтобы она не превратилась в такую же безжизненную пустыню, как Луна, и Марс.
Воспитатель:
Вот какие интересные впечатления вы высказали о своѐм путешествии, обратите внимание на нашу фотографию неба, от ваших рассказов оно стало звѐздным.
Воспитатель:
Я благодарю вас, мне было очень приятно и интересно с вами общаться и путешествовать по космическим далям, потому, что вы уже многое знаете о космосе, космическом пространстве. Спасибо вам за путешествие.
Используемая литература:
1. «Астрономия в картинках» - Б.Левин, Л. Радова, Издательство Москва «Детская литература», 1978г.
2. «Космос. Мир в твоих руках» - Издательство McClanahan Book Company
3. «Выхожу в космос» - А. Леонов, Издательство «Малыш», 1980г.
4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» - Издательство «ЛибереяБибинформ», №2, 2010г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 1998г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 1995г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.