конспект "Космическое путешествие"

конспект "Космическое путешествие"

pdf
15.01.2020
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Конспект Космическое путешествие.pdf

Цель: формирование и расширение у воспитанников  представлений о космосе.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-   Уточнить знания детей о первых космонавтах.

-   Расширять представления о космосе и космическом пространстве.  - Углублять знания детей о Луне, планете Марс. Развивающие задачи:

-   Развивать у детей познавательный интерес к космическому пространству.

-   Продолжать развивать навыки речевого общения, связную речь. 

-   Развивать зрительное восприятие и внимание.  Воспитательные задачи:

-   Продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимодействия.

        -Воспитывать            гордость         за         людей,            которые         осваивают      космическое пространство.  

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций о космосе.

-Рассматривание изображений звѐздного неба, луны, планет, созвездий в            детской энциклопедии.

-   Беседы на темы  «Небо и звѐзды», «Посланец Земли», «Солнечная система»  - Заучивание стихотворений о космосе.

-   Загадывание загадок на космические темы.

-   Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты»

-   Рисование на тему «Космическое пространство»

-   Составление связных рассказов на тему «Космос»

-   Изготовление альбома на тему «Мир космоса»

-   Конкурс рисунков «Космический мир» Словарная работа:

-   Ввести в активный словарь детей слова: скафандр,  Оборудование:

-   Презентация «Путешествие в космос»

-   Карта путешествия юных космонавтов.

-   Мольберт, на котором расположен силуэт ракеты, заготовки частей ракеты.

-   Фломастеры и карточки с нарисованными фигурами на каждого ребенка. - Макет планеты Марс.

-   Ребусы

-   Фотография ночного неба, «звѐзды» на каждого ребѐнка. - Полянка на планете Земля. 

-   Запись космической музыки в исполнении ансамбля «Спейс».

-   Музыкальный центр. Методическое обеспечение:

-   словесные: вопросы к детям, художественное слово, загадывание загадок,  рассказ воспитателя, словесные задания, составление коллективного рассказа –  отчета о полѐте в космос;  решение ребусов.

-   наглядные: показ презентации «Космическое путешествие», внесение карты путешествия юных космонавтов, силуэта ракеты, фотографии ночного неба. - практические: выполнение физической разминки, составление ракеты из частей, рисование «лунных» животных.

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель:

 Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами многое вспомним и узнаем о космических просторах. Поэтому я вас приглашаю в космическое путешествие.

Слайд 1 «Космическое путешествие»

Ребята, вся наша страна 12 апреля отмечает День космонавтики. Скажите, кто первым совершил полѐт в космос?

Дети: собаки Белка и Стрелка.

Воспитатель: 

Слайд 2 «Белка и Стрелка»

Самыми первыми были две собачки — Белка и Стрелка. Да, ещѐ в космос летала Лайка, там побывали мыши, крысы, кролики, коты и даже шимпанзе. 

А первый человек, побывавший в космосе, был русский человек. Кто из вас знает кто это?

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель: 

Слайд 3 «Ю.А. Гагарин»

В космической ракете с названием «Восток»,

Он первым на планете подняться к звѐздам смог. 

Советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин в 1961 году первым совершил кругосветное путешествие на космическом корабле «Восток» и увидел, как выглядит Земля и небо из космоса. С тех пор советские и американские космонавты, пролетая в кораблях «Восток», «Восход», «Союз», «Аполлон», «Салют» много раз наблюдали землю с высоты нескольких сот и даже тысяч километров. На Земле, как на глобусе, видна зеленовато-коричневая суша, голубые моря и океаны. Многие части земной поверхности покрыты облаками тучами. А небо кругом даже днѐм черное и усеяно звездами. 

Среди мужчин космонавтов, в космос летала и женщина – космонавт. Может быть, кто-то знает еѐ имя?

Воспитатель:

Слайд3 «В.Н. Терешкова» 

Правильно, Валентина Николаевна Терешкова – первая женщина – космонавт, побывавшая в космосе. Воспитатель:

Кто из вас не мечтает стать космонавтов и отправиться в далѐкое, полное неожиданностей путешествие звѐздам? Сегодня у вас есть такая возможность. 

Вы согласны отправиться в полѐт и узнать о космическом пространстве? Ваша фантазия и знания  помогут нам.

Итак, я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие. Мы совершим сегодня космический   полѐт. 

(воспитатель            обращает      внимание        детей на        карту путешествия,           см. приложение1)

Слайд 4 «Карта путешествия юных космонавтов» Воспитатель: 

Давайте посмотрим на карту нашего путешествия. 

Дети: Нам предстоит  стартовать с Земли, посетить Луну, а затем совершим посадку на Марсе, и наконец, вернѐмся на Землю.

Ребенок: 

            Далѐкие звѐзды над нами горят,     Зовут они в гости наших ребят.

            Собраться в дорогу нетрудно для нас – И вот мы к полѐту готовы сейчас!

Воспитатель:

Если вы готовы к интересному и трудному полѐту, то я вас приглашаю в Центр подготовки космонавтов.

Ребята, для начала давайте определим, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать космонавт?  

Дети: Космонавт должен быть смелым, ловким, внимательным, у него должно быть крепкое здоровье. Эти люди упорно тренируются, чтобы быть выносливыми. Много читают разной литературы, чтобы быть умными.

Ребенок:

Космонавтом  хочешь стать – должен много-много знать!

Только сильных звездолѐт может взять с собой в полѐт.

Слабых в космос не берут – ведь полѐт – нелегкий труд.

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.

Ребенок:

            Ждут нас быстрые ракеты, ждут нас дальние планеты,             На какую захотим, на такую полетим!

Только есть один секрет: здесь лентяям места нет!

Воспитатель:

Действительно, все космонавты трудолюбивые. Прежде чем стать настоящим космонавтов, многому нужно научиться, немало нужно знать и уметь. Надеюсь, вы уже кое-что знаете о космосе и космонавтах, поэтому сейчас попробуем определить, допускаетесь ли вы к полѐту.

 

Задание «Теоретическая подготовка»

(воспитатель задаѐт детям вопросы, ответы появляются на слайдах) Воспитатель:

-      Как называется место, откуда космические корабли отправляются в полѐт?

(космодром)

-      Как называется защитный костюм космонавта? (скафандр). Слайд 5 «Скафандр»   

-      Как называется наука, которая изучает звѐзды, планеты? (астрономия)

-      Чтобы быть космонавтом, нужно знать все планеты Солнечной системы.

Назовите их. (Меркурий, Марс, Венера, Сатурн, Нептун, Плутон, Юпитер, Земля,

Уран). Слайд 6 «Солнечная система»

-     Почему на земле невозможна жизнь без Солнца? (потому что будет холодно, тѐмно)

-     Почему в нашей стране День космонавтики отмечают 12 апреля? (В этот день

Ю.Гагарин совершил первый космический полѐт)

-     Назовите космический корабль, на котором Ю.Гагарин отправился в космос?

(корабль «Восток») Слайд 7  «Корабль «Восток»

 

Воспитатель:

Замечательно, все юные космонавты показали хорошие знания и могут лететь в космос. Не забудьте взять с собою карту нашего космического путешествия. Для полѐта нам необходимо подготовить ракету.

 

Задание «Составь ракету»

(на мольберте расположен силуэт ракеты, детям предлагаются фрагменты, из которых они выкладывают ракету; см. приложение2) Воспитатель:

Но вот, ракета готова. Предлагаю вам надеть защитные костюмы – скафандры.

Как вы думаете для чего необходимо их надевать?

Дети: Защищают от ожогов и других неприятностей в космосе.

Воспитатель: 

Юные космонавты  прошу вас надеть скафандры и занять свои места в ракете. (дети имитируют одевание скафандров и рассаживаются на стулья, заранее поставленные около мольберта  с ракетой).

Мы начинаем космическое путешествие к Марсу. Внимание! До старта – десять секунд.

Начинаем отсчѐт времени!

Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.  Старт!

(Звучит космическая музыка) Воспитатель:

Слайд 8 «Земля»

Мы совершаем витки вокруг Земли. Нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Что вы знаете о нашей планете Земля?

Дети: Наша Земля – это планета, на которой мы живѐм. Из космоса она выглядит, как прекрасный, белый с голубым мрамор. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые спирали и пятна – это облака, снег и лѐд. Суша коричневого цвета. Это единственная планета, на которой есть живые существа: люди, звери, птицы, растут растения. Воспитатель:

Совершив витки вокруг Земли, мы отправляемся дальше. Подскажите куда.

Дети: Карта указывает нам пункт остановки «Луна».  

(Звучит космическая музыка, воспитатель обращает внимание детей на слайд) Воспитатель: 

Слайд 9 «Луна»

Луна - спутник Земли. Еѐ ближайший сосед в космосе. Она представляет собой шар и является небесным телом в ночном небе. Она не может самостоятельно двигаться и как бы «привязана» к Земле. Что вы еще знаете о Луне?

Дети: Луна намного меньше любой звезды, она выглядит такой большой, потому что находится намного ближе к Земле, чем звѐзды. Луна бывает полная, на ней видны 2 глаза, рот. Воспитатель:

Почему на луне видно лицо? Во время полнолуния, когда Луна круглая, на ней видно лицо: 2 глаза, нос и рот.

В бинокль или телескоп Луна видна такой, как показано на слайде: на ней есть более светлые и более темные места. Если посмотреть издалека, то тѐмные пятна начинают казаться глазами, носом, ртом рожицы.

Воспитатель:

Посмотрите на Луну, что вы еще заметили?

Дети: Поверхность луны имеет унылый вид. Она очень темного света и покрыта большими и маленькими углублениями.  Тѐмные пятна на Луне называются морями, но это вовсе не настоящие моря. Они совсем без воды. Луна – это пустой мир без воздуха, без воды и без жизни.

Воспитатель: 

Действительно это так. В этом убедились в 1969 году американские космонавты. Затем в 1970 году ракета доставила на Луну российскую самоходную научную станцию «Луноход-1» несколько месяцев она путешествовала по луне, передавая на Землю по радио научные наблюдения. На мягком лунном грунте видны следы от колѐс «Лунохода».

Воспитатель:

            Давайте выйдем на поверхность луны и представим, что на Луне живут фантастические «лунные» животные. Если бы они на самом деле жили на Луне, интересно как бы они выглядели, давайте пофантазируем.

Задание «Фантастические «лунные» животные»

(детям предлагается дорисовать фантастическое «лунное» животное, и придумать его  название, во время рисования звучит космическая музыка; см. приложение3) Воспитатель:

Очень интересные получились животные, нам пора возвращаться в ракету. Прощай, Луна! Совершив остановку на Луне, мы отправляемся дальше. Подскажите куда. Дети: карта подсказывает следующая остановкапланета Марс.

(Звучит космическая музыка)

Воспитатель:

            Занимайте свои места в ракете, наш полѐт продолжается.

            Ребята, как вы думаете, чем космонавты занимаются на борту ракеты? Дети: Они работают, фотографируют поверхность Луны, Земли.  

Воспитатель:

У них есть время для отдыха. И мы с вами тоже как настоящие космонавты должны отдохнуть.  Физическая разминка « Полѐт ракеты»

( физическая разминка повторяется 2 раза)

 

А сейчас мы с вами, дети,  улетаем на ракете.

Маршируют по кругу.

На носки поднимись,

Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их.

А потом  руки вниз.

Опускают руки.

Раз, два, потянись.

Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их.

Вот летит ракета ввысь!

Бегут на носочках по кругу.

 

Воспитатель:

 Отряд юных космонавтов отдохнул. Настоящие космонавты в космосе, как и обычные люди, едят, спят, читают, даже сочиняют стихи. Давайте попробуем, может быть у нас тоже  получиться сочинить стихотворение.

 

Задание «Закончи стихотворение»

(воспитатель зачитывает стихотворение, дети договаривают слово) Воспитатель

- Не в первый раз, не в первый раз в огне и звуках грома    Ракета в воздух поднялась с земного… (космодрома) - Уходит в небо экипаж, отныне знаменитый.

   Мы будем слушать репортаж с космической … (орбиты) - С друзьями в небо ты глядишь, конечно, твердо веря,

  Что подрастѐшь и полетишь к загадочной … (Венере) - У нас сбываются мечты: покажут в телекадре,

  Как по Сатурну ходишь ты в космическом… (скафандре)

Воспитатель:

 Молодцы! Я рада, что у нас  с вами всѐ получилось. Какова наша следующая остановка?

Дети: Карта указывает нам пункт остановки «Марс».  

Воспитатель:

Наш полѐт продолжается. Мы подлетаем к Марсу!

(Звучит космическая музыка) Слайд 10 «Планета Марс» Воспитатель: 

Ребята, давайте осторожно выйдем на поверхность планеты Марс, и посмотрим, что случилось с планетой? Почему здесь нет ничего живого — одни камни? Смотрите, следы, как вы думаете, откуда они появились?

( дети осторожно  идут по следам) Дети: наверное, следы появились от упавших метеоритов. Воспитатель:

Ребята, Марс – планета солнечной системы, четвѐртая по счѐту от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Это планета твердая и каменистая. На ней много различных  камней. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком. 

Посмотрите, эта планета усыпана камнями, все они очень интересной формы. Приглядитесь, на них что-то изображено.

Дети: На камнях зашифрованы загадки, ребусы.

Воспитатель:

            А что такое ребусы?

Дети: Ребусы – это загадка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы.

 Воспитатель:

 Правильно, при отгадывании ребусов необходимо помнить правила: если перед нарисованным предметом нарисована запятая – это значит, что надо отбросить букву. Давайте с вами попробуем разгадать ребусы.

 

Задание «Отгадайте ребусы»

(дети разгадывают ребусы, нарисованные на камнях см. приложение 4) Воспитатель

Молодцы, все ребусы разгадали. Стрелка на карте нам указывает, на последний пункт остановки «Земля». Занимайте свои места в ракете. Слышите? Нас вызывает Земля.

Надо срочно возвращаться на Землю. 

(Звучит космическая музыка) Слайд 11 «Земля» Воспитатель: 

С благополучным возвращением на родную землю, не забудьте снять защитную одежду – скафандры.

(юные космонавты выходят из ракеты на оформленную полянку на планете Земля, присаживаются на травку; заранее приготовлены: фотография ночного неба,

«звѐздочки» для детей см. приложение5) Давайте по горячим следам обменяемся впечатлениями. 

(воспитатель предлагает план отчета о полѐте в космос)

Вы вспомните, где побывали в космическом путешествии, что интересного вы узнали, что увидели, какие задания выполняли.

 И поместите свою звѐзду на фотографии ночного неба, оставленную нам настоящими космонавтами.

(Метод коллективного рассказывания – составление отчета о полѐте в космос;  ребенок, рассказавший о своих впечатлениях, помещает звѐзду на фотографию ночного неба)

Дети: (предполагаемые высказывания детей о путешествии)

Мы юные космонавты из детского сада поселка Междуреченского, столицы Кондинского района, совершили полѐт на Луну. Луна – спутник Земли, нашей большой Родины на Луне мы видели моря и озера, в которых нет воды. Мы ходили в скафандрах, потому что на Луне нет воздуха. Луна – самая маленькая планета-спутник, голубая, холодная, и безжизненная.

Рисовали фантастических «лунных» животных, отгадывали космические загадки. Побывали огненной планете Марс. Эта планета огненная, покрытая камнями и песком. Мы узнали, что на Луне и Марсе нет ничего живого. 

Нам понравилось путешествовать по космическим просторам, но на  нашей планете

Земля жить лучше - потому что поют птицы, цветут цветы, бегают животные. Поэтому нам надо беречь жизнь на Земле, чтобы она не превратилась в такую же безжизненную пустыню, как Луна, и Марс.

Воспитатель: 

Слайд 12 «Фотография ночного неба»

 Вот какие интересные впечатления вы высказали о своѐм путешествии, обратите внимание на нашу фотографию неба, от ваших рассказов оно стало звѐздным.

Воспитатель:

Я благодарю вас, мне было очень приятно и интересно с вами общаться и путешествовать по космическим далям, потому, что вы уже многое знаете о космосе, космическом пространстве. Спасибо вам за путешествие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.      «Астрономия в картинках» - Б.Левин, Л. Радова, Издательство Москва «Детская литература», 1978г.

2.      «Космос. Мир в твоих руках» - Издательство McClanahan Book Company 

3.      «Выхожу в космос» - А. Леонов, Издательство «Малыш», 1980г.

4.      «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» - Издательство «ЛибереяБибинформ», №2, 2010г.

5.      Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 1998г.

6.      Журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 1995г.

 

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)