Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Умка» общеобразовательного вида
городского поселения - г. Семилуки Воронежской области
Конспект логопедического занятия
на тему: «Автоматизация звука [Л]
в слогах, словах и предложениях»
Составил: учитель-логопед Корыстина О.М.
г. Семилуки
2023г.
Цель занятия: автоматизировать звук [л] в слогах, словах и предложениях.
Задачи занятия:
Образовательные:
1) формировать критическое отношение к своей речи;
2) вырабатывать умения удерживать язык в спокойном состоянии;
3) выполнять правильную артикуляцию звука;
4) закреплять навык произношения звука «л» в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-развивающие:
1) развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, навык звуко-буквенного анализа и синтез слов;
2) развивать фонематический слух;
3) развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять;
4) развивать связную речь;
5) развивать восприятие и ориентировку в пространстве, отрабатывать понятия «правый» и «левый», «под», «над», «между».
Воспитательные:
1) воспитывать интерес к занятиям, умение контролировать себя;
2) воспитывать аккуратность, дисциплинированность;
3) воспитывать умение вслушиваться в речь.
Оборудование: артикуляционный профиль звука [л]; предметные картинки, коробочка с горохом, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», рабочая тетрадь, простой карандаш, игра «Рыбалка», музыка Е.Железновой, игрушка «Лунтик».
План занятия:
I. Организационный этап (приветствие)
II. Сообщение темы занятия учителем-логопедом
III. Основная часть:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Упражнения на развитие силы голоса и выхода.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
4. Акустико-артикуляционная образ звука.
5. Акустическая характеристика звука.
6. Произношение звука в изолированном виде.
7. Развитие фонематического восприятия.
8. Динамическая пауза
9. Автоматизация звука [л] в слогах и словах
10. Автоматизация звука Л в словах, предложениях.
11. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между».
12. Игра «Четвертый лишний».
13. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами.
IV. Заключительная часть.
Ход занятия:
I. Организационный этап
II. Сообщение темы занятия учителе-логопедом
- Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его. Поможем ему?
III. Основная часть:
1. Артикуляционная гимнастика
- Для начала настроим язычок на работу: «Пароход гудит», «Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]».
2. Упражнения на развитие силы голоса и выхода.
Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!”
- Вдыхаем носом воздух, наполняем свои легкие воздухом, а теперь выдыхаем и кричим: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать?
Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука, который мы учимся правильно произносить. (Луна)
- Правильно, тебе необходимо выложить из гороха букву, обозначающую этот звук.
- Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л).
4. Акустико-артикуляционная образ звука.
- Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л].
- Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.
На изображении рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.
5. Акустическая характеристика звука.
- Звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный)
- Соединим его с гласными 1 ряда. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ)
- Как он будет звучать? (Твёрдо)
- Почему? (Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука)
- Определи, пожалуйста, каким цветом будет обозначаться этот звук? (Синим)
- Открываю следующую букву имени героя (буква У).
6. Произношение звука в изолированном виде.
- Произнеси звук [л]. (Л-л-л)
7. Развитие фонематического восприятия.
- Подними флажок, если услышишь слово со звуком [л].
Игра «Поймай слово со звуком «л».
Лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.
- Открываю очередную букву имени героя (буква Н).
8. Динамическая пауза с движением под музыку Е.Железновой:
Ли- ли-ли -ли улетели журавли.
Ло-ло-ло–ло все дорожки замело.
Ля- ля – ля - ля побелела вся земля.
Лю-лю-лю-лю Новый год встречать люблю.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
9. Автоматизация звука [л] в слогах и словах.
- Повторяй за мной.
ЛА́ ла ла ЛА́ ла
ло ЛО́ ло ло ЛО́
ЛУ́ лу лу лу лу ЛУ́
лы ЛЫ́ лы лы лы лы ЛЫ́
Игра «Найди букву»
- Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.
Игра «Слоговой аукцион».-
- Придумай слова со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.
- Открываю букву имени (буква Т).
10. Автоматизация звука Л в словах, предложениях.
Игра «Рыбалка»
- Ребенку предлагается ловить рыбок (предметные картинки) удочкой с магнитом. После того как рыбка поймана, ребенок должен правильно назвать слово, которое изображено на пойманной картинке и составить с ним предложение: «Я поймала акулу. Я поймала ложку.» После того как все «рыбы» будут пойманы, они убираются, ребенок должен перечислить весь свой «улов».
11. Отработка понятия «правый», «левый», «под», «над», «между».
- Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз;
- Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена. (ребенок выполняет задание)
Игра «Загадки звука Л».
- В комнате стоит стеллаж Л.
-
Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце –
на остальных. Теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся правильно
ответить на них.
- Что находится справа от яблока? (Свёкла)
- Что находится слева от куклы? (Юла)
- Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)
- Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)
- Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)
12. Игра «Четвертый лишний».
- Найди в ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор.
Лось, белка, волк, лиса; корова, белка, коза, собака.
- Открываю букву (буква И). (Лиса, потому что в этом слове звук [л] мягкий, а в остальных словах твердый. Белка, потому что в этом слове есть звук [л], а в остальных словах нет.)
13. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами.
- Вот слоги: МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ; ЛОЖ, КА. Нужно составить слова, а затем с этими словами предложения. (Ребенок выполняет задание)
- Открываю последнюю букву (буква К).
- Теперь скажи как зовут нашего героя? (Его зовут ЛУНТИК)
Появляется игрушка «Лунтик».
IV. Заключительная часть.
- Вот наше занятие подошло к концу.
- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
- Понравилось тебе занятие?
- Лунтику тоже понравилось, как ты говори, выполнял задание и помог ему разобрать буквы своего имени.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.