Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»

  • docx
  • 05.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях.docx

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Умка» общеобразовательного вида

городского поселения - г. Семилуки Воронежской области

 

 

 

 

Конспект логопедического занятия

на тему: «Автоматизация звука [Л]

в слогах, словах и предложениях»

 

 

 

 

 

                                        

Составил: учитель-логопед Корыстина О.М.

 

 

 

 

 

 

г. Семилуки

2023г.

         Цель занятия: автоматизировать звук [л] в слогах, словах и предложениях.

         Задачи занятия:

         Образовательные:

1) формировать критическое отношение к своей речи;

2) вырабатывать умения удерживать язык в спокойном состоянии;

3) выполнять правильную артикуляцию звука;

4) закреплять навык произношения звука «л» в слогах, словах, предложениях.

         Коррекционно-развивающие:

1) развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, навык звуко-буквенного анализа и синтез слов;

2) развивать фонематический слух;

3) развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять;

4) развивать связную речь;

5) развивать восприятие и ориентировку в пространстве, отрабатывать понятия «правый» и «левый», «под», «над», «между».

         Воспитательные:

1) воспитывать интерес к занятиям, умение контролировать себя;

2) воспитывать аккуратность, дисциплинированность;

3) воспитывать умение вслушиваться в речь.

         Оборудование: артикуляционный профиль звука [л]; предметные картинки, коробочка с горохом, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», рабочая тетрадь, простой карандаш, игра «Рыбалка», музыка Е.Железновой, игрушка «Лунтик».

         План занятия:

I. Организационный этап (приветствие)

II. Сообщение темы занятия учителем-логопедом

III. Основная часть:

         1. Артикуляционная гимнастика

         2. Упражнения на развитие силы голоса и выхода.

         3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

         4. Акустико-артикуляционная образ звука.

         5. Акустическая характеристика звука.

         6. Произношение звука в изолированном виде.

         7. Развитие фонематического восприятия.

         8. Динамическая пауза

         9. Автоматизация звука [л] в слогах и словах

         10. Автоматизация звука Л в словах, предложениях.

         11. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между».

         12. Игра «Четвертый лишний».

         13. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами. 

IV. Заключительная часть.

Ход занятия:

I. Организационный этап

II. Сообщение темы занятия учителе-логопедом

- Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К  нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его. Поможем ему?

III. Основная часть:

1. Артикуляционная гимнастика

- Для начала настроим язычок на работу: «Пароход гудит», «Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк»,  «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]».

2. Упражнения на развитие силы голоса и выхода.

Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!”

- Вдыхаем носом воздух, наполняем свои легкие воздухом, а теперь выдыхаем и кричим: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать?

Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

- Наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука,  который мы учимся правильно произносить. (Луна)

- Правильно, тебе необходимо выложить  из гороха букву, обозначающую этот звук.

- Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л).

4. Акустико-артикуляционная образ звука.

- Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л].

- Что делают губы, когда мы произносим звук [л]?  Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.

На изображении рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.

5. Акустическая характеристика звука.

- Звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный)

- Соединим его с гласными 1 ряда. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ)

- Как он будет звучать? (Твёрдо)

- Почему? (Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука)

- Определи, пожалуйста, каким цветом будет обозначаться этот звук? (Синим)

- Открываю следующую букву имени героя (буква У).

6. Произношение звука в изолированном виде.

- Произнеси звук [л]. (Л-л-л)

7. Развитие фонематического восприятия.

- Подними флажок, если услышишь слово со звуком [л].

Игра «Поймай слово со звуком «л».

Лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.

- Открываю очередную букву имени героя (буква Н).

8. Динамическая пауза с движением под  музыку Е.Железновой:

Ли- ли-ли -ли  улетели журавли.

Ло-ло-ло–ло  все дорожки замело.

Ля- ля – ля - ля  побелела вся земля.

Лю-лю-лю-лю Новый год встречать люблю.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

9. Автоматизация звука [л] в слогах и словах.

-  Повторяй за мной.

ЛА́ ла            ла ЛА́ ла

ло ЛО́            ло ло ЛО́

ЛУ́ лу лу       лу лу ЛУ́

лы ЛЫ́ лы    лы лы лы ЛЫ́

Игра «Найди букву»

- Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.

http://referad.ru/udk-376-36-bbk-74-3-b27-recenzent/9677_html_m268f782e.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Слоговой аукцион».-

- Придумай слова со слогом:

ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.

ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.

лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

- Открываю букву имени (буква Т).

10. Автоматизация звука Л в словах, предложениях.

Игра «Рыбалка»

- Ребенку предлагается ловить рыбок (предметные картинки) удочкой с магнитом. После того как рыбка поймана, ребенок должен правильно назвать слово, которое изображено на пойманной картинке и составить с ним предложение: «Я поймала акулу. Я поймала ложку.» После того как все «рыбы» будут пойманы, они убираются, ребенок должен перечислить весь свой «улов».

11. Отработка понятия «правый», «левый», «под», «над», «между».

- Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз;

- Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена. (ребенок выполняет задание)

Игра «Загадки звука Л».

- В комнате стоит стеллаж Л.

Картинки по запросу shelf- Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся  правильно ответить на них.

- Что находится справа от яблока? (Свёкла)

- Что находится слева от куклы? (Юла)

- Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)

- Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)

- Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

12. Игра «Четвертый лишний».

- Найди в  ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор.

Лось, белка, волк, лиса; корова, белка, коза, собака.

- Открываю букву (буква И). (Лиса, потому что в этом слове звук [л] мягкий, а в остальных словах твердый. Белка, потому  что в этом слове есть звук [л], а в остальных словах нет.)

13. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами.

- Вот слоги:  МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ; ЛОЖ, КА.  Нужно составить слова, а затем с этими словами предложения. (Ребенок выполняет задание)

- Открываю последнюю букву (буква К).

- Теперь скажи как зовут нашего героя? (Его зовут ЛУНТИК)

Появляется игрушка «Лунтик».

IV. Заключительная часть.

- Вот наше занятие подошло к концу.

- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

- Понравилось тебе занятие?

- Лунтику тоже понравилось, как ты говори, выполнял задание и помог ему разобрать буквы своего имени.