Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ [C], БУКВОЙ С»
Подготовила: учитель – логопед
Ерко Татьяна Юрьевна
с.Заветное
ЦЕЛЬ:
1. Закрепить навык чёткого произношения звука [c] в словах и предложениях.
2. Учить образовывать новые слова, добавляя один звук.
3. Учить выделять звук в начале, середине, конце слова.
4. Упражнять в составлении предложений, делении слов на слоги.
5. Звуко-буквенный анализ слова «сом».
6. Познакомить с буквой «С».
7. Развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание и мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитная доска, бумажное солнышко с прикрепляющимися лучиками, набор предметных картинок с разным количеством слогов, наборы для звуко-буквенного анализа слов, фонограмма «Спокойное море», мяч, карточки с картинками для штриховки, бумажные солнышки для каждого ребёнка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Орг. момент.
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. (Доброе утро)
- Утро. В окошко заглядывает ласковое, тёплое солнышко. И у всех сразу поднимается настроение. Ребята, посмотрите и у нас в группе есть своё Солнышко. Сегодня мы вместе с ним познакомимся с новым звуком.
- Скажите, а чего не хватает у нашего Солнышка? (лучиков) Его яркие, горячие лучики лежат у вас на столах. Выполнив задания, которые придумало Солнышко, мы должны прикрепить каждый лучик на своё место.
Итак, первое задание «Назвать лишний предмет»
помидор – слива – лук
яблоко – груша – капуста
клён – дуб – сова
- Какой звук слышится во всех трёх словах? (звук [с])
2. Знакомство со звуком [c]. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
- Ещё раз произнесите этот звук.
- Что происходит с нашими губами (губы в улыбке), зубами (сближены), языком (широкий кончик языка за нижними зубами)?
По центру языка идёт холодный ветерок.
- Как вы думаете, какой это звук гласный или согласный? (Согласный, так как он не поётся)
- Твёрдый или мягкий?
- Каким цветом будем обозначать?
- Давайте проверим звонкий этот звук или глухой? Приложим руку к горлышку. Горлышко дрожит? (нет) Голосок спит → глухой.
Итак, звук [c] – согласный, твёрдый, глухой.
- С первым заданием мы справились, прикрепляем лучик к Солнышку.
3. Развитие фонематических представлений.
а) Игра «Узнай звук»
- Солнышко предлагает нам поиграть в игру «Узнай звук»
Поднимите синий квадратик, если услышите звук [c].
П, М, С, К, Т, С; са, ма, вы, су, ты, сы; дом, Соня, коса, кровать, лес ….
Прикрепляется второй лучик.
б) Игра «Где спрятался звук?»
- Солнышко приготовило для вас рисунки.
Внимательно посмотрите на них и заштрихуйте по образцу тот предмет, в названии которого есть звук [c].
- Назовите предметы, которые вы заштриховали и определите, где спрятался звук [c] в данных словах (в начале, в середине, в конце слова).
Прикрепляется третий лучик.
4. Деление слов на слоги.
Необходимо распределить картинки по домикам с одним, двумя и тремя слогами (стол, сыр, стул, сухари, собака, сахар, масло)
Прикрепляется четвёртый лучик.
5. Физкультминутка.
- А теперь Солнышко предлагает нам отдохнуть. (Дети ложатся на ковёр в свободных позах. Звучит музыка)
Будто мы лежим на травке,
На зелёной, на муравке.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко (длительная пауза). Хорошо понежиться, полежать под лучами ласкового солнышка, но пора вставать.
6. Образование новых слов.
Игра «Измени слово» (с мячом)
Становитесь в круг опять.
Будем в солнышко играть.
Мы весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
- Из слов, которые я буду называть, составьте новые слова, вставив в начале слова звук [c].
ад-… (сад) клад-… (склад)
мех-… (смех) ушки-… (сушки)
порт-… (спорт) утки-… (сутки)
путник-… (спутник) тройка-… (стройка)
Прикрепляется пятый лучик.
7. Составление предложений.
Правильно произнесите предложения:
Сушка съела старушку.
Сосна села на сову.
Коляска катает Свету.
Стол постелили на скатерть.
На посуду поставили стол.
Сапоги надели Саню.
Прикрепляется шестой лучик.
8. Знакомство с буквой С.
- Ребята, мы с вами знаем, что каждый звук на письме обозначается буквой.
- Чем отличается звук от буквы?
Солнышко принесло нам фотографию буквы «С».
а) Давайте покажем букву «С» с помощью пальцев. (Показ с помощью указательного и большого пальцев левой руки, остальные пальцы зажимаются)
б) Построим букву из цветных шнурочков, лежащих у вас на столах.
Прикрепляется седьмой лучик.
9. Звуковой анализ слова.
Загадка: На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (сом)
- Составляем звуковую схему слова.
- Сколько в слове звуков? согласных звуков? гласных звуков?
Характеристика звуков.
- Сколько слогов в слове?
Прикрепляется восьмой лучик.
10. Подведение итогов.
Это последний лучик, который мы прикрепляем к нашему Солнышку.
Какое Солнышко у нас получилось? (Яркое, ласковое, лучистое, горячее, золотое, нежное, тёплое, доброе…)Ребёнок говорит, логопед кладёт ему в ладошки маленькое солнышко.Солнышко подарило вам на прощание подарки, чтобы вы были всегда добрыми, весёлыми, как эти маленькие солнышки.А теперь попрощайтесь с гостями и бережно несите свои солнышки в группу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.