Just do лист
I. Вводная часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Я – Калмыкова Ангелина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Новошешминской средней общеобразовательной школы.
Сегодня перед каждым педагогом стоит непростая задача – эффективно преподнести учебный материал современному поколению. Ведь материалы учебных пособий чаще всего неинтересны им. Поэтому для вовлечения в процесс образования нужен интерактив.
Я думаю, всем вам хорошо знакома сказка Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Но мало кто знает, что эта знаменитое произведение о Нильсе и диких гусях задумывалась вовсе не как сказка, а как как учебник географии для шведских школьников. Но Министерство образования Швеции не одобрило такой подход. Объяснение было следующим: учебник не может быть таким интересным. Однако вы со мной согласитесь, что учебные материалы могут и должны быть интересными. Сейчас существует огромное количество разнообразных сервисов и платформ, с помощью которых учебные материалы можно сделать яркими, запоминающимися, интерактивными и анимационными.
Ярким примером послужит создание рабочих листов. Рабочие листы способны помочь сделать учебный процесс деятельностым и реализовать образовательную функцию урока. Поэтому тема моего выступления: «Just do лист». За основу названия я взяла всем известный слоган фирмы Найк «Just do it», что переводе на русский означает «просто сделай это». Эта фраза стала для меня своеобразной мантрой, которая придаёт сил и повышает мотивацию в те моменты, когда тяжело сделать первый шаг. Поэтому сегодня я предлагаю вам сделать этот шаг вместе!
II. Основная часть
1. Что такое рабочий лист?
РЛ – дидактическое средство организации учебной деятельности ученика, представляющее собой комплекс заданий, которые ведут ученика по определенной траектории и приводят в итоге к конкретной цели. Это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения.
Как же создать рабочий лист? Существует определенная формула, согласно которой отталкиваемся мы от цели урока, затем смотрим, каким образом ученик сможет достичь ее, и только потом подбираем конкретные задания.
Что касается правила Качественного РЛ, то их не так много, с ними вы можете ознакомиться на слайде:
❏ Соответствие теме урока, его цели
❏ Четкое сформулированное задание.
❏ Задания расположены в правильном порядке: от простого к сложному
❏ Используются разные типы заданий.
❏ Задания в рабочем листе подобраны так, что можно поработать и индивидуально, и в паре, и в группах
❏ Оформление рабочего листа не мешает восприятию информации.
2. Сервисы для создания рабочих листов.
Посмотрите, пожалуйста, на примеры моих рабочих листов. И один из главных вопросов: где же их делать? Их можно создавать на стандартных компьютерных программах, таких как Ворд и Повер Поинт. Но, к сожалению, там нет готовых шаблонов и с дизайном вам тоже придется подольше посидеть. Поэтому я предпочитаю создавать их на различных платформах и сервисах, таких как:
а. LIVEWORKSHEETS.COM,
б. TEACHERMADE.COM,
в. WIZER.ME,
г. Worksheets.ru,
д. Раньше я пользовалась приложением Canva.com
Сейчас я создаю РЛ, пользуясь уникальным и креативным сервисом WIZER.ME. Он представляет собой конструктор для создания рабочих листов с использованием различных заданий для интерактивной работы. С его помощью вы создаёте невероятно красивые по дизайну рабочие листы. Стоит отметить, что работать с РЛ можно не только в привычном режиме, то есть распечатать их, но и в режиме онлайн. Очень удобно и эффективно создавать такие интерактивные рабочие листы для домашнего задания.
3. Работать с данным сервисом очень легко. Для регистрации нужно указать адрес электронной почты и пароль. В галерее содержится обширная коллекция готовых интерактивных рабочих листов. Материалы структурированы тематически и по возрастным категориям. Любой рабочий лист из галереи пользователь может использовать, нажав кнопку «Use/Использовать». Затем можно вносить свои изменения. Для создания собственного рабочего листа нужно нажать кнопку «Create» в верхнем меню. Далее необходимо выбрать фон, придумать название и выбирать тип задания.
Для того чтобы отправить рабочий лист учащимся, необходимо нажать кнопку «Assign to students». Затем нужно ввести название класса, например, 5 «А», и открыть доступ к рабочему листу обучающимся, нажав кнопку «Открыть». Далее я делюсь ссылкой со своими учащимися. Они переходят по ней и выполняют задания.
Для проверки ответов учащихся пользователь нажимает кнопку My worksheets/Мои рабочие листы в верхнем меню слева, выбирает нужный рабочий лист. Затем нужно нажать кнопку «Ответы». На открывшейся странице пользователь видит в правой части список работающих и уже ответивших учащихся. У каждого учащего можно отследить количество верных ответов, время работы и время завершения работы. Каждый ответ можно отметить как понравившийся, нажав на сердечко, или оставить голосовой или текстовый комментарий.
Сейчас я попрошу одну группу пройти по ссылке, которую я специально для вашего удобства закодировала в кьюар код, и попробуйте поработать на данной платформе, выполнить предложенные вам задания. Вторая группа будет работать с этими же рабочими листами, но уже в распечатанном виде.
В то время пока работают:
С остальными слушателями я бы хотела поговорить о мифах, связанных с рабочими листами.
Мифы:
1. Рабочие листы должны быть распечатаны
Как вы уже поняли, это абсолютно не так. Мы можем распечатывать их, можем выводить на доску при помощи проектора, а можем работать в режиме онлайн.
2. Работать в листах можно только индивидуально.
Конечно же, это не так. Вы можете продумать задания таким образом, чтобы дети могли поработать в паре или в группе. Все зависит от того, какие задания вы включаете в рабочий лист.
3. Рабочий лист – это лишнее, ведь есть учебник!
Ну мне кажется, этот миф мы с вами тоже уже развеяли. Сейчас дети настолько продвинутые, что им мало той информации, которая есть в учебнике. Им хочется выйти за границы одного учебника. Поэтому, я уверенна, что рабочий лист – это уникальная возможность помочь им в этом.
- Мне кажется, уже готовы группы. Давайте начнем с той группы, что работала с бумажным вариантом РЛ. Все ли вам было понятно в заданиях? Удобен ли такой формат работы? Вам самим, если бы вы были учениками, было бы интереснее работать на рабочих листах или же выполнять только упражнения из учебника?
- А теперь перейдем к нашей платформе, посмотрим, кто как выполнил задания. Вам удобно было работать на платформе? Интересен такой формат работы?
III. Заключительная часть
Данная платформа многофункциональна и эффективна, но ее минусом является отсутствие русского интерфейса. Ученикам нравится такой формат домашнего задания. А учителю это упрощает жизнь, ведь система сама проверяет за вас и затем дает обратную связь ученикам! И как вы увидели, сделать рабочий лист на данной платформе совсем несложно.
В мире, который постепенно становится более виртуальным, задача преподавателя идти в ногу со временем и совершенствовать свой арсенал методов и средств обучения. Интерактивные рабочие листы – это отличный вариант для тех, кто желает разнообразить работу своих учеников и выполнить все задачи образовательного процесса.
Считаю, что «Рабочий лист» в любом его виде является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно-деятельностного подхода, отвечает запросам современного поколения, а самое главное – помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.