Формирование грамотности чтения на уроках русского языка в старшей школе.
Тагирова Шура Солсаевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 1 с. Катар-Юрт»
Грамотность чтения – способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Работа с текстом при изучении всех без исключения учебных предметов направлена на метапредметный результат.
Умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
1. нахождение информации;
2. интерпретация текста;
3. рефлексия на его содержание, форму, их оценка.
Развитие читательских умений обучающиеся должны продемонстрировать и на Едином государственном экзамене по русскому языку при выполнении задания с развернутым ответом. Комплексный анализ текста, который мы проводим на уроках в старшей школе, позволяет совершенствовать эти умения. Объектом исследования являются художественные и публицистические тексты.
Обратимся к конкретному художественному тексту, рассмотрим способы формирования читательской грамотности. Обучающимся для анализа предлагается самая короткая лирическая миниатюра И.С.Тургенева (« Стихотворения в прозе», 1881 г.).
Ты заплакал…
Ты заплакал о моем горе; и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне.
Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его – во мне.
Умение первое: найти и извлечь информацию. Учащиеся должны связать существенные детали вопроса и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Ответы на определенные вопросы содержатся непосредственно в тексте, при ответе на более трудные вопросы необходимы навыки категоризации и др.
1. Подчеркнуть грамматические основы. (Из четырех пар грамматических основ три содержат слово «заплакал»).
2. Можем ли мы назвать слово «заплакал» ключевым? Почему? (Нет, несмотря на его повторяемость, ключевым является слово «сочувствие»).
3. Выписать синонимы (сочувствие - жалость).
4. Подобрать слова, близкие по значению к вышеперечисленным.
(Сопереживание, сострадание).
5. Обратимся к «Толковому словарю», выясним лексическое значение этих слов.
Сочувствие - Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. С. чужому горю. 2. Одобрительное, благожелательное отношение.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. Сопереживание - аю, -аешь; несов. (книжн.). Сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние
6. Проанализируйте определения, являются ли эти три слова синонимами?
7. Попробуем сформулировать проблемный вопрос, опираясь на ключевые слова и синонимы. (Почему один человек сочувствует другому?)
8. Найти в данном тексте местоимения, выяснить частоту их употребления,с чем это связано? (Десять местоимений в двух предложениях, употребление личных и притяжательных местоимений придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности).
9. К какому типу относится данная проблема? (нравственная - духовная жизнь и взаимоотношения людей).
Умение второе: интерпретировать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, осмыслить подтект.
1. Рассмотрим авторскую позицию, высказывается ли она напрямую? (Читатель должен сформулировать ее самостоятельно: человек сочувствует другому в том случае, если сам испытал подобное горе).
2. Выберите из предложенных высказываний те, в которых содержится аналогичная авторская позиция. Есть ли среди них цитаты с противоположным мнением?
· Есть два рода сострадания. Одно – малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже выше их. (Стефан Цвейг)
· Жалеть… Нужно жалеть или не нужно жалеть – так ставят вопрос фальшивые люди. Ты еще найди силы жалеть. Слабый и притворный выдумывает, что надо – уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше. (В.М.Шукшин)
· Мудрый охотней умрет, чем будет взывать к состраданию. Огонь скорее потухнет, чем станет холодным. (Хитопадеша)
· Истинное сострадание начинается только тогда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. (Л.Н.Толстой)
· Сострадание – нередко способность увидеть в чужих несчастиях свои собственные, это – предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. (Франсуа де Ларошфуко)
· Лучше вызывай зависть, чем жалость. (Фалес из Милета)
· Сострадание… есть настоящий источник истинной справедливости и человеколюбия. (Артур Шопенгауэр)
· Ты не видишь реку слез, потому что в ней нет ни одной твоей слезы. (Антонио Поркья)
Умение третье: осмыслить и оценить. Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом, с другими внетекстовыми источниками информации. Чтобы справиться с такой работой, необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.
Учащимся предлагается письменно сформулировать свое мнение по данной проблеме, аргументировать его, используя цитаты, опираясь на свой читательский и житейский опыт (привести не менее двух аргументов).
Продолжить работу по написанию сочинения не менее 150 слов можно, предложив для самостоятельного анализа тексты с подобной проблемой.
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка подобным образом дает возможность обучающимся не только успешно справиться с выполнением заданий с развернутым ответом ЕГЭ, но и способствует развитию личностных качеств, обогащая их внутренний мир.
Список литературы:
1. Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие. - Томск, 2002.
2. Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. М., «Флинта»,2001.
3. С.И.Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. – М., «Дрофа», 2000.
4. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании русского языка в средней школе»// Русский язык в школе.- 2007.-№2.
5. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. РАО институт содержания и методов обучения отдел оценки качества общего образования. Москва, 2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.