Конспект открытого урока "Не с прилагательными"
Оценка 4.8

Конспект открытого урока "Не с прилагательными"

Оценка 4.8
docx
13.08.2023
Конспект открытого урока "Не с прилагательными"
Конспект урока.docx

Конспект урока: Правописание НЕ с прилагательным

ФИО учителя: Калмыкова А.Е.

Класс: 6 «А»

Дата: 25.01.2023

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными; формировать умение применять правило на письме.

Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к историческим событиям страны; формировать правильное отношение к слову, развивать патриотические чувства.

Планируемые результаты:

 Личностные:

Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Предметные: 

Знать правила написания НЕ с прилагательными; уметь применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания.

Метапредметные:

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: формирование умения строить логическую цепь рассуждения; переработка

информации; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Регулятивные: формирование умения определять цель деятельности на уроке; определять последовательность действий; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Средства обучения:

Учебно-методические: учебник «Русский язык» 6 класс (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.); презентация «Не с прилагательными»; раздаточный материал: рабочий лист «Вконтакте»

Материально-технические: компьютер, проектор, мультимедийный экран.

Программа: УМК по русскому языку линии непрерывного образования «Школа России» издательства «Просвещение» (под ред. Н.М.Шанского, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)

 

ХОД УРОКА

                               I.            Организационный момент (1 мин)

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Ангелина Евгеньевна, я – учитель русского языка и литературы. Я очень рада видеть вас сегодня. И этот урок мы проведем вместе.

- Ребята, все смотрели шоу «Где логика» на телеканале ТНТ?

- Если вы помните, первый раунд называется «Найди общее» по картинкам. Сейчас я тоже предлагаю вам найти, что объединяет картинки на экране. (Соц.сети)

- Да, ребята, верно. Поднимите руки те, кто является пользователем какой-либо соц.сети?

- Скажите, а как много времени вы проводите в соц.сетях? Частенько заходите посмотреть, что нового произошло?

- А что, если я вам скажу, что сегодня на уроке я тоже предлагаю вам провести время в социальной сети? Но, конечно же, с пользой.

 

                            II.            Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин)

- Когда я готовилась ко встрече с вами, конечно же я просмотрела сообщество вашей школы в социальной сети «Вконтакте», и я заметила, что каждый пост наполнен очень разнообразным и интересным содержанием! И сегодня, ребята, я хочу предложить и вам написать пОст для вашего школьного блога. В этом нам помогут рабочие листы, которые у вас лежат в красивой папочке. Возьмите их, пожалуйста. В графе «пользователь» запишите ваши фамилию и имя.

- Наверняка вы меня спросите: «А о чем будет пост?» Я дам вам небольшую подсказку, посмотрите, пожалуйста, (показывает хлеб), знаете ли вы, символом какого события является этот хлеб? (Высказывают предположения)

- Давайте узнаем, насколько ваши предположения были верны, для этого прочитаем 1 запись в ваших рабочих листах. Читать будем по цепочке по одному предложению.

 

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Это было непростое (СИНОНИМ) время для всех жителей нашей страны. Но наш народ был не робкий, а смелый (СОЮЗ А). Выстоял Ленинград.

27 января 1944 года блокада была снята.  В освобождении Ленинграда принимали участие и нурлатцы: Зямал Усманов, Усман Файзуллин, Петр Алемасов, Идрис Сираев, Николай Щавелев, Габдулла Гафуров. Среди них и Герои Советского Союза -  Николай Козлов и Анатолий Кузнецов. В Региональном музее истории Закамья и города Нурлат хранится копия письма Николая Андреевича, в котором он рассказывает о событиях блокады:

«Голодная смерть косила людей. Норма выдачи хлеба достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок… Это был не пшеничный (относит.прил) хлеб. Это была несуразная (без не не упот.), вовсе не вкусная (вовсе не) масса, отдававшая горечью….»

 

- Ну что, верны были ваши догадки? Чему будет посвящен наш пост? (Блокаде Ленинграда)

- Конечно, ребята, наш пост будет посвящен Дню воинской Славы – Дню Снятия Блокады, который отмечается в нашей стране 27 января. И блокадный хлеб, который я показала вам – знак памяти и символ жизни. Это хлеб, который пекли по специальному рецепту и выдавали по хлебным карточкам. И посмотрите, как выглядели те 125 граммов хлеба. (Демонстрирует) И вот такой маленький кусочек выдавался на целый день… Это были очень тяжелые времена. О которых мы должны помнить. Согласны со мной?

-  Как вы знаете, пост должен быть не только содержательным, но и грамотно оформленным. Этим мы в первую очередь и займемся на нашем уроке. Обратите, пожалуйста, внимание на слова, выделенные жирным шрифтом, и ответьте на вопрос: к какой части речи они относятся? (Имена прилагательные)

- Как вы определили? (По вопросу)

                         III.            Актуализация знаний (3 мин)

- Верно, сейчас посмотрите, пожалуйста, на таблицу, которая дана после текста, в первый столбик уже выписаны выделенные из текста слова. Что вам нужно будет сделать? Прочитайте, пожалуйста, задание. (Указать форму и разряд прилагательных)

-Верно. В случае затруднения вы можете обратиться к теоретическому материалу, который расположен в ваших рабочих листах в разделе «Информация». Вы можете приступать к выполнению, я думаю, вы быстро справитесь с этим заданием.

Самостоятельное выполнение

- Проверьте, пожалуйста, себя по слайду.

Пример

Форма

Разряд

Непростое

Полная

Качест.

Не робкий, а смелый

Полная

Качест.

Не пшеничный

Полная

Относит.

Несуразная

Полная

Качест.

Вовсе не вкусная

Полная

Качест.

- Как вы знаете, любая запись в социальной сети оценивается лайками. В пустой квадратик, рядом с сердечком, запишите, какое количество лайков вы получили за выполнение данного задания. Критерии оценивания вы видите на экране.

Без ошибок – 5 лайков

1 ошибка – 4 лайка

2 ошибки – 3 лайка

3 ошибки – 2 лайка

4-5 ошибок – 1 лайк

А в строке «комментарий» кратко напишите, тяжело/легко ли вам было выполнить это задание.

                         IV.            Постановка цели и задач урока. (1 мин.15 сек)

- Ребята, обратите внимание на первый столбик нашей таблицы, что вы можете заметить в правописании данных прилагательных? (Одни прилагательные пишутся с НЕ слитно, другие – раздельно)

- Скажите, можете ли вы объяснить условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательным? (Нет, мы не изучали)

- Да, ребята, верно. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока. (Правописание НЕ с прилагательными)

Используя опорные слова, скажите, пожалуйста, что мы сегодня должны сделать…:

Мы должны

1)      познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).

2)      научиться … (определять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными)

Сегодня мы с вами узнаем о правописании НЕ с именами прилагательными, но сделаем это, как я уже сказала, в необычной форме – будем готовить материал для будущего пОста школьного блога.

                            V.            Изучение новой темы (7 мин)

Сейчас откройте, пожалуйста, учебник на стр. 25 п.62, прочитайте правило и составьте кластер по теме урока во второй записи на ваших рабочих листах . Дополните его примерами слов из таблицы. Работать вы будете в парах.

Заполнение кластера.

- Вы в парах работали, в парах и будете представлять результат вашей работы. Какая пара желает объяснить классу случаи слитного и раздельного написания Не с прилагательными?

Выступление пары учащихся

-  

Какому примеру из нашей таблицы вы не смогли найти объяснение в учебнике? (Не пшеничный)

- Тогда давайте попробуем найти объяснение и дополним кластер. Или может у кого-то уже догадался в причине раздельного написания? (Обратите внимание на таблицу, которую мы заполняли)

- К какому разряду относится прилагательное «пшеничный»? (Относительному)

- Верно. Какой вывод из этого мы можем сделать? Как пишется НЕ с относительными прилагательными? (Раздельно)

- Какие вы умнички!  Закончите составление кластера, заполнив недостающие фрагменты.

-. В комментариях под нашим Кластером кратенько напишите, легко ли вам было справиться с этим заданием, и все ли понятно. А затем, поменяйтесь с соседом РЛ и оцените, пожалуйста, его работу. Критерии вы видите на экране.

 

                         VI.            Первичная проверка понимания (2 мин.)

- Отлично, первый материал готов. Двигаемся дальше. Перед вами предложение из поста о «Дороге жизни», которая спасла многих ленинградцев во время блокады. Что вам нужно будет сделать, прочитайте задание. (Выбрать одно верное утверждение)

Как написать не с прилагательным?

 

Не только (не)благоприятные погодные условия, но и постоянные налеты немецкой авиации осложняли транспортировку груза по Дороге жизни.

 

·         Раздельно, так как есть противопоставление с союзом «но».

·         Можно писать и слитно, и раздельно в зависимости от значения в контексте.

·         Слитно, так как союз «но» не влияет на написание прилагательного с НЕ.

 

Самостоятельное выполнение, с последующим объяснением.

- Ребята, а знаете ли вы о какой Дороге жизни идет речь? (Ответы уч-ся)

- да, ребята, Дорогой жизни называли путь, который связывал блокадный Ленинград со страной через Ладожское озеро. Только так можно было доставлять в осаждённый город продукты и вывозить оттуда мирных жителей. Поэтому ее значение очень велико.

Фронтальный опрос. Оценка своей работы

.- Ребята, посчитайте, сколько лайков вы получили за выполнение данной работы.

- Поднимите руку те, кто выполнил без ошибок?

- В комментариях укажите, справились ли вы с заданием, все ли получилось.

                      VII.            Первичное закрепление (1 мин)

Давайте немного поиграем. Встаньте, пожалуйста. Перед вами будут имена прилагательные, если они пишутся с НЕ слитно – вы тянетесь вверх и показываете лайк, если раздельно – дизлайк.

Не легкий, а трудный; ненастный день; не железная дорога; вовсе не безопасный; недобрые вести. (Спрашивает, почему слитно/раздельно, какое правило подходит)

                   VIII.            Информация о домашнем задании ( 1 мин)

- Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам два задания на выбор. Посмотрите, пожалуйста, лист с дом. заданием, он также у вас в папке.

- Первое задание – прочитать рекламный текст о книге, галочкой отметить все верные утверждения после текста.

Второе задание – творческое, по данному вам началу, нужно написать пост о мероприятиях, посвященных Дню снятия блокады Ленинграда, которые проводятся у вас в школе или в городе, при этом в своем рассказе вы должны использовать минимум 5 прилагательных с НЕ. Все ли понятно?

                         IX.            Рефлексия (2 мин)

- Ребята, в ваших папочках лежит смартфон, вам пришло смс с просьбой поделиться впечатлениями после урока. Напишите, пожалуйста, ответы на вопросы из смс. Затем сдайте мне их. 872 дня длилось одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Стойкость людей блокадного Ленинграда еще раз доказывает нам, что ни за что и никогда не надо сдаваться!

Я желаю вамребята,

Силы, мужества всегда,

Чтоб не сбила вас с дороги

 Неприятность и беда!

Желаю вам в жизни всего добиваться,

Ни перед чем никогда не сдаваться!


 

Конспект урока: Правописание НЕ с прилагательным

Конспект урока: Правописание НЕ с прилагательным

А что, если я вам скажу, что сегодня на уроке я тоже предлагаю вам провести время в социальной сети?

А что, если я вам скажу, что сегодня на уроке я тоже предлагаю вам провести время в социальной сети?

Как вы знаете, любая запись в социальной сети оценивается лайками

Как вы знаете, любая запись в социальной сети оценивается лайками

Раздельно, так как есть противопоставление с союзом «но»

Раздельно, так как есть противопоставление с союзом «но»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2023