Викторина «Широкая масленица»
Подготовила воспитатель подготовительного «А» класса:
Байрамукова Екатерина Владимировна
Цель: познакомить детей с народными праздниками и традициями
их празднования.
Задачи:
- воспитывать дружеские отношения;
- прививать детям интерес к традициям своего
народа;
- расширять словарный запас детей;
- знакомить детей с образцами художественного
творчества.
Предварительная
работа: беседы, рассматривание
иллюстраций, заучивание стихов, игр, закличек, отгадывание загадок.
Оборудование: бумажные блины, карточки для игры, презентация,
шкатулка расписная.
Воспитатель: Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Сегодня мне хочется поговорить с вами об
удивительном празднике. Но чтобы понять, что это за праздник, нужно дать
отгадку, на мою загадку.
Что за праздник — объеденье!
В этот день печем блины.
Их помажем мы вареньем,
До чего ж они вкусны!
Что же это за праздник?
Дети: Масленица.
Воспитатель: Масленица – это праздник с гуляньями. Обычно в городах на площадях устраивают большие ярмарки с разнообразными играми и плясками, катанием на лошадях.
И сейчас я предлагаю посмотреть
презентацию, в которой представлены картины известных русских художников про
Масленицу.
Воспитатель: А что является главным угощением на масленицу?
Ответы.
Воспитатель: Конечно блины.
Воспитатель: Предлагаю почитать стихи о масленице и о блинах.
(Дети читают стихи) :
Залина: Как на масляной неделе,
Из печи блины летели.
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи.
Миша: Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти.
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони.
Соня: Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Саша: Широкая масленица,
Мы тобою хвалимся.
На горках катаемся,
Блинами объедаемся!
Воспитатель: Хорошо стихи почитали. А в какое время года мы
празднуем – масленицу?
Ответы.
Воспитатель: Правильно, праздник масленицы, как правило,
всегда происходит вначале весны, так как мы провожаем зиму и встречаем весну.
С приходом весны, дни становятся длиннее, и мы с
вами подольше можем погулять на улице, поиграть.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже попробуем
испечь блины, но для того, чтобы их испечь, что нужно сначала сделать?
Ответы.
Воспитатель: Правильно, нужно замесить тесто. А из чего мы с
вами будем месить тесто? Вы заметили, на столе лежат картинки, на них
нарисовать предметы, вам нужно выбрать, те картинки, на которых нарисованы
нужные нам ингредиенты для теста.
(Дети выбирают нужные картинки.)
Пока играем, звучит русская народная песня:
«Как на Масляной неделе…»
Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели!
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
На поднос она кладёт
И сама на стол несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
«Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы».
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Воспитатель: Все справились? Давайте посмотрим. (дети по очереди рассказывают из чего они замесили тесто).
Воспитатель: молодцы ребята, а сколько длится по времени
масляничная неделя?
Ответы.
Воспитатель: На масляной недели у каждого дня было свое
определенное название. Послушайте стихотворение о названиях дней недели.
Понедельник – встреча Масленицы;
Вторник – заигрыш;
Среда – лакомка-сладкоежка;
Четверг – «разгуляй-четверток»;
Пятница – тещины вечерки;
Суббота – золовкины посиделки;
Воскресенье – прощённый день или разгуляй-Масленица.
Воспитатель: Ребята, а на что похожи наши блины?
Ответы.
Воспитатель: Конечно же на солнышко, они тоже кругленькие,
желтенькие и румяненькие. Предлагаю поиграть в игру: Блин (какой?), каждый
ребенок должен сказать, например; румяный и т.д.
Ответы: вкусный, сладкий, большой, маленький, солнечный,
желтенький, кругленький, горяченький и т. д.
Физ. минутка «Ветерок».
Воспитатель: Кто в этом празднике является главным героем?
Ответы: чучело
Воспитатель: правильно, его обычно делают из соломы, сена, старых вещей, размещают на главной площади, вокруг него играют в игры и водят хороводы. В последний день масленицы это чучело поджигали.
Какой смысл несёт этот обряд?
Ответы: Чучело Масленицы считалось символом плодородия и плодовитости. И при сжигании его важные качества передавались земле: пепел от чучела раскидывали по полям.
Вопрос: Как называется поэтическое произведение такого рода?
В небе Солнышко встает,
В хоровод нас всех зовет!
Веселиться, петь, плясать –
Весну Красную встречать!
Ответы:
Предлагаю послушать заклички. (Дети читают заклички).
Закличка
Саша:В
небе Солнышко взошло,
Всех на праздник собрало!
И достоинства полны,
Начинаем есть блины!
Залина:Масленица, прощай!
Через год к нам приезжай!
Забрала от нас хворобы,
И лихие непогоды!
Рефлексия:
- Без чего не обходится праздник - масленица ?(
без блинов)
- Главным героем праздника – является –
…?(чучело)
- Сколько длится праздник масленица?(семь дней)
- Как называется последний день масленицы?
Дома предлагаю нажарить блинов и угостить всех –
всех.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.