МБДОУ «ЦРР – детский сад» с. Новосысоевки
2018г Подготовила Музыкальный руководитель
Почтаренко Татьяна Ивановна
Конспект МОД «В гостях у волшебницы звука»
Цель: Исследование различных способов получения звука и приобретение навыков игры на музыкальных инструментах.
Образовательные задачи:
· формировать представления о звуке, изучение звуковых свойств различных материалов
· продолжать закреплять названия музыкальных инструментов, знакомство с новыми словами «колебание», «вибрация», с помощью исследования, показ детям механизм извлечения звука из разных предметов;
· Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.)
· Учить играть на металлофоне, ударных и шумовых музыкальных инструментах,
Развивающие задачи:
· развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
· Развивать танцевально-игровое творчество;
· Развивать внимание и логику детей с помощью игры , закрепить названия инструментов, будить воображение детей;
· Развивать умение различать звуки природы, улицы, дома, умение слушать музыкальные произведения, выделяя средства музыкальной выразительности, на основе восприятия звуков мира; желание экспериментировать со звуком.
Воспитательные задачи:
· воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
· Закреплять представление детей о причине возникновения и усиление звука, подводить к осознанию связи между колебаниями предмета и возникновению звука, размером предмета и высотой звука;
Материал: Баночки с прозрачной водой, закрытые крышками, чайные ложечки, металлофон, рупоры из цветной бумаги по количеству детей, карточки с изображением частей тела, музыкальная шкатулка, указатели с изображением улицы, дома, природы, пустые контейнеры киндер сюрприза, мисочки с горохом, разноцветные гофрированные ленточки, чашка с камнями, плоскостные изображения нот, петуха, воробья, СD диски, музыкальный центр, ноутбук, и др.
План:
1. Проблемно игровая ситуация «Несостоявшееся знакомство»
2. Эксперимент «Как сделать звук громче?»
3. Эксперимент «Круглые волны»
4. Сюрпризный момент «Волшебные банки»
5. Эксперимент «Музыкальные банки»
6. Игра со звуком «Необычный оркестр»
7. Подвижная игра со звуком «Волшебное путешествие»
8. Музыкальная мастерская «Волшебные погремушки»
9. Играем и танцуем «Музыкальное приветствие»
10. Итог.
Предварительная работа:
Опыты: «Музыка или шум?», «Как распространяется звук?», «Как сделать звук громче?», «Коробочка с секретом», «Звуки в воде», «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
Игры со звуком: «Замри и слушай», «Необычный оркестр», «Звуки дома», «Звуки природы», «Звуки нашей группы», «Звуки улицы», «Звуки музыкальных инструментов»
Слушание музыкальных произведений: Л.Бетховен. отрывок из 4-ой части «Гроза» 6-симфонии, Э.Григ «Ручеёк», Г.Свиридов «Дождик», П. Чайковский «Жаворонок!, «Зимние грёзы»
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал. №03 Морская душа. Проходят на стульчики, которые стоят полукругом у центральной стены.
На столах расставлены разнообразные предметы: банки с водой, чайные ложечки, рупор, ,шкатулка, указатели и т.д.
Воспитатель:
-Ребята, куда мы с вами попали? Что за предметы вокруг? И где наш музыкальный руководитель Татьяна Ивановна?А это кто?
Проблемно – игровая ситуация «Несостоявшееся знакомство»
Дети замечают Волшебницу звука, спящую в углу.
Дети здороваются.Волшебница не слышит, продолжает спать.
Воспитатель: Ребята, мы же с вами пришли на музыкальное занятие давайте споём наше музыкальное приветствие.
Дети поют музыкальное приветствие.« Доброе утро»
Волшебница: просыпается, потягивается, замечает детей:
- Ба, да у меня гости!
Дети здороваются.
- Что – что вы сказали? Не слышу.
- Что – что? (прикладывает руку к уху)
- Все равно ничего не слышу,пожимает плечами, затем восклицает : «А!», подняв указательный палец вверх, словно осененный какой – то догадкой, пишет на листке несколько слов, протягивает воспитателю
Воспитатель: зачитывает вслух:
- Дорогие гости, посмотрите на предметы в моем волшебном зале. Выберите тот, который сделает звук вашего голоса громче и поможет мне вас услышать.
Эксперимент: «Как сделать звук громче»
Дети подходят к столам, рассматривают предметы
Воспитатель:
Воспитатель:Как сделать звук громче?
- Вспомните, когда мы играли на музыкальном занятии в игру «Все на борт», с помощью какого прибора капитан звал людей с берега на борт корабля?
Дети:С помощью рупора.
Дети находят в лаборатории воронки из бумаги,здороваются с волшебницей с помощью рупора.
Волшебница:
- Вот теперь я вас услышала! Здравствуйте (ударяет себя по лбу, словно удивляясь своей рассеянности, вынимает из ушей вату)
- Ах, какая я рассеянная! Я все думаю, почему слышу только с помощью рупора. Сегодня ночью в соседнем королевстве играла очень громко музыка, и я засунула вату в уши и забыла её достать. Простите меня, а сейчас давайте познакомимся.
Я – могущественная волшебница, повелительница звуков. А это – моя лаборатория. Присаживайтесь, будьте как дома. Дети садятся.
Кстати, а вы знаете, почему рупор усиливает голос? Что происходит с трубкой? Ответы детей.
Волшебница:да ребята, от звуков, от голоса в трубке образуются колебания, трубка начинает дрожать, и звук получается более громким.
Волшебница:Ребята, давайте попробуем разобраться в том, что такое звуки. Приходилось ли вам бросать в воду камешки?
Дети: Да!
Волшебница: Что вы наблюдали? Ответы детей.
Эксперимент «Круглые волны».
Волшебница:У меня в лаборатории есть замечательный пруд. Давайте сейчас мы с вами подойдём к нему, возьмем по одному камешку, и по очереди будем бросать камни в пруд. Прошу вас очень внимательно наблюдать это явление, и тогда вы легко сможете представить себе звуковые волны.
Дети берут по одному камню, становятся во круг пруда и по очереди бросают камни в воду, наблюдая как образуются волны.
Волшебница: Ребята, что вы увидели? Ответы детей.
Правильно, при падении камешка не поверхности воды образуются круглые волны. Круги увеличиваются, волны быстро расходятся в разные стороны и незаметно исчезают.
Волшебница: Звуки - это такие же волны, только воздушные и поэтому невидимые; это колебания воздуха, которые человек воспринимает слухом. Для улавливания звуковых волн у человека имеются специальные приспособления - уши.
Сюрпризный момент «Волшебные банки»
Волшебница:Молодцы, садитесь на места, вам нравится в моей лаборатории?
Дети: Да!
Волшебница:Здесь собраны предметы, с помощью которых я творю чудеса.
Воспитатель:А с виду обычные предметы: банки, воронки, ложки.
Волшебница:Не скажите. Например, вот эти банки с водой не простые, а волшебные.Волшебница берет банки, начинает их трясти, приговаривая заклинания.
Вот я баночки беру
И немного потрясу
Превращаю, превращаю
И ребяток удивляю,
вода в банках окрашивается в разные цвета. Дети наблюдают.
Воспитатель:Чудеса! Только что вода в банках была прозрачная, а теперь стал разного цвета.
Волшебница:Вот какой фокус я вам показала.
А теперь посмотрите ещё один фокус. Эти банки еще и музыкальные (снимает с банок крышки)
Воспитатель: Странно, музыкальные инструменты мы знаем, но про музыкальные банки никогда не слышали.
Эксперимент: «Музыкальные банки».
Волшебница: Давайте проведём эксперимент и узнаем, как образуются звуки.
Волшебница:ставит на стол 1 банку, и ударить по ней чайной ложечкой. Слышите? Чайная ложечка лишь коснулась стенок банки, и она сразу отозвалась звонко и коротко.
Почему возникает этот звук, как вы думаете?Ответы детей.
Волшебница:оказывается, когда ложечка ударяется по стеклу, оно вздрагивает и начинает дрожать, колеблется воздух вокруг банки.
То есть появляются воздушные звуковые волны такие же, как круги на воде.
Волшебница предлагает ребенку ударить ещё раз ложечкой по стеклу банки - дзинь.
Волшебница:Посмотрите ребятадрожание стекла абсолютно незаметно для глаз, не правда ли? И колебание воздуха вокруг банки мы тоже не видим, а только лишь слышим звук «тоненький, высокий и короткий» постучать ложечкой о банку дзинь, дзинь, дзинь.
Волшебница играет на баночках звуковую композицию «Я иду наверх, я спускаюсь вниз» Дети слушают.
Волшебница:Ребята вам эта мелодия, что нибудь напоминает?
Дети: Да, это наша попевка «Я иду наверх, я спускаюсь вниз»
Волшебница приглашает 2-3 детей, которые повторяют эту мелодию на банках с помощью чайной ложечки.
Волшебница:Вот какие баночки в моей волшебной лаборатории, музыкальные инструменты не звучали, а получилась мелодия.
Ребята, а с каким музыкальным инструментом можно сравнить звучание нашего изобретения?
Дети: Металлофоном.
Волшебница: Ребята, а какие былизвуки, разные или одинаковые? (ударяет по первой и последней банкам) Дети слушают и отвечают:
Волшебница: Какая по цвету, банка издает самый высокий звонкий звук?
Дети: Красного цвета.
Волшебница:Правильно, молодцы.Банка, какого цвета издаёт самый низкий глухой звук?
Дети: Синего цвета.
Волшебница: Ребята, а вы заметили, что уровень воды в баночках неодинаковый. Почему банки издают разные по высоте звуки?
Дети отвечают.
Волшебница: Молодцы. Вы поняли, что чем меньше количество воды в наших баночках, тем выше и звонче звук, а чем больше количество воды, тем звук, ниже. Значит можно сделать вывод такой, чем меньше предмет, тем тоньше звук, чем больше предмет, тем ниже звук.
Например: комар и шмель. Почему комар пищит а шмель жужжит?
Комар меньше чем шмель.
Волшебница: Спасибо, ребята молодцы. Я вижу, что вы уже сами-маленькие волшебники звука.
Игра со звуком «Необычный оркестр»
Волшебница: А сейчас я вам предлагаюсоздать свой оркестр.
Давайте подойдем к столу, где изображена жёлтая нотка, здесь лежат карточки с изображением частей тела, предлагаю вам взять по одной карточке и подмоим руководством, вы будете воспроизводить звуки с помощью тех частей тела, которые изображены у вас на карточке: хлопать в ладоши, щелкать языком, топать ногами, создавая звуковую композицию. Становитесь к условным обозначениям, которые наклеены на полу. Все готовы, начали.
Дети становятся буквой П, кладут перед собой карточки на пол. По сигналу Волшебницы, дети выполняют движения соответствующие своей карточки № 19(СD- 1 ст.гр.)
Волшебница: Молодцы, воткакая необычная композиция из звуков у вас получилась! Берите свои карточки, кладите на стол и садитесь на места.
Волшебница: Ребята, в моей волшебной лаборатории есть одна чудесная вещь.Я хочу вам её показать, но сначала отгадайте что это?
Загадка: Эта вещь тайнамии песнями полна,
Секреты музыкальныеоткроет нам она.
Ты, скорее, открывайся,открывайся поскорей.
Постарайся, постарайся,чтобы стало веселей.
Дети: Музыкальная шкатулка.
Волшебница:Правильно, это волшебная музыкальная шкатулка.
Волшебница звука берет шкатулку, подносит к уху, трясет, подносит к уху детей, дает послушать:
Как вы думаете, шкатулка пустая? (отдает шкатулку воспитателю)
Дети слушают. Да!
Волшебница: Нет, эта шкатулка не пустая. Она полна самых разнообразных звуков: это звуки природы, звуки дома, звуки улицы.
Подвижная игра со звуком «Волшебное путешествие»
Волшебница: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Волшебница:Мы с помощью этой шкатулки отправиться в путешествие. Посмотрите на указатель (расставляет указатели): можно отправиться на природу – к морю, в лес, к речке, можно прогуляться по шумным улицам города, а можно отправиться домой, в тепло и уют.
Дети слушают звуки, находят место, обозначенное условным знаком, соответствующее данному звуку, называют объект, явление.
Игра повторяется несколько раз, воспитатель меняет указатели местами.
1. Звук леса №27
2. Звук тиканья часов №28
3. Звук улицы машин №29
4. Дождь с громом №30
5. Звук скрипа двери №31
6. Лай собаки №32
7. Звук чистки зубов №33
8. Ручей среди камней №34
9. Звук телефона №35
10. Пешеходы на улице №36
Волшебница:
- Вот мы с вами и попутешествовали, а теперь переходим в зону красной нотки. Музыкальную мастерскую.
Музыкальная мастерская «Волшебные погремушки»
Волшебница: Ребята, а вы знаете, что музыкальные инструменты можно не только купить в магазине, но и изготовить самим. Мы с вами находимся в волшебной лаборатории и сейчас будем мастерами и сами изготовим музыкальный инструмент.
Перед вами стоит мисочка с горохом, пустые контейнеры киндер сюрприза, как вы думаете, какой инструмент можно изготовить из этих вещей? Ответы детей.Погремушку.
Волшебница:Берём по одному контейнеру, добавим по одной чайной ложке гороха, и ещё я предлагаю вам украсить свою погремушку вот такими цветными гофрированными ленточками, тогда к нашей погремушки добавится новый звук, какой?
Дети: Шуршащий.
Волшебница:Правильно, молодцы, всё это плотно закрываем, и у нас получился шумовой музыкальный инструмент.
Играем и танцуем. «Музыкальное приветствие»№38; CD–1 ст. гр.
Волшебница:А теперь, мои маленькие волшебникия предлагаю вам поиграть в игру, и помогут вам в этом ваши музыкальные инструменты.
Нам здороваться не лень.
Будем здравы каждый день.
Ребята, вы знаете, что когда вы с кем нибудь здороваетесь, вы желаете этому человеку здоровья.
Дети: Да!
Волшебница: Так давайте сейчас пожелаем здоровья друг другу. И это мы сделаем в танце.
Под веселую музыку вы двигаетесь по кругу подскоками.На акцентированные концы фраз, повернувшись к партнеру, здороваетесь с ним, гремя погремушкой и ритмично произнося слова в такт музыке: «Здравствуйте», затем поворачиваетесь к другому партнёру,так же ритмично произносите слова и гремя погремушкой.
Итог:
Волшебник:
- Я рад, что познакомился с вами. Но сейчас моя волшебная лаборатория закрывается. Я не прощаюсь, мы будем с вами постоянно встречаться. Как? Думают, отвечают
Волшебница:
- Я буду приходить к нам в виде тех звуков, которыми полны окружающие нас вещи. Которые произносите или поете вы сами и другие люди. В виде тех звуков, которые вы научитесь извлекать из музыкальных инструментов, а также в виде чудесной музыки, которая звучит сейчас.
Прощаются с волшебником, уходят из зала.
Анализ:
Целью данного занятия стало: знакомство с новыми словами «колебание», «вибрация», закрепление пройденных тем, с помощью исследования, показ детям механизм извлечения звука из муз. инструментов, с помощью игры развивать внимание и логику детей, закрепить названия инструментов, развитие мелкой моторики в сочетании с музыкой; будить воображение детей, активизировать дыхательный аппарат, работа над дыханием, артикуляцией, развивать правильное интонирование, учить правильному овладению певческими навыками, учить эмоциональному отклику.
На занятии решались основные общеобразовательные задачи:
Образовательные задачи:
· формировать представления о звуке
· учить правильному овладению певческими навыками.
· продолжать закреплять названия музыкальных инструментов
Развивающие задачи:
· развитие музыкального слуха, внимания, памяти
· развитие дыхательной и артикуляционной систем
· развивать воображение детей
· развивать внимание и логику
· развивать мелкую моторику рук
· развивать правильное интонирование
Воспитательные задачи:
· воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях
Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи. При планировании данного занятия, я постаралась учесть особенности и возможности детей. Новые слова усвоили более – менее легко. Закрепление названий прошло положительно, дети отвечали активно с энтузиазмом.
С детьми была проведена следующая подготовительная работа: знакомство и изучение музыкальных инструментов, разучивание песни И. Русских «Паровозик»
Компьютерная игра детям очень понравилась. Очень быстро нашли лишние инструменты и что странно, совсем не затруднились. С моторикой и дыхательными упражнениями дети справились очень хорошо. Пели легко и с удовольствием.
Структура занятия:
Вводная часть
Знакомство с новыми словами «колебание», «вибрация
Закрепление пройденной темы «Музыкальные инструменты»
Основная часть
Проведение опыта
ИКТ музыкально – дидактическая игра «Назови лишний инструмент»
Пальчиковая гимнастика
Дыхательное упражнение
Распевка
Пение
Заключительная часть
Рефлексия
Занятие проводилось в музыкальном зале в
первой половине дня. На занятии присутствовало детей и музыкальный
руководитель. Музыкальный зал имеет музыкально-техническое обеспечение –
музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, компьютер, музыкальные
инструменты. Для проведения занятия, музыкальный зал был разбит на зоны:
- зона для проведения опыта;
- зона для слушания – восприятия музыки и просмотра видео;
- зона для музыкально-двигательных упражнений.
Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к
другому непрерывно.
Большое значение для решения задач эстетического развития детей я отвожу
подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является
его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального
воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем
подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение
дошло до их сердца, вызвало заинтересованность.
На занятии я использовала классическую и современную музыку:
1. Леонид Коган – концерт для скрипки с оркестром соль минор;
2. Фредерик Шопен – Валь до-диез минор №7;
3. Игорь Русских - песня «Паровозик»
Качество фонограмм и репродукций было высоким и соответствовало программным задачам и уровню развития детей.
Использовала следующие методические приемы: музыкальное сопровождение, показ, использование атрибутов – заменителей, использование ИКТ.
В данном занятии присутствовала интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Безопасность», «Здоровье».
Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными.
Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Такие занятия положительно влияют на развитие музыкальных способностей детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.