Подготовила: учитель биологии Гниденко Н.В.
Биология 6 класс
Тема урока: «Выделение у растений. Листопад»
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть особенности процесса выделения у цветковых растений;
- роль процесса выделения в жизни растений и в жизни природных сообществ;
-совершенствовать умения использовать разные методы работы.
Развивающие:
- развивать в детях способность к логическому мышлению, умение сравнивать и обосновывать свою точку зрения;
-развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-развивать любознательность, стремление к знаниям и умением;
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка знаний по теме «Транспорт веществ у растений»
Вставить пропущенные слова (понятия) в текст по теме «Передвижение в растении воды с растворёнными в ней минеральными веществами» из предложенного перечня: сосуды, корневые волоски, корневое давление, древесина
Вода с растворёнными в ней минеральными веществами всасывается _____________ зоны всасывания корня и поступает в _____________ древесины центрального цилиндра корня. Из центрального цилиндра корня вода с растворёнными в ней минеральными веществами поступает в сосуды ___________стебля, и разносится ко всем органам. Всасывание происходит благодаря ___________.
3.Изучение нового материала.
( рассказ учителя с элементами беседы с учащимися)
Растения - живые организмы, им свойственны признаки живого. Они отличаются своими особенностями от животных и человека.
-А чем растения отличаются от животных? (ответы обучающихся)
- Нуждаются ли растения в выведении ненужных веществ, как вы думаете?
-Какие вещества могут быть вредными, ненужными для растений?
(избыток воды, избыток солей, растворы вредных веществ)
-Существуют ли специальная система, отвечающая за выделение вредных веществ в растительном организме, как например у животных?
(Растения и грибы не имеют специальной выделительной системы)
-Ребята, как вы думаете, каким образом растения избавляются от ненужных веществ и какие органы в этом процессе участвуют?
Отгадайте загадку и узнайте:
«Уселись на веточках весной пичужки.
И что-то лопочут при встрече друг дружке.
Весной и летом сидят, не слетая,
Зимою посмотришь - исчезла вся стая». (Листья.)
Это правда, у некоторых растений по краям листьев есть особые
образования - гидатоды (водяные устьица), через которые удаляется избыток воды и солей.
- А какие еще функции листьев вы знаете, наведите пример?
(фотосинтез, испарение, дыхание.)
-А о какое явление описывается в этом стихотворении Е. Трутнева
«... Ходит – бродит осень»:
«По лесным тропинкам И листок с березы
Ходит- бродит осень. Золотистой пчелкой
Сколько свежих шишек Вьется и летает
У зеленых сосен! Над колючей елкой.»
Листопад...
Какая же осень без листопада!
«Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: -Не жалейте лета!
Посмотрите -роща золотом одета!» (З.Федоровская.)
-Отчего же листья теряют свою зеленую окраску ко времени листопада и приобретают багряные и золотисто-желтые тона?
(мнения ребят)
Выделение у растений. Листопад . (работа с учебником ст. 146 — 147)
Одновременная работа с презентацией. (слайд 1 - 10)
Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла.
Оранжевые и желтые красящие вещества (пигменты) в пластидах клеток листьев при этом сохраняются и становятся заметными. Но кроме желтой окраски наблюдается еще красная.
Красная окраска листьев появляется в солнечную и прохладную погоду. Красная окраска защищает остатки хлорофилла и поглощает тепло солнечных лучей. (Красные листья нагреваются на 1 -2 градуса больше, чем зеленые.) Это способствует большему высыханию листьев и оттоку из них сахара.
Презентация ( слайд 10 - 14)
Листья к осени стареют, в их клетках накапливаются ненужные растениям, а
иногда и вредные вещества. Начинается листопад. Вместе с опадающими
листьями из растений удаляются и эти вещества.
-Знаете ли вы, что береза в 40 лет, высотой около 14 м, сбрасывает 250 000
листьев, весом около 30 кг.
От чего же наступает листопад.
Неверные утверждения: «от мороза», «листья срываются ветром», «для того, чтобы от снега, напавшего на широкие листья, не сломались ветки». На опадение листьев влияет изменение влажности и температуры воздуха. При охлаждении почвы холодная вода плохо поступает в корни растений, несмотря на ее избыток осенью. Это и вызывает листопад. При ветре и в морозы происходит сильное испарение. Уменьшение света осенью также влияет на листопад.
В природе существуют вечнозеленые растения, сохраняющие листья зимой: ель (хвоя держится 6-7 лет), сосна (Хвоя держится 2-3 года). Сохраняют
листья под снегом: брусника, вереск, клюква, молодило, кисличка, земляника, плющ.
Мелкие плотные листья этих растений слабо испаряют воду.
Называя некоторые растения вечнозелеными, надо помнить, что листья этих
растений не вечны. Они живут несколько лет и постепенно опадают. Но на
новых побегах этих растений вырастают новые листья.
Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь пословицы или народные приметы о
листопаде? (ответы ребят)
-Если листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы.
- Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима.
- Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
4.Закрепление:
Где у растениях накапливаются продукты обмена веществ?
Как происходит выделение вредных веществ у растений?
Что такое листопад и как он происходит?
5. Задание: угадайте листья по форме и раскраске .
6.Домашнее задание
Параграф — 35, ст.146 — 149.
7. Рефлексия
Продолжите предложения:
-Сегодня на уроке я узнал ….
-Самым интересным на уроке было…
-Самым сложным для меня было…
-Сегодняшний урок показал мне…
Достигли мы цели нашего урока…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.