Конспект на тему : "Выделение у растений. Листопад."
Оценка 4.8

Конспект на тему : "Выделение у растений. Листопад."

Оценка 4.8
docx
03.04.2024
Конспект на тему : "Выделение у растений. Листопад."
Урок_по_биологии_для_6_класса_Листопад_.docx

 

 

Подготовила:   учитель биологии  Гниденко  Н.В.

 

 

Биология 6 класс  

        Тема урока: «Выделение у растений. Листопад»

Задачи:

Образовательные:

- раскрыть особенности процесса выделения у цветковых растений;

- роль процесса выделения в жизни растений и в жизни природных сообществ;

-совершенствовать умения использовать разные методы работы.

 Развивающие:

- развивать в детях способность к логическому мышлению, умение сравнивать и обосновывать свою точку зрения;

-развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

-развивать любознательность, стремление к знаниям и умением;

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка знаний по теме «Транспорт веществ у растений»

Вставить пропущенные слова (понятия) в текст по теме «Передвижение в растении воды с растворёнными в ней минеральными веществами» из предложенного перечня: сосуды, корневые волоски, корневое давление, древесина

Вода с растворёнными в ней минеральными веществами всасывается _____________ зоны всасывания корня и поступает в _____________ древесины центрального цилиндра корня. Из центрального цилиндра корня вода с растворёнными в ней минеральными веществами поступает в сосуды ___________стебля, и разносится ко всем органам. Всасывание происходит благодаря ___________.

3.Изучение нового материала.

( рассказ учителя с элементами беседы с учащимися)

 Растения - живые организмы, им свойственны признаки живого. Они отличаются своими особенностями от животных и человека.

-А чем растения отличаются от животных? (ответы обучающихся)

 - Нуждаются ли растения в выведении ненужных веществ, как вы думаете?

-Какие вещества могут быть вредными, ненужными для растений?

(избыток воды, избыток солей, растворы вредных веществ)

-Существуют ли специальная система, отвечающая за выделение вредных веществ в растительном организме, как например у животных?

 (Растения и грибы не имеют специальной выделительной системы)

 -Ребята, как вы думаете, каким образом растения избавляются от ненужных веществ и какие органы в этом процессе участвуют?

 Отгадайте загадку и узнайте:

«Уселись на веточках весной пичужки.

И что-то лопочут при встрече друг дружке.

Весной и летом сидят, не слетая,

                            Зимою посмотришь - исчезла вся стая».         (Листья.)

Это правда, у некоторых растений по краям листьев есть особые

образования - гидатоды (водяные устьица), через которые удаляется избыток воды и солей.

- А какие еще функции листьев вы знаете, наведите пример?

(фотосинтез, испарение, дыхание.)

-А о какое явление описывается  в этом стихотворении Е. Трутнева

 «... Ходит – бродит осень»:

«По лесным тропинкам                            И листок с березы

Ходит- бродит осень.                              Золотистой пчелкой

Сколько свежих шишек                         Вьется и летает

У зеленых сосен!                                     Над колючей елкой.»

                                                                                  Листопад...

 Какая же осень без листопада!

«Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: -Не жалейте лета!

Посмотрите -роща золотом одета!» (З.Федоровская.)

-Отчего же листья теряют свою зеленую окраску ко времени листопада и приобретают багряные и золотисто-желтые тона?

(мнения ребят)

Выделение у растений. Листопад . (работа с учебником ст. 146 — 147)

Одновременная работа с презентацией. (слайд  1 - 10)

Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла.

Оранжевые и желтые красящие вещества (пигменты) в пластидах клеток листьев при этом сохраняются и становятся заметными. Но кроме желтой окраски наблюдается еще красная.

Красная окраска листьев появляется в солнечную и прохладную погоду. Красная окраска защищает остатки хлорофилла и поглощает тепло солнечных лучей. (Красные листья нагреваются на 1 -2 градуса больше, чем зеленые.) Это способствует большему высыханию листьев и оттоку из них сахара.

Презентация ( слайд 10 - 14)

Листья к осени стареют, в их клетках накапливаются ненужные растениям, а

иногда и вредные вещества. Начинается листопад. Вместе с опадающими

листьями из растений удаляются и эти вещества.

-Знаете ли вы, что береза в 40 лет, высотой около 14 м, сбрасывает 250 000

листьев, весом около 30 кг.

От чего же наступает листопад.

Неверные утверждения: «от мороза», «листья срываются ветром», «для того, чтобы от снега, напавшего на широкие листья, не сломались ветки». На опадение листьев влияет изменение влажности и температуры воздуха. При охлаждении почвы холодная вода плохо поступает в корни растений, несмотря на ее избыток осенью. Это и вызывает листопад. При ветре и в морозы происходит сильное испарение. Уменьшение света осенью также влияет на листопад.

В природе существуют вечнозеленые растения, сохраняющие листья зимой:  ель (хвоя держится 6-7 лет), сосна (Хвоя держится 2-3 года). Сохраняют

листья под снегом: брусника, вереск, клюква, молодило, кисличка, земляника, плющ.

Мелкие плотные листья этих растений слабо испаряют воду.

Называя некоторые растения вечнозелеными, надо помнить, что листья этих

растений не вечны. Они живут несколько лет и постепенно опадают. Но на

новых побегах этих растений вырастают новые листья.

Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь пословицы или народные приметы о

листопаде?           (ответы ребят)

-Если листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы.

- Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима.

- Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

4.Закрепление:

Где у растениях накапливаются продукты обмена веществ?

Как происходит выделение вредных веществ у растений?

Что такое листопад и как он происходит?

5. Задание: угадайте листья по форме и раскраске .

 

6.Домашнее задание

Параграф — 35, ст.146 — 149.

7. Рефлексия

Продолжите предложения:

-Сегодня на уроке я узнал ….

-Самым интересным на уроке было…

-Самым сложным для меня было…

-Сегодняшний урок показал мне…

Достигли мы цели нашего урока…


 

Подготовила: учитель биологии

Подготовила: учитель биологии

И что-то лопочут при встрече друг дружке

И что-то лопочут при встрече друг дружке

Мелкие плотные листья этих растений слабо испаряют воду

Мелкие плотные листья этих растений слабо испаряют воду

Самым сложным для меня было… -Сегодняшний урок показал мне…

Самым сложным для меня было… -Сегодняшний урок показал мне…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2024