Тема занятия: «Понятие о речи. Функции речи».
Цель: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.
2. Знакомство с понятием «речь».
Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».
3. Знакомство с функциями речи.
а) Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).
— Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.
«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.
Логопед спрашивает:
- Почему Петя не захотел быть невидимкой?
Логопед подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.
- Хочешь научиться правильно, красиво говорить?
Логопед дает ребенку примерно следующие установки:
- Ты сможешь научиться говорить правильно (хорошо, красиво).
- Запомни, для этого надо заниматься, выполнять задания (упражнения).
- Тот, кто ленится, никогда не сможет научиться красиво, правильно говорить.
- Ты будешь стараться и обязательно научишься красиво, правильно говорить!
4. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику», для того чтобы развивать свой ум, смекалку, красивое произношение.
Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять... (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому)
5. Так же, чтобы научиться правильно говорить надо познакомиться с органами речи.
Сейчас мы их назовём. Возьми маленькое зеркало, посмотри в него внимательно :
Игра “Сказочка-указочка”
Не
устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.
Ты
сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у
губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо —правый угол рта,
Влево —левый угол рта.
Подбородок тянем
вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.
А
вокруг-то — целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди — зубов оправа.
Нёбо вместо
потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.
Интересная
картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
6. Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями.
Перед зеркалом дети выполняют массаж лица
совместно с логопедом.
Солнышко проснулось, Проводим поглаживание:
— от середины лба к вискам:
Лобика коснулось, — вокруг круговых мышц
глаз от переносицы к вискам;
Лучиками провело, — по мышцам щек от крыльев
носа к вискам;
И погладило, и погладило.
— от середины подбородка
к ушам.
7. Игра ≪Что шуршит, что звенит?≫. Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет. (шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д
Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
8. Где-то собаки рычали:
Дети: Р-р-р!
Логопед: В стойле коровы мычали:
Дети: М-м-м-му-у!
Логопед: В комнате мухи жужжали:
Дети: Ж-ж-ж!
Логопед: Мимо машины бежали:
Дети: Тр-р-р!
Логопед: Гудели от ветра все провода:
Дети: 3-з-знь!
Логопед: Капала в кухне из крана вода:
Дети: Кап-кап!
Логопед: Перекликались в ночи поезда:
Дети: У-у-у! У-у-у!
9. Звуки можно не только издавать, но и произносить. Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. Но мы тоже произносили эти звуки. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно: рот, губы, язык.
Игра с мячом. Взрослый кидает ребенку мяч и просит показать на картинке где находится язычок, небо, кончик языка, спинка, боковые края, пр. уголок рта, лев. уголок рта, верхняя губа, нижняя губа, пр. щека, левая щека.
10.
Упражнение на релаксацию
Играющие стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. Меняют положение рук, в соответствии с текстом:
Плыли тучи дождевые:
«Лей, дождь, лей!» Свободно встряхивают кистями рук.
Дождинки пляшут,
Как живые:
«Пей, рожь, пей!» Свободно встряхивают кистями рук.
И рожь, склоняясь
К земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет. Встряхивают руками, ладонями вверх.
А теплый дождь
Неугомонный,
Льет, лет, льет. Встряхивают руками, ладонями вниз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.