Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №129»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа)
Тема: «От зернышка до каравая»
Составила и провела
Воспитатель:
Мулик Т.В.
г. Севастополь
2017г.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формирование представлений о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, о том, что хлеб – главное богатство народа.
Задачи:
«Познавательное развитие»: Формировать представление о том, откуда берется хлеб, кто и как его выращивает, как он попадает на стол. Продолжать знакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий. Знакомить детей со злаковыми растениями (пшеница, ячмень, просо, овес, рожь). Развивать познавательный интерес, любознательность. Способствовать формированию мыслительных операций.
«Речевое развитие»: Обогащать и активизировать словарь детей (трактор, плуг, комбайн, элеватор, мукомольный завод, хлебозавод, колосья, пшеница, рожь, хлеборобы, пекарь, мукомол, комбайнер, тракторист). Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
«Социально
– коммуникативное развитие»: Развивать умение поддерживать
беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Прививать интерес к труду, понимание того, что
труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. Воспитывать бережное
отношение к хлебу; уважение к труду людей, выращивающих его. Воспитывать интерес к русским народным традициям.
«Художественно-эстетическое развитие»: Закреплять
умение создавать коллективную композицию, вызвать чувство радости от созданной
работы.
«Физическое развитие»: Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Развивать мелкую моторику.
Планируемые результаты: имеет представление о том, кто и как выращивает хлеб; умеет сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения; может образовывать прилагательные от существительных; знает правила пользования хлебом; активен в самостоятельной двигательной деятельности.
Предварительная работа: 1. Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь». 2.Экскурсия в хлебобулочный магазин 3.Рассматривание и сравнение зерен пшеницы и ржи. 4.Посев пшеницы и наблюдения за ее ростом. 5.Лепка хлебобулочных изделий из пшеничной и ржаной муки. 6.Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе. 7.Чтение украинской народной сказки «Колосок». 8.Загадывание загадок по теме.
Методы и приемы:
Игровой (наличие сюрпризных моментов, игр). Наглядный (наличие картин). Словесный (вопросы, указания, напоминание, индивидуальные ответы детей). Поощрение, рефлексия.
Оборудование и материалы: набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиапроектор, каравай на блюде с рушником, Петушок - ребенок, конверт, картинки: «Правила обращения с хлебом», «Хлебное поле» (заготовка), колоски (раннее сделанные детьми на занятии).
Ход НОД: Дети заходят вместе с воспитателем. Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя земля!
Нам здороваться не лень:
Всем мы скажем: "Добрый день! "
Воспитатель: Мы рады гостям,
добро пожаловать! Ребята, а как в старину на Руси встречали и сейчас встречают
гостей?
Дети: Гостей встречают хлебом - солью.
Входит ребенок в русском народном костюме с подносом, на котором каравай хлеба
с солью на рушнике, и говорит приветствие:
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Воспитатель: Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому
что хлеб считался и считается главным богатством народа. В давние времена
зерном расплачивались за купленный товар.
Зерно играло роль денег. «Золотое зерно» говорили не только из-за золотистого
цвета зерна, но и также из-за его высокой цены. Русский народ всегда с
уважением относился к хлебу и называл его караваем. Каждая краюшка хлеба – это
огромный труд людей разных профессий.
Послушайте стихотворение (ребёнок читает).
Ребенок: Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)
Стук в дверь. Заходит петушок – ребенок. Петушок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки петушок? Дети: Из сказки «Колосок». Петушок: Я пришел к вам за помощью. Мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Расскажите, откуда берется хлеб. Воспитатель: Давайте, ребята, поможем петушку. Расскажем, как люди выращивают хлеб, может быть тогда мышата поймут и будут относиться к хлебу бережно. Воспитатель: А кто выращивает хлеб? (Хлеборобы). Весной они подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)
(Показ слайда – Вспашка земли)
Дети: Весной пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Воспитатель: Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю? Дети: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена. Воспитатель: Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?
(Показ слайда - Посев).
Дети: Сеют зерно сеялки. К севу все уже готово! И кипит работа снова… В сеялки полным –полно насыпается зерно. С ранней зорьки до темна в землю сеется оно! Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло? Дети: Нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь. (Показ условных знаков).
Воспитатель: А сейчас давайте покажем, как вырастает пшеница.
Физминутка «Пшеница»
Чтобы выросла пшеница Мы идем сейчас трудиться. Раз, два, три, четыре, пять - Начинаем мы сажать (шаг на месте). В землю зернышко попало (присесть). Прорастать на солнце стало (руки над головой). Дождик землю поливал, (встряхивать кистями) И росточек прорастал (медленно вставать, руки над головой). Ветерок его качает (наклоны в стороны), С ветерком росток играет. Потянулся наш росток (потянуться на носочках, руки вверх), Получился колосок. Много, много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя). Вот они лежат уже на моей руке (протягивают ладони вперед). Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели) Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки). Не один уже, а много их растет (взялись за руки в круге). Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
Воспитатель: Вот и выросла пшеничка!
(Показ слайда – Колосящееся поле).
Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует и колосья превращаются в золотые волны. Посмотрите на колоски. Как вы думаете, почему колос называют золотым?
Дети: Варианты детей. (Он желтый, как и золото. Потому что он золотистого цвета.)
Воспитатель: Правильно. А еще, ребята, колос называют золотым потому, что продукт, который делают из зерна пшеницы – хлеб - он очень ценный для нас, поэтому его и сравнивают с золотом.
Воспитатель:
Пришла пора уборки. Отгадайте какая машина убирает урожай?
Загадка: Для
уборки урожая, на поля я выезжаю.
И за несколько машин там работаю один. (Комбайн)
(Показ слайда – Уборка урожая)
Воспитатель: Какие работы выполняет комбайн? Дети: Комбайн большими острыми ножами срезает колосья и обмолачивает их. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет вместе с комбайном.
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам заглянул лучик солнца. Давайте поиграем с ним глазками.
Гимнастика для глаз «Лучик солнца» Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.) Ну-ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись (Делают круговые движения глазами.) Взгляд я влево отведу, Лучик солнца там найду. (Отводят взгляд влево.) Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)
Воспитатель: Лучик спрятался, а мы продолжаем. Кто знает, куда шофер увозит зерно?
Дети: Зерно везут на элеватор.
Ребенок: Хлеб созрел, но к нам на стол Прямо с поля не пошел. С поля даже в магазин Хлебу ехать рановато, Он уселся на машину И спешит на элеватор.
(Показ слайда - Элеватор)
Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят. Куда везут зерно с элеватора и для чего?
(Показ слайда – Мукомольный завод)
Дети: На мукомольный завод. Сюда привозят зерно и
перемалывают в муку.
Воспитатель: А кто работает на мукомольном заводе?
Дети: На заводе работают мукомолы.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Представьте, что вы – мукомолы.
Пальчиковая игра «Мукомол». ( Дети встают полукругом)
Мукомол, мукомол, ты нам зерна молол (круговые движения рук перед собой). А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху). Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки). Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики). Всех порадовали нас, веселимся мы сейчас (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать муку). Что делают с мукой?
(Показ слайда - Хлебозавод)
Дети: На специальных машинах муку везут на хлебозавод. Здесь из муки делают тесто и пекут хлеб. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)
Дети: Потому что черный хлеб пекут ржаной муки, а белый - из пшеничной.
Воспитатель: Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.
Игра «Какой колосок»
Колосок из зерна пшеницы (какой?) – пшеничный.
Колосок из зерна ржи (какой?) – ржаной.
Колосок из зерна овса (какой?) – овсяный.
Колосок из зерна гречихи (какой?) – гречишный.
Колосок из зерна ячмень (какой?) – ячменный.
Воспитатель: А что еще выпекают на хлебозаводе? Назовите хлебобулочные изделия.
(Показ слайда – Хлебобулочные изделия)
Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
Воспитатель: Что дальше происходит с хлебом?
Дети: А
потом его - в машины
И развозят в магазины.
Вот откуда к нам на
стол
Вкусный теплый хлеб пришел! Воспитатель: Хлеб
всегда считался главным блюдом на столе. Не зря говорят: «Хлеб – всему голова».
Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
(Ответы детей)
1. «Нет хлеба – нет обеда».
2. «Хлеб – батюшка, вода – матушка».
3. «Будет хлеб – будет песня».
4. «Каждую крошку в ладошку».
5. «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска; а хлеба край, так и в доме рай».
6. «Хлеб да вода – богатырская еда».
7. «Покуда есть хлеб и вода, все не беда».
8. «У кого хлеб родится, тот всегда веселится».
9. «С хлебом русский человек богатырь из века в век».
Воспитатель: Ребята, смотрите - кто-то перепутал картинки. Давайте расставим их по порядку. Д/игра «Что сначала, а что потом» (Дети расставляют набор картинок по порядку).
Воспитатель: На Руси хлеб всегда ценили и относились к нему с величайшим уважением.
Ребенок: Вот каравай, на него посмотри,
Добрые руки его испекли.
Ты, дружочек, не ленись,
Хлебу низко поклонись.
Обойди весь белый свет,
Вкуснее в мире хлеба нет.
Воспитатель: Петушок, теперь ты понял, как трудно выращивать и выпекать хлеб?
Петушок: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу и мышатам расскажу, чтобы они берегли хлеб. Только вы скажите мне, куда девать хлеб, если он останется после обеда?
Воспитатель: Давайте расскажем петушку, как нужно обращаться с хлебом.
(Показ картинки – дети называют правила).
Правила обращения с хлебом:
1. Береги хлеб, он дорого достается.
2. Не бери хлеб грязными руками.
3. Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то выбрасывать его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.
4. Никогда не бросай хлеб.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Воспитатель: Мы положим картинки с правилами в конверт и передадим их мышатам, чтобы они бережно относились к хлебу и не забывали, как трудно выращивать хлеб.
Петушок: Спасибо, ребята! Мне очень у вас понравилось. За это я подарю вам свой волшебный колосок. До свидания. (Петушок уходит)
Воспитатель: Ребята, а у нас тоже есть колоски – мы их сделали на прошлом занятии. Давайте из них сделаем хлебное поле. Колосок Петушка поставим в центре и назовем его – «Поле дружбы».
(Дети вставляют колоски в заготовку – «поле»).
Воспитатель: Вот какое золотое поле получилось! Давайте сделаем золотые волны. (Дети дуют на колоски – упражнение на дыхание).
Рефлексия.
Воспитатель: Чему было посвящено наше занятие? Кому мы рассказывали о хлебе? Для чего мы Петушку так много рассказали? Как вы думаете, мышата будут плохо обращаться с хлебом? Чему мы научились сегодня на занятии? (Ответы детей).
Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе. Много раз уже звучала для ребят такая речь: Хлеб у нас - всему начало, Мы должны его беречь. Об этом вы не забывайте, дети, Все с хлеба начинается на свете. (М. Познанская) На этом наше занятие закончено. Все ребята молодцы!
Использованная
литература:
1. Стихотворения о хлебе ( Я. Аким, С. Погореловский).
2. «Хлеб всему голова», песня в исполнении Кубанского хора.
3. Пословицы и загадки о хлебе.
4. «Откуда что берётся. Хлеб.» Э. Емельянова, Мозаика-Синтез.
5. « Расскажите детям о хлебе», Э. Емельянова, Мозаика-Синтез.
6. «Злаки. Какие они?», Т. А. Шорыгина, Гном.
7. «Как наши предки выращивали хлеб?», Э. Емельянова, Мозаика-Синтез.
8. В. В. Гербова, Развитие речи в детском саду , Средняя группа,
Мозаика-Синтез, Москва, 2017.
9. Л.В. Лебедева, Конспекты занятий по обучению детей пересказу с
использованием опорных схем, Средняя группа, ООО «Центр педагогического образования»,
Москва, 2009.
10. Л. В. Лебедева, Лексические темы по развитию речи дошкольников, Средняя
группа, Центр педагогического образования, Москва, 2014.
Источники изображений:
1. Поднос с мукой и картинкой с надписью "Откуда что берётся? Хлеб."
2. Фото колосьев пшеницы (собственное);
3. Фото колосков и зёрен пшеницы после обмолота ( собственное);
4. Посев пшеницы детьми в группе. Пророщенные
зёрна пшеницы, посаженные детьми (собственное);
5. Сюжетные картинки "Откуда что берётся? Хлеб." Э. Емельянова,
Мозаика-Синтез;
6. Выпечка с детьми хлебобулочных изделий (собственное фото);
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.