Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»
Оценка 4.6

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Оценка 4.6
docx
04.01.2020
Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»
нод-от зернышка до каравая.docx

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №129»

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности                                      для детей 4-5 лет (средняя группа)

Тема: «От зернышка до каравая»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

                                                                          

 

 

 

 

                                                                                          Составила и провела

                  Воспитатель:

Мулик Т.В.

 

 

г. Севастополь

2017г.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».                                                  

Цель: Формирование  представлений о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, о том, что хлеб – главное богатство народа.

Задачи:

«Познавательное развитие»: Формировать представление  о том, откуда берется хлеб, кто и как его выращивает, как он попадает на стол.                                                                                           Продолжать знакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.                                                                                                       Знакомить детей со злаковыми растениями (пшеница, ячмень, просо, овес, рожь). Развивать познавательный интерес, любознательность. Способствовать формированию мыслительных операций.                                                         

«Речевое развитие»: Обогащать и активизировать словарь детей (трактор, плуг, комбайн, элеватор, мукомольный завод, хлебозавод, колосья, пшеница, рожь, хлеборобы, пекарь, мукомол, комбайнер, тракторист). Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.

«Социально – коммуникативное развитие»: Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Прививать интерес к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к  труду людей, выращивающих его. Воспитывать интерес к русским народным традициям.
                                                                                                    «Художественно-эстетическое развитие»: Закреплять умение создавать коллективную композицию, вызвать чувство радости от созданной работы.

«Физическое развитие»: Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Развивать мелкую моторику.

Планируемые результаты: имеет представление о том, кто и как выращивает хлеб; умеет сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения; может образовывать прилагательные от существительных; знает правила пользования хлебом; активен в самостоятельной двигательной деятельности.

Предварительная работа:                                                                                             1. Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».                 2.Экскурсия в хлебобулочный магазин                                                                                     3.Рассматривание и сравнение зерен пшеницы и ржи.                                                     4.Посев пшеницы и наблюдения за ее ростом.                                                                                                        5.Лепка хлебобулочных изделий из пшеничной и ржаной муки.          6.Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе.                      7.Чтение украинской народной сказки «Колосок».                               8.Загадывание загадок по теме.                                                                                              

Методы и приемы:                                                                                                       

Игровой (наличие сюрпризных моментов, игр).                                                          Наглядный (наличие картин).                                                                                        Словесный (вопросы, указания, напоминание, индивидуальные ответы детей).                                                                                                                   Поощрение, рефлексия.                             

Оборудование и материалы: набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиапроектор, каравай на блюде с рушником,  Петушок - ребенок, конверт, картинки: «Правила обращения с хлебом», «Хлебное поле» (заготовка), колоски (раннее сделанные детьми на занятии).                                                                                                         

Ход  НОД:                                                                                                                     Дети заходят вместе с воспитателем.                                                                  Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся.                                                                               

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя земля!

Нам здороваться не лень:

Всем мы скажем: "Добрый день! "                                              

Воспитатель: Мы рады гостям, добро пожаловать!  Ребята, а как в старину на Руси встречали и сейчас встречают гостей?                                                                                         Дети: Гостей встречают хлебом - солью.
Входит ребенок в русском народном костюме с подносом, на котором каравай хлеба с солью на рушнике, и говорит приветствие:
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Воспитатель: Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому что хлеб считался и считается главным богатством народа. В давние времена зерном расплачивались за купленный товар.
Зерно играло роль денег. «Золотое зерно» говорили не только из-за золотистого цвета зерна, но и также из-за его высокой цены. Русский народ всегда с уважением относился к хлебу и называл его караваем. Каждая краюшка хлеба – это огромный труд людей разных профессий.
Послушайте стихотворение (ребёнок читает).
Ребенок: Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)

Стук в дверь.  Заходит петушок – ребенок.                                            Петушок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?                             Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки петушок?                            Дети: Из сказки «Колосок».                                                                       Петушок: Я пришел к вам за помощью. Мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Расскажите, откуда берется хлеб.                                                       Воспитатель: Давайте, ребята, поможем петушку. Расскажем, как люди выращивают хлеб, может быть тогда мышата поймут и будут относиться к хлебу бережно.                                                                               Воспитатель: А кто выращивает хлеб? (Хлеборобы). Весной они подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

                    (Показ слайда – Вспашка земли)

Дети: Весной пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.                                                                          Воспитатель: Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?                                                                                                        Дети: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.                                                                     Воспитатель: Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

                              (Показ слайда - Посев).

Дети: Сеют зерно сеялки. К севу все уже готово! И кипит работа снова… В сеялки полным –полно насыпается зерно. С ранней зорьки до темна в землю сеется оно!                                                                                             Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?                                                                                                          Дети: Нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь.                                     (Показ условных знаков).

Воспитатель: А сейчас давайте покажем, как вырастает пшеница.

                                  Физминутка «Пшеница»

Чтобы выросла пшеница                                                                                                Мы идем сейчас трудиться.                                                                                 Раз, два, три, четыре, пять -                                                                                        Начинаем мы сажать (шаг на месте).                                                                       В землю зернышко попало (присесть).                                                    Прорастать на солнце стало (руки над головой).                                         Дождик землю поливал, (встряхивать  кистями)                                                                     И росточек прорастал (медленно вставать, руки над головой).                    Ветерок его качает (наклоны в стороны),                                                                С ветерком росток играет.                                                                                Потянулся наш росток (потянуться на носочках, руки вверх),              Получился колосок.                                                                                         Много, много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).                                                                                                          Вот они лежат уже на моей руке (протягивают ладони вперед).               Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)                                           Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).                                                                                                              Не один уже, а много их растет (взялись за руки в круге).                                   Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

Воспитатель: Вот и выросла пшеничка!                                              

               (Показ слайда – Колосящееся поле).

Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует и колосья превращаются в золотые волны.  Посмотрите на колоски.  Как вы думаете, почему колос называют золотым?

Дети: Варианты детей. (Он  желтый, как и золото. Потому что он золотистого цвета.)

Воспитатель: Правильно. А еще, ребята, колос называют золотым потому, что продукт, который делают из зерна пшеницы – хлеб - он очень ценный для нас, поэтому его и сравнивают с золотом.

Воспитатель: Пришла пора уборки. Отгадайте какая машина убирает урожай?                                                                                                           Загадка: Для уборки урожая, на поля я выезжаю.
И за несколько машин там работаю один.  (Комбайн)

            (Показ слайда – Уборка урожая)

Воспитатель: Какие работы выполняет комбайн?                                                                                   Дети: Комбайн большими острыми ножами срезает колосья и обмолачивает их. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет вместе с комбайном.                                     

Воспитатель: Ребята, смотрите,  к нам заглянул лучик солнца. Давайте поиграем с ним глазками.

                    Гимнастика для глаз «Лучик солнца»                                                         Лучик, лучик озорной,                                                                                             Поиграй-ка ты со мной.   (Моргают глазами.)                                                   Ну-ка, лучик, повернись,                                                                                         На глаза мне покажись   (Делают круговые движения глазами.)                    Взгляд я влево отведу,                                                                                        Лучик солнца там найду.  (Отводят взгляд влево.)                                      Теперь вправо посмотрю,                                                                                   Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

Воспитатель: Лучик спрятался, а мы продолжаем. Кто знает, куда шофер увозит зерно?

Дети: Зерно везут на элеватор.

Ребенок: Хлеб созрел, но к нам на стол                                                           Прямо с поля не пошел.                                                                                             С поля даже в магазин                                                                                                         Хлебу ехать рановато,                                                                                                      Он уселся на машину                                                                                                        И спешит на элеватор.

                            (Показ слайда - Элеватор)

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят. Куда везут зерно с элеватора и для чего?                                 

               (Показ слайда – Мукомольный завод)

Дети: На мукомольный завод. Сюда привозят зерно и перемалывают в муку.      
                                                                                                                Воспитатель: А кто работает на мукомольном заводе?

Дети: На заводе работают мукомолы.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Представьте, что вы – мукомолы.

             Пальчиковая игра «Мукомол». ( Дети встают полукругом)

Мукомол, мукомол, ты нам зерна молол (круговые движения рук перед собой).    А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху).                                                                                                                          Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки).                                                                                                                                 Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).                                                                                                                               Всех порадовали нас, веселимся мы сейчас (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать муку). Что делают с мукой?

                              (Показ слайда - Хлебозавод)

Дети: На специальных машинах муку везут на хлебозавод. Здесь из муки делают тесто и пекут хлеб.                                                   Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)

Дети: Потому что черный хлеб пекут ржаной муки, а белый - из пшеничной.

Воспитатель: Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.

              Игра «Какой колосок»

Колосок из зерна пшеницы (какой?) – пшеничный.

Колосок из зерна ржи (какой?) – ржаной.

Колосок из зерна овса (какой?) – овсяный.

Колосок из зерна гречихи (какой?) – гречишный.

Колосок из зерна ячмень (какой?) – ячменный.

Воспитатель: А что еще выпекают на хлебозаводе?  Назовите хлебобулочные изделия.                                                        

           (Показ слайда – Хлебобулочные изделия)

Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».

Воспитатель: Что дальше происходит с хлебом?

Дети: А потом его - в машины
И развозят в магазины.                                                                                           Вот откуда к нам на стол                                                                              Вкусный теплый хлеб пришел!               
                                                                                                                       Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Не зря говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

                                            (Ответы детей)

1.     «Нет хлеба – нет обеда».

2.     «Хлеб – батюшка, вода – матушка».

3.     «Будет хлеб – будет песня».

4.     «Каждую крошку в ладошку».

5.     «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска; а хлеба край, так и в доме рай».

6.     «Хлеб да вода – богатырская еда».

7.     «Покуда есть хлеб и вода, все не беда».

8.     «У кого хлеб родится, тот всегда веселится».

9.     «С хлебом русский человек богатырь из века в век».

Воспитатель: Ребята, смотрите -  кто-то перепутал картинки. Давайте расставим их по порядку.                                                                                                                     Д/игра «Что сначала, а что потом»                                                                              (Дети расставляют набор картинок по порядку).

Воспитатель: На Руси хлеб всегда ценили и относились к нему с величайшим уважением.

Ребенок: Вот каравай, на него посмотри,
Добрые руки его испекли.
Ты, дружочек, не ленись,
Хлебу низко поклонись.
Обойди весь белый свет,
Вкуснее в мире хлеба нет.

Воспитатель: Петушок, теперь ты понял, как трудно выращивать и выпекать хлеб?

Петушок: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу и мышатам расскажу, чтобы они берегли хлеб. Только вы скажите мне, куда девать хлеб, если он останется после обеда?

Воспитатель: Давайте расскажем петушку, как нужно обращаться с хлебом.

(Показ картинки – дети называют правила).

Правила обращения с хлебом:                                                                      

1. Береги хлеб, он дорого достается.

2. Не бери хлеб грязными руками.

3. Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то выбрасывать  его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.

4. Никогда не бросай хлеб.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Воспитатель: Мы положим картинки с правилами в конверт и передадим их мышатам, чтобы они бережно относились к хлебу и не забывали, как трудно выращивать хлеб.

Петушок: Спасибо, ребята! Мне очень у вас понравилось. За это я подарю вам свой волшебный колосок. До свидания.  (Петушок уходит)

Воспитатель: Ребята, а у нас тоже есть колоски – мы их сделали на прошлом занятии. Давайте из них  сделаем  хлебное поле.  Колосок Петушка поставим в центре и назовем его – «Поле дружбы».

         (Дети вставляют колоски в заготовку – «поле»).

Воспитатель: Вот какое золотое поле получилось! Давайте сделаем золотые волны. (Дети дуют на колоски – упражнение на дыхание).

Рефлексия.

Воспитатель: Чему было посвящено наше занятие? Кому мы рассказывали о хлебе? Для чего мы Петушку так много рассказали? Как вы думаете, мышата будут плохо обращаться с хлебом?  Чему мы научились сегодня  на занятии?  (Ответы детей).

Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе.  Много раз уже звучала для ребят такая речь:                                        Хлеб у нас - всему начало,                                                                                      Мы должны его беречь.                                                                                             Об этом вы не забывайте,  дети,                                                                                      Все с хлеба начинается на свете.      (М. Познанская)                                                        На этом наше занятие закончено. Все ребята молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


http://ya-uchitel.ru/_ld/71/s27768801.jpg


Использованная литература:
1. Стихотворения о хлебе ( Я. Аким, С. Погореловский).
2. «Хлеб всему голова», песня в исполнении Кубанского хора.
3. Пословицы и загадки о хлебе.
4. «Откуда что берётся. Хлеб.» Э. Емельянова, Мозаика-Синтез.
5. « Расскажите детям о хлебе», Э. Емельянова, Мозаика-Синтез.
6. «Злаки. Какие они?», Т. А. Шорыгина, Гном.
7. «Как наши предки выращивали хлеб?», Э. Емельянова, Мозаика-Синтез.
8. В. В. Гербова, Развитие речи в детском саду , Средняя группа, Мозаика-Синтез, Москва, 2017.
9. Л.В. Лебедева, Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем, Средняя группа, ООО «Центр педагогического образования», Москва, 2009.
10. Л. В. Лебедева, Лексические темы по развитию речи дошкольников, Средняя группа, Центр педагогического образования, Москва, 2014.

Источники изображений:
1. Поднос с мукой и картинкой с надписью "Откуда что берётся? Хлеб."                                                                                                                      2. Фото колосьев пшеницы  (собственное);
3. Фото колосков и зёрен пшеницы после обмолота ( собственное);
4. Посев пшеницы детьми в группе.                                       Пророщенные зёрна пшеницы, посаженные детьми (собственное);
5. Сюжетные картинки "Откуда что берётся? Хлеб." Э. Емельянова, Мозаика-Синтез;                                                                                        6. Выпечка с детьми хлебобулочных изделий (собственное фото);

 

 

 

 

http://ya-uchitel.ru/_ld/71/s13007156.jpg

 

 

 

 



 


 

 

 

 



 

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «От зернышка до каравая»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2020