Конспект непосредственно образовательной деятельности
по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ.
Тема. Звуки [ Ш ] - [ Ж ]
Цели занятия:
1. Учить дифференцировать звуки [ж] – [ш].
2. Развивать звуковой анализ и синтез.
3. Упражнять в согласование числительных с существительными и прилагательными.
4. Развивать словесно-логическое мышление.
Оборудование: картинки: девочки, мальчика, кота, собаки, продуктов, карточки, зеркала - по количеству детей.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ребята, сегодня к нам в гости пришли мальчик Женя и девочка Даша.
Давайте познакомимся с нашими гостями поближе.
- Назовите первый звук в слове «Женя». (Первый звук в слове «Женя» звук /Ж/)
- Назовите третий звук в слове «Даша». (Третий звук в слове «Даша» - звук /Ш/)
II. Основная часть.
- О каких звуках мы будем говорить?
- Сегодня мы с вами будем различать звуки [ Ш ] и [ Ж ]
Артикуляция.
· Возьмите в руки зеркала и произнесите звук [ Ж ] – как расположены губы, где находится язык, голосок звучит?
(Когда мы произносим звук /ж/, губы вытягиваются в трубочку, язычок за верхними зубами в виде «чашечки», голосок звенит.)
· Произнесите звук [ Ш ] – как расположены губы, где находится язык, голосок звучит?
(Когда мы произносим звук /ш/, губы вытягиваются в трубочку, язычок за верхними зубами в виде «чашечки», голосок не звенит.)
Ребята, что можно сказать про артикуляцию этих звуков?
Характеристика звуков по акустическим признакам.
– охарактеризуйте [ Ж ]
Звук [ Ж ] - согласный, звонкий, твердый.
– охарактеризуйте [ Ш ]
Звук [ Ш ] - согласный, глухой, твердый.
Ребята, посмотрите на схемы этих звуков и скажите, чем похожи они? Чем различаются?
У Даши и Жени были домашние животные кот и собака. А как их звали, мы сейчас узнаем.
· на пересечении двух одинаковых фигур найдите букву и обведите ее фломастером. Из полученных букв составьте слово. Вы узнаете, как зовут кота.
ПУШОК
· на пересечении двух одинаковых фигур найдите букву и обведите ее фломастером. Из полученных букв составьте слово. Вы узнаете, как зовут собаку.
РЫЖИК
Однажды пушок и Рыжик ушли гулять и не вернулись домой.
Женя и Даша решили их найти. Они стали собираться в дорогу.
Дорога будет длинная и трудная, поэтому нужно взять с собой еду. Посмотрите на доску. Назовите картинки.
Упражнения на развитие звукового анализа.
Даша взяла еду, в названии которой есть звук /ш/. Что взяла Даша? (Даша взяла шоколад и вишню).
Женя взял еду, в названии которой есть звук /ж/. Что взял Женя?
(Женя взял крыжовник, баклажан).
Упражнение на согласование числительных с существительными и прилагательными.
Шли – шли дети и на их пути оказались большие лужи. Давайте их посчитаем.
- Одна большая лужа, две большие лужи, три большие лужи, четыре большие лужи, пять больших луж.
Около больших луж сидели рыжие кошки. Давайте их тоже посчитаем. - - Одна рыжая кошка, две рыжие кошки, три рыжие кошки, четыре рыжие кошки, пять рыжих кошек.
Упражнение на развитие словесно – логического мышления
Отправились Даша и Женя дальше и вышли на развилку двух дорог. Куда идти дальше?
На развилке стоит камень, на котором написано задание:
«Найдите лишнюю картинку в каждом ряду. Объясните, почему она лишняя»
Ландыш, жук, шар, лошадь (Лишний жук, потому что в этом слове нет звука /ш/, а в остальных есть.)
Карандаш, лыжи, жираф, ежик (Лишний карандаш, потому что в этом слове нет звука /ж/, а в остальных есть).
Кошка, машина, ножи, мышь (Лишнее слово «ножи», т.к. в нем нет звука /ш/, а в остальных есть).
Идти нужно по дорожке, в названии которой есть звук Ж.
Дети пошли по желтой дорожке, и вышли на лесную полянку. Там стояла избушка, в которой жила Красная Шапочка.
Послушаем, что она скажет детям:
«Здравствуйте, Даша и Женя. Я знаю, что вы ищете Рыжика и Пушка. Они гуляли по лесу и заблудились, а я их нашла и оставила у себя дома. Вы, ребята, молодцы, дружно выполняли задания, со всем справились и нашли своих домашних любимцев».
III. Заключительная часть.
Ребята, кто к нам приходил сегодня в гости?
Какие звуки вы различали?
Даша и Женя забрали Рыжика и Пушка, сказали Красной Шапочке спасибо и отправились домой. Да и нам пора заканчивать наше занятие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.