Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Что обозначает имя прилагательное".
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Цель урока: повторить знания об имени прилагательном как о самостоятельной части речи, познакомиться с его ролью в усилении выразительности художественного описания.
Задачи урока: Формировать умение находить прилагательные в тексте, определять грамматическую форму, роль в усилении выразительности художественного описания.Развивать навыки использования имена прилагательные в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в окончании прилагательного).Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь распознавать самостоятельные части речи, характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи; определять морфологические признаки имени прилагательного.Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время
|
Формируемые УУД |
1.Организационный момент
|
1. Приветствие учащихся Я – часть речи интересная, Широко в миру известная. Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. О. Головко
|
Приветствие учителя и друг друга.
|
30 сек. |
УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха; коммуникативные умение работать в коллективе |
2.Мотивация к учебной деятельности
|
Прочитайте четверостишие. Какое время года описал поэт? Какие слова помогли понять,что это весна? Что они обозначают?
Вот уж снег
последний в поле тает, А.Толстой |
Учащиеся отвечают на вопросы,объясняют.
Показывают знания предыдущей темы
|
2мин
3мин
|
-личностные: мотивация к учебной деятельности, - регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем -познавательные (осознают познавательную задачу) коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения
|
3.Целеполагание и мотивирование
|
По словам- помощникам определите наши цели и задачи на сегодняшнем уроке. |
Рассуждения и ответы учащихся
|
3мин
|
- личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; - регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; - познавательные: осуществляют для решения учебной за дачи операции анализа, синтеза; - |
4.Актуализация знаний |
• Закончите предложения. • Часть речи, обозначающая признак предмета, называется … . • Имя прилагательное согласуется с … . • Имя прилагательное изменяется по … . • Имя прилагательное в предложении является… .
|
Показывают знания,полученные в начальной школе. |
|
коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей
|
5.Изучение новой темы |
1.Работа с текстом С Есенина.
Найдите имена прилагательные. Какие из них можно назвать эпитетами?
|
Называют эпитеты ,доказывают. |
|
|
6. Физкультминутка |
Физкультминутка. Я читаю слова, если это прилагательное, -хлопаете, другая часть речи - топаете: дружба, верить, известный, лисий, наслаждаться, изумрудный, чистый, наблюдать, честный, высокий.
|
|
2 мин |
- личностные: осознание необходимости продолжать урок; - коммуникативные: выполнение упражнений вместе |
7.Самостоятельная работа.
8. Применение нового знания в стандартной ситуации |
1.Выписать из текста прилагательные в составе словосочетаний. на пригорочке зелёном, цвету алого, честного купца, голосом радостным. Из какого произведения взят отрывок?Кто автор?
2.Творческая работа. Опишите,какая сегодня погода,используя подходящие по смыслу прилагательные из упражнения 215.
|
Самопроверка.
Пишут творческую работу.
|
3 мин.
5 мин.
|
- личностные: положительное отношение к обучению: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: выполняют учебно – познавательные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи; - коммуникати вные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения другого. - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; - познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации;
|
7. Этап обобщения и систематизации за урок. Этап контроля знаний
|
Работа в парах
Поиграем в игру «Да-нет». Если да- ставите 1, нет –о. 1. Имя прилагательное относится к служебным частям речи
(нет). 0 7.Имя прилагательное согласуется с именем
существительным да
1-2 ошибки-4 3-4 ошибки-3 5- более ошибок-2 Итак, ребята, поднимите руки те, кто получил по тесту 5, поднимите руки те, кто получил -4, поднимите руки те, кто получил сегодня только тройку. Молодцы!
|
Обмениваются листочками ,проверяют,ставят оценки.
|
3 мин |
- личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию - регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи; -познавательные: способность понять информацию; - коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения |
8. Домашнее задание |
П.28,упр.216. |
|
1 мин |
личностные: учащиеся выбирают упражнение. |
9. Подведение итогов. Рефлексия. |
Что узнали на уроке? Что хотели бы узнать ещё? Оцените свои знания. Достаточно их. Чтобы справиться с домашней работой? Синквейн. |
Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках Оценивание своей работы |
2 мин |
- личностные: приобретение мотивации к учебному процессу, - познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё, - коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать свою работ у, оценивать критично ответы друг друга, умение посмотреть на ситуацию с иной позиции |
|
|
|
1 мин |
|
Приложения:
задания в «сюрпризах»
1группа продолжает фразу и отвечает на теоретические вопросы
Грамматическая основа предложения – это…
Подлежащее – это…
Сказуемое – это…
-Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?
-Какие члены предложения называются второстепенными?
-Что такое дополнение?
2 группа вставляет пропущенные определения в текст, напечатанный на «осеннем листочке»:
Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали, будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….
……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в воздухе… ……….снежинки.
Слова для справки:
родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,
3 группа вставляет пропущенные определения в текст (слова подбирают сами)
Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни. Небо над головой……………………..
……………..ветерок играет ……………..листьями. Между ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.
4 группа: продолжают начатый рассказ
Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.
Сегодня…..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.