Конспект непосредственно образовательной деятельности
во второй младшей группе
«Право на имя»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
1. Активизировать в речи дошкольников слова: «имя», «отчество», «свидетельство о рождении», «право» («Речевое развитие»).
2. Формировать умение детей образовывать имена с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Серёжа - Серёженька», «Рита - Риточка», «Матвей - Матвеюшка («Речевое развитие»).
3. Обогатить словарь детей, развивать словарный запас («Речевое развитие»).
4. Формировать умение детей отвечать на вопросы, развивая диалогическую речь в ситуативном разговоре («Речевое развитие»).
5. Формировать представление детей об их гражданских правах и обязанностях («Познавательное развитие»).
6. Формировать представления детей о важности права на имя («Познавательное развитие»).
7. Воспитывать у детей уважение к правам и обязанностям каждого человека («Социально-коммуникативное развитие»).
8. Прививать детям веру, любовь и доброе отношение к окружающим («Социально-коммуникативное развитие»).
9. Развивать у детей уверенность в себе и своих возможностях («Социально-коммуникативное развитие»).
Методы и приемы:
- практические: игра малой подвижности, дидактическая игра, физминутка;
- наглядные: «Свидетельство о рождении», компьютерная презентация;
- словесные: беседа с детьми, рассказ педагога, вопросы педагога, ответы детей, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: оборудование для просмотра компьютерной презентации, «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка); мяч, куклы, столик на колесах.
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
игра малой подвижности, двигательная пауза, физминутка |
Игровая |
сюрпризный момент, игра малой подвижности, дидактическая игра |
Коммуникативная |
словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, отгадывание загадок, беседа, диалог с детьми |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) |
чтение стихов, пословиц, просмотр мультфильма, презентации |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
|
1. |
Приглашает детей пройти в зал. Предлагает поздороваться с гостями и встать полукругом к гостям. 1 слайд |
Проходят в зал, здороваются, встают полукругом, настраиваясь на дальнейшую работу. |
Настраиваются на совместную работу
|
|
2. |
«Милые дети, Вы всех прекраснее на свете. Вот таких хороших, хороших и пригожих Я приглашаю поиграть». |
Слушают педагога, готовятся выполнять движения
|
Прослушанные стихи
|
|
3. |
«Ты и я, ты и я, Мы с тобой одна семья.
Вместе читаем, Вместе играем, Вместе и во всём мы друзьям помогаем. Мы немножко порезвились, По местам все разместились». 2 слайд |
Указывают пальчиком друг на друга Кладут руки на плечи друг другу Изображают на лице «очки» Прыгают на одной ноге Хлопают в ладоши Садятся на стульчики |
Выполненные движения
|
|
4. |
«В каждой семье есть хороший праздник – это рождение детей, день рождения. Все члены семьи задумались. А вот о чём они задумались, вы узнаете, когда отгадаете загадку: «И у бабушки есть, И у дедушки есть, И у мамы есть, И у папы есть, И у дочки есть, И у внучки есть, И у лошадки есть, И у собачки есть, Чтоб его узнать, Надо вслух назвать (имя).
|
Слушают воспитателя, отгадывают загадку.
|
Готовятся к сюрпризному моменту. Ответ детей |
|
5. |
У каждого из вас есть имя. Зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена? Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого, различать людей. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя? Вы иногда кричите друг другу: «Эй, иди сюда!» Это обидно и невежливо. Хорошо ли так звать человека? Нет. |
Слушают воспитателя, отвечают на вопросы
|
Впечатления от увиденного. Ответы детей. Названные имена. |
|
6. |
Слышится плач новорожденного ребёнка. «Ребята, как вы думаете, кто это плачет?» «Да, ребята, с таким плачем рождаются все дети. Хотите взглянуть на этих малышей?» 3 слайд |
Смотрят на экран, слушают рассказ педагога.
|
Готовятся к сюрпризному моменту. Ответ детей
|
|
7. |
Вкатывает в зал каталку, где лежат «новорожденные дети», на пелёночках у них прикреплены бирочки разного цвета. «Посмотрите на этих кукол в пелёночках, они, как настоящие дети, которые только родились». «Скажите, пожалуйста, дети, похожи ли малыши друг на друга?» «Они почти все одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно. Имён у них пока нет, а есть только бирочки разного цвета. А у вас какие имена?» Это имя вам дали ваши родители.
|
Смотрят на каталку с детьми, отвечают на вопросы педагога, называют свои имена
|
Впечатления от увиденного. Ответы детей. Названные имена. |
|
8. |
Сейчас мне хочется поиграть в игру «Давай с тобой познакомимся». Приглашаю двух детей, и вы сделайте вид, что не знаете, как зовут друг друга. Спроси: « Как тебя зовут?» Ответь: «Меня зовут Серёжа. А тебя как зовут?» - Меня зовут Василиса. А после знакомства ещё надо сказать: «Очень приятно было с тобой познакомиться» - и обязательно надо друг другу улыбнуться.
|
Готовятся поиграть в словесную игру
|
Хорошее настроение детей |
|
9. |
«Дети, послушайте и посмотрите один рассказ о мальчике и девочке». 4 слайд «Жили – были девочка Маша и мальчик Ваня. Пошли они как – то в лес по грибы и ягоды. И вот!... 5 слайд В лес пришёл волшебник злой Он ужасный и большой. Он руками замахал И ребят заколдовал. 6 слайд Но пришли друзья – детишки, Озорные шалунишки, Стали думать и гадать, Как ребят расколдовать. Чтоб заклятье снять, Надо ласково назвать».
|
Смотрят на экран, слушают рассказ педагога. |
Прослушанный рассказ педагога. Просмотренные слайды на экране.
|
|
10. |
«Ребята, как вы думаете, как назвали ласково друзья Машу и Ваню? Правильно, ребята. А, чтобы с нами такого не случилось, чтобы нас не смог заколдовать злой волшебник, встанем в круг и назовем друг друга ласковыми именами |
Готовятся играть в словесную игру |
Настроенные на дальнейшую деятельность дети |
|
11. |
Проводит игру с мячом «Назови ласковым именем». «Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики».
|
Встают в круг, перекидывают друг другу мяч, называют друг друга по имени ласково Садятся на стульчики |
Названные ласково имена. Хорошее настроение детей |
|
|
12. |
«Я хочу, ребята, рассзать вам о себе. Когда я только родилась, у меня тоже не было имени. Потом папа с мамой назвали меня Валей, Валечкой. 7 слайд А теперь, как меня зовут? Почему? Когда я выросла, меня стали называть Валентина Алексеевна. Называя взрослых по имени отчеству, мы проявляем к ним уважение. Когда вы вырастите, вас тоже будут звать по имени отчеству. К вашему имени будут прибавлять имя вашего папы. Попробуйте догадаться, как вас будут звать по имени отчеству?» |
Слушают рассказ педагога. Называют имена своих пап, называют свои отчества |
Прослушанный рассказ, названные имена отцов, свои отчества |
13. |
«При рождении все дети нашей большой страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении». 8слайд Показывает документ (на слайде и держит в руках).
|
Смотрят на документ – «Свидетельство о рождении» |
Просмотренный документ. Прослушанные стихи |
|
14. |
«В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребёнка; число, месяц, год рождения; место рождения; имя, отчество, фамилия мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придёте домой, попросите папу или маму показать вам этот документ и прочитать все его пункты. Вы ещё раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. Ребята, в этом документе закреплено очень важное ваше право – право на имя, о котором написано в важном документе «Конвенция о правах ребенка» 9 слайд 10 слайд Просмотр мультфильма из серии «Азбука прав ребенка» - «Смешарики» |
Слушают воспитателя, отвечают на вопросы |
Ответы детей |
|
15. |
«Дети, у вас у всех хорошие имена, но помните, что даже самое лучшее имя можно испачкать плохими поступками и, наоборот, обычное имя можно сделать дорогим, незабываемым для людей. Берегите чистоту своего имени, славьте его хорошими делами и поступками и никогда не забывайте народную мудрость: «Не имя красит человека, а человек имя». |
Слушают педагога |
Хорошее настроение детей |
|
16. |
«А сейчас мы немного разомнёмся. Выполняйте за мной движения: «Ребята, дружнее встаньте в круг! Вот как много стало рук!
Чьи же руки, подскажите И ладошки покажите. А теперь за руки взялись И по кругу пробежались. Сделали поуже круг,
Крышу сделали из рук. Получился дом имён. В этом доме мы живём!»
|
Дети стоят в кругу Руки вперёд тыльной стороной кверху Дети называют свои имена Переворачивают ладошки кверху Берутся за руки Побежали по кругу Дети подходят навстречу друг другу Взявшись за руки, делают круг шире
|
Настраиваются на дальнейшую деятельность
|
|
17. |
«Сегодня, ребята, мы много говорили о чём? (имя). Мы узнали о праве всех детей. Что это за право? (право на имя). Молодцы! Вы сегодня внимательно меня слушали и узнали много о своих именах. Попрощайтесь с гостями и проходите в группу».
|
Отвечают на вопросы педагога, прощаются с гостями, проходят в группу |
Ответы детей на загадки |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.