конспект невидимые нити

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала tehnlogicheskaya_karta_uroka_nevidimye_niti_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass_shkola_rossii.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира по теме «Невидимые нити»

 

 

Класс: 2

Авторы УМК: «Школа России», А.А.Плешаков

Тип урока: решение частных задач.

Структура урока:

1) Организационный момент.

2) Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Самоопределение к деятельности.

5) Изучение нового материала.

6) Релаксация. (Игра-шутка)

7) Первичное осмысление и закрепление изученного.

8) Итог урока. Рефлексия.

Тема урока. Невидимые нити.

Цель урока: формировать представления о существующей связи между живой и неживой природой; уточнить представления о связи человека с окружающей природой

Задачи урока:

образовательные:

- создание проблемной ситуации для мотивации обучающихся к учебной деятельности и формулирования ими  учебной проблемы о необходимости сохранения живой и неживой природы;

- обучающимся выдвинуть версии на проблемный вопрос, определить способы поиска решения проблемы;

- помочь учащимся научиться  устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

воспитательные:

- содействие воспитанию у младших школьников бережного отношения ко всему живому, что их окружает;

- формирование у обучающихся экологической культуры в ходе выполнения упражнений и творческой работы;

- воспитание умения работать в коллективе;

- совершенствовать навыки общения;

развивающие:

- учить работать с источниками информации;

- выступать перед аудиторией,

- развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

- организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке. 

 

          Планируемые результаты:

предметные:

научатся:

- определять понятие «невидимые нити в природе»;

- устанавливать взаимосвязи в природе – между живой и неживой природой, растениями и животными, различными животными;

- понимать учебную задачу урокаи стремиться ее выполнять;

- работать в группе (паре), используя представленную информацию для получения новых знаний;

- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию;

- отвечать на вопросы и оценивать свои знания

метапредметные:

регулятивные - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;

познавательные - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

личностные:

- формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению;

- умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать смысл учения.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ресурсы:

демонстрационные:  раздаточный материал для групповой и парной работы;

ЭОР: презентация к уроку, электронное учебное пособие для начальной школы "Природа, человек, общество", презентация на тему «Невидимые нити» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/17;

учебные: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1); А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс.

 

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД

I. Организацион-

ный момент.

 

Убедись скорей дружок,

Все достал ты на урок.

Книгу, ручку и тетрадь

Не забыл с портфеля взять.

Слушая внимательно,

Делай все старательно.

Тихо садятся на свои места в группах, проверяют готовность всего необходимого к уроку.

 

 

 

-самоопределение; целеполагание (Р).

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- На каждом уроке окружающего мира мы узнаем что-то новое. Какую самую важную задачу мы решаем каждый раз, когда приходим на урок?

- Вот и сегодня нас ждут новые открытия: готовы к этому?

- На прошлом уроке мы работали в группах. Какие правила нужно соблюдать, работая в группе?

Отвечают на вопросы.

 

-Беречь окружающий нас мир, природу.

 

 

 

- Уважать и прислушиваться к мнению каждого.

- Не выкрикивать и не мешать.

- Уметь высказать и объяснить свое мнение. 

- самоопределение (Л);

- стремление к успешности в учебной  деятельности (Л);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

III. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке?

- Для закрепления пройденного материала каждой группе надо выполнить задание: начнём с  загадок.

 

1.Знаю точно, всем знакомо,

Среди зелени травы

Есть одно из насекомых –

Ноги выше головы!

Кто с листочка на травинку

Быстро скачет вдоль тропинки?

Кто так весело стрекочет,

Рассказать о чем-то хочет?

Слайд 2

 

 

2.Что за странная зверушка

По дорожке скачет?

И не мягкая игрушка,

И не круглый мячик.

У неё одни слова:

Знает только «Ква, ква, ква…»

 

 

 

Слайд 3

 

3.Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

 

Слайд 4

 

 

4.Полежала между елками

подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

 

Слайд 5

- Ваша задача: рассказать о каждом представителе по плану, который записан на листочках.

 

Примерный ответ представителей группы по плану:

1.         Название группы животных.

2.         Признаки этой группы животных.

3.         Представители этой группы.

Отвечают на вопрос.

Просматривают презентацию.

Отгадывают загадки.

Работают в группе.

 

Группа 1.

Кузнечик. Группа – насекомые.

Признаки: животные, у которых шесть ног (три пары)

Дополнительные признаки: у многих по три глаза на лбу, орган слуха может быть на голове, на ноге (у кузнечика)

Представители: пчёлы, мухи, осы, тараканы и т.д.

 

 

 

 

Группа 2.

Лягушка. Группа - земноводные.

Признаки: в раннем возрасте живут в воде и дышат жабрами, потом, начинают дышать лёгкими, как и наземные животные.

Дополнительные признаки: кожа тонкая и влажная, требует постоянного смачивания. Не отходят далеко от воды.

Представители: жабы, тритоны, саламандры.

 

 

 

Группа 3.

Змея. Группа - пресмыкающиеся.

Признаки: кожа покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых роговые пластинки срослись с костями.

Дополнительные признаки: мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде – от болот до пустынь.

Представители: черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи.

 

 

 

Группа 4.

 

Ёж. Группа - звери (млекопитающиеся).

Признаки: тело покрыто шерстью, выкармливают детёнышей молоком.

Представители: каждый из группы называет свой пример.

 

 

 

- понимание алгоритма

выполнения задания (Р);

- умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя (Р);

 

- умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор (К);

 

- учёт разных мнений (К);

 

- развивать способность к связной логически целесообразной форме речи (К);

 

- ориентироваться в речевом потоке (П)

 

 

 

 

IV. Самоопределение к деятельности.

- Разместите на доске карточки с названиями ваших групп и картинками тех животных, с которыми работали. Что получилось?

- Думаю, не случайно эти животные образовали одну цепочку. Выскажите свое предположение: как эти животные связаны друг с другом? Что может произойти, если убрать одно звено из этой цепочки?

- Прочитайте в учебнике тему сегодняшнего урока на с.64

 

Слайд 6

 

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

- Чему мы будем учиться на уроке?

 

- Предлагаю прослушать, как связаны обитатели водоема друг с другом. Что узнали нового?

Кузнечик - лягушка - змея - еж

 

Насекомое -  земноводное - пресмыкающееся – звери

 

Высказывают свое мнение.

 

 

- Невидимые нити.

 

 

 

 

 

- Будем учиться находить связи:

• в природе;

• между природой и человеком;

• научимся изображать изученные связи.

 

Прослушивают и просматривают материал из электронного приложения к учебнику.

- целеполагание (П);

 

-проявление интереса к новому учебному материалу (Л);

 

- определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы (П);

 

- структурирование знаний (П)

V. Физкультминутка

 

Два притопа, два прихлопа,

Ёжики, ёжики.

Наковальня, наковальня,

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте,

Зайчики, зайчики.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе:

Девочки (громко), девочки (тихо).

Мальчики (громко), мальчики (тихо).

 

 

 

VI. Изучение нового материала

1)Беседа по теме.

- Отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Слайд 7

- Какие животные живут в лесу? Как связаны между собой животные и растения леса?

- Какую пользу приносят растения животным?

- Какую пользу приносят животные растениям?

- Что будет, если что-нибудь уничтожить?

- Сегодня к нам на урок пожаловала в гости Мудрая Сова. Мудрой её назвали люди за большую голову и внимательный взгляд. Давайте побольше узнаем про эту птицу.

- Сова сегодня не случайно у нас на уроке. Она просит нас разобраться: почему высохли деревья в лесу?

 

- Лес.

Ответы на вопросы.

 

Сообщение заранее подготовленных учеников.

 

Сова – хищная птица. Живет в лесистой местности, за исключением болотной совы. Сова может крутить головой в разные стороны. Глаза расположены рядом, а не по бокам, как у многих птиц. Глядит пристально, не мигая.

 

У совы отличное зрение. В самую тёмную ночь она с высоты видит притаившуюся на земле мышку.

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что сова спасёт в год 1 тонну зерна.

 

 

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи       (П);

 

- дополнение имеющихся знаний, выделение главного (П);

 

- выражение положительного отношение к процессу познания  (Л);

2) Работа по материалам учебника.

 

- Познакомимся с текстом из учебника на стр.64-65.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как бы вы озаглавили этот текст? Почему?

 

- Давайте попробуем устроить по группам перекрестный опрос по прочитанному. Это значит: одна группа задает вопрос другой группе, а та постарается на него ответить. 

- Начать вопрос предлагаю со слов: «Что будет, если,,,?»

- Какой итог всего происходящего?

 

- Кто виновник всего происходящего?

 

- О каких невидимых нитях говорится в тексте?

 

 

 

- Что можем пообещать Мудрой Сове?

Чтение текста хорошо читающими учащимися.

 

 

Варианты заголовка: Лес и человек, «Доброе» дело, Как лес людям отомстил и др.

 

Перекрестный опрос.

«Что будет, если….?»

 

 

- Итог: высохли деревья, исчез лес.

 

- Виновник происходящего лесничий.

 

- В тексте говорится о нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.

 

- Беречь все, что нас окружает. Не уничтожать все живое.

 

- умение выделять события, видеть их последовательность в произведении (П);

 

- определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы (П);

 

- формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 

- участие в обсуждении содержания (К);

 

- учёт разных мнений (К)

 

3) Создание модели.

 

- Давайте попробуем изобразить невидимые нити, о которых говориться в тексте, с помощью стрелок.

 

 

Слайд 8

 

 

-У нас получилась модель, представленная в виде записей и стрелок.

 

- Перед вами в конвертах картинки и стрелочки из голубой бумаги.

 

- Ваша задача:

 

1. Выстроить модель непрерывной нити (используем картинки и стрелки).

2. Объяснить своё решение.

3. Найти лишнее звено в нити.

 

 

 

 

Жёлуди - кабан - волк  (крокодил)

Листья - гусеница - кукушка - орёл (тюлень)

Кора дуба - короед - кукушка - ястреб (кокос)

Осина-заяц-лиса-тигр (кактус)

- Послушаем мнение представителей каждой группы и проверим правильность выполнения задания.

 

Создание модели невидимых нитей по прочитанному рассказу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-структурирование знаний (П);

 

- поиск необходимой информации из рассказа (П);

 

- построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной форме о невидимых нитях (П);

 

- действия с учётом выделенных учителем ориентиров (Р);

 

- принятие различных точек зрения (К);

 

- вступление в коллективное сотрудничество (К)

 

 

 

VII. Релаксация.

Игра-шутка.

 

- Найди ошибку в каждом предложении и исправь её.

 

Прилетели птицы – голуби, синицы, зайцы и дрозды.

Прилетели птицы - галки и стрижи, мухи и кукушки.

Прилетели птицы - совы, филины, коровы.

Прилетели птицы – сороки, синицы и рыжие лисицы.

Прилетели птицы – аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы – свиристели, снегири, разноцветные мячи.

 

 

VIII. Первичное осмысление и закрепление изученного.

- Давайте сделаем вывод, так что же такое невидимые нити?

- Приведите примеры связей по данным схемам

 

Слайд 9

 

 

Выполнение задания в тетради с.45-47 по группам с учётом вариантов.

 

Слайд 10

 

Слайд 11

Слайд 12

Делают вывод: невидимые нити – это связи, которые есть в природе.

 

Приводят примеры связей в природе.

 

 

 

 

Выполняют задание в рабочей тетради.

Объясняют и оценивают свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

- принятие другого мнения и позиции (К);

 

- анализируют свою работу, находят ошибки, устраняют причины (Р);

 

- умение определять степень успешности своей и чужой работы (Р)

Организация игры по сюжету стихотворения «Про всех на свете» Б.Заходера.

Создание эмоционального настроя.

Вопросы для обсуждения по прочитанному.

- Докажите, что человеку нужны мошки.

- Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

- Почему у кошки не лучшие детишки без мышки?

- Почему ошибкой кажется, если кто-нибудь лишним покажется?

Чтение стихотворения  из учебника хорошо читающими учениками (с.66-67-уч.)

 

 

 

Отвечают на вопросы.

- понимают значение знаний для человека и принимают его (Л)

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Чему вы научились на уроке?

 

Слайд 13

Расскажите по схеме: 

   Я знаю

   Я запомнил

   Я смог

 

Отвечают на вопросы.

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку учителя (Р);

 

- определяют своё эмоциональное состояние на уроке (Л)

 


 

Скачано с www.znanio.ru