ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира по теме «Невидимые нити»
Класс: 2
Авторы УМК: «Школа России», А.А.Плешаков
Тип урока: решение частных задач.
Структура урока:
1) Организационный момент.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Самоопределение к деятельности.
5) Изучение нового материала.
6) Релаксация. (Игра-шутка)
7) Первичное осмысление и закрепление изученного.
8) Итог урока. Рефлексия.
Тема урока. Невидимые нити.
Цель урока: формировать представления о существующей связи между живой и неживой природой; уточнить представления о связи человека с окружающей природой
Задачи урока:
образовательные:
- создание проблемной ситуации для мотивации обучающихся к учебной деятельности и формулирования ими учебной проблемы о необходимости сохранения живой и неживой природы;
- обучающимся выдвинуть версии на проблемный вопрос, определить способы поиска решения проблемы;
- помочь учащимся научиться устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
воспитательные:
- содействие воспитанию у младших школьников бережного отношения ко всему живому, что их окружает;
- формирование у обучающихся экологической культуры в ходе выполнения упражнений и творческой работы;
- воспитание умения работать в коллективе;
- совершенствовать навыки общения;
развивающие:
- учить работать с источниками информации;
- выступать перед аудиторией,
- развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
- организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.
Планируемые результаты:
предметные:
научатся:
- определять понятие «невидимые нити в природе»;
- устанавливать взаимосвязи в природе – между живой и неживой природой, растениями и животными, различными животными;
- понимать учебную задачу урокаи стремиться ее выполнять;
- работать в группе (паре), используя представленную информацию для получения новых знаний;
- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию;
- отвечать на вопросы и оценивать свои знания
метапредметные:
регулятивные - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;
познавательные - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
личностные:
- формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению;
- умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать смысл учения.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Ресурсы:
демонстрационные: раздаточный материал для групповой и парной работы;
ЭОР: презентация к уроку, электронное учебное пособие для начальной школы "Природа, человек, общество", презентация на тему «Невидимые нити» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/17;
учебные: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1); А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организацион- ный момент.
|
Убедись скорей дружок, Все достал ты на урок. Книгу, ручку и тетрадь Не забыл с портфеля взять. Слушая внимательно, Делай все старательно. |
Тихо садятся на свои места в группах, проверяют готовность всего необходимого к уроку.
|
-самоопределение; целеполагание (Р). |
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
- На каждом уроке окружающего мира мы узнаем что-то новое. Какую самую важную задачу мы решаем каждый раз, когда приходим на урок? - Вот и сегодня нас ждут новые открытия: готовы к этому? - На прошлом уроке мы работали в группах. Какие правила нужно соблюдать, работая в группе? |
Отвечают на вопросы.
-Беречь окружающий нас мир, природу.
- Уважать и прислушиваться к мнению каждого. - Не выкрикивать и не мешать. - Уметь высказать и объяснить свое мнение. |
- самоопределение (Л); - стремление к успешности в учебной деятельности (Л); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
III. Актуализация знаний. |
- Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке? - Для закрепления пройденного материала каждой группе надо выполнить задание: начнём с загадок.
1.Знаю точно, всем знакомо, Среди зелени травы Есть одно из насекомых – Ноги выше головы! Кто с листочка на травинку Быстро скачет вдоль тропинки? Кто так весело стрекочет, Рассказать о чем-то хочет? Слайд 2
2.Что за странная зверушка По дорожке скачет? И не мягкая игрушка, И не круглый мячик. У неё одни слова: Знает только «Ква, ква, ква…»
Слайд 3
3.Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел.
Слайд 4
4.Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.
Слайд 5 - Ваша задача: рассказать о каждом представителе по плану, который записан на листочках.
Примерный ответ представителей группы по плану: 1. Название группы животных. 2. Признаки этой группы животных. 3. Представители этой группы. |
Отвечают на вопрос. Просматривают презентацию. Отгадывают загадки. Работают в группе.
Группа 1. Кузнечик. Группа – насекомые. Признаки: животные, у которых шесть ног (три пары) Дополнительные признаки: у многих по три глаза на лбу, орган слуха может быть на голове, на ноге (у кузнечика) Представители: пчёлы, мухи, осы, тараканы и т.д.
Группа 2. Лягушка. Группа - земноводные. Признаки: в раннем возрасте живут в воде и дышат жабрами, потом, начинают дышать лёгкими, как и наземные животные. Дополнительные признаки: кожа тонкая и влажная, требует постоянного смачивания. Не отходят далеко от воды. Представители: жабы, тритоны, саламандры.
Группа 3. Змея. Группа - пресмыкающиеся. Признаки: кожа покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых роговые пластинки срослись с костями. Дополнительные признаки: мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде – от болот до пустынь. Представители: черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи.
Группа 4.
Ёж. Группа - звери (млекопитающиеся). Признаки: тело покрыто шерстью, выкармливают детёнышей молоком. Представители: каждый из группы называет свой пример.
|
- понимание алгоритма выполнения задания (Р); - умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя (Р);
- умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор (К);
- учёт разных мнений (К);
- развивать способность к связной логически целесообразной форме речи (К);
- ориентироваться в речевом потоке (П)
|
IV. Самоопределение к деятельности. |
- Разместите на доске карточки с названиями ваших групп и картинками тех животных, с которыми работали. Что получилось? - Думаю, не случайно эти животные образовали одну цепочку. Выскажите свое предположение: как эти животные связаны друг с другом? Что может произойти, если убрать одно звено из этой цепочки? - Прочитайте в учебнике тему сегодняшнего урока на с.64
Слайд 6
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? - Чему мы будем учиться на уроке?
- Предлагаю прослушать, как связаны обитатели водоема друг с другом. Что узнали нового? |
Кузнечик - лягушка - змея - еж
Насекомое - земноводное - пресмыкающееся – звери
Высказывают свое мнение.
- Невидимые нити.
- Будем учиться находить связи: • в природе; • между природой и человеком; • научимся изображать изученные связи.
Прослушивают и просматривают материал из электронного приложения к учебнику. |
- целеполагание (П);
-проявление интереса к новому учебному материалу (Л);
- определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы (П);
- структурирование знаний (П) |
V. Физкультминутка
|
Два притопа, два прихлопа, Ёжики, ёжики. Наковальня, наковальня, Ножницы, ножницы. Бег на месте, бег на месте, Зайчики, зайчики. Ну-ка дружно, ну-ка вместе: Девочки (громко), девочки (тихо). Мальчики (громко), мальчики (тихо).
|
|
|
VI. Изучение нового материала |
1)Беседа по теме. - Отгадайте загадку. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. Слайд 7 - Какие животные живут в лесу? Как связаны между собой животные и растения леса? - Какую пользу приносят растения животным? - Какую пользу приносят животные растениям? - Что будет, если что-нибудь уничтожить? - Сегодня к нам на урок пожаловала в гости Мудрая Сова. Мудрой её назвали люди за большую голову и внимательный взгляд. Давайте побольше узнаем про эту птицу. - Сова сегодня не случайно у нас на уроке. Она просит нас разобраться: почему высохли деревья в лесу? |
- Лес. Ответы на вопросы.
Сообщение заранее подготовленных учеников.
Сова – хищная птица. Живет в лесистой местности, за исключением болотной совы. Сова может крутить головой в разные стороны. Глаза расположены рядом, а не по бокам, как у многих птиц. Глядит пристально, не мигая.
У совы отличное зрение. В самую тёмную ночь она с высоты видит притаившуюся на земле мышку. Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что сова спасёт в год 1 тонну зерна.
|
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (П);
- дополнение имеющихся знаний, выделение главного (П);
- выражение положительного отношение к процессу познания (Л); |
2) Работа по материалам учебника.
- Познакомимся с текстом из учебника на стр.64-65.
- Как бы вы озаглавили этот текст? Почему?
- Давайте попробуем устроить по группам перекрестный опрос по прочитанному. Это значит: одна группа задает вопрос другой группе, а та постарается на него ответить. - Начать вопрос предлагаю со слов: «Что будет, если,,,?» - Какой итог всего происходящего?
- Кто виновник всего происходящего?
- О каких невидимых нитях говорится в тексте?
- Что можем пообещать Мудрой Сове? |
Чтение текста хорошо читающими учащимися.
Варианты заголовка: Лес и человек, «Доброе» дело, Как лес людям отомстил и др.
Перекрестный опрос. «Что будет, если….?»
- Итог: высохли деревья, исчез лес.
- Виновник происходящего лесничий.
- В тексте говорится о нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.
- Беречь все, что нас окружает. Не уничтожать все живое.
|
- умение выделять события, видеть их последовательность в произведении (П);
- определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы (П);
- формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- участие в обсуждении содержания (К);
- учёт разных мнений (К)
|
|
3) Создание модели.
- Давайте попробуем изобразить невидимые нити, о которых говориться в тексте, с помощью стрелок.
Слайд 8
-У нас получилась модель, представленная в виде записей и стрелок.
- Перед вами в конвертах картинки и стрелочки из голубой бумаги.
- Ваша задача:
1. Выстроить модель непрерывной нити (используем картинки и стрелки). 2. Объяснить своё решение. 3. Найти лишнее звено в нити.
Жёлуди - кабан - волк (крокодил) Листья - гусеница - кукушка - орёл (тюлень) Кора дуба - короед - кукушка - ястреб (кокос) Осина-заяц-лиса-тигр (кактус) - Послушаем мнение представителей каждой группы и проверим правильность выполнения задания.
|
Создание модели невидимых нитей по прочитанному рассказу.
|
-структурирование знаний (П);
- поиск необходимой информации из рассказа (П);
- построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной форме о невидимых нитях (П);
- действия с учётом выделенных учителем ориентиров (Р);
- принятие различных точек зрения (К);
- вступление в коллективное сотрудничество (К)
|
|
VII. Релаксация. Игра-шутка.
|
- Найди ошибку в каждом предложении и исправь её.
Прилетели птицы – голуби, синицы, зайцы и дрозды. Прилетели птицы - галки и стрижи, мухи и кукушки. Прилетели птицы - совы, филины, коровы. Прилетели птицы – сороки, синицы и рыжие лисицы. Прилетели птицы – аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы – свиристели, снегири, разноцветные мячи. |
|
|
VIII. Первичное осмысление и закрепление изученного. |
- Давайте сделаем вывод, так что же такое невидимые нити? - Приведите примеры связей по данным схемам
Слайд 9
Выполнение задания в тетради с.45-47 по группам с учётом вариантов.
Слайд 10
Слайд 11 Слайд 12 |
Делают вывод: невидимые нити – это связи, которые есть в природе.
Приводят примеры связей в природе.
Выполняют задание в рабочей тетради. Объясняют и оценивают свой ответ.
|
- принятие другого мнения и позиции (К);
- анализируют свою работу, находят ошибки, устраняют причины (Р);
- умение определять степень успешности своей и чужой работы (Р) |
Организация игры по сюжету стихотворения «Про всех на свете» Б.Заходера. Создание эмоционального настроя. Вопросы для обсуждения по прочитанному. - Докажите, что человеку нужны мошки. - Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников - Почему у кошки не лучшие детишки без мышки? - Почему ошибкой кажется, если кто-нибудь лишним покажется? |
Чтение стихотворения из учебника хорошо читающими учениками (с.66-67-уч.)
Отвечают на вопросы. |
- понимают значение знаний для человека и принимают его (Л) |
|
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
- Чему вы научились на уроке?
Слайд 13 Расскажите по схеме: Я знаю Я запомнил Я смог
|
Отвечают на вопросы. |
- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку учителя (Р);
- определяют своё эмоциональное состояние на уроке (Л) |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.