Конспект интегрированного занятия в средней группе ДОУ
на тему «Расскажи нам птица, как зимой живешь».
Цель: Формирование интереса детей среднего дошкольного возраста к зимующим птицам, к их общим признакам, пению, образу жизни.
Задачи:
Обучающие: расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;
активизировать словарь дошкольников;
закрепить умение составлять описательный рассказ по картинке.
Развивающие: развивать технические умения и навыки в работе с пластилином (пластилинография), обогащать сенсомоторный опыт дошкольников.
Воспитательные: воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции, воспитывать бережное отношение к птицам.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Просмотр видеопрезентации «Зимующие птицы», прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц», разучивание стихов про птиц, отгадывание загадок о птицах, создание коллективной композиции «Зимний лес», пластилинография «Наши пернатые друзья», совместное с родителями изготовление кормушек, разучивание динамической паузы «Птички», беседы «Что ты знаешь о птицах?», «Трудно птицам зимовать», разучивание подвижных игр «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова», наблюдение за птицами на прогулке, разучивание песни «Зимушка-зима».
Виды деятельности: Художественная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Материал: коллективная композиция «Зимний лес» (лист формата А0), пластилин красного, жёлтого, коричневого, черного цветов, стеки, доски для лепки, влажные салфетки.
Оборудование: Фортепиано, ноутбук, шаблоны птиц, птицы из кукольного театра.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1.Организационный момент.
Групповая комната оформлена в виде зимнего леса.
(Дети под музыку «змейкой» заходят в групповую комнату, становятся полукругом и исполняют песню (логоритмическое упражнение) «Зимушка-зима» муз. и сл. З.Я.Роот, с показом движений).
Что случилось за окном? Снег позёмкой вьётся, |
Боковые махи руками |
Это зимушка-зима Весело смеётся. |
Руки на поясе,”пружинки”вправо, влево |
Белая-белая, белая метелица,
|
Руки вправо,влево |
Снег кружится и метёт, |
Машем руками над головой |
По дорожкам стелется. |
Машем руками внизу |
Воспитатель: Ребята, о каком времени года вы исполнили песню? (О зиме).
А какая бывает зима? (снежная, холодная, суровая, вьюжная).
Какие зимние забавы вы знаете? (игра в снежки, лепим снежную бабу, катание на санках, коньках, лыжах).
Я предлагаю отправиться на лыжную прогулку в зимний лес.
Упражнение «Лыжи».
Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)
Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).
Звучит пьеса П.И.Чайковского «Времена года. Январь».
2. Практическая часть.
Ребята, посмотрите как красиво в лесу зимой! Сколько снега. А какой свежий и чистый воздух! Давайте,почувствуем его!
Дыхательная гимнастика: А для этого вдох делаем носиком, а выдох – ртом, не спеша.
На полу лежат листы бумаги формата А5 с изображением птичьих следов.
Воспитатель:
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Ребята, а секрет этот – загадка о птице.
1. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).
Воспитатель:
Эта птица славится своим неравнодушием к блестящим предметам. У нее в гнезде можно найти чайную ложку, фантики ,бусинки, блестящие пуговицы и даже осколки зеркала. Очень любопытная птичка. Стайки сорок, перелетающих с дерева на дерево, можно наблюдать в парках и у жилых домов. А вот в густых лесах белобоки не живут. Питаются птички ягодами, семенами растений, а также вредителями деревьев. Они очень полезные.
(Звучит аудиозапись голоса сороки, появляется сорока из кукольного театра)
Ребята, попробуйте описать внешний вид сороки: цвет головки, грудки и крыльев, какой у нее клюв, какие лапки.
Сорока «улетает» и садится на елку.
2. Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).
Воспитатель:
Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
(Звучит аудиозапись голоса воробья, появляется воробей из кукольного театра)
Ребята, попробуйте описать внешний вид воробья: цвет головки, грудки и крыльев, какой у него клюв, какие лапки.
Воробей «улетает» и садится на елку.
3. Кар-кар-кар!
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? (ворона).
(Звучит аудиозапись голоса вороны, появляется ворона из кукольного театра.)
Воспитатель: Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Живут вороны везде: в лесах, в деревнях, в городах, в садах, причем лесные вороны зимой переселяются в города. Здесь они могут найти остатки еды со стола человека. Вороны едят любую пищу; насекомых, чужие яйца, грызунов, ящериц, семена растений, листья, почки, цветы. Весь день вороны добывают еду, а ночь проводят на деревьях большими шумными стаями.
Опишите внешний вид вороны.
Ворона «улетает» и садится на елку.
4. В лесу под щебет, звон и
свист
Стучит лесной телеграфист:
Здорово, дрозд-приятель!`
И ставит подпись ... (дятел).
(Звучит аудиозапись звука, издающего дятлом, появляется дятел из кукольного театра.)
Воспитатель: Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
Опишите внешний вид дятла.
Дятел «улетает» и садится на елку.
Воспитатель: Ребята, как называются птицы неулетевшие в теплые края, которых мы встретили в лесу (зимующие).
А вот еще чьи-то следы.
5. Синяя косынка, темненькая
спинка.
Маленькая птичка
Звать её ... (синичка).
Воспитатель: Название этой птицы — синица произошло не от оперения, а от звонкого пения, оно у синички как звон колокольчика, зинь-синь-ци-ци. А еще синица, как и воробей, поедает мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. Садоводы считают синиц лучшими защитниками садов.
6. Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя
Любим птичку – (Снегиря).
Воспитатель: Снегирь - небольшая птица, чуть больше воробья, имеющая красную грудку и прилетающая к человеческому жилью лишь в зимнее время.
Ребята, а где же синицы и снегири?
(Звучат голоса синиц и снегирей. Дети идут на звук. За елкой «прячутся» синицы и снегири без оперения (шаблоны)).
Воспитатель: Что случилось?
Птицы: Мы попались в лапы хитрой лисицы и остались без перышек.
Воспитатель: Ребята, поможем птичкам обрести «одежду»?
Пластилинография «Зимующие птицы».
Этапы работы.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы». (Ирина Токмакова).
Птицы к дому подлетели |
Два больших пальца обхватывают друг друга, Остальные делают взмахи, как птица крыльями
|
На кормушку птички сели |
Держим одну ладонь параллельно груди
|
Стали зернышки клевать |
Другой рукой, большим и указательным пальчиками, соединенными вместе, ударяем по ладони
|
И головками кивать |
соединяем пальчики вместе, изображая голову птицы и делаем наклоны кистями рук
|
1. На доске – образцы снегиря и синицы. Педагог предлагает описать этих птиц. Показывает последовательность работы в технике «Пластилинография».
2. В зависимости от индивидуальных способностей детей, педагог следит за правильностью выполнения задания, оказывает помощь при необходимости, следит за аккуратностью, закрепляет знания жёлтого и красного цветов.
3. По окончании работы воспитатель проверяет чистоту рук, хвалит детей за старание.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем.
3. Динамическая пауза
«Птички».
Птички прыгают, летают, |
Дети прыгают,
«летают», |
Птички прыгают, поют, |
«поют», |
Птички крошки собирают. |
«собирают», |
Птички зёрнышки клюют. |
«клюют», |
Клювики почистили |
«чистят», |
Дальше полетели |
«улетают», |
И на место сели. |
садятся.
|
4. Заключительная часть.
Воспитатель: Смотрите какие красивые птички у нас получились. Давайте отпустим их в лес. (Дети прикрепляют птиц на картину «Зимний лес»)
- А что бы вы хотели пожелать нашим птичкам? (Чтобы они были осторожными и чаще прилетали к нам в гости).
5. Подведение итогов.
Воспитатель: О каких птицах мы сегодня говорили? Как они называются одним словом? Как можем мы помочь зимующим птицам?
Послушайте стихотворение:
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Ваши папы постарались и сделали вот такие кормушки и когда мы с вами пойдем на прогулки мы их развесим, чтобы птичкам было легче зимовать.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
2. Венгер. Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М.: « Просвещение», 2005.
3. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014
4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
5. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-64с.
6. Комарова. Т.С Изобразительная деятельность в детском саду, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение, 1982.
7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 80 с.
Конспект разработали воспитатели: Ахмадиева Н.Р.,
Вахромова О.В.
МАДОУ № 234 комбинированного вида
Московского района г.Казани
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.